детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Разработка урока по литературе по теме: "Хорошему человеку — доброе утро" : Литература

(По рассказу Е. Носова "Живое пламя")

Ход урока:

1) МИНУТКА СОЛНЦА (рисунок №1)

Рисунок 1

Ребята, мне хочется, чтобы на протяжении всего нашего урока, это милое солнышко придавало нам оптимизма, творчества, и, конечно же, хорошего настроения.

2) Наш сегодняшний урок совпал со всемирным Днем земли, днем весеннего равноденствия.

И поэтому следующий рисунок, с которым вы вступаете в диалог–это…Земля.(рисунок №2)

Рисунок 2

а) Ваши ассоциации к слову Земля( выстраиваем ассоциативный ряд до тех пор, пока не появится следующее нужное слово.

Земля (ассоциации)–––––––––––––––––––––––– планета
мир
жизнь
дружба

ЖИЗНЬ (ассоциации)–––––––––––––––– человек
животное
растение
радость
счастье

ВЫВОД:

У нас получилась цепочка.

А) Если эти слова я соединю так. О чем они вам расскажут? (см.первую схему)

Б) Изменится ли смысл этих слов, если мы их соединим по– другому? Докажите.

Земля
wpe1E.jpg (792 bytes)

Земля
wpe20.jpg (787 bytes)

Жизнь
wpe1F.jpg (792 bytes)

Жизнь
wpe21.jpg (787 bytes)

Человек

Человек

( земля дает жизнь человеку)

wpe1D.jpg (846 bytes) (Человек, живя на Земле, должен сделать что– то хорошее)

ВЫВОД:

Верно. Каждый человек, живя на этой планете, должен оставить какой– то след через свои хорошие дела, поступки.

– А так как мы сегодня будем вести разговор о творчестве писателя Е. Носова, то я предлагаю поработать над рисунками–ассоциациями.

Вот обычный след, который был оставлен каким– то человеком. Этот след пуст, а значит безжизнен. (рисунок№3)

Рисунок 3

– Как будет выглядеть след, оставленный Е.Носовым в своей жизни? (каждый ученик дополняет след своими рисунками– ассоциациями, ориентируясь на биографию Е.Носова).

– К сегодняшнему дню вы познакомились с некоторыми произведениями Е.Носова. Расскажите, о чем они?

Вывод: вот так кратко и достаточно емко мы изобразили творчество Е. Носова.(рисунок№4)

Рисунок 4

Скажите, почему оно представлено в виде цветка, и именно – ромашки.(Потому что автор избегает рисовать мрачные картины, темные стороны жизни – это белый цвет. От его произведений веет истинно русским духом, чем– то родным, неподдельным, искренним. На Руси жизнь таких людей ассоциируется либо с березкой, либо с полевой ромашкой.)

В продолжение разговора о Е.Носове я зачитаю фрагмент статьи, напечатанной в “Литературной газете”: “Вчера (27 ноября 1957 года) одним из открытий оказались рассказы Е.Носова, художника из Курска. У молодого прозаика отличная способность – видеть новое в привычном, обыденном. Рассказы его по–настоящему гуманистичны”. Это еще одна нравственная категория, с которой мы продолжаем знакомиться.

– Что значит “гуманистичны”?

(Пропитаны его любовью к своим героям. Гуманный – направленный на благо других, человеколюбивый и отзывчивый.)

–Другая статья отмечает: “…Рассказы писателя свидетельствуют о последовательном развитии традиций психологической прозы.

– Что значит “психологическая проза”? (Затрачено состояние души).

– Наше произведение можно отнести к психологической прозе? Докажите.

(Психолог– знаток человеческой психологии, внутреннего состояния человека, душевных переживаний. Таковым мы видим Е.Носова через его рассказы. Доказываем примерами из текстов).

– Ю. Бондарев так отзывается о творчестве Е.Носова: “Читать его – истинное наслаждение и вместе незабываемое путешествие в глубокий и искренний мир его жизненного опыта и чувств, вобравших в себя и трагедию , и красоту человека. В своих книгах он объясняется всему сущему в любви, но и ненавидит, страдает, подает сигналы бедствия, рождается и погибает вместе с героем, испытывает мучительную боль за человека в дни его бед и тихую гордость за него в пору их преодолений.”

Сегодня нам предстоит познакомиться с очередным рассказом Носова “Живое пламя”.

– К какому жанру мы отнесем это произведение? Докажите. (Рассказ)

– Чтобы верно определить тему данного рассказа, обратимся сначала к его анализу.

Если мы попытаемся схематично изобразить сюжетную линию рассказа (рисунок№5), то она у нас сведется к какому действующему лицу? (К макам)

Рисунок 5

– На какие части (по основным событиям, происходящим в рассказе) вы бы разбили произведение? (Выясняем всем классом).

    1. Разговор о семенах рождает тайный замысел.
    2. Дело сделано!
    3. Воспоминание о сыне.
    4. А маки поднялись.
    5. Живое пламя.
    6. Жизнь без оглядки.

–  Какие яркие художественные приемы использует автор для раскрытия темы рассказа?

(Диалоги, необычные герои, описания цветов…и людей, антонимия– жизнь противопоставлена смерти. На каждый художественный прием – свое подтверждение из текста.)

– Почему в таком маленьком произведении Носов так много описывает цветы и так мало – людей?

Может, автор нам хочет показать лишь красоту этих растений, тем самым свести рассказ к теме природы?

(Отчасти и это тоже. Но больше всего автор хочет, чтобы читатель увидел и по– настоящему понял красоту жизни, ее истинную ценность. Ведь жизнь всего живого сродни жизни человека. Примером этого является описание жизни маков. Зачитываем.)

– Почему автор говорит о маках, а рассказ называет иначе – "Живое пламя"? (Это цветы– память; а еще в названии рассказа скрыто образное сравнение, через которое жизнь маков сравнивается с короткой жизнью Алексея, сына тети Оли.)

– Верно. В данном рассказе автор мастерски использует необычный прием – психологический параллелизм. Когда параллельно живым действующим лицам (тетя Оля, Алексей, юноша) используются неживые действующие лица (маки и другие цветы), как художественная фигура. Когда картина природы служит средством для передачи человеческих переживаний. Этот прием чаще всего используется в фольклоре. (Читают фрагменты описания цветения маков и описание жизни Алексея)

– Какую цель преследует автор, используя в рассказе такой прием?(Мы можем сравнить две жизни, увидеть пользу каждой из них)

– А теперь поработаем над эпизодом " Издали маки походили …" и попытаемся выстроить цепочку из глаголов, которые помогут нам понять, какую роль Носов отводит этим цветам.

МАКИ то вспыхивали ––– наливались ––– стоит прикоснуться – опалят –––слепили –––буйно пламенели ––– осыпались ––– погасли.

(Маки цветут всего 3 дня, но с особой отдачей : ярко, незабываемо, что другие цветы– даже самые красивые– меркнут перед их цветением. Их цветение сравнивается с живым пламенем, даже используется автором особый глагол – пламенели).

– Что в этом отрывке вызывает грусть? Почему? (Когда отцветают маки, смерть Алексея. Комментируем ответ).

– А что радует? (Процесс цветения , живое пламя; что человек принес пользу стране, оставил после себя хороший, яркий след– добрую память. Короткая жизнь, зато без оглядки, в полную силу прожита).

– Какие изобразительно– выразительные средства использует Носов в рассказе для раскрытия темы?

(Сравнение – маки сравниваются с другими " парижскими красавицами"– читаем со слов…"Клумба стала неузнаваемой…"; Эпитеты – обжигающая, озорная яркость; трепетно–ярким огнем; цветочная пестрота; Олицетворение – поднялись маки, раскачивались…)

– А теперь вернемся к теме нашего произведения. Сформулируйте ее. (Любовь к жизни)

– В завершении урока прокомментируйте последнее предложение из этого рассказа: “А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню”.( При ответе можно опираться на первую схему , составленную в начале урока).

– А какой след в своей жизни ты уже смог оставить?

Дом. задание: С какими явлениями природы ассоциируется жизнь Алексея? С какой геометрической фигурой ассоциируется жизнь маков? Нарисовать.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Конспект занятия "В гостях у Матроскина" :: Занятие по математике "Путешествие в страну Цифирии". Игра-соревнование "Знатоки природы" :: Ожившие музыкальные странички "Детского альбома" П.И. Чайковского" :: Экологическое воспитание дошкольников посредством изобразительной деятельности :: Урок окружающего мира по теме "Лес и человек" :: Салют-7, 2017 :: Все товары/Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Компьютерные столы/Каталог/Столы и стулья/Столы/Компьютерные столы / HomeMe / Стол компьютерный Рико вариант №2 (ноче экко) ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Тихое место (A Quiet Place), 2018

Мистический триллер о семье фермеров, которые жили в тишине и уединении, – пока не стали мишенью для незримого преследователя потусторонней природы.

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Урок английского языка в 7-м классе по учебнику М.З. Биболетовой. Тема: "Why do we speak English"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD