детские
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Тема урока: "Культура, обычаи, быт народов живущих в республике Хакасии : Работа с дошкольниками

Цели и задачи: Познакомить детей с традициями, культурой, обычаями хакасского и русского народа. Прививать детям уважение к обычаям другого народа. Воспитывать дружеские отношения, любовь к родному краю.

Словарная работа: Предки, изба, самовар, кочерга, решето, сушки, улус, снедь, бадан, талган, чурба.

Предварительная работа: Разучивание с детьми пословиц и поговорок хакасского и русского народа, разучивание песенок-частушек русского народа, знакомство с национальными костюмами этих народов.

Форма: Семейный клуб.

Оборудование: Оформление группы, как гостиной со всеми атрибутами. Расстановка мебели по количеству детей и их родителей. Столы накрыты согласно тем или иным традициям приглашённых народов. Костюмы хакасские, русские народные.

Музыкальное оформление: Русские народные мотивы, хакасские народные пения.

Ход занятия

Хозяйка: Если судить по количеству пословиц, поговорок, сказок и песен, питьё и еда в жизни наших предков занимали далеко не последнее место. В далёкой древности и сейчас стол русских и хакасов был не одинаков. У каждого народа были свои различия и секреты в приготовлении блюд. Сегодня мы приглашаем всех желающих в нашу избу. Наши двери открыты весь вечер.

К нам приехали гости из России. (Звучит русская народная мелодия. Дети в русские живописные костюмы встречают родителей и провожают их к своему столу с самоваром.)

А теперь давайте встретим гостей из солнечной Хакасии. (Играет хакасская мелодия, поёт народный сказитель. Под это сопровождение дети в хакасских костюмах встречают своих родителей и проводят за свой стол.)

Здравствуйте гости дорогие! Обратите внимание на ваши столы. Каждый стол красив и накрыт согласно обычаям того народа, представителями которого являетесь вы.

Я сейчас вам загадаю загадки о предметах быта, а вы вместе с родителями нарисуете ответ на листочках, которые лежат на столах.

1.

Стоит толстячёк
Подбоченевши бочёк,
Шипит и кипит
Всем пить чай велит. (Самовар)

2.

По сеням так и сяк,
А в избушку никак. (Дверь)

3.

Чёрный конь
Скачет в огонь. (Кочерга)

4.

На стене висит, болтается,
За него всяк хватается. (Полотенце)

5.

Новая посуда, а вся в дырах. (Решето)

Хозяйка: Молодцы! Обе команды справились хорошо. А теперь, чтобы нам грустно не сиделось на наших посиделках, мы споём песни. А перед песней мы попьём чайку и угостим друг друга нашими угощениями. (Играет тихая русская народная музыка.)

Просим первый стол:

Русские:

Сверху пар, снизу пар
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашечку чая
Вот так мы живём:
Пряники жуём, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.

(Хозяйка помогает взрослым разлить чай. К чаю подают сушки, бублики, мелко колотый сахар, различные варения.)

Хозяйка: Наши предки, в отличие от нас пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. Давайте попробуем. А пока наши гости пробуют мы споём с детьми песенки-частушки.

Русские:

Девочки- беляночки,
Где вы набелилися?
Мы вчера коров доили,
Молоком умылися.

Шли матрёшки по дорожке,
Было их немножечко,
Две Матрены, три матрёжки
И одна матрёшечка.

Я цветочек вышила,
“Жу-жу-жу” услышала.
Села пчёлка на цветок -
Мастерица наутёк.

Если б не было воды,
Не было бы кружки.
Если б не было девчат
Кто бы пел частушки.

Хозяйка: Молодцы! А теперь послушаем приглашение второго стола. (Играет тихая хакасская мелодия. Хозяйка помогает взрослым разлить чай из другого самовара.)

Хакасы:

Ты в улус пришёл -
Тащи снедь на стол,
А как в лес пришёл -
Ягод тьму нашёл.

Проходите к нашему столу. Испробуйте наш чай. Он необычный. Для его приготовления используют такие растения, как бадан, белоголовник, богородская трава, ягоды шиповника, листья брусники, черной смородины. В чай налейте молока или положите сметаны. А к чаю мы подадим “талган”. Это блюдо приготавливается из толчёного ячменя, сливочного масла, сахара и тёртой черёмухи. Потому, что самой распространённой пищей из зерновой культуры была крупа (чурпа).

А пока вы пробуете наши угощения, мы с ребятами загадаем вам хакасские загадки:

1.

Счесть не мог человечек
Желтых овечек. (Ячмень)

2.

Сидит птица на дереве,
Орешки во чреве. (Кедровая шишка)

3.

Норовит отара перевалить хребет,
А за нею в клубах пара
Наскочать во след. (Кипение супа)

Хозяйка: Сейчас мы посмотрим, кто знает пословицы и поговорки своего народа:

Русские народные пословицы и поговорки. Хакасские пословицы и поговорки.
Где песня поётся, там весело живётся.

С песней и труд спорится.

Ученье свет, а не ученье – тьма.

Голова всему начало.

Видит око далеко, а ум ещё дальше.

Дело толком красно.

На готовой работе вкусен обед.

Хлеб всему голова.

К худой голове ума не приставишь.

Весна и осень на дню погод восемь.

Солнце вечером краснеет -

день настанет ветреный.

Около луны звезда народилася.

У богача добро останется, у мудреца – имя.

Зрячий не тот, кто гору видит, а тот, кто видит, что за горой.

Появится заря, взойдёт солнце.

Закукует кукушка, - зазеленеет трава.

Весенний день всю зиму кормит.

 

 Хозяйка: Каждый народ в течение своего исторического пути создал неповторимые черты национальной культуры, среди которых ярко выделяются оригинальные игры.

В последние два столетия под влиянием русской культуры у хакасов появились новые игры: городки (мирке), лапта (мерчик) и другие.

Я хочу вас познакомить с хакасской игрой, на которую повлияла русская культура. Происхождение многих хакасских игр связанно с религиозными ритуалами местных культов. В речи играющих встречаются магические заклинания - чуурана, ап, хурай и другие. Эти игры воспитывают волю, мужество, стремление к победе.

Итак игра называется “киик – пуури”. Она напоминает русскую народную игру “ волк во рву”. На ровной площадке чертятся две параллельные линии, между которыми находится волк. За внешней чертой сосредоточены дикие козы, которые должны пересечь волчью зону. Волка выбирают по считалке.

Давайте все вместе её выучим: “Пэр-пэт, экэ-энэ, усь-учургу, торт-тозек, пис-пизэк, алты-аргамчы, читэ-чиле, сигис-синэ, тогыс-тонма, он-очых!” На ког падает слово “очых”, тот и будет волком. Он должен ловить диких коз, пробегающих по его территории между линиями. Пойманная коза остаётся у волка в плену. Нужно поймать всех диких коз.

Хозяйка: Вот и подошла наша встреча в семейном клубе к концу. Сегодня мы познакомились с некоторыми традициями хакасского и русского народов. Вскоре мы вновь соберемся здесь, что бы узнать друг о друге больше.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Урок-сказка "Путешествие Незнайки в математическом городе" по теме: "Координатная плоскость". 6-й класс :: План–конспект открытого урока по математике в 7-м классе на тему: "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины, массы, стоимости" :: Комплексная программа реабилитации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: "Личностное становление детей, нуждающихся в государственной защите" :: Пасхальные традиции русского народа (урок-концерт) :: Урок окружающего мира по теме "Права человека в обществе". 4-й класс :: Очень плохие девчонки ( Rough Night ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Для дачи/Мебель для дома/Мебель для отдыха/Матрасы / Столлайн / Матрас Спокойной ночи - Ирис 1200x2000 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such device in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

1 сентября, в День Знаний, уроки должны быть особенными, запоминающимися и задающими тон на весь учебный год!

Тема урока: "Культура, обычаи, быт народов живущих в республике Хакасии : Работа с дошкольниками

Цели и задачи: Познакомить детей с традициями, культурой, обычаями хакасского и русского народа. Прививать детям уважение к обычаям другого народа. Воспитывать дружеские отношения, любовь к родному краю.

Словарная работа: Предки, изба, самовар, кочерга, решето, сушки, улус, снедь, бадан, талган, чурба.

Предварительная работа: Разучивание с детьми пословиц и поговорок хакасского и русского народа, разучивание песенок-частушек русского народа, знакомство с национальными костюмами этих народов.

Форма: Семейный клуб.

Оборудование: Оформление группы, как гостиной со всеми атрибутами. Расстановка мебели по количеству детей и их родителей. Столы накрыты согласно тем или иным традициям приглашённых народов. Костюмы хакасские, русские народные.

Музыкальное оформление: Русские народные мотивы, хакасские народные пения.

Ход занятия

Хозяйка: Если судить по количеству пословиц, поговорок, сказок и песен, питьё и еда в жизни наших предков занимали далеко не последнее место. В далёкой древности и сейчас стол русских и хакасов был не одинаков. У каждого народа были свои различия и секреты в приготовлении блюд. Сегодня мы приглашаем всех желающих в нашу избу. Наши двери открыты весь вечер.

К нам приехали гости из России. (Звучит русская народная мелодия. Дети в русские живописные костюмы встречают родителей и провожают их к своему столу с самоваром.)

А теперь давайте встретим гостей из солнечной Хакасии. (Играет хакасская мелодия, поёт народный сказитель. Под это сопровождение дети в хакасских костюмах встречают своих родителей и проводят за свой стол.)

Здравствуйте гости дорогие! Обратите внимание на ваши столы. Каждый стол красив и накрыт согласно обычаям того народа, представителями которого являетесь вы.

Я сейчас вам загадаю загадки о предметах быта, а вы вместе с родителями нарисуете ответ на листочках, которые лежат на столах.

1.

Стоит толстячёк
Подбоченевши бочёк,
Шипит и кипит
Всем пить чай велит. (Самовар)

2.

По сеням так и сяк,
А в избушку никак. (Дверь)

3.

Чёрный конь
Скачет в огонь. (Кочерга)

4.

На стене висит, болтается,
За него всяк хватается. (Полотенце)

5.

Новая посуда, а вся в дырах. (Решето)

Хозяйка: Молодцы! Обе команды справились хорошо. А теперь, чтобы нам грустно не сиделось на наших посиделках, мы споём песни. А перед песней мы попьём чайку и угостим друг друга нашими угощениями. (Играет тихая русская народная музыка.)

Просим первый стол:

Русские:

Сверху пар, снизу пар
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашечку чая
Вот так мы живём:
Пряники жуём, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.

(Хозяйка помогает взрослым разлить чай. К чаю подают сушки, бублики, мелко колотый сахар, различные варения.)

Хозяйка: Наши предки, в отличие от нас пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. Давайте попробуем. А пока наши гости пробуют мы споём с детьми песенки-частушки.

Русские:

Девочки- беляночки,
Где вы набелилися?
Мы вчера коров доили,
Молоком умылися.

Шли матрёшки по дорожке,
Было их немножечко,
Две Матрены, три матрёжки
И одна матрёшечка.

Я цветочек вышила,
“Жу-жу-жу” услышала.
Села пчёлка на цветок -
Мастерица наутёк.

Если б не было воды,
Не было бы кружки.
Если б не было девчат
Кто бы пел частушки.

Хозяйка: Молодцы! А теперь послушаем приглашение второго стола. (Играет тихая хакасская мелодия. Хозяйка помогает взрослым разлить чай из другого самовара.)

Хакасы:

Ты в улус пришёл -
Тащи снедь на стол,
А как в лес пришёл -
Ягод тьму нашёл.

Проходите к нашему столу. Испробуйте наш чай. Он необычный. Для его приготовления используют такие растения, как бадан, белоголовник, богородская трава, ягоды шиповника, листья брусники, черной смородины. В чай налейте молока или положите сметаны. А к чаю мы подадим “талган”. Это блюдо приготавливается из толчёного ячменя, сливочного масла, сахара и тёртой черёмухи. Потому, что самой распространённой пищей из зерновой культуры была крупа (чурпа).

А пока вы пробуете наши угощения, мы с ребятами загадаем вам хакасские загадки:

1.

Счесть не мог человечек
Желтых овечек. (Ячмень)

2.

Сидит птица на дереве,
Орешки во чреве. (Кедровая шишка)

3.

Норовит отара перевалить хребет,
А за нею в клубах пара
Наскочать во след. (Кипение супа)

Хозяйка: Сейчас мы посмотрим, кто знает пословицы и поговорки своего народа:

Русские народные пословицы и поговорки. Хакасские пословицы и поговорки.
Где песня поётся, там весело живётся.

С песней и труд спорится.

Ученье свет, а не ученье – тьма.

Голова всему начало.

Видит око далеко, а ум ещё дальше.

Дело толком красно.

На готовой работе вкусен обед.

Хлеб всему голова.

К худой голове ума не приставишь.

Весна и осень на дню погод восемь.

Солнце вечером краснеет -

день настанет ветреный.

Около луны звезда народилася.

У богача добро останется, у мудреца – имя.

Зрячий не тот, кто гору видит, а тот, кто видит, что за горой.

Появится заря, взойдёт солнце.

Закукует кукушка, - зазеленеет трава.

Весенний день всю зиму кормит.

 

 Хозяйка: Каждый народ в течение своего исторического пути создал неповторимые черты национальной культуры, среди которых ярко выделяются оригинальные игры.

В последние два столетия под влиянием русской культуры у хакасов появились новые игры: городки (мирке), лапта (мерчик) и другие.

Я хочу вас познакомить с хакасской игрой, на которую повлияла русская культура. Происхождение многих хакасских игр связанно с религиозными ритуалами местных культов. В речи играющих встречаются магические заклинания - чуурана, ап, хурай и другие. Эти игры воспитывают волю, мужество, стремление к победе.

Итак игра называется “киик – пуури”. Она напоминает русскую народную игру “ волк во рву”. На ровной площадке чертятся две параллельные линии, между которыми находится волк. За внешней чертой сосредоточены дикие козы, которые должны пересечь волчью зону. Волка выбирают по считалке.

Давайте все вместе её выучим: “Пэр-пэт, экэ-энэ, усь-учургу, торт-тозек, пис-пизэк, алты-аргамчы, читэ-чиле, сигис-синэ, тогыс-тонма, он-очых!” На ког падает слово “очых”, тот и будет волком. Он должен ловить диких коз, пробегающих по его территории между линиями. Пойманная коза остаётся у волка в плену. Нужно поймать всех диких коз.

Хозяйка: Вот и подошла наша встреча в семейном клубе к концу. Сегодня мы познакомились с некоторыми традициями хакасского и русского народов. Вскоре мы вновь соберемся здесь, что бы узнать друг о друге больше.

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD