детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Конспект урока. Предмет: "Окружающий мир". 4-й класс. Тема: "Мы живем в Российском государстве. Государственная символика России" : История и обществознание

Цели:

  • Познакомить с символами Российского государства, его государственной символикой;
  • содействовать формированию коллективной деятельности (работа в группах);
  • способствовать развитию умения анализировать, обобщать;
  • воспитывать патриотизм, коллективизм;
  • развивать интерес к истории Родины.

Материалы и оборудование:
1. Географическая карта России;
2. Конституция РФ;
3. Дидактический материал к игре «Цветок дружбы» (лепестки с названием государств»);
4. Изображение государственных символом России в разные исторические времена: герб, флаг;
5. Портреты государственных деятелей: Иван Грозный (Иоанн IV ), Петр I , В.В. Путин;
6. Выставка рисунков на тему «Моя Родина»;
7. Аудиокассета   с записями: Г. Струве «Россия», «Государственный гимн Российской Федерации», «Интернационал», «Варшавянка»;
8. Учебник Окружающий мир. 4 класс.   Н.Ф. Виноградова, ТПО;
9. Призы участникам (календарь «Времена года», буклеты с государственной символикой, маленькие календарики).

            Класс поделен на три группы. Имеется группа экспертов (5-6 учащихся), которая в ходе урока оценивает ответы ребят, вносит дополнительные замечания, отмечает наиболее полные и правильные ответы.

Ход урока:

I. Оргмомент. Приветствие.

II. Просмотр выставки рисунков.
            Беседа:
Учитель: К этому уроку вы подготовили рисунки. Посмотрим, какие они разные, каждый по-своему великолепен. А что их объединяет?
(они посвящены Родине, родному краю)
Учитель
: Как называется наша Родина
(Россия, Российская Федерация)
Учитель
: А какое официальное название государства?
(Россия, Российская Федерация)
Учитель: Где можно найти информацию об этом?
(В Конституции РФ).
Учитель:
Что такое Конституция?
(Основной закон нашего государства)
Учитель:
Возьмите Конституцию, зачитайте.
(зачитывание статьи 1 из Конституции) .

III. Цель урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об особенностях нашего государства, его символике. Мы, как настоящие граждане государства, должны быть компетентны в этих вопросах.

IV. Основная часть.

4.1. Географическое положение России.
Учитель:
Начнем с географического положения Российского государства.
(каждой группе предлагается назвать особенности географического положения, климата, природных ресурсов. Ответы учащихся анализируются экспертами. Возможны дополнения).
Эксперт 1 (ученик): Россия – самая большая по площади страна мира (17,1 млн. км2), находящаяся на материке Евразия.
Самое глубокое озеро в мире и в России Байкал (максимальная глубина 1637м).
Самая многоводная река – Обь с Иртышем (общая длина 5410 км).
Самая высокая вершина – г.Эльбрус.
Самое жаркое лето – район Волгограда (+43о).
Самая холодная зима – Оймякон (-71о).
Самая распространенное дерево   в России – лиственница, а из лиственных – береза.
Россия имеет морские и сухопутные границы с 16 соседями, омывается 13 морями и океанами.

4.2. Дидактическая игра «Цветок дружбы».

Каждой группе предлагается собрать цветок, состоящих из лепестков, на которых написаны названия государств. Учащиеся работают в группах за партами, у доски – по 1 представителю от группы.
                  В ходе работы устанавливаются, что цветок собран из лепестков сине-бело-красного цветов, символизирующих цвета Государственного флага России /если задание выполнено верно/. Предлагаются лепестки с названиями стран: Монголия, Италия, Китай, Украина.
            Учитель: Обратите внимание на сочетание цвета в   нашем цветке. Где возможно увидеть подобное сочетание?
(На государственном флаге России)

4. 3. Символика России.

Учитель: Как любое государство, Россия имеет свои символы. Мы должны знать государственную символику как граждане нашей страны.

а) Государственный флаг.

Учитель: Начнем разговор с первого государственного символа – флага. Расположите сочетание цветов в правильной последовательности.

(учащимся предлагается расположить лепестки в правильном сочетании).
Обсуждение:
- Что означает каждый цвет на флаге?
- Где можно увидеть государственный флаг России?
- Когда он вывешивается?
- Всегда ли государственный флаг нашей Родины был в таком варианте?

Эксперты выделяют наиболее полные и правильные ответы. Вносятся дополнения.

Эксперт 2: - Сочетание бело-сине-красных цветов на флаге России появилось во времена царя Алексея Михайлович – отца Петра I .
Во второй половине XIX века государственный флаг изменил свои цвета : он стал черно – желто – белым.
Но уже к концу XIXвека Россия вернулась к бело-сине-красному флагу Россия  в то время была уже многонациональной страной, и эти цвета означали единство русских /красный/, украинцев /синий/, белорусов /белый/.
Кроме этого цвета символизируют благородство и откровенность /белый/, верность и честность /синий/, мужество, смелость, любовь/ красный/.
            В 1917 году как и многие другие символы трехцветный флаг    был заменен красным с изображением серпа, молота и пятиконечной звезды.
В 1991 году бело-сине-красный флаг вновь стал государственным флагом нашей страны.

б) Гимн государства.
Группам предлагается прослушать три аудиозаписи: «Интернационал», «Варшавянка», «Государственный гимн РФ».
Учитель:   Какое по счету произведение является гимном России? Что вы знаете о нем? Кто автор слов, музыки?
(С. Михалков, А. Александров)
Учитель: Где и когда можно услышать Государственный Гимн? Какие чувства возникают у вас при прослушивании гимна?
(торжественность, чувства гордости за Родину)
Учитель: Как нужно слушать гимн?
(стоя, в торжественном молчании).
Наиболее полные ответы отмечаются экспертами.

в) Государственный Герб Российской Федерации
Учитель: Одним из государственных символов является герб государства. Найдите изображение Российского герба.
(на доске: Герб СССР, Герб РФ, Герб города Москвы)
Эксперты выделяют наиболее ценные ответы. Вносят дополнения.
Эксперт 3: С XVII века Российский герб состоит из двух основных изображений: всадника с копьем, поражающего змея, и двуглавого орла.
            В различные исторические периоды Российский герб несколько видоизменялся. После Октябрьской революции у нашей страны был другой герб, но сейчас Россия вернулась к своим прежним символам.
Внесение дополнений, вопросы.

4.4. Кто стоит во главе государства Российского?
Учащимся предлагается рассмотреть портреты государственных деятелей и подумать, какой вклад внесли они в развитее государства.
(Иоанн IV., Петр I, Путин В.В.).
Выслушиваются ответы учащихся:
(Иоанн IV – первый русский царь, Петр I – первый русский император, Путин В.В. – нынедействующий президент России).
Эксперты выслушивают ответы. Возможны дополнения.

Эксперт 4: Первый царь
Первым царем на Руси был Иоанн IV Васильевич , прозванный Грозным. Ему было три года, когда скончался его отец.    Го сударством     стала    управлять его мать Елена. Лет через пять и она скончалась. Иоанн, на восьмом году от роду, остался круглым сиротой, без отца    и матери. Он получил очень     дурное воспитание. Об Иоанне никто не заботился, он рос заброшенным. Бояре ничему хорошему не научили его; оказывали ему неуважение, часто уни жали и оскорбляли его, иногда дразнили    и вообще об ращались с ним очень грубо. Мальчика никто не вра зумлял, никто не внушал ему чувства справедливости, сострадания, милосердия; никто не согрел его сердца любовью.
   От такого воспитания развились у Иоанна дурные черты характера: он был очень вспыльчив и жесток.
От природы Иоанн был очень умен и любознателен. Он рано стал читать книги, церковные и светские; читал он священную историю, римскую историю, русские летописи.    чтению он рано развивался. Достигши    совершеннолетия, Иоанн созвал бояр и выс шее духовенство     и объявил, что желает вступить на престол и принять титул царский. Вслед за тем он торжественно короновался в Успенском соборе и первым из    русских князей стал называться царем.

Эксперт 5: Первый император.        
            Петр I в 1721 году принял императорский титул, который носили и все его потомки. Династия Романовых.
Пётр I (1672-1725) – русский царь с 1682, с 1721 до 1725 – первый русский император. Великий государственный деятель, полководец, флотоводец, дипломат. Он активно содействовал строительству промышленных предприятий на Урале и центре страны (металлургия, судостроение, текстильная промышленность и др.). Были созданы регулярная армия, русский флот. Пётр I способствовал распространению культуры и просвещения. Он основал в 1703 году город Петербург и сделал его столицей. В области внешней политики вёл борьбу за выход к морям. Полководческий талант раскрылся в войне с Турцией и в Северной войне против Швеции. Благодаря Петру I Россия овладела жизненно необходимым побережьем Балтийского моря.
Эксперт   7: Президент России.
     Действующий президент Российской Федерации – В.В. Путин. Он же является Верховным Главнокомандующим РФ.

 

 

 

Обсуждение выступлений.
Учитель: Мы заметили, что каждый из государственных деятелей внес большой вклад в развитие государства Российского, старался и старается преодолевать возникающие в стране проблемы, сложные ситуации, которые могут возникнуть из-за того, что Россия очень огромная по своей территории страна, многонациональная, с различными укладами и устоями. Давайте прочитаем об этом статью учебника.

4.5. Работа по учебнику.
«Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова. Чтение статьи с. 149-150. Ответы на вопросы после статьи учебника

V. Домашнее задание.
К следующему уроку подготовить рассказ «Россия – многонациональное государство» (об отдельно взятой народности, традиции, национальные костюмы, национальные блюда, т.д.)
Возможно приглашение родителей.

VI. Итог урока. Рефлексия.
Подведение итогов. Награждение лучших групп памятными подарками (календарь «Времена года России», буклеты с государственными символами России, календарики.
Учитель: Что узнали? Где могут пригодиться знания? В конце урока попробуем выделить основные моменты, рассматриваемые нами:
-  Россия наша находится на материке … (Евразия).
- Она богата …, …,   (лесами, полезными ископаемыми, водными ресурсами и т.д.).
- Россия граничит с …, (с Турцией, Финляндией, Китаем, Монголией, Украиной, …).
- Национальный флаг России состоит из .., (белого, синего, красного цветов).
-  Герб состоит из элементов …(двуглавый орел, щит, Георгий Победоносец)
-  Первый царь России…(Иоанн Грозный).
- Первый император… (Петр I)
- Настоящий президент Российской Федерации… (В.В.Путин).

© Блог ВМЭШ / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Актуализация методики преподавания истории и социальных дисциплин :: Интеллектуальная игра "Гражданская война и интервенция в России" (повторительно-обобщающий урок). 9-й класс :: Театрализованное представление "Знакомство с игрушкой Дракоша" для детей старшего дошкольного возраста :: Урок — музыкальная гостиная :: История древнего мира, 5-й класс. Открытый урок. Тема: "Древняя Спарта" :: Организация процесса управления речевым материалом с помощью лексических таблиц на этапе совершенствования речевых навыков говорения :: Конспекты развивающих занятий для старших дошкольников. Из опыта работы ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Школьные занятия: Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD