детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Жизнь и творчество А.С. Пушкина: игра для старшеклассников : Литература

I тур.

Ведущий: Вопросы первого тура задаются в тестовой форме, оценивается не быстрота, а правильность ответа. Команды отмечают свой вариант ответа на листочке и возвращают его ведущему. Если ни одна из команд не дала правильного ответа, в игру включаются болельщики. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1. Кто вышел из темного леса навстречу вещему Олегу?

А. Неразумный хазар.
Б. Гробовая змея.
В. Вдохновенный кудесник.
Г. Верный конь.

2. Вставьте пропущенное слово в цитату из “Евгения Онегина”: “Чем меньше женщину мы любим, тем … нравимся мы ей”.

А. Больше.
Б. Чаще.
В. Легче.
Г. Проще.

3. Каким товаром недаром торговали корабельщики, последними посетившие князя Гвидона?

А. Недозволенным.
Б. Неуказанным.
В. Драгоценнейшим.
Г. Незатейливым.

4. В жизни случаются странные совпадения. Адрес последней квартиры Пушкина – набережная Мойки, 12. Кто из лицейских товарищей Пушкина в детстве жил в соседнем доме – набережная Мойки, 14?

А. Пущин.
Б. Дельвиг.
В. Малиновский.
Г. Кюхельбекер.

5. Почему лицеистов первого выпуска называли “чугунниками”?

А. Это намек на их плохую успеваемость, лень и полное нежелание учиться.
Б. Потому что в честь первого лицейского выпуска была установлена чугунная памятная доска, на которой были перечислены фамилии всех выпускников.
В. Потому что из осколков разбитого лицейского колокола директор велел сделать чугунные кольца и вручил их на память выпускникам.
Г. Происхождение этого прозвища неизвестно.

6. У кого из этих поэтов есть стихотворение “Няне Пушкина”?

А. Языков.
Б. Жуковский.
В. Вяземский.
Г. Дельвиг.

7. В одном из писем, адресованных поэту, есть такие строки: “Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только когда засну, то забуду вас… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует…” От кого поэт получил это письмо?

А. Н. Н. Гончарова.
Б. А.Р. Яковлева.
В. А.П. Керн.
Г. П.А. Осипова.

8. Кому принадлежат знаменитые слова: “Пушкин – это наше всё”?

А. Виссарион Белинский.
Б. Федор Достоевский.
В. Дмитрий Писарев.
Г. Аполлон Григорьев.

9. Кто из русских писателей-эмигрантов перевел на английский язык “Евгения Онегина” и написал к нему обширный комментарий?

А. Владислав Ходасевич.
Б. Константин Бальмонт.
В. Владимир Набоков.
Г. Иосиф Бродский.

10. Кто из поэтов-бардов ХХ века написал вариацию на тему “Песни о вещем Олеге”?

А. Булат Окуджава.
Б. Владимир Высоцкий.
В. Александр Галич.
Г. Александр Розенбаум.

Ответы: 1-В, 2-В, 3-Б, 4-А, 5-В, 6-А, 7-Б, 8-Г, 9-В, 10-Б.

II тур.

Ведущий: Роман в стихах “Евгений Онегин” по праву назван “энциклопедией русской жизни”. Из него внимательный читатель может немало узнать о людях и жизни в первой трети XIX века. Но тот же внимательный читатель обнаружит в романе много непонятного, требующего объяснения. Во втором туре игрокам или зрителям предстоит за одну минуту объяснить реалии XIX века. Каждый правильный ответ оценивается в 3 балла, за неполный ответ жюри может выставить меньшую оценку (1 или 2 балла).

1.

Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить, –

написал об Онегине Пушкин. Сумеете ли вы отличить ямб от хорея?

Задание первой команде:

А.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.

Б.

Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.

Задание второй команде:

А.

Вьюга злится, вьюга плачет,
Кони чуткие храпят,
Вон уж он, далече скачет,
Лишь глаза во мгле горят…

Б.

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный…

Ответ: А – хорей, Б – ямб.

2. Какой предмет гардероба Онегина напоминает о названии южноамериканской страны? Что между ними общего?

Ответ: Предмет гардероба – боливар, страна – Боливия. Названы так по имени Симона Боливара, одного из руководителей борьбы за независимость испанских колоний в Америке. Широкополые шляпы, подобные той, что носил Боливар, были в моде у европейских либералов в 20-е годы XIX века.

3.

Пред ним roast-beef окровавленный
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет
И Страсбурга пирог нетленный…

Из чего делали страсбургский пирог и почему он назван нетленным?

Ответ: Так называли паштет из гусиной печени, который привозили из-за границы в консервированном виде (поэтому – нетленный). Консервы, изобретенные во время наполеоновских войн, были в то время модной новинкой.

4. В описании быта Лариных встречаются такие строки:

В день троицын, когда народ,
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три…

Что это за “заря” и почему Ларины проливали на нее слезы?

Ответ: Заря – вид полевой травы, которая в народной медицине считалась целебной. Во время троицкого молебна на пучок этой травы или других цветов, или березовых веток полагалось уронить несколько слезинок. По народным поверьям это предотвращало летнюю засуху. Также считалось, что плакать на цветы и травы нужно, чтобы замолить грехи. При этом брали столько травинок, сколько грехов у человека; и на каждую нужно было обязательно уронить по слезинке.

5. Современники Пушкина, прочитав описание дуэли Онегина и Ленского, отлично понимали, насколько возмутителен этот поединок. Возмутителен не потому, что по разные стороны барьера оказались друзья, а потому, что Онегин и Зарецкий неоднократно нарушили дуэльный кодекс. Найдите в предложенном вам отрывке (Гл. 6, строфы XXIII-XXVII) как можно больше таких нарушений.

Ответ: 1) Онегин намного опоздал на дуэль. Зарецкий не объявил ее несостоявшейся. Согласно правилам, если один из противников опаздывает больше, чем на четверть часа, секундант другого составляет протокол, где дуэль признается несостоявшейся, и все могут покинуть место поединка. 2) Онегин назначил секундантом лакея, Зарецкий не возразил против этого. По правилам, секунданты должны были занимать равное положение в обществе. 3) Зарецкий впервые встретился с секундантом Онегина на месте поединка, вспомните его удивленный вопрос: “Где ваш секундант?” По правилам, секунданты противников встречаются с глазу на глаз накануне дуэли и обговаривают условия поединка. 4) Онегин обратился напрямую к Ленскому. По правилам, с той минуты, когда вызов на дуэль принят, противники не разговаривают друг с другом, а на месте дуэли общаются лишь через своих секундантов. 5) Зарецкий не предпринял ни одной попытки к примирению противников. Согласно правилам, даже на поле боя секунданты обязаны предпринять последнюю попытку к примирению.

III тур.

Ведущий: Каждая команда получает конверт, в котором находятся 6 портретов, 6 карточек с фамилиями современников Пушкина и 6 фрагментов из пушкинских произведений. Задача игроков – подобрать к каждой фамилии портрет и соответствующие строки. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное число баллов за конкурс – 6.

Задание первой команде:

Рис. 1-6.

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6

1. И.И. Пущин; 2. П.Я. Чаадаев; 3. Д.В. Давыдов;
4. П.А. Вяземский; 5. А.А. Аракчеев; 6. А.С. Грибоедов.

А. Мой первый друг, мой друг бесценный!

Б.

Он вещей волею небес
Рожден в оковах службы царской;
Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,
А здесь он офицер гусарской.

В.

Певец-гусар, ты пел биваки
Раздолье ухарских пиров
И грозную потеху драки,
И завитки своих усов.

Г.

Судьба свои дары явить желала в нем,
В счастливом баловне соединив ошибкой
Богатство, знатный род с возвышенным умом
И простодушие с язвительной улыбкой.

Д.

Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель,
А царю он – друг и брат.

Е. Рожденный с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении.

Ответ: 1 – А – рис.1; 2 – Б – рис.2; 3 – В – рис.3; 4 – Г – рис. 4; 5 – Д - рис. 5; 6 – Е – рис. 6.

Задание второй команде:

Рис. 7-12.

Рис. 7 Рис. 8 Рис. 9
Рис. 10 Рис. 11 Рис. 12

1. Н.М. Карамзин; 2. В.К. Кюхельбекер; 3. А. Дельвиг;
4. В.А. Жуковский; 5. О.А. Кипренский; 6. Ф.В. Булгарин.

А.

В его “Истории” изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.

Б. Мой брат родной по музе, по судьбам.

В.

Товарищ юности живой,
Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений…

Г.

Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль…

Д.

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз…

Е.

Не то беда, Авдей Флюгарин,
Что родом ты не русский барин,
Что на Парнасе ты цыган,
Что в свете ты Видок Фиглярин:
Беда, что скучен твой роман.

Ответ: 1 – А – рис. 7; 2 – Б – рис. 8; 3 – В – рис. 9; 4 – Г – рис. 10; 5 – Д – рис. 11; 6 – Е – рис. 12.

Игра со зрителями.

Ведущий: Пока команды готовятся отвечать на вопросы III тура, болельщики угадывают персонажей из “Евгения Онегина”. Полученные за правильный ответ баллы зрители могут отдать любой из команд. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

1.

Кем явится теперь? Мельмотом,
Космополитом, патриотом,
Гарольдом, квакером, ханжой
Иль маской щегольнет иной?

2.

… добрый малый
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой.

3.

Тяжелый сплетник,
Старый плут,
Обжора, взяточник и шут.

4.

Ее изнеженные пальцы
Не знали игл; склонясь на пяльцы,
Узором шелковым она
Не оживляла полотна.

5.

Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.

6.

Бывало, он трунил забавно,
Умел морочить дурака
И умного дурачить славно,
Иль явно, иль исподтишка,
Хоть и ему иные штуки
Не проходили без науки,
Хоть иногда и сам впросак
Он попадался, как простак.

7.

Он забавлял мечтою сладкой
Сомненья сердца своего,
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой
Над ней он голову ломал
И чудеса подозревал.

8.

Она любила Ричардсона
Не потому, чтобы прочла,
Не потому, чтоб Грандисона
Она Ловласу предпочла…

Ответ: 1. Онегин. 2. Отец Татьяны и Ольги Лариных. 3. Отставной советник Флянов. 4. Татьяна. 5. Ольга; 6. Зарецкий. 7. Ленский. 8. Мать Татьяны и Ольги Лариных.

 IV тур.

Ведущий: Команды по очереди отвечают на вопросы. Если команда не дает ответа, вопрос переходит к другой команде. Если и вторая команда не может дать правильный ответ, вопрос переходит к зрителям. За правильный ответ присуждается 1 балл.

Вопросы первой команде:

1. Какими словами начинается “Евгений Онегин”? (Не мысля гордый свет забавить…)

2. В каком месяце и какого числа были именины Татьяны Лариной? (25 января – Татьянин день.)

3. Какое звание имел отец Татьяны и Ольги Лариных? (Бригадир.)

4. Знаком ли был Онегин с мужем Татьяны до ее замужества? (Да, они были друзьями и состояли в родстве).

5. Труд какого известного экономиста читал Онегин? (Адама Смита).

6. Сколько лет было няне Татьяны, когда она вышла замуж? (13 лет).

7. Откуда вернулся Ленский в свою деревню? (Из Германии).

8. Назовите фамилии нескольких гостей на балу у Лариных. (Флянов, Петушков, Пустяков, Буянов, Гвоздин и т.д.)

Вопросы второй команде:

1. Назовите эпиграф к первой главе романа. (И жить торопится, и чувствовать спешит).

2. Сколько лет было Владимиру Ленскому? (18 лет)

3. Как звали француза – гувернера у Евгения Онегина? (Месье Л\'Аббе).

4. Как сложилась судьба Ольги Лариной после смерти Ленского? (Вышла замуж и уехала).

5. Романы каких авторов любила читать Татьяна? (Ричардсона и Руссо).

6. В каком месяце произошла дуэль Онегина и Ленского? (В январе).

7. В какой город повезли Татьяну на “ярмарку невест”? (В Москву).

8. Какие танцы танцевали на балу у Лариных? (Вальс, мазурка, котильон).

Подведение итогов игры, награждение победителей.

Литература:

1. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий: Пособие для учителя. – Л., 1980.
2. Нодель Ф. “Пушкин – это наше все”: Литературная викторина // Смена. – 1999. - № 1. – С. 8 –15.
3. О, счастливчик! Выпуск 3. – М., 1997.
4. Терентьева Н. П. Внеклассная работа по литературе. 5 – 8 классы. Жизнь и творчество А. С. Пушкина. – М., 1999.
5. Ты – счастливчик! – М., 2000.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Об ответственности родителей за воспитание детей :: Разноуровневый контроль знаний учащихся на уроках физики :: Интегрированный урок по физике и информатике по теме: "Магнитное поле" :: Урок физики в 8-м классе по теме "Изучение электрических цепей" :: Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках физики :: Аритмия (), 2017 :: /Библиотеки и кабинеты/Изотта / Ангстрем / Библиотека Изотта 3 Ангстрем ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Самостоятельная работа "Строение атома и атомного ядра". 9-й класс

В работе проверяются знания о строении атома и атомного ядра, умения работать с информацией, представленной в виде связного текста физического содержания, решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Оздоровление детей в ДОУ
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD