детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Интегрированный урок по истории, философии, литературе: "Человек как философское понятие" : История и обществознание

ЦЕЛЬ. Представить понятие \'\'человек\'\' как многозначное понятие.

ЗАДАЧИ

  1. Дать знания о различных способах определения понятия \'\'человек\'\'.
  2. Проанализировать полученные знания с точки зрения логического понятийного анализа (объёма, содержания).
  3. Сформировать на литературном материале первоначальное умение различать лексическое и философское значение понятия \'\'человек\'\'.
  4. Развитие способностей учащихся к понятийному логическому мышлению, развитие таких качеств в мышлении как доказательность рассуждений.

ХОД УРОКА

План урока

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Представления о человеке в эпоху античности, средние века, эпоху Возрождения.
  3. Представления о человеке в XVIII-XX-х веках.
  4. Анализ понятия \'\'человек\'\' в монологе Сатина из пьесы Горького \'\'На дне\'\'.
  5. Общие выводы.

I

Особенность философии как науки – это работа с наиболее общими понятиями. Они настолько глубоки по значению, что их трудно объяснить одним-двумя словами, поэтому существует множество толкований. Таким многозначным с точки зрения философии является понятие “человек”. Человек – это ключевое понятие антропологии. Многозначность эта создавалась самим историческим временем. Сколько тысяч лет существует разумный человек, столько времени он пытается объяснить, кто он такой. Так, кто же он такой “человек”? Это мы и попытаемся выяснить сегодня на уроке.

II

Любое понятие, как учит логика, можно разделить на две части: объём и содержание. В объёме мы указываем, что это. Берёза – это дерево, комар – насекомое, а что такое человек? Первая колонка нашей схемы будет посвящена этому. В содержании понятия мы указываем отличительные признаки. Берёза – лиственное дерево, комар –кровососущее насекомое. Чем человек отличается, ещё пока не знаем. Ученики записывают тему урока и делают начало поурочной схемы.
Античное время – время богов и героев. Это время, когда человек впервые смог заглянуть внутрь себя и ужаснуться. Чему же он ужаснулся? Давайте попробуем выяснить. Идёт анализ высказываний первого задания практикума.
Человек по своей природе близок к животным, так как имеет общее происхождение, но в отличие от них человек - разумное животное. Давайте занесём сделанные нами выводы в тетрадь.

“Да, человек – животное, но ведь люди научились справляться с дикими животными. Откуда тогда такие эпитеты: самый лютый, самый опасный?

Ученики заносят в тетрадь первую часть поурочной схемы.

Человек – разумное животное”.

“1.1. Человек произошёл от …

Выслушиваем ответы ребят, обобщаем, записываем второй признак.

“1.2.Человек наделён ……………”.

Прошла эпоха античности, наступило средневековье. Поменялось в жизни людей всё: порядки, образ жизни, нравы, религия, поменялась и точка зрения на человека. Анализ второго задания. Задача учителя - подвести ответы ребят ко второй части схемы.
В средние века люди увидели в человеке две половины: душу и тело. Душа становится ареной между Богом и дьяволом. Телесность рассматривалась как источник греховного. Юродивые, отшельники начинают издеваться над своим телом, надевают на себя цепи, не моются годами, потому что тело изначально греховно. Плоть нужно умерщвлять. Ученики заносят в тетрадь вторую часть поурочной схемы.

Человек – раздвоенное существо……

2.1 Телесность человека …….”

“2.2. Душа в силу ……….”

Эпоха Возрождения отказывается от взглядов мрачного средневековья. Человек – это нечто другое.

 

Анализ высказывания третьего задания. Задача учителя - выйти на третью часть схемы. (Выделенные курсивом вопросы не разбираем)
Человек создан по образу и подобию божьему, поэтому у человека всё есть в нём самом, его способности безграничны. Человек создан по образу и подобию божьему, поэтому его тело не может быть безобразным, оно – совершенно. Скульпторы, художники не просто рисуют тело человека, они рисуют обнажённое тело, т.к. не считают его греховным, а видят в нём божественную красоту. Гуманисты учили, что задача человека раскрыть это всё в себе. Ученики заносят в тетрадь третью часть поурочной схемы.

Человек – микрокосмос……

3.1. Человек –маленькая …….”

“3.2. Его способности ……….”

Такими были представления о человеке в те далёкие времена, но, что интересно, они до сих пор актуальны. Ученики выполняют четвёртое задание практикума.

III

Эпоха просвещения стала настоящей революцией в человеческих умах. Такой взгляд на человека появился раньше самой эпохи просвещения (первые два высказывания), но сделали его популярными именно просветители. Идёт анализ высказываний из пятого задания практикума. Задача учителя - подвести ответы ребят к четвёртой части схемы.
Человек-тростник, самый слабый., но мы ведь люди не остались, лишь частью природы, почему …… Разум выделил человека из природы. Ученики заносят в тетрадь четвёртую часть поурочной схемы.

Человек – мыслящее (разумное)…

4.1. Разум выделил человека …….”

“4.2. ……….”

Вера во всесилие разумного существа не оправдала себя. Зло, несправедливость продолжают царить в обществе. Что мешает разумному существу быть до конца разумным? Ответом на этот вопрос занимал умы философов XIX, XX веков. Начались поиски нового определения человека. Но не зря же говорят, что всё новое – это хорошо забытое старое. Анализ высказываний шестого задания. Задача учеников - увидеть в высказываниях Ницше и Бердяева природную и духовную половину человека. Задача учителя подвести ответы ребят к пятой части схемы.
Ницше кое в чём согласен и с Ветхим Заветом, и со средневековой философией. Человек состоит из двух половин, но Ницше считает, что современный человек, так и продолжает жить природной половинкой, не совершенствуя духовную. Вот почему он критикует христианскую заповедь “возлюби ближнего своего”, нельзя человека любить и жалеть за то, что он не стремиться быть лучше. Уважать нужно тех людей, кто самосовершенствует себя.

Природная и духовная половина в человеке борются между собой. И если человек не развивает в себе каждый день и час духовную половину, то он способен, как пишет Бердяев, и на “великую жестокость”. Но стремиться “к великой любви” тяжело, ведь человек стремится к тому, чего нет в природе. Природа на уровне инстинктов заставляет нас сохранять свою жизнь, благополучие. Не каждому под силу преодолеть глас природы.

Ученики заносят в тетрадь пятую часть поурочной схемы.

Человек – дуалистическое …

“5.1. Человек состоит из …….”

 

 

 

“5.2. Человек распят между двумя мирами…”

Промышленная революция XIX века, революция в транспорте и технике привели к таким изменениям в жизни людей, что человек опять \'\'зауважал\'\' себя. Анализ высказываний седьмого задания. Задача учителя - подвести ответы ребят к шестой части схемы.

IV

Успехи в различных науках, в том числе и естественных, позволили человеку сделать вывод о своём происхождении, об уникальности человека как творения.

Эта уникальность превратила его из слепого орудия природы в создателя предметного мира Земли, под предметом, подразумевая, всякое творение человеческих рук.

Ученики заносят в тетрадь шестую часть поурочной схемы.

Человек – творец…

6.1. Человек – венец эволюции …”

“6.2. ……….”

XX-ый век дал миру ещё один взгляд на человека. И опять история повторяется. Такие идеи уже высказывались раньше. Анализ выделенного курсивом в третьем задании. Задача учителя - выйти к седьмой части схемы.
Такие идеи уже высказывались раньше, но почему они стали популярными только сейчас? ….. Это время становления демократии. Время, когда человек стал уважать себя не только за то, что он усовершенствует мир, но и за то, что он просто человек, человек с прирождёнными правами на жизнь, собственность, свободу. За человеком признали право на собственное мнение, на самостоятельный поступок. Ученики заносят в тетрадь седьмую часть поурочной схемы.

Человек – носитель …

“7.1. Животное запрограммировано от …”

Мы убедились, что “человек” – это многозначное понятие, что различные способы объяснения не потеряли своей актуальности и в наше время. И для подтверждения наших выводов мы с вами обратимся к пьесе Горького “На дне”. Ученики читают монолог Сатина и определяют объём понятия в каждом пронумерованном отрывке.
Животное как робот поступает в соответствии со своими инстинктами, чего не скажешь о человеке. Человек поступает так, как считает нужным, \'\'он за всё платит сам\'\'. Ученики записывают в пустую колонку первой строки фразу “Человек носитель свободной воли”
Человек- целостное, не зависимое ни от кого существо. \'\'Всё есть в человеке\'\'. Способности человека безграничны, поэтому и рождаются такие разные таланты на Земле, как Магомет и Наполеон. Всё, что ему нужно, у него есть внутри. Ученики записывают в пустую колонку второй строки фразу

Человек - микрокосмос”

Из всего живого мира разумны только люди. \'\'Существует только человек\'\'. С одной стороны, он самое совершенное создание природы, а, с другой стороны, \'\'всё остальное – дело его рук и мозга\'\'. Он созидатель всего предметного мира на Земле, поэтому человек – это звучит гордо! Ученики записывают в пустую колонку третьей строки фразу

Человек – творец”

Человек имеет две половины: природную и духовную. Жалость делает человека слабее. Ницше писал, что жалость мешает человеку стать творцом, творить в себе духовную половину. \'\'Уважать человека\'\' – значит оценивать его успехи в духовной работе над собой. Ученики записывают в пустую колонку четвёртой строки фразу

Человек – дуалистическое существо”

Признание Сатина: “Я – арестант, убийца…” Это признание в себе разумного животного. Во многих трудных ситуациях животное начало вылезает в нас наружу в виде жестокости. Но Сатин тут же признаётся, что он не хочет им быть. “Человек выше сытости”. И хотя тело подчиняется законам природы, бойтесь тех людей, кто призывает нас к одной только сытости, они призывают нас к животной жизни. Ученики записывают в пустую колонку пятой строки фразу

Человек – разумное животное”

Почему выше? Если мы соберём все объёмы понятия вместе, то получим ответ. Человек носитель свободной воли. Потому, что он – микрокосмос. В нём всё есть, он не от кого не зависит. А раз в нём всё есть, он может творить из себя всё, что угодно: и дуалистическое существо, ведущую напряжённую духовную жизнь, и разумное животное. Человеку решать, кем он будет! Он – носитель свободной воли! Учитель зачерчивает схему:

 

Сегодня мы с вами совершили небольшую экскурсию в мир философии и истории, литературы и логики. Но ответить однозначно на вопрос: “Что такое человек?” , - мы не смогли. Человек – загадка, сфинкс. В изучении его вас ждёт ещё масса открытий. Спасибо, за урок! До свиданья!

ПРИЛОЖЕНИЕ №1- схема урока

Объём <—ЧЕЛОВЕК —> содержание

1. РАЗУМНОЕ ЖИВОТНОЕ
  1. Человек произошёл от животного и во многих трудных ситуациях животное начало вылезает наружу: жестокость, жадность и т.д.
  2. Человек наделён разумом, и тем он опаснее для всех.
2, РАЗДВОЕННОЕ СУЩЕСТВО (арена борьбы)
  1. Телесность человека рассматривается как источник греховного.
  2. Душа в силу двойственности природы становится ареной борьбы бога и дьявола.
3. МИКРОКОСМОС
  1. Человек – маленькая модель мира. Всё, что ему нужно, у него внутри.
  2. Его способности безграничны, его тело совершенно. Душа и тело находятся в гармонии, содружестве.
4. МЫСЛЯЩЕЕ (разумное) СУЩЕСТВО
  1. Разум выделяет человека из природного мира.
  2. Благодаря разуму человек сформировал себя, создал культуру и язык.
5. ДУАЛИСТИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО
  1. Человек состоит из души и тела. Тело подчиняется законам природы, а душа отождествляется с сознанием (разумом).
  2. Человек распят между двумя мирами. Он стремится делать то, что противоречит его природе.
6. ТВОРЕЦ
  1. Человек – венец эволюции, самое совершенное создание природы.
  2. Человек – созидатель всего предметного мира на Земле.
7. НОСИТЕЛЬ СВОБОДНОЙ ВОЛИ
  1. Животное запрограммировано заранее при помощи рефлексов. Человек, обладая разумом и свободной волей, сам определяет свою жизнь, сам строит её.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 - ПРАКТИКУМ к теме “Человек как философское понятие”

ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте высказывания античных авторов и найдите общую идею.

  1. Человек по своей природе – животное, чистое и изящное. (Сенека Луций Анней Младший)
  2. Человек – политическое животное. (Аристотель)
  3. Злословящий – есть самый лютый из диких зверей, а льстец – самый опасный из ручных животных. (Диоген)

ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте цитату из Ветхого завета и ответьте на следующие вопросы:

И создал Господь Бог человека из праха Земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою.

  1. Что создал Бог из праха земного?
  2. Что создал Бог, “вдунув в лицо его дыхание жизни”?

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте рассуждения одного из мыслителей эпохи Возрождения Пико делла Мирандола и ответьте на следующие вопросы.

Бог сотворил человека по все соединяющему в себе образу своему и сказал ему: Мы не дали тебе ни определённого места, ни особого наследия. Все другие сотворённые существа мы подчинили определённым законам. Ты один ничем не связан, можешь брать, что хочешь, и быть по своему выбору тем, на что решишься по своей воле. Ты сам по своей воле и к своей чести должен быть собственным мастером и строителем и формировать себя из материала, который к тебе подходит. Ты свободен, можешь опуститься на низшую ступень животного мира; но можешь и подняться до высших божественных сфер. Животные обладают от рождения всем тем, чем они когда-либо будут обладать. Лишь в человеке Отец заложил семя для любой деятельности.

  1. Почему мыслители эпохи Возрождения считали, что тело человека совершенно?
  2. Почему человек может быть тем, кем он захочет?
  3. Где человек возьмёт материал для формирования в себе придуманного идеала?
  4. Все другие сотворённые существа мы подчинили определённым законам. Как языком биологии назвать такое поведение животных?
  5. Почему человек не поступает как животные?

ЗАДАНИЕ 4. Подберите объём понятия к каждому высказыванию.

  1. Человеку не избежать труда и тревоги духовной борьбы, потому что в этом состоит достоинство и богоподобие человеческого существа. (Франк)
  2. О люди! Порожденье крокодилов! (Шиллер)
  3. В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (Чехов)

Объём понятия:

А – Разумное

животное

Б – микрокосмос

В – раздвоенное

существо

ЗАДАНИЕ 5. Прочитайте высказывания эпохи Просвещения и найдите общую идею.

  1. Человек лишь тростник, самый слабый в природе, но это мыслящий тростник. (Паскаль)
  2. Человек, усердный в труде, твёрдый в невзгодах и требовательный к себе, снисходителен к людям лишь потому, что к этому его принуждает разум. (Жан де Лабрюйер)
  3. Человек – это восприимчивое, чувствующее, разумное и рассудительное существо, стремящееся к самосохранению и счастью. (Поль Анри Гольбах)

ЗАДАНИЕ 6. Прочитайте рассуждения Ницше и Бердяева о человеке, и соотнесите части высказывания с представлениями Ветхого завета о человеке.

И создал Господь Бог человека из праха Земного… …и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою.
1,3,5,7,9,11 2,4,6,8,10

Ницше писал, что в человеке соединены воедино:

  1. Тварь.
  2. И творец.
  3. В человеке есть материал: глина, грязь, бессмыслица, хаос.
  4. Но в человеке есть и творец, ваятель, твёрдость молота.
  5. Наше сострадание относится к “твари в человеке”, к тому, что должно быть сломано, разорвано, …к тому, что страдает по необходимости и должно страдать.
  6. Нужно любить не ближнего, как призывает христианство, а дальнего – того, кто, усиливаясь и преображая себя, ещё только станет человеком.
  7. Современный человек – это только путь к настоящему человеку, к сверхчеловеку
  8.  

    Бердяев писал:“Человек может познать себя … И он может это делать потому, что он двойственное и противоречивое существо:

  9. Существо богоподобное.
  10. И звероподобное…
  11. Способное к великой любви жертве.
  12. И к великой жестокости и беспредельному эгоизму…”

ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте высказывания о человеке и найдите общую идею.

  1. Человек - высший продукт земной природы. Человек – сложнейшая и тончайшая система. (И.П. Павлов)
  2. Высшее призвание человека состоит в том, чтобы не только объяснить мир, но изменить мир, сделать его лучше. (И.Мичурин)

ЗАДАНИЕ 8. Произведи анализ понятия \'\'человек\'\' в монологе из пьесы Горького “На дне”.

 

Монолог Сатина

Объём понятия

  Человек - свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за всё платит сам, и потому он – свободен!..  
  Человек – вот правда! Что такое человек? Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! Понимаешь? Это огромно! В этом – все начала и концы… Всё в человеке, всё для человека!  
  Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век!  
  Надо уважать человека! Не жалеть… Не унижать его жалостью … уважать надо! Выпьем за человека, Барон! Хорошо это… чувствовать себя человеком!..  
  Я – арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся, и оглядываются… и часто говорят мне “Мерзавец! Шарлатан! Работай!” Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми… Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек – выше! Человек – выше сытости!..  

ЗАДАНИЕ 9. Домашнее задание. Докажите тезис из знакомого вам монолога.

Тезис. Человек – вот правда.

Доказательство: дедукция, категорический силлогизм.

Аргументы

Демонстрация

  1. Правда – это:
  2. А) то, что существует в действительности;

    Б) справедливое дело, дело, ради которого и стоит жить.

  3. Человек – это единственное разумное существо, живущее на Земле, существующее действительно
  4. Императив Канта гласит: “человек всегда должен быть только целью и никогда не может быть средством”. Нельзя использовать человека, его жизнь, его здоровье ни для каких, даже самых благородных целей. Всё должно делаться во благо человека.

-1-

Всякая ПРАВДА есть (А и Б)

-2-

> Если это так, то есть А

? Если это так, то есть Б

в ЧЕЛОВЕКЕ есть (А и Б)

-3-

  1. Всякая ПРАВДА есть(А и Б)
  2. в ЧЕЛОВЕКЕ есть (А и Б)

Вывод. ЧЕЛОВЕК есть ПРАВДА

Вывод. Человек есть правда.

Литература

  1. Горький М. “На дне”. – любое издание.
  2. Губин В.Д. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Философия. – М.: Олимп, ООО “Фирма “Издательство Аст”, 1998, с. 63, 111-121, 181, 184
  3. Кириленко Г.Г., Шевцов В.Е. Философский словарь. Справочник студента. – М.: Филологическое общество “Слово”: ООО “Издательство АСТ”, 2002, с.17-18, 629-630.
  4. Красиков В.И. Философия как концептуальная рефлексия. – Кемерово, Кузбассвузиздат, 1999, с.180-187, 333-339.
  5. Краткий словарь по философии/ Под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. М.: Политиздат, 1982, с.385-386.
  6. Эти и последующие высказывания, не обозначенные сноской взяты из Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия, 2003. – Электронная версия.

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Обучение лексическим навыкам на основе поэтического текста учащихся 1–4-х классов :: Работа над техникой чтения на французском языке на начальном этапе обучения :: Берегите собственную душу! Урок внеклассного чтения по рассказу Рея Брэдбери "Вельд" :: Уроки математики в пятом классе по теме: "Дроби" по систиеме Эльконина-Давыдова в сельской школе :: Контрольные работы для проверки качества домашнего чтения литературных произведений :: Урок по литературе в 11-м классе на тему "Образ женщины в русской поэзии II половины ХХ в." :: Формирование и развитие творчески мыслящей личности на уроках литературы ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:
Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD