детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Диагностическая методика "Разноцветные странички" : Работа с дошкольниками

В детской психологии часто используются цветовые диагностические методики. Это оправданно, так как у детей более непосредственно проявляется психофизическая связь выбора определённого цвета с соответствующим эмоциональным состоянием и отношением к конкретной эмоциональной ситуации. Помимо известного теста можно упомянуть методику эмоциональных цветовых аналогий отечественного психолога А.Лутошкина. В цветопсихологии существует различие холодных и тёплых, активных и пассивных, лёгких и тяжёлых цветов в зависимости от особенности восприятия их человеком.

В МОУ Андрейковской средней школе, имеющей статус “Школа-детский сад”, уже несколько лет применяется цветографическая диагностическая методика “Разноцветные странички”, разработанная психологом школы Орловым В.В. и заместителем директора по НМР Галецкой Л.В. Методика удобна при работе с детьми дошкольных групп и учащимися начальных классов. Методика состоит из двух частей: первая часть - “Я и детский сад”, вторая часть – “Я и школа”. Суть её в следующем: день ребёнка в детском саду представлен как 9 основных содержательных фрагментов - страничек, изображённых в виде лаконичных и понятных графических символов (Рисунок 1). Авторы выделили фрагменты:

  1. Я иду в детский сад.
  2. Детский сад.
  3. Воспитатель.
  4. Завтрак.
  5. Занятия.
  6. Обед.
  7. Сон.
  8. Занятия по интересам.
  9. Домой.

Последняя страничка – собственное имя ребёнка. Аналогично 9-ю фрагментами представлен день младшего школьника (Рисунок 2).

Графические изображения размещаются на листе стандартного формата А4, по 3 символа в строке. Завершающим элементом является собственное имя ребёнка, написанное внизу листа. Эти листы с символами-страничками раздаются детям одновременно с одинаковыми наборами карандашей: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный. Далее детям предлагается закрасить каждый графический символ – страничку любым, из лежащих перед ним карандашей, а также выбрать любой цвет и закрасить своё имя. Предполагается, что выбор цвета будет зависеть от эмоционального отношения ребёнка к соответствующему содержательному фрагменту его дня в детском саду или школе. Выбор цвета карандаша для закрашивания своего имени в известной мере характеризует самооценку ребёнка. Во время работы психолог фиксирует все вербальные реакции детей. Часто они непосредственно, вслух объясняют, почему выбрали тот или иной карандаш. По окончании задания происходит анализ работы.

По характеру цветовыбора строится первичная гипотеза об эмоциональном благополучии и трудностях, с которыми сталкивается ребёнок. Используется интерпретация цветов, предложенная А.Лутошкиным.

Красный – отношение восторженное;

оранжевый – радостное;

жёлтый – светлое, приятное;

зелёный – спокойное, ровное;

синий - лёгкая тревожность;

фиолетовый – тревожное, тоскливое;

чёрный – состояние крайней неудовлетворённости.

Если суммировать все негативные и позитивные выборы цветов у всех детей по каждому фрагменту странички, то мы получим цветограммы, характеризующие эмоциональное состояние детской группы в целом (Приложение 1, Приложение 2). Методика допускает различные варианты формализации полученных результатов.

Мы разработали и использовали описанную методику для диагностики адаптации детей к учёбе в первом классе и в рамках проблематики преемственности перехода детей из детского сада в школу. Вначале первоклассники работали с первой частью “Я и детский сад”, спустя день им предлагалось выполнить работу по второй части “Я и школа”. Отслеживалась динамика отношения ребёнка к каждому содержательному фрагменту, его позитивные и негативные выборы, говорящие о наличии эмоционального неблагополучия. Подсчитывались все цветовыборы и строилась общая цветограмма, отражающая эмоциональное состояние группы детей в целом.

Результаты диагностики “Разноцветные странички” дают основу для дальнейшей работы с детьми. Они естественным образом уточняются тестом цветовых отношений, что позволяет специалисту более точно построить коррекционную работу. Авторы считают, что область применения методики достаточно широка и диагностика “Разноцветные странички” будет востребована учителями и практическими психологами в образовании.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Тема урока: КВН "Весеннее настроение" :: Проектный метод как средство развития творческого потенциала учащихся :: Урок технологии по теме: "Способы художественного проектирования изделий. Дизайн-подход" :: Повышение статуса классного руководителя и успешное взаимодействие с родителями :: Урок русского языка по теме "Правописание гласных на конце наречий" :: Как приручить дракона 3 ( How to Train Your Dragon 3 ), 2019 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Российские студенты продолжают сходить с ума. Теперь и в Орле!

Не успел один несчастный влюбленный студент из Бауманки угробить сначала предмет своей влюбленности, а потом и себя, как в Орле уже, наоборот, девушка поступает со своим возлюбленным еще круче, и тоже исключительно из романтических чувств. Правда, на себя ей решимости уже не хватило.

Масленица - 2018

Бакшевская Масленица (Маслострой) - самая массовая самодеятельная масленица современной России - ждет новых участников!


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Методическая разработка урока по курсу "Окружающий мир" с использованием ?КТ по теме "С кем дружит дуб"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru