детские
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Открытый урок "Мы идем во МХАТ!" : История и обществознание

Использование информационных технологий поднимает преподавание гуманитарных дисциплин на качественно иной уровень. Во-первых, увеличиваются возможности преподавателя разными способами подавать информацию, делать ее наглядной. Во-вторых, современная молодежь уже не мыслит интересного обучения без компьютера. Некоторые дисциплины, связанные с нравственно-эстетическим воспитанием, опираются на эмоциональное восприятие информации. Мультимедийный компьютер имеет целую палитру возможностей эмоционального воздействия. Но…

Но часто преподаватель-гуманитарий и компьютер – две вещи несовместные. Кроме того, каждый ученик имеет свой темп работы, свой эмоциональный порог, и никакая интерактивная программа не сможет контролировать восприятие так, как живой человек, поэтому сегодня среднестатистический преподаватель может использовать информационные компьютерные технологии только в качестве вспомогательного средства.

В данной статье рассматривается использование ИКТ в обучении на примере урока “Мы идем во МХАТ”, в котором интегрируется материал по разным дисциплинам – москвоведению, искусствоведению, театроведению, истории и общекультурным дисциплинам. Можно назвать это мероприятие беседой в рамках дополнительного образования или внеклассной работы.

С целью максимальной концентрации внимания на учителе разумным является использование мультимедийного проектора в сочетании с компьютером и видеомагнитофоном.

Цели урока:

  • подготовка учащихся к восприятию спектакля МХАТ;

  • развитие у ребят ассоциативного мышления путем выявления связей между духовным, физическим и историческим пространствами Москвы на основе пройденного материала;

  • воспитание нравственной культуры учащихся на примере жизни людей, создавших МХАТ.

Цели деятельности учащихся:

  • закрепление пройденного материала;

  • получение новой информации о русском театре рубежа XIX-XX в.в.;

  • получение необходимых сведений о МХАТе перед его посещением.

Далее излагается краткое описание урока. Моменты, связанные с использованием компьютерной техники, выделяются цветом. Слова учителя выделены курсивом. Видеофрагменты записаны в фильмотеке МИОО.

1. Организационный момент.

В начале урока учитель сообщает информацию о посещении МХАТа, раздает театральные билеты и предлагает поговорить о МХАТе.

В 1998 году весь театральный мир праздновал 100-летний юбилей театра. У каждого театра своя биография. Как появился МХАТ? Кто его создал? Что это были за люди?

2. Изложение материала урока.

2.1. Адрес театра. Прежние владельцы.

Учитель просит посмотреть на билетах адрес театра, открывает фрагмент электронной карты Москвы и просит найти на ней улицы Тверская и Большая Дмитровка, Камергерский переулок, ближайшую к театру станцию метро, определить транспортный маршрут от дома до театра и объяснить происхождение названий переулка, ставшего адресом МХАТа:

Название переулка

Происхождение названия

Спасский переулок

По Спасо-Преображенскому храму (XVII-XVIII в.в.)

Старогазетный переулок

По типографии газеты “Московские ведомости” (до начала XIX века)

Камергерский переулок (подсказка: название имеет прямое отношение к владельцу усадьбы “Кузьминки”)

По домовладельцу – одним из домов по переулку владел камергер князь С.М. Голицын (до1918 года и после 1996 года)

Проезд Художественного театра

По названию театра (с 1918 года до 1996 года)

(Ответы на вопросы появляются на экране после попытки учащихся дать правильный ответ )

Что определяло облик Москвы в XVIII-XIX в.в. и почему? Какой эпитет имела Москва XVIII века?

Учащиеся должны вспомнить, что изменение облика Москвы шло “от Москвы дворянской (усадьбы, дворцы) – к Москве купеческой и разночинной (доходные дома)”.

Каменная летопись здания МХАТа тоже может рассказать историю, типичную для Москвы.

В 1818 году здесь была усадьба князя Одоевского с шестиколонным портиком и флигелями.

Учитель рассказывает, какой архитектурный стиль был характерен для конца XVIII в.- начала XIX в. (классицизм; городская усадьба: главный дом в глубине двора, флигели, подъездная площадка и въездные ворота с пилонами по красной линии улицы)?

Затем владение перешло его племяннице – Ланской. Дальнейшая история здания связана с Римским-Корсаковым, который удалил портик и убрал разрыв главного здания с флигелями.

В каком стиле строились дома в послепожарной Москве ( московский ампир, главный дом усадьбы по красной линии улицы, ложный портик)?

В конце XIX века здание переходит в руки купцов, значит, оно должно приносить доход. В 1882 году купец Лианозов поручает архитектору Чичагову перестроить здание под театр и сдает помещение театра в аренду различным антрепренерам. Вспомните, какое известное здание в Москве он построил недалеко от Красной площади.(Бывшая Городская Дума) Последние представления в этом здании давало “Кабаре-буфф” Шарля Омона, французского гражданина из Алжира”.

2.2. Встреча в “Славянском базаре”. Открытие Московского Художественного Общедоступного театра.

Каким же образом этот “вертеп разврата” был превращен в “храм искусства”?

На каких “китах” стоит театр как храм искусства? Учитель предлагает учащимся вообразить себя создателями театра и помогает им назвать этих “китов”:

  • идея, принципы театра;

  • новая драматургия, отвечающая этим принципам;

  • режиссер и коллектив единомышленников;

  • архитектор;

  • меценаты. (Ответы появляются на экране после ответов).

Учитель открывает на экране пять фотографий: Станиславского, Немировича-Данченко, Чехова, Шехтеля, Морозова (звучит музыка). Кого из них учащиеся знают?

Началом нового театра еще за год и четыре месяца до его открытия стали неразборчивые карандашные строчки, записка, в которой художественный руководитель школы Московского Филармонического общества Владимир Иванович Немирович-Данченко просит прийти для переговоров в ресторан “Славянский базар” актера-любителя, возглавлявшего Общество искусства и литературы, Константина Сергеевича Станиславского.

Учитель просит вспомнить, кто был в Москве самым популярным и ярким городским головой, и чем он запомнился москвичам (Николай Александрович Алексеев, принадлежавший династии купцов-владельцев канительной фабрики по производству золотых и серебряных нитей; принимал деятельное участие в строительстве Мытищинского водопровода, устройстве городской канализации, строительстве десяти больниц).

Константин Сергеевич Алексеев, взявший псевдоним Станиславский, родственник знаменитого городского головы, и был тем самым актером-любителем, приглашенным на встречу в “Славянский базар”.

Встреча в “Славянском базаре” продолжалась 18 часов и обернулась революцией на театре.

Учитель просит еще раз посмотреть на фотографии: на первой изображен Станиславский (Рисунок 1), на второй – Немирович-Данченко (Рисунок 2).

   

Рисунок 1.

           

Рисунок 2.

Почему же назрела необходимость в реформе театра?

Напомнив главу “Драматурги из “Собачьего зала” книги Гиляровского “Москва и москвичи”, повествующей о том, как на сценах московских театров шли пьесы, переделанные из популярных иностранных пьес по заказу лжеавторов в расчете на вкусы зрителей, учитель предлагает прочитать на экране отрывок из книги К.С.Станиславского “Моя жизнь в искусстве”:

“Программа начинающегося дела была революционна. Мы протестовали и против старой манеры игры, и против театральности, и против ложного пафоса декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров”.

Роль режиссера была сведена к минимуму, чаще всего к тому, чтобы актеры не сталкивались на сцене. Сами актеры не имели подобающих гриммуборных, горячей пищи, мерзли в не отапливаемых помещениях.

Поэтому первостепенным вопросом из поднятых на исторической встрече в ресторане был вопрос о создании достойных условий закулисной жизни актеров. Уже тогда были намечены принципы творческой жизни театра, занесенные короткими фразами в протокол. Решено было создать театр народный, впоследствии – общедоступный (для студентов, разночинцев). Станиславский взял на себя всю режиссерскую часть, Немирович-Данченко – репертуарную политику театра и административные функции.

Прошло немного времени, и Московский Художественный Общедоступный театр начал свою жизнь. Название отразило основные устремления театра.

В октябре 1898 года Художественный театр сыграл свой первый спектакль – “Царь Федор Иоаннович” А.К.Толстого в помещении театра “Эрмитаж” (Рисунок 3).

Рисунок 3.

Учитель предлагает посмотреть видеофрагмент спектакля МХАТа “Царь Федор Иоаннович” с Москвиным в главной роли и после просмотра просит учащихся поделиться своими впечатлениями.

Обращая внимание учащихся на достоверность обстановки, костюмов, убедительную игру актеров, учитель спрашивает, где могли побывать создатели спектакля, чтобы почувствовать атмосферу конца XVI века и понять психологию героев пьесы – царя Федора Иоанновича, его шурина Бориса Годунова, царицы Ирины? Как Москва хранит память об этих исторических персонажах?

Основываясь на знаниях, полученных на уроках истории, москвоведения и во время пешеходных прогулок-экскурсий по Москве, учащиеся должны вспомнить, что в правление Федора Иоанновича и Бориса Годунова была построена стена Белого города, учреждено патриаршество на Руси, основан Донской монастырь, отлита Царь-пушка, основан – в надежде на рождение наследника – Зачатьевский монастырь в районе современных Зачатьевских переулков, построены Золотая Царицына палата в Кремле, Мариинская церковь в Новодевичьем монастыре для постриженной в монахини под именем Марии царицы Ирины.

2.3. МХАТ им. А.П. Чехова.

Создатели МХАТа объявили войну дурной театральной условности. Но на этом пути их подстерегала другая крайность – натурализм, излишняя детализация обстановки. Мог ли спектакль “Царь Федор Иоаннович” стать знаменем театра?

Учитель показывает театральную программку и билет. На них, как и над входом в театр, и на занавесе изображена чайка.

Далее учащиеся смотрят видеофрагмент спектакля МХАТ “Чайка”.

Именно со спектакля “Чайка” родился новаторский МХАТ. За два года до этого пьеса провалилась на сцене петербургского императорского театра. Манера игры не соответствовала новаторской драматургии третьего полноправного создателя МХАТа – Антона Павловича Чехова.

Учитель просит посмотреть на третью фотографию – Антона Павловича Чехова (звучит музыка). (Рисунок 4).

Рисунок 4.

Чеховская драматургия требовала от артистов решения новых задач: воссоздавать действие внутреннее, а не внешнее, раскрывать внутренний мир персонажей, оттенки их настроений. От режиссера требовалось умение угадать подтекст роли. Драматургия по определению основана на конфликте. У Чехова конфликт завуалирован, потому что персонажи вступают в конфликт не с другими персонажами, а с бытом, с текучим временем.

Чехову присущи глубокая простота, ирония, лаконизм выражения чувств и мыслей. Например, монолог Андрея из “Трех сестер” о жене первоначально был по необходимости многословен. Во время гастролей МХАТа за границей Чехов посылает Станиславскому телеграмму с просьбой заменить весь монолог Андрея тремя словами: “Жена есть Жена”.

Многим людям Чехов кажется скучным. Вот и Станиславский не понял Чехова, счел его скучным, но полностью доверился мнению Немировича-Данченко, который незадолго до того отказался от литературной премии, считая, что она по праву должна принадлежать Чехову.

Глубины чеховской драматургии Станиславский открыл во время репетиций. (Музыка заканчивается).

Спектакль “Чайка” прошел в Москве с триумфом. Учащиеся слушают отрывок из книги К.С. Станиславского “Моя жизнь в искусстве”: (На экране портрет К.С. Станиславского и его книга).

“Особенно памятен один многолюдный торжественный обед…_ А. Ф. Кони стал в позу строгого прокурора и, придав соответствующее выражение своему характерному лицу, произнес сухим, официальным тоном, обращаясь к В. И. Немировичу-Данченко ко мне:

“Подсудимые, встаньте!”

Мы послушались и поднялись с места.

“Господа присяжные,— начал свою речь Кони,— перед вами два преступника, совершивших жестокое дело. Они, с заранее обдуманным намерением, зверски убили всеми любимую, хорошо нам всем знакомую, почтенную престарелую... (после некоторой комической паузы) – рутину. (Снова серьезный тон прокурора.) Убийцы безжалостно сорвали с нее ее пышный наряд... Они выломали четвертую стену и показали толпе интимную жизнь людей; они беспощадно уничтожили театральную ложь и заменили ее правдой, которая, как известно, колет глаза” и т. д.”

Сейчас МХАТ по праву носит имя А.П. Чехова.

2.4. Храм искусства в Камергерском.

Учитель говорит, что подошло время назвать имя человека, без которого ни одна высокая идея создателей МХАТа не смогла бы осуществиться, просит посмотреть на четвертую фотографию и называет имя Саввы Тимофеевича Морозова.(Рисунок 5).

Рисунок 5.

Затем он выводит на экран два слова: “Меценат” и “меценат” и раскрывает понятие “меценат”.

Учитель обращается к учащимся как к возможным будущим меценатам и рассказывает о роли меценатства в развитии культуры. Могут ли учащиеся назвать меценатов Москвы? (Звучит музыка).

Савва Морозов окончил Московский университет, стажировался в Англии и готовился защищать готовую диссертацию в Кембридже. Жизнь его была драматична. Будучи потомственным купцом-мануфактурщиком, миллионером, он увлекся гуманистическими идеями, стал заниматься улучшением условий жизни рабочих на своих фабриках, помогать революционерам, за свой счет отстроил новое здание Художественного театра и буквально содержал его первое время, работал в театре электриком, работником сцены. Его мать не смогла смириться с тем, что миллионы уходят из семьи неизвестно куда, и объявила сына психически несостоятельным, не способным отвечать за производство. Из-за этого, а также из-за неудач в личной жизни (можно рассказать об отношениях с Горьким и Андреевой) Савва Морозов в Германии застрелился.

Далее учитель предлагает попробовать назвать последнего создателя МХАТа. Он был другом Чехова и в молодости подписывал свои рисунки к рассказам Чехова – “Ф.Ш.” или “Финь Шампань”. Вторая подсказка – на экране. Учащиеся смотрят фрагмент из фильма “Шехтель в Москве”, в котором веером появляются знаменитые здания, построенные Шехтелем. Какие здания знакомы учащимся? Как называется их архитектурный стиль?

Наверняка, учащиеся узнали построенные Федором Осиповичем Шехтелем в стиле ампир здания Ярославского вокзала, дом Морозовых, дом Рябушинского.

На месте Художественного театра был когда-то, по словам Станиславского, “вертеп разврата”. Помещение и фасад здания полностью отвечали его назначению: шик, богатство, броскость, свет.

Перед Федором Осиповичем Шехтелем (Рисунок 6), “певцом модерна”, стояла задача организовать духовное пространство театра, отвечающее его назначению, и ввести в него зрителя.

Рисунок 6.

В этом высшая, по словам Шехтеля, цель архитектуры. Шехтель считал, что архитектура постоянно окружает человека и воздействует на его душу. Как Шехтель претворил эти идеи , рассказывает его внук, артист Танков (на экране идет видеофрагмент фильма “Шехтель в Москве”).

2.5. МХАТ им А.М.Горького.

Сезон 1902 года открылся в новом и уже постоянном помещении спектаклем по пьесе Горького “Мещане”. Кого называли “мещанами” москвичи в XVII веке?

“Мещане” – от польского слова “място” – город. Район современных Мещанских улиц (карта Москвы) был заселен “мещанами” – выходцами из Польши и Белоруссии, не пожелавшими после окончания Русско-Польской войны вернуться на родину; впоследствии – горожане низшего разряда).

Кого называл “мещанами” Горький (расширение понятия)?

С драматургией Горького на сцену пришел новый герой с требованием для человека новой жизни.

Драматургия Горького потребовала перехода от чеховского лиризма, тонкой психологической нюансировки к интонации приподнятой, открыто гражданственной.

Вот почему в советское время МХАТу было присвоено имя Горького.

Учитель предлагает посмотреть видеофрагмент спектакля МХАТ “На дне” с Качаловым в роли Барона.

В какой район Москвы повел Гиляровский Станиславского и художника спектакля Симова посмотреть на “типажи” пьесы? Что и откуда известно учащимся об этом районе (“Москва и москвичи” Гиляровского, пешеходная экскурсия в район Ивановской горки)?

Хитров рынок в районе Ивановской горки и Кулишек начал строить владелец усадьбы (угол Подколокольного переулка и Бульварного кольца) Хитрово (место на карте). Трактиры, ночлежные дома Хитрова рынка стали пристанищем преступной Москвы. Один из владельцев этих заведений, Кулаков, - отец Лидии Кашиной, есенинской Анны Снегиной.

Учитель зачитывает отрывок из книги “Моя жизнь в искусстве”, где Станиславский описывает напряженнейший момент посещения ночлежки, когда Симов неосторожно выразился о достоинствах поддельного векселя, (на экране – портрет Гиляровского).

“…Боже! Что тогда поднялось! …Посыпались ругательства, схватили – кто бутылку, кто табурет, замахнулись, ринулись на Симова… Одна секунда – и он не уцелел бы. Но тут бывший с нами Гиляровский крикнул громоподобным голосом пятиэтажную ругань, ошеломив сложностью ее конструкции не только нас, но и самих ночлежников. Они остолбенели от неожиданности, восторга и эстетического удовлетворения. Настроение сразу изменилось. Начался бешеный смех, аплодисменты, овации, поздравления и благодарности за гениальное ругательство, которое спасло нас от смерти или увечья…

Главный же результат экскурсии заключался в том, что она заставила меня почувствовать внутренний смысл пьесы.

“Свобода – во что бы то ни стало!” - вот ее духовная сущность. Та свобода, ради которой люди опускаются на дно жизни, не ведая того, что там они становятся рабами” (Рисунок 7).

Рисунок 7.

2.6. Система Станиславского и театр XX века.

Постепенно в процессе творческого эксперимента складывалась знаменитая система Станиславского, которая определила пути развития мирового театра. Вот основные положения этой системы.

  • тема всех спектаклей – жизнь человеческого духа;

  • рождение из правды жизни сценической правды;

  • искусство перевоплощения в противовес царившему на театре искусству представления (знаменитое “Не верю!” Станиславского);

  • учение об ансамбле как основе спектакля;

  • учение о сверхзадаче и сквозном действии, ведущем зрителя к основной идее спектакля;

  • искусство подтекста;

  • метод физических действий, самая поздняя разработка Станиславского (чисто технический прием вызывания нужного самочувствия у актера путем произведения конкретных физических действий. Например, в спектакле “Бег” по Булгакову Станиславский сажал Книппер-Чехову на спинку дивана, чтобы физическое неудобство позы родило у артистки ощущение неудобства, неприкаянности покидающих страну людей).

Каждая эпоха создает памятники культуры, которые выражают наиболее полно основные идеи своего времени. Таким явлением культуры, возвестившем о праве человека на свободу и счастье, стал Художественный театр (на экране – здание МХАТ).

С ним человечество вошло в XX век. Отныне на театре МХАТ стал точкой отсчета.

3. Закрепление материала и подведение итогов.

Учитель тезисно повторяет, в чем заключался вклад каждого из создателей МХАТа, напоминает адрес театра и спрашивает, стоило ли возвращать переулку старое название Камергерский или лучше было оставить название “Проезд Художественного театра”.

За обликом города стоит его душа. Учащимся предстоит туда заглянуть. Для того, чтобы свидание стало успешным, было проведено это занятие.

Последнее обращение к компьютеру – озвученный отрывок из статьи В.Б.Белинского “О театре” (с музыкальным сопровождением):

“Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?..

В самом деле, - видеть на сцене всю Русь, с ее добром и злом, с ее высоким и смешным, слышать говорящими ее доблестных героев, вызванных из гроба могуществом фантазии, видеть биение пульса ее могучей жизни… О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!..”

Литература.

  1. Вл. Гиляровский. Москва и москвичи. Московский рабочий, 1956.
  2. К.С. Станиславский. Моя жизнь в искусстве. “Искусство”. М.-Л. 1941.
  3. П.А. Марков. В Художественном театре. Изд. ВТО, М., 1976.
  4. В. Топорков. К.С. Станиславский на репетиции. “Искусство”, М., 1950.
  5. Е.И. Кириченко. Большая Садовая, 4. “Московский рабочий”, М., 1989.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Урок по технологии "Упражнения по выполнению строчек на промышленной швейной машине" :: Использование тестовых заданий для проверки знаний учащихся по образовательной области "Технология" :: "Пришла Коляда! Здравствуй, Коляда!" :: Стилизация в геометрической резьбе ::
Warning: include(/home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/list86.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include(/home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/list86.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include(): Failed opening '/home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/list86.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php70') in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20
Тема урока: "История русского костюма" ::
Warning: include(/home/u190093/somalicruises.ru/www/sitemap/list.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 31

Warning: include(/home/u190093/somalicruises.ru/www/sitemap/list.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 31

Warning: include(): Failed opening '/home/u190093/somalicruises.ru/www/sitemap/list.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php70') in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 31
Авторская программа по художественному труду учащихся младшего и среднего школьного возраста "Бабушкинская шкатулка" ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list18.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 44

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list18.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 44

Warning: include(): Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list18.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php70') in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 44
Организация конкурса секретарей ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана : География

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD