детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Некоторые проблемы преподавания литературы в национальной школе : Литература

На современном этапе развития страны литературное образование учащихся национальных школ, имеющее ярко выраженную специфику, переживает не лучшее время. Наша национальная школа выработала за много десятилетий немало интересных, продуктивных решений задач сравнительно-типологического подхода к изучению литературных произведений, позволяя выявить общие и национально своеобразные черты. Формирование би-культурной личности, исторически сложившегося чувства национального самосознания и общероссийского гражданского сознания, чувства любви к своему многонациональному Отечеству немыслима без воспитания уважения к другим народам. Но ускоряющиеся темпы засилия ТВ, видео, компьютерных игр, да и немалая учебная нагрузка вытесняют с повседневного общения художественный текст. Наиболее сложным на данном этапе представляется именно эта проблема. Именно общение. Общение, необходимое для самопознания, самораскрытия, самоценности личности ребенка. Ведь понимание жизни как пути постоянного познания самого себя и мира воспитывается и литературой – родной и русской. Творчество и есть жизнь, есть сущностно-фундаментальное явление человека.

Многолетний анализ педагогической практики показывает, что происходит постепенное смещение акцентов в работе учителя. Сегодня многие проблемы и трудности, связанные с утратой идеологии, отчасти утратили свою остроту. Учителя-словесники за сравнительно небольшой период проделали огромную, не всегда заметную для постороннего взгляда, работу по значительному обновлению своего идейно-теоретического багажа, по переосмыслению казавшихся ранее незыблимыми идей и подходов, по преодолению устоявшихся стереотипов. В нынешних условиях на первый план выдвигается задача овладения методическими средствами и педагогическими технологиями, позволяющими ученику обратиться к литературе как к источнику, необходимому для собственного развития.

Наша родная Татта – один из старейших улусов Якутии. Татта славится своими сказителями, писателями, учеными. Именно из Татты вышли первые якутские писатели А.Е.Кулаковский, П.А.Ойунский, А.И.Софронов, Н.Д.Неустроев, Д.К.Сивцев, С.Р.Кулачиков, Н.Е.Мординов. Наша школа носит имя своего первого ученика Анемподиста Ивановича Софронова, одного из основоположников якутской литературы, а именно, драматургии. В Татте имеются краеведческие, литературные музеи. Музейная педагогика широко используется в учебно-воспитательной деятельности школы. Ведь целостность воспитательного и образовательного начал в системе образования России спасала не раз. Великие сыны якутского народа пропагандировали диалог культур, подчеркивали необходимость изучения, опоры на родную и русскую литературы. Сами переводили немеркнущие творения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.

Литература – это искусство. Образ создает восприятие. Эмоции – это первое, что должно волновать учителя. Воспитание образного мышления, эмоций, необходимых каждому, должно быть предметом всеобщего внимания. Общение с художественным текстом – это и способ диалога со всем миром. В связи с этим стоит остановиться на программах по литературе. Многие программы, в том числе программа В.Г.Маранцмана, А.Г. Кутузова, рассчитаны на русскую школу. Программа В.Н.Джанаевой, К.М. Нартова, предназначенная для национальных школ, в последнее время мало подкрепляется методическими пособиями, изданными учебниками. В национальной, особенно сельской, школе не хватает учебников по литературе. И эта картина характерна как для преподавания русской, так и для преподавания якутской литературы. И все это на фоне увеличения в последнее время издания учебных литератур. Следует упомянуть и о состоянии школьных библиотек. Мизерное бюджетное финансирование, невыплата средств на приобретение методической литературы – все привело к тому, что мало кто из учителей выписывает методическую, периодическую печать. А в школьных библиотеках пополнение идет лишь за счет хрестоматий. Учебников по литературе совсем не хватает, особенно в среднем звене. И сельская библиотека не балует богатством художественной классической литературы.

Литературное образование должно быть в центре образовательного процесса. А любой вариант школьных программ предусматривает только два часа уроков литературы в национальной школе. В последнее время, в связи с муниципальным образованием, надежды на обогащение библиотек, увеличение часов по литературе тают.

Взаимодействие государства и общества, их сотрудничество необходимы для развития страны. Если лишить человека фактического образования, то может вырасти примитивная личность, а сосредоточь только в своем регионе (ведь многие уже литературу народов России, СНГ уже не преподают), можно ли будет тогда говорить о толерантности?

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Проблемы социально-психологической адаптации кадет-пятиклассников Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А. Шолохова :: Урок риторики во 2-м классе по теме: "Опорные слова в тексте" :: Урок-путешествие по математике в 3-м классе, основанный на нетрадиционной организации учебного материала :: Урок литературного чтения. Тема: "Анализ лирического произведения" :: Деловая игра – занятие по спецкурсу "Компьютерная грамотность" :: Большой, 2016 :: Мебель/Мебель для дома/Системы хранения/Полки / Life in Trend / Полка Kristal ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD