детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Мультимедийный урок истории по теме: "Огненная дуга" : История и обществознание

Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями и формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией – одна из целей современного образовательного процесса. Применение компьютера на уроке оправдано прежде всего при большой индивидуализации работы учащихся. Любая форма работы над исторической темой с использованием персонального компьютера на рабочем столе ученика имеет преимущества перед традиционными формами уроков уже потому, что обладает гораздо большими возможностями предъявления ученикам наглядных, документальных и справочных материалов.

Урок рассчитан на 1 час изучения материала в 9 классе общеобразовательной школы .

Цели урока.

  • Образовательная: сформировать знания о завершении коренного перелома в Великой Отечественной войне. Познакомить с основными событиями Курской битвы, показать военное искусство советского командования, героизм солдат. Определить значение Курской битвы.
  • Развивающая: формировать умения анализировать, делать выводы, сравнивать, работать с источником; формировать навык самостоятельно добывать информацию, используя компьютер;
  • Воспитательная: воспитывать чувства патриотизма, гордость за свой народ.

Эпиграф:

В привычных сумерках суровых
Полночным залпом торжества,
Рукоплеща победе новой,
Внимала матушка-Москва.

А. Твардовский

1. Вводное слово. Мы продолжаем изучать один из самых тяжелых периодов в истории нашей страны– Великую Отечественную войну. На прошлом уроке разобрали Сталинградскую битву, которая положила начало коренному перелому в ходе войны. Сегодня мы прочтем еще одну страницу в истории Великой Отечественной войны. Предметом сегодняшнего разговора является Курская битва. Цель данного урока – рассмотреть завершение коренного перелома, познакомиться с основными событиями Курской битвы, определить значение. Но прежде я позволю себе вернуться несколько назад, в 1942 год. (Слайд1,2)

2. Проверка домашнего задания.

Вопрос: Чем он был знаменателен?

Ответ: Произошла Сталинградская битва, окончившаяся блестящей победой Советской Армии. Померк миф о непобедимости германского оружия.

Вопрос: Назовите дату ВОВ.

Ответ: 22 июня 1941 – 9 мая 1945.

Вопрос: Назовите этапы войны.

Ответ: 22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г. – начальный этап; 19 ноября 1942 г. – конец 1943 г. – период коренного перелома; 1944 г. – 9 мая 1945 г. – завершающий этап.

Вопрос: Назовите основные события начального этапа.

Ответ: Стратегическая инициатива у немцев, отступление советских войск, немцы заняли Белоруссию, Прибалтику, Украину. Битва за Москву. Начало обороны Сталинграда.

Вопрос: Что такое коренной перелом в ходе войны?

Ответ: Переход стратегической инициативы от немецкой армии к советской.

Вопрос: Какие битвы явились результатом коренного перелома?

Ответ: Сталинградская и Курская битвы.

3. Изучение нового материала

(Рассказ ведется с использованием карты) Попробуйте определить, где могли начать наступление немцы, где более предпочтительно главное наступление 1943 года, на которое поставлено так много в судьбе войны.

(Учащиеся называют цифры, которыми отмечена вся протяженность линии фронта, и определяют, что очень “соблазнителен” участок Советской Армии у Курска, который далеко вдается в расположение немецких войск).

Вопрос: Что надеялись получить немцы? На что рассчитывали?

Ответ: - укрепить дух немецкого народа; прибавить немецкому солдату веру в победу; взять реванш за проигрыш под Сталинградом.

Немцы операцию назвали “Цитадель”, что означает “крепость”. И это придумано, верно: нет стен, зубцов башен, рвов, но то, что ждало русских на этом участке – действительно напоминало крепость. Важность данной операции для Гитлера подтверждается и тем, что к 1943 году немецкая промышленность дала армии новую технику: самолеты, танки, пушки. Противник старался сохранить в тайне свои планы. Но советская разведка узнала о планах наступления заранее – сведения были полные. Но что делать? Начать наступление и сорвать удар или ждать пока враг соберет силы? Маршал Г.К.Жуков предложил организовать жесткую оборону, сосредоточив противотанковую самоходную артиллерию, авиацию против танковых клиньев фашистов, выбить их, а после этого перейти в решительное наступление. (Слайд 3) Была создана глубоко эшелонированная оборона: минные поля, окопы, траншеи. В подготовке к предстоящим сражениям принимало участие и население прифронтовых областей .(Проецируются кадры “Население роет траншеи”, слайд 4)

Если я на поле ратном,
Испустив предсмертный стон,
Упаду в огне закатном
Вражьей пулею сражен,
Если ворон, словно в песне.
Надо мною круг замкнет,-
Я хочу, чтоб мой ровесник
Через труп шагнул вперед.
Пусть ускорит он походку
Среди выжженной травы,
Пропотевшую пилотку
Не снимая с головы.
И, зажав винтовку твердо,
Отомстит за смерть мою,
За страдания народа
И за Родину свою!

(К. Симонов)

В 2 часа 20 минут 5 июля 1943 года Советская Армия открыла огонь.

Это произошло внезапно для немецкого командования, поэтому в их частях царила растерянность, неспособность к быстрому реагированию. Немецкая армия сразу понесла большие потери в артиллерии. Через 2 часа немцы упорядочили войска. В 5 ч. 30 мин. немецкая пехота и танки двинулись на наши позиции.

Огненная дуга! Битва, не имеющая себе равных в истории. Битва, развернувшаяся на громадной территории- Орел, Курск, Белград. Здесь мы превзошли врага не только в героизме, но и в технике. Не помогли гитлеровцам ни “тигры”, ни “фердинанды”, ни “пантеры”. Героизм проявлял каждый советский солдат. (Слайд 5)

Если я на поле ратном, Испустив предсмертный стон, Упаду в огне закатном Вражьей пулею сражен, Если ворон, словно в песне. Надо мною круг замкнет,- Я хочу, чтоб мой ровесник Через труп шагнул вперед. Пусть ускорит он походку Среди выжженной травы, Пропотевшую пилотку Не снимая с головы. И, зажав винтовку твердо, Отомстит за смерть мою, За страдания народа И за Родину свою!

Автор этих строк не профессиональный поэт, а воин, лейтенант Владимир Чугунов. В одном из боев Курского сражения 5 июля 1943 года, поднимая бойцов в атаку, он погиб смертью храбрых. (Слайд 6)

Лейтенант И.Кожедуб – сбил 6 самолетов.

Старший лейтенант А.Горовец – в одном бою сбил 9 юнкеров, ни до него ни после него никто этого не делал. Горовец совершил то, что в авиации теоретически считалось невыполнимым и невозможным.

Теперь обратим свое внимание на карту военных действий. Наступление немцев на наши позиции с севера в районе Понырей вклинилось на глубину 10-12 км, с юга – в районе Прохоровки от 30 до 35 км. Советскими войсками командовали генерал Попов, маршалы Баграмян, Рокоссовский, Ватутин, Малиновский.

Немецкие войска возглавили г-фм Клюге (нем. – “умный”), Людель, Манштейн (нем. “человек – камень”), Гудерман – т.е. цвет немецкого командования.

В деревне Прохоровка сошлись с обеих сторон 1200 танков. (Слайд 7)

“Итак, утром 12 июля две лавины танков встретились и прошли в боевом порядке одна в одну как проходят в промежутки зубья двух гребней. Сравнение с гребнями, однако, не дает представления о той страшной энергии, с которой встретились противники. Все вокруг, на многие километры – закрутилось вихрем. Ревели моторы, скрежетали гусеницы, били пушки, взрывались снаряды и кипели ненавистью сердца. Столкновение танков, наверное, правильнее было сравнить со столкновением двух клубков картечи, посланных с огромных пушек навстречу друг другу. Два клубка слились в один, чрезвычайно большой, и до самой ночи этот огромный клубок крутился, обжигая землю, сжигая самого себя. Сначала с обеих сторон танкам помогали артиллерия и авиация. Но вскоре пушки и самолеты вышли из дела: снарядом, бомбой можно было попасть в свой танк, так перемешались советские и немецкие машины. Артиллерия и авиация теперь действовали на флангах битвы, нанося удары по резервам, которые спешили к бою. Танки то сходились на близкие дистанции, то расходились, намереваясь попасть один одному в борт. Когда выходила из строя танковая пушка или кончались снаряды, танкисты шли на таран. Стальные машины сталкивались с неимоверным грохотом. С зияющими пробоинами в броне с сорванными гусеницами и башнями горели сотни танков. Поднимались столбы густого дыма и постепенно разливались в воздухе. Боеприпасы, которые были внутри охваченных пламенем танков взрывались, и огромные языки пламени, тысячи искр летели во все стороны. Башни с грохотом падали на землю. Об отступлении, о выходе из боя никто не думал: ни наши, ни гитлеровцы. Враг бился жестко, умело, свирепо”.

Битва на рельсах.

Особенностью Курской битвы было участие партизан, хотя они и находились далеко в лесах под Брянском (раньше его называли Дебрянск, т.е. дебри, глушь). Партизаны пускали эшелоны с немецкой техникой под откосы. Из-за этого немцы вынуждены были перебрасывать свою технику и живую силу только днем, пуская вперед дрезину. “Рельсовой войной” - так называли в штабе действия партизан.

(На экране кадр “Первый салют в Москве”, слайды 9,10)

Из приказа Верховного Главнокомандующего ( в чтении диктора Юрия Левитана в фонозаписи):

Сегодня, 5 августа, войска Брянского фронта при содействии с флангов войск Западного и Центрального фронтов в результате ожесточенных боев овладели городом Орел. Войска Степного и Воронежского фронтов сломили сопротивление противника и овладели городом Белгород. Тем самым разоблачена легенда немцев о том, что будто бы советские войска не в состоянии вести летом успешное наступление. Сегодня, 5 августа, в 24 часа столица нашей Родины Москва будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим Орел и Белгород, 12 артиллерийскими залпами из 120 орудий… Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу нашей Родины!

Смерть немецким оккупантам! Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И.Сталин. 5 августа 1943 года.

Среди участников в боях на Курской дуге был и уроженец деревни Белое Озеро, учитель ветеран Белоозерской школы - Холоднов Василий Степанович (воспоминания ветерана фронтовика), (слайд 8).

Родился в 1918 году, член КПСС с 1951 года. Участвовал в Великой Отечественной войне в 1942-1943 гг., в боях на Курской дуге. Работал директором Белоозерской восьмилетней школы в 1972–1979 годах. Окончил заочно Чувашский государственный пединститут в 1952 году.

Итак, битва выиграна. Каково же значение этого события? Значение Курской битвы. (Ответы учащихся…Советская армия еще в середине России, еще много отделяет ее от Германии, но уже произошел в ходе второй мировой войны коренной переворот. Последняя попытка Германии наступать – закончилась провалом. Вырос авторитет СССР среди стран-союзниц. Победа под Курском способствовала освобождению левобережной Украины в начале ноября. ) Английский премьер-министр Черчилль до самой смерти не уставал подчеркивать, что он первый враг коммунизма, но как политик он в те дни сказал: “Три великие битвы за Курск, Орел, Харьков, все проведенные на протяжении трех месяцев, ознаменовали крах немецких армий на Восточном фронте”.

4. Закрепление материала Что такое коренной перелом в ходе войны? Почему считается, что коренной перелом в ходе войны окончательно произошел после Курской битвы? В чем заключается значение и каковы последствия Курской битвы для обеих сторон? Решение тестов

1. Важнейшей причиной срыва плана немецкого наступления в Курской битве является:

1) предупреждающий удар советской артиллерии;
2) вступление в бой резервных сибирских дивизий;
3) окружение основной массы немецких войск;
4) удар партизанских соединений в тыл немцев.

2. В ходе какой битвы произошло крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной войны:

1) Битвы за Москву;
2) Сталинградской битвы;
3) Курской битвы;
4) Битвы за Берлин.

3. Курская битва завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, так как:

1) стратегическая инициатива окончательно перешла в руки Красной Армии;
2) гитлеровцы вывели свои войска из Прибалтики;
3) фашистская Германия потерпела первое крупное поражение;
4) весной 1943 г. был открыт Второй фронт.

5. Домашнее задание: продолжить заполнение таблицы “Основные военные операции Великой Отечественной войны”.

Дуга огненная.ppt

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Математическая игра в 8-м классе: "Счастливый случай" :: Математика в картинках :: Программа объединения дополнительного образования "Проба пера" :: Внеклассное занятие: "Праздник картошки" :: Интегрированный урок истории с математикой "Как царь Алексей Михайлович с математикой подружился" :: Мой любимый динозавр ( My Pet Dinosaur ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Детская/Детские кровати от 3 лет/Матрасы / Столлайн / Матрас Престиж-Монпелье 1000x2000 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Самостоятельная работа "Строение атома и атомного ядра". 9-й класс

В работе проверяются знания о строении атома и атомного ядра, умения работать с информацией, представленной в виде связного текста физического содержания, решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD