детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Диагностическая методика "Разноцветные странички" : Работа с дошкольниками

В детской психологии часто используются цветовые диагностические методики. Это оправданно, так как у детей более непосредственно проявляется психофизическая связь выбора определённого цвета с соответствующим эмоциональным состоянием и отношением к конкретной эмоциональной ситуации. Помимо известного теста можно упомянуть методику эмоциональных цветовых аналогий отечественного психолога А.Лутошкина. В цветопсихологии существует различие холодных и тёплых, активных и пассивных, лёгких и тяжёлых цветов в зависимости от особенности восприятия их человеком.

В МОУ Андрейковской средней школе, имеющей статус “Школа-детский сад”, уже несколько лет применяется цветографическая диагностическая методика “Разноцветные странички”, разработанная психологом школы Орловым В.В. и заместителем директора по НМР Галецкой Л.В. Методика удобна при работе с детьми дошкольных групп и учащимися начальных классов. Методика состоит из двух частей: первая часть - “Я и детский сад”, вторая часть – “Я и школа”. Суть её в следующем: день ребёнка в детском саду представлен как 9 основных содержательных фрагментов - страничек, изображённых в виде лаконичных и понятных графических символов (Рисунок 1). Авторы выделили фрагменты:

  1. Я иду в детский сад.
  2. Детский сад.
  3. Воспитатель.
  4. Завтрак.
  5. Занятия.
  6. Обед.
  7. Сон.
  8. Занятия по интересам.
  9. Домой.

Последняя страничка – собственное имя ребёнка. Аналогично 9-ю фрагментами представлен день младшего школьника (Рисунок 2).

Графические изображения размещаются на листе стандартного формата А4, по 3 символа в строке. Завершающим элементом является собственное имя ребёнка, написанное внизу листа. Эти листы с символами-страничками раздаются детям одновременно с одинаковыми наборами карандашей: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный. Далее детям предлагается закрасить каждый графический символ – страничку любым, из лежащих перед ним карандашей, а также выбрать любой цвет и закрасить своё имя. Предполагается, что выбор цвета будет зависеть от эмоционального отношения ребёнка к соответствующему содержательному фрагменту его дня в детском саду или школе. Выбор цвета карандаша для закрашивания своего имени в известной мере характеризует самооценку ребёнка. Во время работы психолог фиксирует все вербальные реакции детей. Часто они непосредственно, вслух объясняют, почему выбрали тот или иной карандаш. По окончании задания происходит анализ работы.

По характеру цветовыбора строится первичная гипотеза об эмоциональном благополучии и трудностях, с которыми сталкивается ребёнок. Используется интерпретация цветов, предложенная А.Лутошкиным.

Красный – отношение восторженное;

оранжевый – радостное;

жёлтый – светлое, приятное;

зелёный – спокойное, ровное;

синий - лёгкая тревожность;

фиолетовый – тревожное, тоскливое;

чёрный – состояние крайней неудовлетворённости.

Если суммировать все негативные и позитивные выборы цветов у всех детей по каждому фрагменту странички, то мы получим цветограммы, характеризующие эмоциональное состояние детской группы в целом (Приложение 1, Приложение 2). Методика допускает различные варианты формализации полученных результатов.

Мы разработали и использовали описанную методику для диагностики адаптации детей к учёбе в первом классе и в рамках проблематики преемственности перехода детей из детского сада в школу. Вначале первоклассники работали с первой частью “Я и детский сад”, спустя день им предлагалось выполнить работу по второй части “Я и школа”. Отслеживалась динамика отношения ребёнка к каждому содержательному фрагменту, его позитивные и негативные выборы, говорящие о наличии эмоционального неблагополучия. Подсчитывались все цветовыборы и строилась общая цветограмма, отражающая эмоциональное состояние группы детей в целом.

Результаты диагностики “Разноцветные странички” дают основу для дальнейшей работы с детьми. Они естественным образом уточняются тестом цветовых отношений, что позволяет специалисту более точно построить коррекционную работу. Авторы считают, что область применения методики достаточно широка и диагностика “Разноцветные странички” будет востребована учителями и практическими психологами в образовании.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Программа развивающих занятий "Мир психологии" :: Факультативный курс "Наш край" в начальной школе :: Родительское собрание по теме: "Вспомогательные средства обучения" :: Итоговый урок-игра (или занятие-игра) на тему: "Природное сообщество леса. Природное сообщество водоема" :: Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек :: Два хвоста, 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Стеллажи / Skyland / Стеллаж комбинированный Xten XHC 85.5 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

?нтегрированный урок (физика + химия + биология) "Ты самое большое богатство на свете"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD