детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Цикл игр-занятий "Письмо в большой мир" (проектная деятельность в ДОУ) : Работа с дошкольниками

Благодаря системе комплексных игр-занятий "Письмо в большой мир" есть возможность избежать перегрузки детей, так как дети не замечают, как организованная часть занятия перетекает в свободную игру. Стремление заниматься разными видами деятельности, желание попробовать себя в разных сферах – это и есть широта интересов ребенка, которую формирует педагог посредством комплексных интегрированных занятий.

Все занятия строятся, исходя из интересов детей, и они лишены жесткой регламентации, а темп общегрупповой работы – произвольный.

Этапы работы над проектом.

1. Подготовительный:

а) Беседа о планете Земля.

в) Сочинение и отправка писем животным.

2. Основной:

а) Условия составления ответных писем.

в) Поступление писем и последующая работа по их содержанию.

3. Заключительный:

а) Анализ проделанной работы.

в) Разработка других циклов игр-занятий на основе приобретенного опыта.

1.

а) На подготовительном этапе проводятся беседы с детьми о нашей планете Земля, о многообразии животного и растительного мира, о роли человека в сохранении природы.

В беседах следует заострить внимание детей на то, что в природе нет животных и растений ненужных, лишних, а уничтожение животного и растительного мира может привести к гибели всего человечества.

Педагогу важно во время беседы создать такое эмоциональное настроение, какое позволит детям откликнуться и начать рассказывать о тех живых существах, которые их интересуют, и они хотят о них узнать еще больше.

А когда дети начинают задавать всевозможные вопросы о животных, то тогда педагог предлагает детям задать эти вопросы непосредственно интересующему их живому существу, т.е. написать ему письмо.

Мотивированная таким образом детская деятельность становится более результативной, и будет способствовать развитию способностей каждого ребенка в группе.

в) Каждый ребенок с помощью взрослых (педагогов, родителей) сочиняет письмо тому животному, которое его интересует. По предложению педагога ребенок рисует животное, которому адресуется письмо и свой портрет. Каждый конверт с рисунками ребенка и его письмом запечатывается и подписывается педагогом. Письма детей собираются, и вся группа во главе с педагогом идет на почту отправлять корреспонденцию. (По договоренности с работниками почты.) Отправка писем может быть объединена с экскурсией на почту и знакомством с ее работой.

Одним из главных условий этих игр-занятий является предельная достоверность на всех их этапах. Дети должны поверить в происходящее, и из этого вытекают следующие требования к работе педагога:

- умение верить в игру и играть,

- понимать ребенка и уметь подчеркнуть его индивидуальность,

- способность принять ребенка таким, каков он есть,

- терпение и терпимость,

- артистизм,

- умение вовлечь в воспитательно-образовательный процесс семью.

Первый этап работы заканчивается отправкой писем, а затем наступает второй, самый ответственный этап работы, требующий от педагога концентрации всех его возможностей. Педагогу предстоит работа по составлению ответных писем детям от имени живых существ, и эту работу нельзя затягивать, так как дети живут ожиданием ответа.

2.

а) Текст ответного письма содержит информацию об образе жизни, повадках животного и природных условиях его существования, что и дает ответы на интересующие ребенка вопросы. В письмо включаются просьбы-задания от имени животного для ребенка и его друзей. Текст сопровождается дидактическим и раздаточным материалами, имеющими разносторонний характер. Например:

- графический диктант

- опыты-эксперименты

- чтение известных детям слов

- рисование различными методами (штрихом, графикой)

- аппликация

- поделки по типу оригами

- задания математического содержания

Содержание писем – личное творчество педагога!

в) Письма в группу "приходят" с учетом плана воспитательно-образовательного процесса. Обязательное условие – письма доставляются "почтальоном". Дети должны верить игре.

Все письма сугубо индивидуальны, но дети так устроены, что если что-то и пришло им  лично, все равно это надо прочитать для всех. Это прекрасно, потому что дает возможность   педагогу построить воспитательно-образовательный процесс так, чтобы вовлечь всех детей в работу по письму.

Так как письмо составляется педагогом таким образом, чтобы в работе над ним было задействовано несколько видов деятельности, то по этому все в этот день (как правило, письмо доставляется во время завтрака или сразу после него) подчинено работе над письмом.

В этой работе особенно привлекательна совместная деятельность педагогов, детей и их родителей (сочинить сказку и зарисовать ее, склеить сундучок, сделать кормушку для птиц и т.п.).

Все письма с детскими работами остаются в группе и находятся в доступном месте. Каждый ребенок в любое время может изучать содержимое конвертов (поделки из бумаги, рисунки, иллюстрации, схемы, географические карты и т. д.), причем дети неоднократно просят перечитать им письма и опять слушают их с большим интересом.

Продолжительность второго этапа не ограничена строгими временными рамками. Несомненно, она зависит от количества детей в группе, от количества наработанного материала, и самое главное, будет ли эта работа вызывать интерес у детей.

Краткое содержание некоторых игр-занятий проведенных по письмам детей в подготовительной к школе группе:

Тема игры-занятия

Виды деятельности

Цели и задачи

Письмо из чащи леса от Волка-Волчищи. 1.Познавательное развитие:

- чтение и беседа по письму Волка.

Вызвать у детей симпатию и интерес к представителю дикой природы.
2.Речевое развитие:

- рассказывание педагогом украинской народной сказки "Жил-был Волк".

Познакомить детей со сказкой, как жанром устного народного творчества.
3.Продуктивная деятельность

- рисование методом штриха.

Создание художественного образа Волка. Развитие мелкой моторики руки.
Письмо от Белочки. 1.Познавательное развитие:

- чтение и беседа по письму из леса от Белочки.

Помочь детям запомнить отличительные особенности образа жизни лесного зверька.
2.Математическое развитие:

- работа с геометрическими формами.

Закрепление знаний геометрических фигур и развитие воображения.
3.Продуктивная деятельность:

-создание образа животного методом аппликации из готовых геометрических форм.

Учить детей составлять предметы из готовых геометрических форм и располагать их на листе бумаги.
4.Прорисовка по клеточкам (елочки, грибочки, шишки ). Подготовка руки к письму.
Письмо из Африки от Слона-Слоновича. 1.Познавательное развитие:

-чтение письма, изучение географической карты, глобуса.

Знакомство детей с представителем дикой природы жарких стран и его образом жизни.
2.Творческая игра "Цирковые артисты". Модулирование типичных школьных ситуаций по обучению счету, рисованию и формирование произвольности поведения.
3.Продуктивная деятельность:

- рисование слона по образцу и зарисовка карандашом.

Развитие художественного вкуса и умение держать учебную задачу.
Письмо из леса, из норы около раскидистой сосны от Лисички-Сестрички. 1.Познавательное развитие:

- чтение и беседа по письму Лисы

- опыт "Кучерявый парень"

Показать создание художественного образа Лисы-хитрюги, как следствие образа жизни хищника.

Показать, какие условия необходимы для прорастания семян горчицы.

2.Математическое развитие:

- составление арифметических задач.

Развитие логического мышления.
3.Продуктивная деятельность:

- рисование карандашом графическим методом.

Развитие умения составлять узор из завитков, крючков, кружков. Развитие произвольности движения руки.
Письмо из леса у озера от Снегиря-Красавца. 1.Познавательное развитие:

- чтение и беседа по письму

- опыт "Снежные чудеса"

Знакомство с пернатыми и с образом жизни мигрирующих птиц.

Развитие внимания и наблюдательности.

2.Продуктивная деятельность:

- рисование красками

- конструирование по типу "оригами"

Учить изображать новую позу птицы – птица сидящая на ветке.

Развитие мелкой моторики руки и пространственного воображения.

Письмо из Тихого океана от Дельфина-Дельфиновича. 1.Познавательное развитие:

- чтение письма и работа с глобусом

Дать понятие о мировом океане и познакомить детей с подводным царством.
2.Продуктивная деятельность:

- конструирование подводного царства из бросового и природного материала

Учить создавать из подручного материала задуманную конструкцию. Учить детей участию в совместной работе.
3.Продуктивная деятельность:

- рисование рыбок

Развитие умения поэтапного изображения и использования разнообразной цветовой гаммы.
Письмо из глухой деревни от собаки-дворняжки. 1.Познавательное развитие:

- чтение и беседа по письму

Формирование представления о собаке как о верном и бескорыстном друге
2.Речевое развитие:

- заучивание загадок про собаку

Развитие образного мышления детей.
3.Продуктивная деятельность:

- конструирование по типу "оригами"

Развитие мелкой моторики руки и пространственного воображения.
Письмо с опушки леса от Зайки-Зазнайки. 1.Познавательное развитие:

- чтение и беседа по письму

Знакомство с образом жизни зайца-русака и его повадками.
2.Обучение детей грамоте:

- работа по книге-игре

Звуковой анализ слова. Графическое изображение предложения. Активизация речи детей. Закрепление умения чтения знаковых слов.
3.Продуктивная деятельность:

- рисование зайцев по клеточкам

Подготовка руки к письму.

3.

а) Проанализировав работу по циклу игр-занятий, можно утвердительно сказать, что перед педагогом открывается возможность попробовать свои силы в индивидуально-ориентированном подходе в организации воспитательно-образовательного процесса, который позволяет решить следующие задачи по развитию и воспитанию детей:

- успешная подготовка к обучению в школе,

- умение творчески подойти к любому делу,

- умение сочувствовать и сопереживать всему живому,

- экологическое воспитание,

- мотивация в формировании таких черт характера, как доброта, чуткость, отзывчивость.

б) Такие циклы можно разработать и на другие темы. Письма можно писать, например людям редких профессий (космонавтам, полярникам, водолазам и т.п.), и все виды деятельности детей и занятия построить на этой основе.

Используемая литература:

Н.Рыжова "Наш дом – природа".

Журнал "Дошкольное воспитание" №7 2000г.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Урок-игра "Птицы Якутии" :: Элективный курс «Диковины грибного царства» :: Урок-конференция "Сердца, отданные науке" :: Сельскохозяйственная продуктивность природных зон Русской равнины (домашняя практическая работа) :: «Живой» урок-праздник «Рождество Христово» :: Яна+Янко, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Компьютерные столы/Столы/Для комнат/Компьютерные столы / Мэрдэс / Стол компьютерный Мэрдэс ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Общая и моторная плотность урока
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD