детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Еще раз о любви (тема любовного свидания в рассказе Ю.П. Казакова "Двое в декабре") : Литература

ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ - ЗАГАДОЧНОЕ СЛОВО…
Тема любви - "вечная", волнующая людей на протяжении веков. Поколение за поколением писателей, композиторов, художников, философов пыталось осмыслить ее, проникнуть в глубины этого чувства, разгадать тайну отношений мужчины и женщины. Причем, согласно православной традиции русские писатели - классики отдавали предпочтение духовной, "платонической" любви, нежели чувственной, физической страсти. Как же эта любовь проявлялась? Да, вы правы, через письма, сны, свидания… Действительно, многие писатели использовали в своих произведениях сюжет любовного свидания, ситуацию "объяснения в любви".

Попробуйте ответить на следующие вопросы, проанализировав, сопоставив, сравнив иллюстрации.
На каком фоне в основном изображены свидания? Почему?
Какая символическая функция образов цветов в сцене объяснения?
Отповедь, исповедь или проповедь?
Каким из этих слов, на ваш взгляд, можно определить характер монологов героев?

"Во взгляде ее он прочел решение, но какое, только у него сердце стукнуло, как никогда не стучало."

"Санин схватил бессильные, ладонями кверху лежавшие руки, и прижал их к своим глазам, к своим губам..."

"- Посмотри, как хорошо!
-Да, хорошо! Если бы мы с вами были птицы..."

"Минуты две они молчали,
Но к ней он подошел
И молвил: "Вы ко мне писали..."

"Я сел возле нее и взял ее за руки. Давно забытый трепет пробежал по моим жилам при звуке этого милого голоса..."

Действительно, вы правы. Все сцены (в основном) свиданий, любовных объяснений происходят на фоне пейзажа, летнего пейзажа.

Чувствовать, понимать движения, колебания души человеческой может только природа. Именно это подчеркивали русские классики: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев,- ставя образы человека и природы рядом, сополагая их по какому – то смутно ощущаемому сродству. Как называется такой художественный прием? (параллелизм)

На таком фоне, конечно же, звучит исповедь – искреннее, откровенное признание, пусть и не в любви, пусть и отказ.

Так описывали сцены любовного свидания в 19 веке, а как это делают писатели 20века? Давайте попробуем проследить традиции в изображении таких сцен в прозе Ю.П.Казакова.

Но вначале поближе познакомимся с самим писателем. (выступает подготовленный ученик)

Ю.П.КАЗАКОВ "ДВОЕ В ДЕКАБРЕ" (учебное исследование).

1.Смысл названия рассказа.

1)Подберите, пожалуйста, ассоциации к каждому из слов в заглавии и, в целом, ко всему названию.
Поделитесь своими находками, открытиями, мнениями.

2) Как вы думаете, почему именно такое название дал Ю.П.Казаков своему рассказу? Казалось бы, в названии два несовместимых слова.
Какое бы название дали этому произведению вы?
О чем, на ваш взгляд, рассказ?
Какой эпиграф взяли бы вы? Напишите. Кто не смог подобрать дома, может воспользоваться моей подсказкой, выбрав наиболее подходящие строки о любви.

2.Первые впечатления.
Ваше первое впечатление от прочитанного?
А герои? Понравились ли они?
Как вы отнеслись к финалу рассказа?
Какие вопросы возникли у вас после чтения рассказа?

Лично мне бросилось в глаза то, что герои рассказа - ОН и ОНА. А где же их имена? Почему герои безымянные?
Да, вопросов возникает много. Давайте вместе с Ю.П.Казаковым найдем на них ответы, углубившись в художественный мир произведения, проанализировав поведение, поступки, речь, мысли героев вслух и про себя, т. е. все то, что называют в литературе психологизмом, а также попробуем проследить те нити, которые связывают писателя 20 века с писателями 19, 18 веков в создании сцены объяснения в любви, в изображении героев, в использовании художественных приемов.

3.Анализ рассказа.
С чего начинается рассказ?
Через чье восприятие представлен пейзаж?
Меняется ли состояние героя? А героини?

Задание по группам.
Как автор передает в слове мучительный процесс протекания чувств, даже не чувств, а зыбких душевных состояний?
Проследите по тексту, как меняется голос, мимика, поведение, тональность, реплики героя (1 группа), героини (2 группа) и попробуйте отобразить "динамику" внутреннего состояния в цвете, в графике, в рисунке или в любом другом варианте.

2 часть рассказа, условно выделенная автором пробелом, представляет прогулку героев по зимнему лесу, декабрьскому лесу. Что же бросается Ему и Ей в глаза? Какую реакцию вызывает у них увиденное? Какую роль играет снег? Какова роль пейзажа в данном рассказе? Гармонирует ли он с чувствами героев? (вопросы для 3 группы).

Композиция рассказа. Ее особенности, своеобразие. Какие сквозные образы - мотивы присутствуют в рассказе? Какие символы, детали говорят о разрыве отношений? Что же, почему, отчего у них не выходило? (задание для 4 группы).

(Выступления учащихся)

Таким образом, мы увидели, что в рассказе Ю.П. Казакова природа воздействует на героев не просто благотворно, она помогает им преодолеть взаимную отчужденность, непонимание, одиночество, которое нередко преследует их в условиях цивилизации. Герои рассказа обретали единство среди зимней природы и утрачивали на даче и, особенно, в городской сутолоке.

“ Движения души – вот что стало главным полем художественного анализа у писателя. Это “тайное тайных” своих героев он постигал сосредоточенно и упорно, переходя последовательно от одного психологического горизонта к другому, открывая на каждом из них новые драматические отношения между человеком и миром.” Поэтика психологического параллелизма оказалась очень тонким инструментом, позволяющим улавливать “микронные движения в душе человека.” Перед нами открылся подлинный драматизм душевной жизни двух людей – это драматизм несовпадения состояний, за которыми стоит неслиянность душ, не позволяющая достичь гармонии судеб. Развязка рассказа говорит: они оба поняли, что молодость прошла, хочется дома, семьи. Но будет ли это?

4.Подведение итогов.

  1. На каком варианте названия вы остановились теперь бы: вашем или казаковском?
  2. Какие же нити связывают Ю.П.Казакова с русскими писателями прошлых столетий, какие традиции он продолжил? На чью сцену свидания похожа сцена, описанная Казаковым?

(В ответах звучит: формы признания в любви (сны, сцена свидания, диалог); мотив дороги, воспоминаний; фон места свидания – пейзаж (хотя и зимний): герои Казакова доверяют природе, сердечно устремлены к ней; художественные приемы: психологизм, психологический параллелизм.)

Творческие задания.

1.Представьте себя на месте героя или героини и продолжите “страницу из дневника”.

2.Напишите от лица героя или героини “неотправленное письмо”.

3.Напишите продолжение рассказа.

4.Нарисуйте иллюстрацию (иллюстрации) к рассказу.

5.Попробуйте нарисовать свою “кривую эмоционального восприятия” рассказа (можно в цвете, символах).

6.Постарайтесь подобрать “метафоры” к названию рассказа и оформить их как в прозе, так и в стихотворной форме.

Представление творческих работ.

Заключение.

Писатель умер в ноябре 1982г. Уже через три года друзья стали хлопотать об открытии ему мемориальной доски на Арбате,30 (на доме, где он прожил 30 из 50 лет). Повторил эту попытку в честь 70 – летия Ю.П.Казакова Евгений Евтушенко в 1997 г., написав письма Б.Н.Ельцину и В.С.Черномырдину.

В Интернете в преддверии юбилея (75 –летнего) было написано о предполагаемом открытии мемориальной доски. Проект был подготовлен женой писателя Тамарой Михайловной.

На мемориальной доске – детская ладошка, в которой горящая свеча, свечечка… Подумайте, пожалуйста, что это символизирует? Какой бы проект предложили вы?

Рефлексия.

1.Интересно было на уроке или скучно? Почему?

2.Какие моменты урока особенно понравились, запомнились?

3.Какие чувства сменялись в вашей душе?

4.Что вам более всего удалось во время работы на уроке, какие виды деятельности были вами выполнены успешно.

5.Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока.

6.Какие вопросы и пожелания появились?

7.Поставьте оценки за работу в группе.

Приложения.

Ю.П.Казаков.

8 августа замечательному прозаику Юрию Казакову исполнилось бы 75 лет

Судьба отпустила Казакову пятьдесят пять лет земного срока. Особой щедростью это не назовешь.

Еще в годы учения в Литературном институте (а поступил он туда довольно поздно – двадцати шести лет от роду, успев до этого закончить Гнесинское училище по классу контрабаса) Казаков задумал – ни много ни мало! – возродить “жанр русского рассказа”. Нашлись и единомышленники. Единомышленники эти разбрелись позднее по повестям и романам, а Казаков так и остался до смерти верен, за малыми исключениями, этому жанру. Одно время он тяготился этой “узостью”, пытался выйти на большие формы – вся история многочисленных пересоставлений его “Северного дневника” есть одна из таких попыток. Но в какой-то момент Казаков понял, что эти поиски неорганичны, и оставил их.

При этом сами рассказы, их “содержание” заметно менялись со временем. Неизменными были лишь темы, как-то сразу найденные писателем. Тема дороги, превращающейся у Казакова в высокое странничество. Русский Север, где он обнаружил чудом сохранившийся островок исторической России и куда ездил всю жизнь. Человеческое счастье, которое возможно только на миг и поэтому почти неуловимо. Искусство, пытающееся – довольно безуспешно – его все-таки запечатлеть, поймать. Любовь и смерть.

Молодой Казаков, по примеру бывшего тогда в большом ходу Хемингуэя, устроил по-хорошему азартное и небезуспешное соревнование с классиками. Это больше касалось “формы” и стало причиной довольно поверхностных споров о влияниях, испытываемых Казаковым, даже о его эпигонстве. Но уже к концу 50-х эти споры были неактуальны, и зацикленность критики на них сильно мучила писателя.

Если присмотреться, то нетрудно заметить, что все его зрелые рассказы можно разбить на своеобразные “сериалы”, в которых зеркально повторяется фабула (хотя о фабуле в применении к “лирической прозе”, ярчайшим представителем, лидером которой принято считать Казакова, следует говорить осторожно), но ее трактовка, идея, в ней заключенная, все время меняется – в неутолимом стремлении прийти к какому-то последнему ответу, или, по терминологии Казакова, к “высшему смыслу”. Сравните, например, его рассказы “Осень в дубовых лесах” и “Адам и Ева”, написанные один за другим. Все похоже в них – мужчина и женщина вдали от цивилизации, в окружении воды и деревьев. Но отчего почти полное ситуативное совпадение оборачивается внутренней противоположностью, причем на всех уровнях? Отчего главный герой рассказов, к слову, сильно напоминающий их автора (а на автобиографичности как непременном условии творчества Казаков всегда настаивал), в одном случае счастлив, а в другом – нет? Мотивировки столь резкой смены настроения у Казакова 60-х мы не найдем. Тут звучит лирическое “не знаю”. Тут многоточие.

Жизнь бывает столь прекрасна – когда деревья вокруг, и небо над головой, и чистота дыхания удивительная, и как-то сладко, хорошо в мире и на душе, и отчетливо понимается, что она, жизнь, “имеет великий, таинственный смысл”, а музыка, рожденная этой прекрасной жизнью, вечный казаковский джаз, звучащий в каждом рассказе той поры, поет о смерти. Почему?

Казаков в конце концов нашел выход из этого тупика. В один из февральских дней 63-го года он сделал две дневниковые записи. Сначала: “Написать рассказ о мальчике 1,5 года. Я и он. Я в нем. Я думаю о том, как он думает”. И чуть ниже: “Джаз поет о смерти, все о смерти – какая тоска! Но жизнь. А он все о смерти”. Есть смысл переставить местами эти две записи, и тогда мы получим пунктир казаковской эволюции. Потому что мысль о детском зрении, о детском сознании и есть путь преодоления мучительного противоречия. Спустя десять лет Казаков написал такой рассказ – “Свечечка”. Спустя четырнадцать еще один – “Во сне ты горько плакал”. В этих рассказах Казаков возвратился в детство, откуда каждый человек, обманутый взрослой целесообразностью, уходит когда-то. Уходит, чтобы бродить в потемках (“душа моя бродит в потемках…” – рефрен рассказа “Во сне ты горько плакал”).

В юбилейные дни нужно повиниться – мы мало и невнимательно перечитываем Казакова. Но когда руки все-таки доходят до его книг, с ними, с этими книгами, наступает момент небывалой ясности. Другое дело, что эта ясность трудна, без нее – в роли какой-нибудь белки в каком-нибудь колесе – жить гораздо легче. Простите нас, Юрий Павлович.

ЭПИГРАФЫ

“Любить – значит делать добро”. Л.Н.Толстой.

“…крепка, как смерть, любовь… каждая женщина, которая любит, - царица…любовь прекрасна!” А.И.Куприн.

Любовь, любовь – загадочное слово…
А может быть, ты лишь напоминание
О том, что всех нас неизбежно ждет?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот? Р.Рождественский.

“У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль и свое благоухание” К.Г.Паустовский.

Люблю!
И все на свете смею.
Люблю!
И больше нет меня. Л.Васильева

Любовь, любовь,- гласит предание,-
Союз души с душой родной.
Их единенье, сочетанье
И роковое их слиянье,
И поединок роковой. Ф.Тютчев

Любовь – она бывает разной.
Бывает отблеском на льду.
Бывает болью неотвязной.
Бывает яблоней в цвету.
Бывает вихрем и полетом.
Бывает цепью и тюрьмой…
Мы ей покоем и работой
И жизнью жертвуем самой! О.Высоцкая.

“Любовь – огонь: не светит – все темно,
А светит – так сгореть не мудрено” Восточная мудрость.

“Раны от любви если не убивают, то никогда не заживают” Виктор Гюго.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Элементы образной памяти, приеменяемые на уроках химии :: Использование модульной технологии при изучении углубленного курса химии. (Модуль — карбоновые кислоты) :: Игра-путешествие в страну кислот по теме: "Кислоты. Общие свойства кислот". 8-й класс :: Проблемное обучение на уроках информатики и разработка урока к данной теме :: Урок-игра "Морской бой" по теме "Причастие". 7-й класс :: Шазам ( Shazam! ), 2019 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Тумбы/Детская мебель/Шкафы, тумбы, комоды/Тумбы / Calimera / Тумба прикроватная Calimera ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Тихое место (A Quiet Place), 2018

Мистический триллер о семье фермеров, которые жили в тишине и уединении, – пока не стали мишенью для незримого преследователя потусторонней природы.

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Урок математики в 3-м классе "Треугольники"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD