детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Конспект познавательного занятия в старшей группе по теме: "Удивительное в камне" : Работа с дошкольниками

Цель: расширить знания детей о каменном угле, его применении, оформить стенд “Шахтеры нашего города” и выставку “Удивительные вещи из камня”.

Подготовительный этап

Воспитатели приготовили для детей сюрпризный момент: группу посетили 2 гномика из подземного царства с фонариками в руках. Они поведали детям, что при добычи драгоценных камней в своей шахте, им попался один камень черного цвета, гномикам он не понравился. Но мудрый сверчок посоветовал им не оставлять этот удивительный камень, который люди называют “черным золотом”. Гномики обратились к детям с просьбой помочь им открыть тайну этого удивительного камня.

Основной этап

В период с сентября по октябрь с детьми было проведено много экскурсий: на шахту им. 7 ноября (комбинат, ламповая, погрузка, столовая, здравпункт), запечатленная на фотографии, в котельную, к мемориалу у ДК Ярославского, в часовню в центре города, в аптеку. Перед экскурсиями с детьми читали познавательную литературу про наш шахтерский город, про полезные ископаемые, рассматривали карту Кемеровской области “Полезные ископаемые”, оформили альбом с фотографиями из шахтерских семей, придумывали загадки, частушки, учили стихотворения, приглашали на чаепития пап-шахтеров, начали работу над коллекцией камней, совместно с детьми оформили выставку “Удивительные вещи из камня”. На протяжении всей работы дети были активны, любознательны, проявляли интерес, были увлечены, рисовали рисунки, конструировали.

Заключительный этап

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об угле, как его добывают и используют в жизни, об его роли в жизни людей. Нам пора и начинать (смотрит на часы). Дети, что же так долго нет Незнайки? Где он так задержался?

Стук в дверь. Входит Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте!

Воспитатель: Здравствуй, Незнайка, где ты так задержался?

Незнайка: Иду я к вам и вдруг вижу, что около большого дома остановилась большая машина, высыпала какие-то камни. Я решил взять и показать всем. А что это за камни не знаю.

Воспитатель: Проходи Незнайка со своей находкой и покажи нам.

Дети смотрят и говорят.

Дети: Это уголь, Незнайка.

Незнайка: Не может быть, чтобы моя находка была простым углем!

Воспитатель: Подойди, Незнайка, к этому столу, давай сравним. У нас здесь лежит уголь.

Незнайка (проходит, смотрит): Нет-нет-нет! У вас здесь лежат какие-то маленькие кусочки, а у меня вот какой большой. Тут и сравнивать нечего.

Воспитатель: Уголь хрупкий, и если по нему ударить молотком, то он расколется на мелкие кусочки. (Разбивают камень Незнайки на мелкие кусочки, дети сравнивают, объясняя Незнайке). Посмотри, Незнайка, наш уголь и твой – черный, блестящий, после угольков на пальцах остается угольная пыль.

Незнайка: Что? Это уголь? Да если бы я знал, то и брать бы не стал. Только зря вымазался весь, и где только его находят? Кому он нужен?

Дети подводят Незнайку к стенду. Рассказы детей по фотографиям стенда.

1 ребенок: Это комбинат шахты. Здесь шахтеры одеваются в рабочую одежду и берут каски.

2 ребенок: В комбинате есть ламповая, где шахтеры берут проводки с лампочкой, потому что в шахте под землей темно.

3 ребенок: Здесь сидит дежурный. Он следит, чтобы в шахте работало оборудование. Если насос или вентилятор сломается, он посылает людей, которые ремонтируют.

4 ребенок: Мы видели, как уголь падает. Он падает из этой дырки и его целая гора.

5 ребенок: А здесь уголь загружают в вагоны и везут в другие города, где его нет.

Незнайка: А зачем его туда везут?

Дети: Его туда везут, чтобы топить печи.

Воспитатель: Какие по величине печи вы знаете?

Дети: Маленькие печи дома и большие в котельных.

Воспитатель: В котельной мы видели большие печи. Мы в подвале побывали. Там внизу котельная, комната отдельная. А зачем такие трубы? – я спросила истопника.

Воспитатель: Так зачем же такие трубы?

Дети: Чтобы по этим трубам горячая вода шла к нам в детский сад.

Незнайка: А я шел по улице и никаких труб не видел.

Дети: Трубы под землей. На улице мороз, и чтобы вода не остывала, их положили под землю.

Незнайка: Да, ну уж если на поверхности столько угля (показывает на фотографию с горой угля), сколько же его под землей?

Воспитатель: Под землей его очень много. В этом нам поможет убедиться карта (показ карты “Полезные ископаемые Кузбасса”). Наша область называется Кузницей Сибири. Посмотрите лучше, что нарисовано на карте?

Дети: Какие-то кружочки, треугольники, квадраты.

Воспитатель: Такими знаками обозначаются разные камни, которые находятся глубоко в земле. Их называют полезными ископаемыми, потому что они проносят людям пользу. Каких знаков на карте больше?

Дети: Квадратиков.

Воспитатель: Это обозначение каменного угля. В нашей Кемеровской области угля добывается больше, чем по всей большой России. А здесь находится наш город Ленинск-Кузнецкий (показывает). Здесь квадратиков тоже много, значит много залежей угля.

Незнайка: Теперь я хорошо понял, откуда берут уголь, но я не пойму, кому нужно столько угля, куда его девать?

Воспитатель: Получить ответ поможет сказка. Слушайте внимательно, запоминайте, впереди вас ждет трудное задание.

Дети приглашают Незнайку и садятся на ковер.

Сказка

Жил-был Ванюша-Царевич и издал он приказ, чтобы все самое ценное несли во дворец. Чего только не привезли – изумруды и рубины, бархат и парчу, самородки золотые. Последний зашел мужик простой, в лапти обутый, и подал Ванюше-Царевичу уголек черный.
– Как смеешь ты приносить уголек-замарашку, теперь снова руки мыть придется! Забирай его и марш отсюда!
Обиделся мужичок, а уголек еще пуще. Покатился уголек, и след его простыл.
А здесь и вечер подоспел. Закатилось солнце за гору, и стало во дворце темно.
Потянулся Ванюша-Царевич, чтобы свет включить, да не может выключателя найти. Уже и свечу зажгли, всю стену обыскали – пропал выключатель.
– Позвать сюда мудреца главного! Почему во дворце темень кромешная?
– Света нет, потому что электричество иссякло.
– Почему? – топнул ножкой Ванюша-Царевич.
– Нет угля, погасли топки, и электростанции больше не работают.
– А куда делся выключатель, патрон от лампы?
– А они, Ваше величество, тоже из уголька были сделаны. Вот они и ушли с ним.
– Пропали и ладно. Пусть больше свечей зажгут! А пока пойдем и посмотрим на мой портрет, который должен нарисовать придворный художник. Что такое? Я заказывал яркий портрет, а у тебя на холсте одни карандашные черточки?
– Многоцветные краски делают из черного-пречерного, а он пропал по вашей милости, – ответил художник.
От всех этих проблем разболелась голова у Ванюши. Послал за дворцовым лекарем. Он пришел, а чемоданчик пуст.
– Как ты смел прийти ко мне без лекарств?
– Простите, ваше величество, но белый порошок аспирин из черного угля делают, и все исчезло, словно никогда и не было. Не понравилось Ванюше-Царевичу жить в таком царстве-государстве, и решил он сбежать. Схватил кафтан – а на нем ни одной пуговицы.
– Что такое? Почему царская одежда в таком виде?
– Пластмассовые пуговицы из угля делают, а они пропали, – отвечает мудрец.
– Подать шубу мою меховую! – повелел Царевич.
– Нет шубы, она тоже была сделана из угля и она исчезла, – отвечает мудрец.
Тут Ванюша-Царевич взмолился:
– Уголек, милый, вернись, не помни зла! Прости меня!
Говорят уголек вернулся назад, простил непутевого Царевича.

Воспитатель: Дети, вы внимательно слушали сказку?

Дети: Да.

Воспитатель: А сейчас слушайте задание: вспомните, что в сказке было сделано из угля, подойдите к столу, возьмите и назовите.

Дети: Патрон, выключатель, краски, лекарство, пуговицы, мех.

Воспитатель: Что у вас осталось на столе?

Дети: Духи, стеклянная ваза, выключатель, розетки, вилки, лоскутки цветной шерсти, витамины, нафталин, картинки, автомобильная шина.

Воспитатель: Разве уголь похож на эти вещи? И все таки все это делают из угля, путем сложной переработки. Из него делают порошок, которым посыпают землю, чтобы лучше росли фрукты, овощи, хлеб, из угля добывают керосин, масло для машин. А сейчас я вас приглашаю в мастерскую. Из угля делают краску, которая окрашивает ткань, она перед вами (на столе в блюдце разведена краска, кусочки белой ткани).

– Хотите стать мастерами?

Дети: Да.

Действуя, дети видят превращение ткани в разные цвета, уточняют их разнообразие – синий, красный и т.д., обсуждают.

Дети читают стихи.

1 ребенок:

Блестит как смоль
В изломах как стекло
Тяжелый, черный.

2 ребенок:

Он мертвым камнем
Под землей лежал века,
Но извлечен руками горняка.

3 ребенок:

Он запылал огнем в кузнецких домнах,
Он освещает села, города,
Дает тепло и движет пароходы.

4 ребенок:

И это ты, шахтер,
Вдохнул в него
Огонь неугасимой жизни!

Воспитатель: Ой, я забыла вам сказать. Из угля приготавливают пахучие сиропы для конфет. Посмотрите…. Хотите попробовать? (Да)

Воспитатель приглашает детей к столу. Чаепитие с конфетами, печеньем.

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Внедрение личностно-ориентированной модели образовательного процесса на основе программы "Сообщество" :: Из опыта работы по ознакомлению с окружающим миром по теме "Профессии людей. Инструменты" :: Система рейтинговой оценки в обучении предметам "Английская литература" и "Теория и практика перевода" :: Обучение разноуровневых групп :: Использование видеокурса "Dis woir" при обучении французскому языку :: Возможности использования текстового редактора MS Word на уроках английского языка :: Diskussion "Jugendprobleme. Volljaehrig und zu Hause wohnen" ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:
Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD