детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Психологическое обеспечение адаптационного периода ребенка в дошкольном образовательном учреждении : Работа с дошкольниками

Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребенок, тем значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из “рук” родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит ребенку со временем выйти из “гнезда”, найти свое место среди людей, научиться жить в ладу с самим собой и окружающими. Взрослым часто кажется, что это происходит само собой, по мере взросления ребенка, и никаких проблем здесь быть не может. Вырастая, мы не забывали о том, как трудно и страшно было впервые отпустить мамину руку и переступить порог самостоятельной жизни, даже если это порог детского сада.

В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого “адаптационного синдрома” является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Как родители, так и воспитатели параметрами готовности ребенка к поступлению в детский сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближенному к детсадовскому. Вопрос же о том, в какой мере ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребенка социальных норм и правил поведения, родителями даже не обсуждается. Более того, нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая “учеба” зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей. Наблюдения за детьми в детском саду свидетельствуют о том, что ребенок. Не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к незнакомому для него взрослому или другому ребенку.

В целом проблема психологической неготовности ребенка к “выходу” из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого “несадовского” (а потом и “нешкольного”) ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.

Наблюдения показали, что в младшем дошкольном возрасте (3 - 5 лет) мальчики хуже адаптируются к новым социальным условиям, чем девочки. В старшем дошкольном возрасте разница в адаптации между мальчиками и девочками уже отсутствует. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте мальчики более уязвимы в плане социальной адаптации, чем девочки, поскольку в период наиболее интенсивного эмоционального развития они в большей степени привязаны к матери и более ранимо реагируют на разлуку с ней, чем девочки.

По нашим наблюдениям средний срок адаптации, если она возникает, в норме составляет в яслях 7 - 10 дней; в детском саду (в 3 года) - 2 - 3 недели; в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц и столько же в школе. Из этих цифр видно удлинение адаптации по мере взросления детей, что отражает возрастающий уровень самосознания и критики.

Мы предлагаем воспользоваться следующим методом для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ.

Наблюдая за процессом адаптации и внося данные в специальную таблицу, педагог сможет сделать вывод о результате адаптации каждого ребенка. Напомним, что успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.

Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации:

  • эмоциональное состояние ребенка;
  • социальные контакты ребенка;
  • послеполуденный сон;
  • аппетит ребенка.

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования приводим ниже краткие характеристики разных оценок ( +1, +2, +3, 0, -1, -2, -3 ). Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации.

Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ) или быть сколь угодно долгой.

Уровень, т.е. успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ :

  • хороший аппетит;
  • спокойный сон;
  • охотное общение с другими детьми;
  • адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
  • нормальное эмоциональное состояние.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОУ

1. Эмоциональное состояние ребенка

(+3) Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

(+2) Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

(+1) Иногда задумчив, замкнут.

(-1) Легкая плаксивость, хныканье.

(-2) Плачет за компанию; плач приступообразный.

(-3) Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.

2. Социальные контакты ребенка

(+3) Много друзей, охотно играет с детьми.

(+2) Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми.

(+1) Безразличен к играм, отстранен, замкнут.

(-1) Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

(-2) Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

(-3) Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

3. Сон ребенка

(+3) Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.

(+2) Сон спокойный.

(+1) Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.

(-1) Засыпает с хныканьем, тревожен во сне

(-2) Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

(-3) Отсутствие сна, плач.

4. Аппетит ребенка

(+3) Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

(+2) Нормальный аппетит, ест до насыщения.

(+1) Аппетит выборочный, но насыщенный.

(-1) Отвергает некоторые блюда, капризничает.

(-2) Приходится следить за тем, чтобы ел; ест долго, неохотно.

(-3) Отвращение к еде, кормление мучительно.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОУ

Таблица 1

 

Адаптация

Сроки (А)

Поведенческие реакции (П)

Уровни адаптации

1

Легкая До 5 дней -

1 неделя

+12…+8 А1 и П1 высокий

А1 и П2

2

Средняя До 15 дней - 3 недели +7…0 А1 и П3 средний

А2 и П2

3

Усложненная До 25 дней - 5 недель -1…-7 А2 и П4 сложный

А3 и П3

4

Дезадаптация Более 5 недель -8…-12 А3 и П4 дезадап-

А4 и П4 тация

Первичная анкета для родителей дошкольников

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Для создания точной и подробной картины нынешнего психологического состояния Вашего ребенка, а также для определения ближайших перспектив его развития просим Вас помочь нам в проведении психологического обследования Вашего ребенка и предоставить необходимую информацию. Со своей стороны гарантируем полную конфиденциальность и использование предоставленной информации только в интересах Вас и Вашего ребенка.

1. Ребенок :

а) фамилия, имя………………………….....

б) дата рождения………………………........

в) сколько лет, месяцев………………...........

г) домашний адрес, телефон…………………

2. Мать :

а) фамилия, имя, отчество…………………...

б) год рождения………………………………

в) образование, специальность, место работы…………

3. Отец :

а) фамилия, имя, отчество………………………………

б) год рождения…………………………………………

в) образование, специальность, место работы…………

4. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)………

5. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними……

6. К кому из членов семьи ребенок больше привязан…………………

7. Доношен ли ребенок, были ли осложнения в дородовой период........................

8. Были ли осложнения при родах (родовая травма)...........................................

9. Как долго ребенка кормили грудью.............................................................

10. Часто ли болеет ребенок, перенесенные заболевания (в каком возрасте, тяжесть заболевания):…................................................

Наличие травм и операций, хронических и наследственных заболеваний:………………….

11. Кто воспитывал ребенка первые два года, кто ухаживал за ребенком?....................................

12. Когда начал сидеть………., ползать………., стоять………., ходить……….. Когда появились первые слова………., фразы………., насколько активным было речевое общение?………………………………………

13. Насколько активным был ребенок в первые два года?...............................................................

С кем предпочитал общаться ребенок......................................................

Как складывались отношения ребенка с незнакомыми людьми (боялся чужих, легко вступал в контакт и т.д.)..................................................................

14. Были ли длительные разлуки с родителями (матерью………………..,  отцом………………)

Какова была реакция ребенка.....................................................

15. С какого возраста начал ходить в ясли............................., детский сад, другие детские учреждения................................................................

Как проходила адаптация к учреждению (болезненно, с трудом первое время, спокойно и т.д.)..................................................................................

16. Основные виды игр и занятий дома……………………

17. Какие игрушки любит, кто их убирает………………………

18. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):

- с детьми своего возраста - да - нет;

- с детьми старшего возраста -да -нет;

- с незнакомыми взрослыми - да - нет;

- с родными - да - нет.

19. Осуществляете ли Вы специальную подготовку ребенка к посещению дошкольного учреждения? Как именно?................................................................

Как ребенок к этому относится (без особого желания, крайне негативно, положительно)?

20. Какие у ребенка отношения с детьми в детском саду, если есть трудности - какие........................................................

21. Хочет ли ваш ребенок ходить в детский сад? Почему?...............................................................

22. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните): - спокойным, малоэмоциональным, очень эмоциональным.

23.Какие особенности поведения вашего ребенка более всего Вас беспокоят? (Например, страхи: боязнь темноты, животных, машин, конфликтов в семье, наказания, определенных людей, ситуаций, предметов и др.)……………………………………………

(Необходимо подчеркнуть, желательно прокомментировать, дописать на обороте листа).

24. Что умеет делать ребенок самостоятельно……………………

25. Бывает ли у вашего ребенка и как часто: нарушения сна, питания, внезапные изменения настроения (безудержный плач, смех), икание, недержание мочи и кала, лицевой тик, избыточное потение и сердцебиение при волнении и т.д.?.......................................................

26. Есть ли у вашего ребенка такие привычки, как: обгрызание ногтей, постукивание, посвистывание, поплевывание, почесывание, пощелкивание пальцами, сосание пальцев и др.?......................................

27. Бывают ли у вашего ребенка боязнь общения со взрослыми, старшими или младшими детьми, сверстниками, навязчивые желания и мысли?..............................................................

28.Насколько часто Вы с ребенком ходите куда-нибудь и куда?………………………………….

29. Как Вы наказываете ребенка (перечислить), какая мера наказания наиболее действенна?…..

30. Какие меры поощрения Вы применяете, какая мера поощрения наиболее действенна?……..

31. Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите) …………………………

32. Какой аппетит у Вашего ребенка (нужное подчеркнуть): хороший, ест все, плохо и мало, в зависимости от того, что в тарелке.

Как Вы его кормите дома (нужное подчеркнуть): он ест сам, сначала ест сам, а потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.

33. Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть): быстро, медленно, сам, с ним рядом сидит кто-то из взрослых, иногда мочится во сне, раздевается перед сном сам, одевается после сна сам, его раздевают и одевают взрослые?

34. Что Вас беспокоит в ребенке………………………

35. Что Вы хотели бы узнать и какие советы получить от нас……………

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ПОДРОБНЫЕ И ИСКРЕННИЕ ОТВЕТЫ!

СПАСИБО!

Дата заполнения………......................

Адаптационная карта ребенка

© Блог ВМЭШ / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Первый урок физики в 7-м классе по теме: "Что изучает физика. Некоторые физические термины, наблюдения и опыты" :: "Закрепление вычислительных приемов. А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане…" (интегрированный урок чтения и математики), 2-й класс. Традиционная система :: Конспект урока математики в 4-м классе (технология индивидуально-ориентированной системы обучения ИОСО) :: Конспект урока-путешествия "Имя существительное. Обобщение". 2-й класс по системе Занкова :: Дискуссия по теме: "Личность" :: Программа развивающих занятий "Мир психологии" :: Краеведческая мозаика для начальной школы ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Школьные занятия: Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD