детские
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Технология интегрированных занятий по лечебной физической культуре в рамках программы "Школа 2000—2100" : Работа с дошкольниками

Соавтор: Гладкова О.А. преподаватель физической культуры.

Коррекция двигательных нарушений средствами лечебной физической культуры является важным направлением учебно-воспитательного процесса, поскольку движение неотделимо от познания окружающего мира, овладения речью, развития познавательной деятельности и воспитания личности ребенка.

Объектом нашей работы является адаптивная технология курса программ “Школа 2100” в условиях непрерывного образования детей с нарушениями в развитии. Появилась потребность в разработке программы лечебной физической культуры по взаимосвязи с другими курсами программ “Школа 2100”. Исследование предполагало интеграцию двух технологий: адаптивной физической культуры и курса программ “Школа 2100”. В концептуальном обосновании предусматривалось решение коррекции двигательных нарушений и коррекции познавательной сферы через физические упражнения, во взаимодействии с педагогами, включая их, тем самым, в процесс исследования, так как результаты планируется получать в двух направлениях: адаптивной физической культуре и интеллектуально-познавательной сфере.

Адаптивная физическая культура реализует широкий комплекс педагогических задач. Многообразие физических упражнений, варьирование методических приемов позволяют формировать у детей знания и умения, касающиеся не только самого предмета знаний – физических упражнений, но и смежных дисциплин, являющихся неотъемлемой частью единого педагогического процесса (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, математических способностей и др.). Учитывая интегрированный характер воздействия на процесс коррекционной работы с детьми нашего учреждения, на занятиях адаптивной физической культуры параллельно закрепляются соотнесения и усвоения цвета, формы различных предметов, их размеров. Тематика занятий педагогов физического воспитания согласовывается в течение всего учебного года с логопедами, воспитателями, психологами, музыкальными руководителями, врачами (в случае необходимости).

Принципиальной новизной разрабатываемого нами методического подхода являются средства физической культуры, которые способствуют развитию ребенка в сфере воспитания и усвоению интеллектуальной информации, пространственно – временной ориентации, реакции на изменения ситуации, оперативного решения задач.

В основу опытно-экспериментальной работы положена гипотеза, которая заключается в том, что если осуществлять единство лечебной физической культуры по адаптивному варианту с курсами программ “Школа 2100”, то это позволит улучшить двигательную память, скорректировать двигательные навыки. В конечном итоге обеспечит интеграцию детей с нарушениями в развитии в массовую школу.

Определили цель и задачи опытно-экспериментальной работы: адаптировать технологию интеграции и адаптивной физической культуры к курсу программы “Школа2100”. Повысить уровень усвоения этой программы.

Практическая значимость опытно – экспериментальной работы заключается в выявлении наиболее эффективных средств коррекции двигательных нарушений у детей. Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются реализацией комплекса методов, соответствующим цели и задачам, сочетанием количественного и качественного подходов при обработке полученных данных.

Методы экспериментальной работы:

Теоретический анализ комплексной программы “Школа 2100” парциальных программ.

Педагогический эксперимент.

Диагностические методы и статическая обработка данных.

Специальное (коррекционное) учреждение посещают дети с поражениями опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы. У них наблюдаются двигательная расторможенность, повышенная возбудимость, расстройство внимания, замедленный темп и объем восприятия, слабое развитие памяти, неустойчивость психо-эмоциональной сферы. Коррекция таких нарушений требует применения специальных методов и приемов, предусмотренных программой лечебной физкультуры.

Для решения коррекционной работы на занятиях ЛФК детей с нарушениями поделили на подгруппы А, Б, В. Формирование групп осуществлялось по показаниям врачей – специалистов и уровню физической подготовленности (по данным медико-педагогического обследования). В группу А были определены дети имеющие первую группу здоровья, средний, или выше среднего, уровень физической подготовленности; группа не статична, предполагается перевод в группу Б, если ребенок продолжительное время не посещает учреждение, по показаниям врачей – специалистов, по динамике физических качеств. Группу Б – посещают дети, имеющие 2,3 “ группу здоровья”, средний, или ниже среднего уровня физической подготовленности, по показаниям врачей – специалистов (диагноз). Группа Б, также как и группа А, не статична предполагается перевод в группу А или В. В группу А - при хорошей динамике физических качеств и по показаниям врачей – специалистов. В группу В при слабой динамике физических качеств, по показаниям врачей – специалистов. В группе В дети занимаются индивидуально, по показаниям врачей – специалистов, имеющие “группу здоровья” 2,3, низкий уровень физической подготовленности; эти дети могут посещать занятия в группе Б после улучшения динамики физических показателей и по показаниям врачей – специалистов.

Концептуальное направление коррекционной работы в одной подгруппе детей может осуществляться в области лечебной физкультуры, в другой – в области эрготерапии (сенсорно - система терапия) или в области психофизиологии.

Одним из направлений является формирование адекватного двигательного восприятия и подготовка к функционированию опорно-двигательного аппарата на нейрофизиологической основе. В области эрготерапии используем сенсорную интегративную терапию, основой которой является стимуляция тактильной, вестибулярной и проприоцептивной систем ребенка. Если данные концепции развития находят свое применение в лечебной практике, то психомоторный подход, целью которого является гармоничное развитие личности посредством тренировки и приобретения разнообразного опыта в двигательной деятельности и в области восприятия, используется в педагогических целях.

Важное место в развитии способностей детей с нарушениями ОДА и ЦНС в сфере “восприятия” и “движения” занимают интегрированные занятия. Так как вид, объем, способ восприятия и сенсорные возможности ребенка тесно связаны с движением, моторикой и рефлексами, то необходимо развивать индивидуальные способности детей, создавая соответствующие ситуации посредством которых:

  • моторика и сенсорика должны развиваться в единстве;
  • внутренняя базальная стимуляция должна осуществляться тактильно, кинестетически и вестибулярно, т.е. с помощью осязания, скольжения, раскачивания;
  • многообразные сенсорные ощущения выступают главным средством накопления опыта о предмете.

Наряду с вышеперечисленными направлениями, на занятиях физическими упражнениями учитывается проявление психической деятельности ребенка. Замедленный темп, малый объем восприятия, нарушение механической памяти (это касается словесного материала), неустойчивое внимание, речевая деятельность развита недостаточно, эмоционально-волевая сфера неустойчива.

Коррекция этих нарушений требует применения специальных методов и приемов, предусмотренных программой обучения. В процессе физкультурно-оздоровительной работы сосредоточили внимание на индивидуальных особенностях каждого ребенка. Придерживались следующих принципов:

Принцип диагностирования: учет основного диагноза, медицинские показания и противопоказания, особенности психических и личностных качеств, уровень физической подготовленности; учитывали педагогическую диагностику по уровню усвоения программного материала.

Принцип дифференциации и индивидуализации: объединили детей по подгруппам и выявили детей для занятий индивидуально. Цель индивидуализации – создание условий максимального роста личности ребенка.

Принцип коррекционно-развивающей направленности: цель которой не только коррекция двигательных функций, но и на развитие познавательной деятельности, речи, внимания, памяти, психофизических и координационных способностей средствами адаптивной физической физкультуры.

Принцип адекватности означает, что поставленные задачи, выбор средств, методов коррекционной работы соответствуют функциональному состоянию ребенка.

Принцип оптимальности - не допускать физических и психических перегрузок, а физические упражнения должны оказывать стимулирующее воздействие на организм ребенка.

Принцип вариативности – использовать на занятиях не только физические упражнения, но и создавать условия для их выполнения, воздействуя на сенсорные ощущения, речь (используя речитативы во время выполнения упражнений), мелкую моторику (пальчиковую гимнастику и др.), интеллект (игры со счетом, выстраивание слов и др.).

Принцип микросоциума - оказывать влияние на развитие личности ребенка через физкультурно-оздоровительные занятия, так как движение всегда активизирует психические, интеллектуальные возможности ребенка, формируя в нем определенные отношения к себе, к окружающим.

Мы разработали совместно с воспитателями примерное планирование программного материала по курсу программ “Школа 2100” во взаимодействии с лечебно-коррекционной программой для детей, начиная со 2 младшей группы (приложение 5).

Используя в эксперименте данное планирование, принципы, средства, методы адаптивной ФК, мы получили ожидаемые результаты в двух направлениях: адаптивная ФК и интеллектуально-познавательная сфера.

У детей, участвовавших в эксперименте, улучшились психические процессы, активизировалось внимание, память, мышление, речь. Интегративные занятия ЛФК, во взаимодействии с курсами программы “Школа2100”, обеспечили психо-эмоциональное благополучие детей.

Успешная реализация данного эксперимента на протяжении 3-х лет позволяет сделать выводы:

  1. Коррекционное направление адаптивной ФК с проблемными детьми во взаимодействии с курсами программ “Школа 2100” обеспечивает физическое, познавательное, коммуникативное, речевое развитие детей.
  2. Обучение детей с нарушениями в развитии по адаптивной ФК и курсами программ “Школа 2100” в условиях с/к/НШДС – это эффективный путь к успешной интеграции детей в массовую школу.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Познание учеников класса по теме: "Столбчатые диаграммы" :: Внеклассное мероприятие по математике :: Нетрадиционные советы педагогов — путь к совершенствованию педагогического мастерства :: Сценарий презентации училища :: Урок по теме «Животноводство» (А.А. Плешаков "Окружающий мир"). 3-й класс :: Кошки-мышки ( Tag ), 2018 :: Кровати без ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Птичье гнездо Модель 381 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such device in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

1 сентября, в День Знаний, уроки должны быть особенными, запоминающимися и задающими тон на весь учебный год!

Технология интегрированных занятий по лечебной физической культуре в рамках программы "Школа 2000—2100" : Работа с дошкольниками

Соавтор: Гладкова О.А. преподаватель физической культуры.

Коррекция двигательных нарушений средствами лечебной физической культуры является важным направлением учебно-воспитательного процесса, поскольку движение неотделимо от познания окружающего мира, овладения речью, развития познавательной деятельности и воспитания личности ребенка.

Объектом нашей работы является адаптивная технология курса программ “Школа 2100” в условиях непрерывного образования детей с нарушениями в развитии. Появилась потребность в разработке программы лечебной физической культуры по взаимосвязи с другими курсами программ “Школа 2100”. Исследование предполагало интеграцию двух технологий: адаптивной физической культуры и курса программ “Школа 2100”. В концептуальном обосновании предусматривалось решение коррекции двигательных нарушений и коррекции познавательной сферы через физические упражнения, во взаимодействии с педагогами, включая их, тем самым, в процесс исследования, так как результаты планируется получать в двух направлениях: адаптивной физической культуре и интеллектуально-познавательной сфере.

Адаптивная физическая культура реализует широкий комплекс педагогических задач. Многообразие физических упражнений, варьирование методических приемов позволяют формировать у детей знания и умения, касающиеся не только самого предмета знаний – физических упражнений, но и смежных дисциплин, являющихся неотъемлемой частью единого педагогического процесса (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, математических способностей и др.). Учитывая интегрированный характер воздействия на процесс коррекционной работы с детьми нашего учреждения, на занятиях адаптивной физической культуры параллельно закрепляются соотнесения и усвоения цвета, формы различных предметов, их размеров. Тематика занятий педагогов физического воспитания согласовывается в течение всего учебного года с логопедами, воспитателями, психологами, музыкальными руководителями, врачами (в случае необходимости).

Принципиальной новизной разрабатываемого нами методического подхода являются средства физической культуры, которые способствуют развитию ребенка в сфере воспитания и усвоению интеллектуальной информации, пространственно – временной ориентации, реакции на изменения ситуации, оперативного решения задач.

В основу опытно-экспериментальной работы положена гипотеза, которая заключается в том, что если осуществлять единство лечебной физической культуры по адаптивному варианту с курсами программ “Школа 2100”, то это позволит улучшить двигательную память, скорректировать двигательные навыки. В конечном итоге обеспечит интеграцию детей с нарушениями в развитии в массовую школу.

Определили цель и задачи опытно-экспериментальной работы: адаптировать технологию интеграции и адаптивной физической культуры к курсу программы “Школа2100”. Повысить уровень усвоения этой программы.

Практическая значимость опытно – экспериментальной работы заключается в выявлении наиболее эффективных средств коррекции двигательных нарушений у детей. Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются реализацией комплекса методов, соответствующим цели и задачам, сочетанием количественного и качественного подходов при обработке полученных данных.

Методы экспериментальной работы:

Теоретический анализ комплексной программы “Школа 2100” парциальных программ.

Педагогический эксперимент.

Диагностические методы и статическая обработка данных.

Специальное (коррекционное) учреждение посещают дети с поражениями опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы. У них наблюдаются двигательная расторможенность, повышенная возбудимость, расстройство внимания, замедленный темп и объем восприятия, слабое развитие памяти, неустойчивость психо-эмоциональной сферы. Коррекция таких нарушений требует применения специальных методов и приемов, предусмотренных программой лечебной физкультуры.

Для решения коррекционной работы на занятиях ЛФК детей с нарушениями поделили на подгруппы А, Б, В. Формирование групп осуществлялось по показаниям врачей – специалистов и уровню физической подготовленности (по данным медико-педагогического обследования). В группу А были определены дети имеющие первую группу здоровья, средний, или выше среднего, уровень физической подготовленности; группа не статична, предполагается перевод в группу Б, если ребенок продолжительное время не посещает учреждение, по показаниям врачей – специалистов, по динамике физических качеств. Группу Б – посещают дети, имеющие 2,3 “ группу здоровья”, средний, или ниже среднего уровня физической подготовленности, по показаниям врачей – специалистов (диагноз). Группа Б, также как и группа А, не статична предполагается перевод в группу А или В. В группу А - при хорошей динамике физических качеств и по показаниям врачей – специалистов. В группу В при слабой динамике физических качеств, по показаниям врачей – специалистов. В группе В дети занимаются индивидуально, по показаниям врачей – специалистов, имеющие “группу здоровья” 2,3, низкий уровень физической подготовленности; эти дети могут посещать занятия в группе Б после улучшения динамики физических показателей и по показаниям врачей – специалистов.

Концептуальное направление коррекционной работы в одной подгруппе детей может осуществляться в области лечебной физкультуры, в другой – в области эрготерапии (сенсорно - система терапия) или в области психофизиологии.

Одним из направлений является формирование адекватного двигательного восприятия и подготовка к функционированию опорно-двигательного аппарата на нейрофизиологической основе. В области эрготерапии используем сенсорную интегративную терапию, основой которой является стимуляция тактильной, вестибулярной и проприоцептивной систем ребенка. Если данные концепции развития находят свое применение в лечебной практике, то психомоторный подход, целью которого является гармоничное развитие личности посредством тренировки и приобретения разнообразного опыта в двигательной деятельности и в области восприятия, используется в педагогических целях.

Важное место в развитии способностей детей с нарушениями ОДА и ЦНС в сфере “восприятия” и “движения” занимают интегрированные занятия. Так как вид, объем, способ восприятия и сенсорные возможности ребенка тесно связаны с движением, моторикой и рефлексами, то необходимо развивать индивидуальные способности детей, создавая соответствующие ситуации посредством которых:

Наряду с вышеперечисленными направлениями, на занятиях физическими упражнениями учитывается проявление психической деятельности ребенка. Замедленный темп, малый объем восприятия, нарушение механической памяти (это касается словесного материала), неустойчивое внимание, речевая деятельность развита недостаточно, эмоционально-волевая сфера неустойчива.

Коррекция этих нарушений требует применения специальных методов и приемов, предусмотренных программой обучения. В процессе физкультурно-оздоровительной работы сосредоточили внимание на индивидуальных особенностях каждого ребенка. Придерживались следующих принципов:

Принцип диагностирования: учет основного диагноза, медицинские показания и противопоказания, особенности психических и личностных качеств, уровень физической подготовленности; учитывали педагогическую диагностику по уровню усвоения программного материала.

Принцип дифференциации и индивидуализации: объединили детей по подгруппам и выявили детей для занятий индивидуально. Цель индивидуализации – создание условий максимального роста личности ребенка.

Принцип коррекционно-развивающей направленности: цель которой не только коррекция двигательных функций, но и на развитие познавательной деятельности, речи, внимания, памяти, психофизических и координационных способностей средствами адаптивной физической физкультуры.

Принцип адекватности означает, что поставленные задачи, выбор средств, методов коррекционной работы соответствуют функциональному состоянию ребенка.

Принцип оптимальности - не допускать физических и психических перегрузок, а физические упражнения должны оказывать стимулирующее воздействие на организм ребенка.

Принцип вариативности – использовать на занятиях не только физические упражнения, но и создавать условия для их выполнения, воздействуя на сенсорные ощущения, речь (используя речитативы во время выполнения упражнений), мелкую моторику (пальчиковую гимнастику и др.), интеллект (игры со счетом, выстраивание слов и др.).

Принцип микросоциума - оказывать влияние на развитие личности ребенка через физкультурно-оздоровительные занятия, так как движение всегда активизирует психические, интеллектуальные возможности ребенка, формируя в нем определенные отношения к себе, к окружающим.

Мы разработали совместно с воспитателями примерное планирование программного материала по курсу программ “Школа 2100” во взаимодействии с лечебно-коррекционной программой для детей, начиная со 2 младшей группы (приложение 5).

Используя в эксперименте данное планирование, принципы, средства, методы адаптивной ФК, мы получили ожидаемые результаты в двух направлениях: адаптивная ФК и интеллектуально-познавательная сфера.

У детей, участвовавших в эксперименте, улучшились психические процессы, активизировалось внимание, память, мышление, речь. Интегративные занятия ЛФК, во взаимодействии с курсами программы “Школа2100”, обеспечили психо-эмоциональное благополучие детей.

Успешная реализация данного эксперимента на протяжении 3-х лет позволяет сделать выводы:

  1. Коррекционное направление адаптивной ФК с проблемными детьми во взаимодействии с курсами программ “Школа 2100” обеспечивает физическое, познавательное, коммуникативное, речевое развитие детей.
  2. Обучение детей с нарушениями в развитии по адаптивной ФК и курсами программ “Школа 2100” в условиях с/к/НШДС – это эффективный путь к успешной интеграции детей в массовую школу.
Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD