детские
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Социально-психологическая подготовленность воспитателя к взаимодействию с родителями : Работа с дошкольниками

Цели: повышение педагогического мастерства воспитателей, формирование умения предвидеть результаты своих поступков, овладение искусством общения. Формирование умения общаться с родителями

План:

“Кувшин наших эмоций”: три основных правила “активного слушания”

-Признаки правильного понимания ребенка

-Чувства ребенка (самостоятельная работа)

Что нам мешает слушать ребенка?

-Я – сообщение

-Самостоятельная работа

Решение педагогических ситуаций

Конспект консультации.

Концентрация внимания слушателей, объединение общей идеей. Упражнение “Три слова”: берутся три слова, несвязанные между собой по смыслу, надо составить как можно больше предложений, включающих эти слова; можно менять падежи, дополнять другими словами.

1 вариант: мама, дочь, книга;

2 вариант: телевизор, ребенок, книга;

3 вариант: взрослый, ребенок, карандаш.

ПРАВИЛА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ.

Педагогическое общение – это… (вопрос к педагогам) система взаимодействия педагога с детьми с целью познания их, оказания воспитательного воздействия, формирования благоприятного микроклимата.

Главное условие успешного общения с людьми – это…(вопрос к педагогам)

хорошее знание людей, умение проникнуть в их душевное состояние, понять их эмоциональное состояние, умение разобраться в причинах эмоций.

По определению психологов различают шесть основных видов эмоций. Какие? Какие самые неприятные? Гнев, злоба, агрессия. Эти чувства можно назвать разрушительными – они разрушают и самого человека, его психику, здоровье; его взаимоотношения с окружающими.

Представим “кувшин” наших эмоций – рис.1 (переработка “сосуда” В.Сатир; II , III , IV части кувшина “закрыты” и открываются по мере необходимости).

Рис. 1

В I- самой верхней его части – гнев, злоба, агрессия. Подумайте, а от чего возникает гнев? Психологи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно… Гнев – чувство вторичное, а происходит он от переживаний другого рода, таких как (открывается II часть кувшина на рисунке) боль, обида, страх. Успешное общение – это понимание причин возникновения эмоций второго ряда “кувшина наших эмоций”.

Педагогические ситуации:

-Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний сын в слезах: “Он отнял мою машинку…”

-Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель: “Больше я туда не пойду!..”

Ваша реакция?

Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, когда ему больно, стыдно, страшно…первое, что нужно сделать – дать ему понять, что вы знаете о его переживаниях, СЛЫШИТЕ его. Надо внимательно его выслушать! Лучше всего сказать, что, по-вашему, мнению, чувствует сейчас ребенок, желательно назвать по имени его чувство.

АКТИВНО СЛУШАТЬ РЕБЕНКА – ЗНАЧИТ ВОЗВРАЩАТЬ ЕМУ В БЕСЕДЕ ТО, ЧТО ОН ВАМ ПОВЕДАЛ, ПРИ ЭТОМ, ОБОЗНАЧИВ ЕГО ЧУВСТВА.

В I ситуации:

Ребенок: "Он отнял мою машинку!"

Мама: "Тты очень огорчен и рассержен на него…"

Во II ситуации:

Сын: "Больше я туда не пойду!"

Отец:  "Ты больше не хочешь идти в школу…"

Но! Что мы обычно говорим в таких ситуациях?! “Ну, ничего, поиграет и отдаст”, “Как это ты не пойдешь в школу?!” Этими словами мы оставляем ребенка наедине с его переживаниями! И ребенок после этого считает (и правильно!),  что его переживания не важны для взрослого!

ЧТО ОН САМ НИКОМУ НЕ НУЖЕН!

КАК ПРАВИЛЬНО АКТИВНО СЛУШАТЬ РЕБЕНКА?

1 – если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом, важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне, (контакт глаз); присядьте, притяните к себе ребенка, подойдите или придвиньте к нему свой стул. Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате. Ваше положение, ваша поза – первые и самые важные сигналы о том, что вы готовы его слушать.

2 – если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросов, желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

Ребенок: "Не буду играть с Пашей!"

Взрослый: "Тты на него обиделся."

3 – полезно повторять, делать паузы, а потом обозначить его чувства.

Боль, обида, страх возникают у человека …(открывается III часть кувшина на рисунке) от неудовлетворенных потребностей быть любимым, быть принятым, быть признанным. За любым негативным переживанием мы всегда найдем какую-нибудь нереализованную потребность.

Самостоятельная работа: перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу “чувства ребенка” В левой колонке прочтите описания ситуаций и напишите какие, по вашему мнению, ребенок испытывает чувства.

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш ответ

1.(Образец) “Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель, и из него все высыпалось”.

2.(ребенку сделали укол, плачет): “Доктор плохой!”

3.(Старший сын – маме): “Ты всегда ее защищаешь, говоришь “маленькая, маленькая, а меня никогда не жалеешь!”

4.”Сегодня на уроке математики я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись!”

5.(Ребенок роняет чашку, та разбивается): “Ой!!! Моя ча-а-шечка!”

6.(Влетает в дверь): “Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!”

7.”Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма!”.

Огорчение, обида

Ты очень расстроилась, и было очень обидно

ЧТО НАМ МЕШАЕТ СЛУШАТЬ РЕБЕНКА?

Психологи проанализировали общение родителей с детьми и выделили типы АВТОМАТИЧЕСКИХ ответов родителей и вообще взрослых (рис.2)

Рис. 2

- Приказы, команды – сейчас же престань! Убери на место! Марш в кровать! Вынеси ведро! Замолчи!

Разумеется, дети бурчат, обижаются, упрямятся. Почему? Ребенок слышит нежелание взрослого вникнуть с его проблему, понять его чувства.

- Предупреждения, угрозы – если ты не прекратишь плакать, я уйду! Если…я возьму ремень! Если…станет еще хуже! Не придешь вовремя – пеняй на себя!

Угрозы бесчисленны и неэффективны: у ребенка в этот момент и так неприятности; дети привыкают к угрозам и приходится выдумывать еще более страшные наказания.

- Мораль, проповеди – ты должен вести себя хорошо! Ты должен уважать старших! Каждый человек должен трудиться!

О моральных нормах надо беседовать в спокойной обстановке!

- Критика, выговоры, обвинения – давайте проследим, что обычно слышат наши дети в течении дня в детском саду, дома: “Вставай! Сколько можно повторять! Быстрее одевайся! Посмотри, как у тебя заправлена рубашка…Гулять не пойдешь, пока…” умножьте эти высказывания на количество дней, недель, лет, в течение которых ребенок все это слышит…Получится огромный багаж отрицательных впечатлений о себе, да еще от самых близких для него людей!

Ребенку постоянно приходится доказывать СЕБЕ И ВЗРОСЛЫМ, что он чего-то стоит!

Безусловно, принимать ребенка – значит любить его не за то,

что он красивый, умный, способный, отличник, помощник…

А ПРОСТО ЗА ТО, ЧТО ОН ЕСТЬ!

(открывается IV часть кувшина на рисунке 1)

Верджиния Сатир, американский терапевт, писала:

“Обнимать ребенка надо несколько раз в день, четыре объятия совершенно необходимы просто для того, чтобы выжить, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день!”. (Открывается V часть кувшина на рисунке.)

В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношений к нам близких. У маленького ребенка нет внутреннего зрения, его образ себя строится извне, окружающие, в первую очередь родители, строят его! Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.

РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

Цель – что стоит за видимыми эмоциями?

-Дочь возвращается домой очень поздно, и мать встречает ее гневным выговором. Что стоит за этим гневом?

-Ребенок сердится на доктора, который сделал ему укол. Здесь легко увидеть, как гнев возникает от физической боли. Бывает и так, что мы учим детей сердиться, когда они больно ушибаются, например, побить этот “противный стул”.

-Старший брат постоянно нападает на младшего, которого, как ему кажется, родители “больше любят”. Его агрессия – результат невысказанной боли и обиды.

-Дочь не желает …(делать уроки, мыть посуду, ложиться спать) – и вы сердитесь. Отчего? Скорее всего, от досады, что ваши воспитательные усилия остаются безрезультатными.

Понимать потребности ребенка, принимать их и отвечать им своими действиями –

значит активно слушать ребенка.

Развить эту способность у родителей - задача педагогов ДОУ.

Удачи Вам, и душевного благополучия!

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Положение о "Книге почета" :: "Метод проектов" как элемент технологии при профессиональной подготовке учащихся профиля "Оператор ЭВМ" :: Ток-шоу "Властелин вкуса" :: Классный час "Я и мое внимание" :: Аутентичные тексты немецкого культурного центра им. Гете на уроках немецкого языка в младших классах :: Агент Джонни Инглиш (Johnny English 3), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Мебель/Детская/Детские комнаты/Комнаты для подростков / Advesta / Гарнитур для детской Extreme ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: Not a directory in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such device in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

1 сентября, в День Знаний, уроки должны быть особенными, запоминающимися и задающими тон на весь учебный год!

Социально-психологическая подготовленность воспитателя к взаимодействию с родителями : Работа с дошкольниками

Цели: повышение педагогического мастерства воспитателей, формирование умения предвидеть результаты своих поступков, овладение искусством общения. Формирование умения общаться с родителями

План:

“Кувшин наших эмоций”: три основных правила “активного слушания”

-Признаки правильного понимания ребенка

-Чувства ребенка (самостоятельная работа)

Что нам мешает слушать ребенка?

-Я – сообщение

-Самостоятельная работа

Решение педагогических ситуаций

Конспект консультации.

Концентрация внимания слушателей, объединение общей идеей. Упражнение “Три слова”: берутся три слова, несвязанные между собой по смыслу, надо составить как можно больше предложений, включающих эти слова; можно менять падежи, дополнять другими словами.

1 вариант: мама, дочь, книга;

2 вариант: телевизор, ребенок, книга;

3 вариант: взрослый, ребенок, карандаш.

ПРАВИЛА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ.

Педагогическое общение – это… (вопрос к педагогам) система взаимодействия педагога с детьми с целью познания их, оказания воспитательного воздействия, формирования благоприятного микроклимата.

Главное условие успешного общения с людьми – это…(вопрос к педагогам)

хорошее знание людей, умение проникнуть в их душевное состояние, понять их эмоциональное состояние, умение разобраться в причинах эмоций.

По определению психологов различают шесть основных видов эмоций. Какие? Какие самые неприятные? Гнев, злоба, агрессия. Эти чувства можно назвать разрушительными – они разрушают и самого человека, его психику, здоровье; его взаимоотношения с окружающими.

Представим “кувшин” наших эмоций – рис.1 (переработка “сосуда” В.Сатир; II , III , IV части кувшина “закрыты” и открываются по мере необходимости).

Рис. 1

В I- самой верхней его части – гнев, злоба, агрессия. Подумайте, а от чего возникает гнев? Психологи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно… Гнев – чувство вторичное, а происходит он от переживаний другого рода, таких как (открывается II часть кувшина на рисунке) боль, обида, страх. Успешное общение – это понимание причин возникновения эмоций второго ряда “кувшина наших эмоций”.

Педагогические ситуации:

-Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний сын в слезах: “Он отнял мою машинку…”

-Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель: “Больше я туда не пойду!..”

Ваша реакция?

Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, когда ему больно, стыдно, страшно…первое, что нужно сделать – дать ему понять, что вы знаете о его переживаниях, СЛЫШИТЕ его. Надо внимательно его выслушать! Лучше всего сказать, что, по-вашему, мнению, чувствует сейчас ребенок, желательно назвать по имени его чувство.

АКТИВНО СЛУШАТЬ РЕБЕНКА – ЗНАЧИТ ВОЗВРАЩАТЬ ЕМУ В БЕСЕДЕ ТО, ЧТО ОН ВАМ ПОВЕДАЛ, ПРИ ЭТОМ, ОБОЗНАЧИВ ЕГО ЧУВСТВА.

В I ситуации:

Ребенок: "Он отнял мою машинку!"

Мама: "Тты очень огорчен и рассержен на него…"

Во II ситуации:

Сын: "Больше я туда не пойду!"

Отец:  "Ты больше не хочешь идти в школу…"

Но! Что мы обычно говорим в таких ситуациях?! “Ну, ничего, поиграет и отдаст”, “Как это ты не пойдешь в школу?!” Этими словами мы оставляем ребенка наедине с его переживаниями! И ребенок после этого считает (и правильно!),  что его переживания не важны для взрослого!

ЧТО ОН САМ НИКОМУ НЕ НУЖЕН!

КАК ПРАВИЛЬНО АКТИВНО СЛУШАТЬ РЕБЕНКА?

1 – если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом, важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне, (контакт глаз); присядьте, притяните к себе ребенка, подойдите или придвиньте к нему свой стул. Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате. Ваше положение, ваша поза – первые и самые важные сигналы о том, что вы готовы его слушать.

2 – если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросов, желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

Ребенок: "Не буду играть с Пашей!"

Взрослый: "Тты на него обиделся."

3 – полезно повторять, делать паузы, а потом обозначить его чувства.

Боль, обида, страх возникают у человека …(открывается III часть кувшина на рисунке) от неудовлетворенных потребностей быть любимым, быть принятым, быть признанным. За любым негативным переживанием мы всегда найдем какую-нибудь нереализованную потребность.

Самостоятельная работа: перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу “чувства ребенка” В левой колонке прочтите описания ситуаций и напишите какие, по вашему мнению, ребенок испытывает чувства.

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш ответ

1.(Образец) “Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель, и из него все высыпалось”.

2.(ребенку сделали укол, плачет): “Доктор плохой!”

3.(Старший сын – маме): “Ты всегда ее защищаешь, говоришь “маленькая, маленькая, а меня никогда не жалеешь!”

4.”Сегодня на уроке математики я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись!”

5.(Ребенок роняет чашку, та разбивается): “Ой!!! Моя ча-а-шечка!”

6.(Влетает в дверь): “Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!”

7.”Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма!”.

Огорчение, обида

Ты очень расстроилась, и было очень обидно

ЧТО НАМ МЕШАЕТ СЛУШАТЬ РЕБЕНКА?

Психологи проанализировали общение родителей с детьми и выделили типы АВТОМАТИЧЕСКИХ ответов родителей и вообще взрослых (рис.2)

Рис. 2

- Приказы, команды – сейчас же престань! Убери на место! Марш в кровать! Вынеси ведро! Замолчи!

Разумеется, дети бурчат, обижаются, упрямятся. Почему? Ребенок слышит нежелание взрослого вникнуть с его проблему, понять его чувства.

- Предупреждения, угрозы – если ты не прекратишь плакать, я уйду! Если…я возьму ремень! Если…станет еще хуже! Не придешь вовремя – пеняй на себя!

Угрозы бесчисленны и неэффективны: у ребенка в этот момент и так неприятности; дети привыкают к угрозам и приходится выдумывать еще более страшные наказания.

- Мораль, проповеди – ты должен вести себя хорошо! Ты должен уважать старших! Каждый человек должен трудиться!

О моральных нормах надо беседовать в спокойной обстановке!

- Критика, выговоры, обвинения – давайте проследим, что обычно слышат наши дети в течении дня в детском саду, дома: “Вставай! Сколько можно повторять! Быстрее одевайся! Посмотри, как у тебя заправлена рубашка…Гулять не пойдешь, пока…” умножьте эти высказывания на количество дней, недель, лет, в течение которых ребенок все это слышит…Получится огромный багаж отрицательных впечатлений о себе, да еще от самых близких для него людей!

Ребенку постоянно приходится доказывать СЕБЕ И ВЗРОСЛЫМ, что он чего-то стоит!

Безусловно, принимать ребенка – значит любить его не за то,

что он красивый, умный, способный, отличник, помощник…

А ПРОСТО ЗА ТО, ЧТО ОН ЕСТЬ!

(открывается IV часть кувшина на рисунке 1)

Верджиния Сатир, американский терапевт, писала:

“Обнимать ребенка надо несколько раз в день, четыре объятия совершенно необходимы просто для того, чтобы выжить, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день!”. (Открывается V часть кувшина на рисунке.)

В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношений к нам близких. У маленького ребенка нет внутреннего зрения, его образ себя строится извне, окружающие, в первую очередь родители, строят его! Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.

РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

Цель – что стоит за видимыми эмоциями?

-Дочь возвращается домой очень поздно, и мать встречает ее гневным выговором. Что стоит за этим гневом?

-Ребенок сердится на доктора, который сделал ему укол. Здесь легко увидеть, как гнев возникает от физической боли. Бывает и так, что мы учим детей сердиться, когда они больно ушибаются, например, побить этот “противный стул”.

-Старший брат постоянно нападает на младшего, которого, как ему кажется, родители “больше любят”. Его агрессия – результат невысказанной боли и обиды.

-Дочь не желает …(делать уроки, мыть посуду, ложиться спать) – и вы сердитесь. Отчего? Скорее всего, от досады, что ваши воспитательные усилия остаются безрезультатными.

Понимать потребности ребенка, принимать их и отвечать им своими действиями –

значит активно слушать ребенка.

Развить эту способность у родителей - задача педагогов ДОУ.

Удачи Вам, и душевного благополучия!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD