детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Эстетика в оформлении школьной библиотеки: идеал и реальность : Организация школьной библиотеки

Для начала вспомним значение слов “эстетика”, “эстетичный”. Эстетика – красота, художественность в оформлении чего-либо. Эстетичный - изящный, красивый.

Эстетика должна рассматриваться нами как одно из средств привлечения читателя в библиотеку. Для большинства детей школьная библиотека станет первой библиотекой их жизни. И в том числе от того, какой библиотеку увидят дети, зависит, придут ли они сюда еще раз.

Занимаясь этой темой, я поняла, что понятие “эстетика в библиотеке” постоянно соприкасается с понятиями “этика в библиотеке”, “доступность библиотеки”.

Эстетика в организации библиотеки начинается, как мне кажется, с местоположения библиотеки в школе. Если школьная библиотека находится на отшибе, на последнем этаже высокого здания, в тупике; соседствует с физкультурным залом, мастерской, хозяйственными помещениями, столовой; если подходы к библиотеке плохо освещены – это не только не эстетично, но и не этично по отношению к маленьким читателям. А поскольку решение этого вопроса зависит от администрации школы, то местоположение библиотеки реально показывает, какова ее значимость в этой школе, ведь удобное для посещения место - предпосылка доступности, востребованности школьной библиотеки.

Занимаются ли эстетикой в библиотеке, можно определить еще на подступах к ней. Например, мне очень нравится располагать рекламные, “приглашающие”, благодарственные, поздравительные и даже тематические стенные газеты, информационные листки на дверях библиотеки либо на стене возле нее. Конечно, эти газеты и листки должны обладать своим художественным решением (цвет, шрифт, иллюстрации). Ребенку должно быть приятно смотреть на них, он должен захотеть прочитать информацию, значит, должен захотеть зайти в библиотеку. Средства оформления могут быть самыми разными (от гуаши до компьютерных технологий). Прекрасно, если у библиотеки есть свой стенд.

Вот, наконец, ребенок в самой библиотеке. Поскольку люди и тем более дети склонны встречать по одежке, ребенку должно сразу понравиться в библиотеке. Вот здесь эстетическое оформление сыграет большую роль.

Конечно, все мы мечтаем, что бы наша библиотека была яркой и потрясающей. Но не всегда это зависит только от нас.

Начнем с помещения. Нам хочется, чтобы, во-первых, было достаточно пространства и для индивидуальной, и для групповой работы, и для отдыха детей. Во-вторых, помещение должно быть хорошо освещено, оно должно быть теплым, но не душным, хорошо проветриваемым. Даже цвет стен должен быть “приглашающим”, а не наводящим тоску и уныние.

Библиотеке нашей школы в этом плане повезло. Во время ремонта стены школы, окна, подоконники приобрели белый и различных оттенков светлые тона. В библиотеке цвет стен желтый (теплый и солнечный). Окна белые, хорошо открывающиеся и закрывающиеся.

Перейдем ко второй составляющей интерьера – к мебели, стеллажам, оборудованию. В нашу библиотеку после ремонта поступили передвижные выставки, мебель светлых древесных тонов (шкафы, стеллажи, столы, стулья) для читального зала и темных – для хранилищ, что играло “на руку” идее приятной библиотеки. Симпатичные белые шторы (в тон окон и подоконников), кремовые жалюзи в хранилищах, искусственные цветы, подставки под них, постеры с цветочными мотивами в читальном зале, живописные картины в хранилище создали, я думаю, обстановку уюта и более современного дизайна, чем было до пожара.

С другой стороны, решая проблему эстетики библиотечного помещения, не нужно допускать “перегруза”, каких-то излишеств. Например, в старом помещении библиотеки мне сразу захотелось снять со стен находящиеся где-то под потолком многочисленные пыльные, приклеенные на синюю бумагу портреты писателей. Но захотелось оставить небольшой бюст Тургенева. Подновленный, подкрашенный черным лаком, он внес аромат времени в интерьер читального зала.

Мы, библиотекари, администрация школы вместе должны заботиться о создании некой эстетической среды библиотеки. Мы должны отнестись к чтению как к удовольствию духовного плана в эстетической атмосфере. Мы должны в библиотеке воспитывать не только любовь к чтению, но и вкус. И внешний вид библиотеки может затронуть сердце ребенка.

Однако же, ни для кого не секрет, что имидж и стиль во всем требуют постоянной финансовой поддержки. А ведь за частую библиотекарю приходится тратить свои личные деньги на папки, файлы, цветную бумагу, картон, краски, фломастеры. Ни для кого не секрет, что бич многих школьных библиотек – старый, обветшалый фонд художественной литературы, вид многих книг далек от эстетики.

Но многое и в наших силах. Так что же я могу? Открытый доступ – не только лицо каждой библиотеки, но и место реализации эстетических и творческих воззрений, претензий и желаний библиотекаря. Я могу организовать и оформить его так, чтобы читателю было уютно, удобно, приятно. Я могу изменить расположение стеллажей и столов (благо, в нашей библиотеке есть несколько одноместных столиков). Я могу проявить фантазию в расположении фонда; могу раздать полкам “роли” и оформить полки в соответствии с этими “ролями”. Могу разработать тематику, цветность, символику в оформлении полочных разделителей; могу выбрать героя-талисмана библиотеки (в нашей библиотеке это – игрушечный медвежонок с книжкой). Я могу ярко, броско оформить выставку литературы, используя глянцевые иллюстрации журналов, используя самые новые и яркие книги, обернув гениальные фразы и афоризмы в файлы и придав им современный облик компьютерной верстки. Могу использовать детское творчество (рисунки, поделки). Могу добавить цвета в самодельные формуляры. Могу делать регулярные фотоотчеты о своей работе. Вместе с литературными и художественными календарями они вдохнут жизнь в стены любимой библиотеки.

Я многое могу и делаю. А еще я должна сама выглядеть эстетично; должна следить за тем, чтобы в моей библиотеке всегда были чистота и порядок.

И совершенно правильно вносить в годовой план библиотеки отдельной графой “эстетическое оформление”, поскольку каждый день каждый библиотекарь сталкивается с этой проблемой.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Способы формирования хронологических знаний и умений через карточки-сорбонки :: География для малышей :: Возможности совместной продуктивной деятельности в создании положительной эмоциональной атмосферы в группе сверстников (старший дошкольный и младший школьный возраст) :: Детский час с уроком английского. Пропедевтическое занятие для учащихся 1-х классов :: Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста через произведения устного народного творчества :: Пазманский дьявол ( Bleed for This ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Полки/Детская мебель/Шкафы, тумбы, комоды/Полки / Неман / Полка Неман ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Обобщение темы "Металлы"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD