детские
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Конспект урока литературы "Тема любви в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" : Литература

Цель: Рассмотреть концепцию любви М.А. Булгакова.

Учитель: Сегодня речь пойдет о любви, о Мастере и о той, которая вдохновляла его, помогала творить и в итоге сделала его Мастером. Ее имя Маргарита. Глава 19, названная ее именем, начинается словами: “За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!”
Чтобы убедиться, что любовь Мастера и Маргариты – явление исключительное, перечислите любовные пары, известные по произведениям русской классики.

Учащиеся перечисляют:

  • Евгений Онегин и Татьяна;

  • Ленский и Ольга;

  • Болконский и Ростова;

  • Безухов и Ростова;

  • Раскольников и С. Мармеладова и т.д.

Учитель: Достаточно, сейчас мы прервем этот перечень и вернемся к данному разговору лишь в конце урока, чтобы сравнить перечисленных героев по силе чувств и выражению любви и сделать вывод, а пока вспомните, как Маргарита вошла в жизнь Мастера.

Инсценированное чтение сокращенного фрагмента (глава 13).

    • Определите роль цветовой гаммы в данном эпизоде.

Автор: Она шла по Тверской и несла в руках отвратительные тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет… И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!
Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам…
И вообразите, внезапно заговорила она.

Маргарита: Нравятся ли вам мои цветы?

Мастер: Нет.

Маргарита: Вы вообще не любите цветов?

Мастер: Нет, я люблю цветы, только не такие.

Маргарита: А какие?

Мастер: Я розы люблю.

Автор: Тут я пожалел о том, что сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понес их в руках…

Прослушав инсценированное чтение, учащиеся говорят, что Булгаков использовал контрастную цветовую гамму: желтое на черном.
Знакомые с цветовой гаммой Достоевского, символикой цветов Блока, ученики отмечают, что Булгаков использует традиции предшественников.
Герой произведения сам говорит о том, что желтый – нехороший цвет. Но словно под гипнозом, он следует за желтым знаком. Цветовая гамма вносит в описание зарождения любви тревогу, предчувствие трагизма, которое углубляется удивительной булгаковской метафорой: “Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!”
- Кто же такая эта Маргарита? Что мы узнаем из ее предыстории.
Маргарита Николаевна красива, умна. Ей 30 лет.
Замужем, но бездетна. Муж крупный специалист, молод, красив, честен. У нее прекрасный особняк в готическом стиле в одном из садов близ Арбата. Она могла купить все, что ей нравятся. Никогда не прикасалась к примусу и держала прислугу. Она окружена интересными людьми.
- Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине!.. - восклицает автор. Попытайтесь ответить на этот вопрос.
Маргарита Николаевна испытывала потребность любить. Мастера поразил при встрече ее взгляд – “необыкновенное, никем не виданное одиночество”.

Учитель напоминает: А муж? Ведь у нее был молодой, красивый, добрый, честный муж, который обожал ее?
Учащиеся рассуждают о том, что, по-видимому, Маргарита Николаевна не испытывала к мужу ответного чувства, хотя все время помнила, что он у нее есть и, несомненно, уважительно относилась к супругу. Они вспоминают, что именно муж явился причиной того, что она не осталась с Мастером в ту роковую ночь, когда он бесследно исчез. Вспоминают ее слова: “Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти, что я убежала от него ночью”. В этих словах и уважение, и благодарность за комфорт, которым он окружил ее.
Можно напомнить учащимся стихотворение в прозе И.С. Тургенева “Путь к любви”:
Все чувства могут привести к любви, страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, страх и даже презрение. Да все чувства… исключая одного: благодарности.
Благодарность – долг, всякий человек платит свои долги, но любовь – не деньги”.
По-видимому, так же сложилась судьба Маргариты Николаевны.
Внешне благополучная, богатая, молодая, красивая, она на самом деле несчастна и одинока.
Она призналась Мастеру, что с желтыми цветами в руках она вышла, чтоб он наконец ее нашел и что, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее была пуста”.
Булгаков рассказывает о Маргарите так, словно знает о ней все и любит, как Пушкин свою Татьяну.
Историю Мастера и Маргариты Булгаков писал “кровью сердца”.

    • Кто же послужил прототипом Маргариты Николаевны?

Сообщение учащегося о Елене Сергеевне Шиловской, которая прежде чем стать супругой Булгакова была женой крупного военачальника…

Делаем вывод, чтобы так описать любовь, Булгакову суждено было все это пережить самому.

    • Как изменилась жизнь Маргариты, когда в нее вошел Мастер?

Учащиеся говорят, что она приходила в подвальчик, надевала фартук, зажигала керосинку (чего никогда не делала раньше) и готовила завтрак. Она без конца перечитывала роман Мастера, подгоняла его, сулила славу. Она вдохновляла автора и по сути являлась соавтором создаваемого романа.
Одиночество кончилось. Она стала подругой Мастера.
Итак, возлюбленная по Булгакову – это подруга.

    • Из каких составляющих еще складывается образ возлюбленной по Булгакову?

Поразмыслив, мы приходим к выводу, что возлюбленная по Булгакову - это подруга, ведьма, королева.
То, что возлюбленная – это подруга, мы доказали.
Что это ведьма нетрудно представить, так как во всякой женщине есть что-то от ведьмы, особенно если ее задеть за живое.
Вспоминаем портретную деталь: Маргарита у Булгакова слегка косит, что свойственно юным ведьмам.
И возлюбленная – это королева, ибо каждая женщина – королева, когда ее любят.
При кажущейся парадоксальности подобные реминисценции находим у В.Я. Брюсова:

Ты – женщина, ты книга между книг,
Ты – свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его мечтах безумен каждый стих.

Ты – женщина, ты ведьмовский напиток
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.

Ты – женщина, и этим ты права
От века убрана короной звездной
Ты – в наших безднах образ божества…

По ходу романа эти образы: подруга, ведьма, королева – углубляются и конкретизируются:
Возможна демонстрация рисунка с творческим решением этого триединства образа.

    • Докажите, что Маргарита стала верной, надежной подругой.

Учащиеся отмечают, что Маргарита стала надежной подругой не только в дни вдохновения и счастья, но и в дни отверженности и болезни.
Она тоже “похудела, побледнела, перестала смеяться”. Но всеми действиями показывала решимость и готовность к борьбе.
В трудную для Мастера минуту, она решает уйти от мужа.
Видя, как угасает Мастер, готова на гибель вместе с ним. Но она опоздала, как несчастный Левий Матвей…

    • Вспоминаем, на что идет Маргарита ради спасения Мастера?

(Становится ведьмой, продав душу дьяволу).

    • А теперь рассмотрим Маргариту в роли ведьмы.

Ученик делает пересказ – анализ эпизода “Погром в квартире Латунского”.

Обращаем внимание на внешние художественные детали: испустила хищный задушенный вопль, кромсала ножницами простыни, громила вазоны с цветами, взяв в руки тяжелый молоток, громила рояль… - отражающие психологическое состояние героини.
Неистовая ведьмовская ненависть исчезает, уступив место разуму и милосердию, лишь при виде испуганного ребенка.
Итак, настоящей ведьмой Маргарита стала ради встречи с Мастером.
Королевой она была для возлюбленного, и королевой утверждает ее Воланд на своем балу, увидев в ней породу.

    • Покажите Маргариту в роли королевы. Докажите, что она достойна короны.

Заранее подготовленный учащийся делает пересказ – анализ эпизода “Маргарита на балу у Воланда”.

Учащиеся не упускают мысль, что главная задача Маргариты – всех одарить вниманием и любовью. “Если кто-нибудь не понравится… нужно полюбить его, полюбить, королева”.
Эти слова Коровьева перекликаются со словами Иешуа:
“Все люди добры”. Снова становится очевидной главная мысль романа о милосердии и всепрощении.
Ведь гости Маргариты – великие грешники, и с каждой минутой самочувствие Маргариты ухудшается. Но она по-королевски сильна и по-королевски горда. На эти страдания Маргарита обрекает себя ради встречи с Мастером, но после бала Воланд словно забывает о награде.
“Только бы выбраться отсюда. – думает Маргарита – А там дойду до реки и утоплюсь”.
Когда же наконец Воланд спрашивает ее, что хотела бы она сказать на прощанье, она надменно отвечает:

    • Я … очень повеселилась на балу, так что если бы он продолжался еще, я охотно бы подставила мое колено, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц.

И наконец, когда ей предлагают награду, то она просит не за Мастера, а за Фриду , и это тоже по-королевски: сдерживать слово, если имел неосторожность подать кому-либо надежду.
Итак, Воланд не ошибся в выборе королевы. Она доказала право на этот титул красотой, изысканной любезностью, выдержкой, гордостью, милостью к падшим.
В этой сцене реализуется одна из главных мыслей романа: страдания очищают человека, и всякий, в ком проснулось раскаяние, заслуживает прощения.
И когда, наконец, князь тьмы готов выполнить ее сокровенное желание, она не просит, а приказывает как королева:

    • Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду вернули моего любовника!
    • Так кто же сильнее в любви из 2-х возлюбленных?

Учащиеся называют Маргариту, приводят доказательства.
А теперь вернемся к началу урока. Вы перечислили любовные пары из русской классической литературы.

    • Есть ли среди них возлюбленные, имеющие аналогию с Маргаритой?

Учащиеся называют Ярославну, в которой есть что-то от ведьмы: “Обернусь я, бедная, кукушкой…” Она заклинает силы природы, которая в финале способствует побегу Игоря.
Учащиеся называют М. Миронову из “Капитанской дочки”.
В ней они видят смелость, решительность и самоотверженность, сближающие ее с Маргаритой, желание любой ценой спасти возлюбленного.
Возможна аналогия с Сонечкой Мармеладовой, которая последовала за возлюбленным на каторгу и спасла его душу.
Возможна аналогия с Олесей Куприна.
Безусловно, в русской литературе и до Булгакова существовали страницы самоотверженной верной любви. Но булгаковская пара познала все: леденящий душу страх и психиатрическую больницу, восторг полета, шабош ведьм, бал великих грешников. Согласитесь, таких героев еще не знала русская литература. И фантазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви. Значит, автор не преувеличивал, когда обещал: “За мной, мой читатель! И я покажу тебе … любовь!”

    • Так что же есть любовь по Булгакову?

Учащиеся перечисляют.
Концепция любви по Булгакову

- дружба;
- сотрудничество;
- сопереживание;
- верность;
- самоотверженность;
-  борьба;
- самопожертвование;
- счастье.

Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле. Поэтому Булгаков поселяет героев в Вечном доме, где красота и покой, мелочи не опутают быт, мелкие страстишки не отравят душу, а пошлость не убьет любовь.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Социализация выпускников школы, как одно из направлений деятельности социального педагога :: Рецензия на книгу Л.А. Логачевой "Основы мастерства резчика по дереву" :: Тундра – "кладовая" без замков :: Воспитание младших школьников :: Урок "Атомная энергетика". 9-й класс :: Кто наш папа, чувак? ( Father Figures ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Новый Год/Праздничный стол/Стулья и табуреты / Woodville / Стул Eames PC-015 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such device in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

1 сентября, в День Знаний, уроки должны быть особенными, запоминающимися и задающими тон на весь учебный год!

Конспект урока литературы "Тема любви в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" : Литература

Цель: Рассмотреть концепцию любви М.А. Булгакова.

Учитель: Сегодня речь пойдет о любви, о Мастере и о той, которая вдохновляла его, помогала творить и в итоге сделала его Мастером. Ее имя Маргарита. Глава 19, названная ее именем, начинается словами: “За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!”
Чтобы убедиться, что любовь Мастера и Маргариты – явление исключительное, перечислите любовные пары, известные по произведениям русской классики.

Учащиеся перечисляют:

Учитель: Достаточно, сейчас мы прервем этот перечень и вернемся к данному разговору лишь в конце урока, чтобы сравнить перечисленных героев по силе чувств и выражению любви и сделать вывод, а пока вспомните, как Маргарита вошла в жизнь Мастера.

Инсценированное чтение сокращенного фрагмента (глава 13).

Автор: Она шла по Тверской и несла в руках отвратительные тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет… И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!
Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам…
И вообразите, внезапно заговорила она.

Маргарита: Нравятся ли вам мои цветы?

Мастер: Нет.

Маргарита: Вы вообще не любите цветов?

Мастер: Нет, я люблю цветы, только не такие.

Маргарита: А какие?

Мастер: Я розы люблю.

Автор: Тут я пожалел о том, что сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понес их в руках…

Прослушав инсценированное чтение, учащиеся говорят, что Булгаков использовал контрастную цветовую гамму: желтое на черном.
Знакомые с цветовой гаммой Достоевского, символикой цветов Блока, ученики отмечают, что Булгаков использует традиции предшественников.
Герой произведения сам говорит о том, что желтый – нехороший цвет. Но словно под гипнозом, он следует за желтым знаком. Цветовая гамма вносит в описание зарождения любви тревогу, предчувствие трагизма, которое углубляется удивительной булгаковской метафорой: “Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!”
- Кто же такая эта Маргарита? Что мы узнаем из ее предыстории.
Маргарита Николаевна красива, умна. Ей 30 лет.
Замужем, но бездетна. Муж крупный специалист, молод, красив, честен. У нее прекрасный особняк в готическом стиле в одном из садов близ Арбата. Она могла купить все, что ей нравятся. Никогда не прикасалась к примусу и держала прислугу. Она окружена интересными людьми.
- Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине!.. - восклицает автор. Попытайтесь ответить на этот вопрос.
Маргарита Николаевна испытывала потребность любить. Мастера поразил при встрече ее взгляд – “необыкновенное, никем не виданное одиночество”.

Учитель напоминает: А муж? Ведь у нее был молодой, красивый, добрый, честный муж, который обожал ее?
Учащиеся рассуждают о том, что, по-видимому, Маргарита Николаевна не испытывала к мужу ответного чувства, хотя все время помнила, что он у нее есть и, несомненно, уважительно относилась к супругу. Они вспоминают, что именно муж явился причиной того, что она не осталась с Мастером в ту роковую ночь, когда он бесследно исчез. Вспоминают ее слова: “Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти, что я убежала от него ночью”. В этих словах и уважение, и благодарность за комфорт, которым он окружил ее.
Можно напомнить учащимся стихотворение в прозе И.С. Тургенева “Путь к любви”:
Все чувства могут привести к любви, страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, страх и даже презрение. Да все чувства… исключая одного: благодарности.
Благодарность – долг, всякий человек платит свои долги, но любовь – не деньги”.
По-видимому, так же сложилась судьба Маргариты Николаевны.
Внешне благополучная, богатая, молодая, красивая, она на самом деле несчастна и одинока.
Она призналась Мастеру, что с желтыми цветами в руках она вышла, чтоб он наконец ее нашел и что, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее была пуста”.
Булгаков рассказывает о Маргарите так, словно знает о ней все и любит, как Пушкин свою Татьяну.
Историю Мастера и Маргариты Булгаков писал “кровью сердца”.

Сообщение учащегося о Елене Сергеевне Шиловской, которая прежде чем стать супругой Булгакова была женой крупного военачальника…

Делаем вывод, чтобы так описать любовь, Булгакову суждено было все это пережить самому.

Учащиеся говорят, что она приходила в подвальчик, надевала фартук, зажигала керосинку (чего никогда не делала раньше) и готовила завтрак. Она без конца перечитывала роман Мастера, подгоняла его, сулила славу. Она вдохновляла автора и по сути являлась соавтором создаваемого романа.
Одиночество кончилось. Она стала подругой Мастера.
Итак, возлюбленная по Булгакову – это подруга.

Поразмыслив, мы приходим к выводу, что возлюбленная по Булгакову - это подруга, ведьма, королева.
То, что возлюбленная – это подруга, мы доказали.
Что это ведьма нетрудно представить, так как во всякой женщине есть что-то от ведьмы, особенно если ее задеть за живое.
Вспоминаем портретную деталь: Маргарита у Булгакова слегка косит, что свойственно юным ведьмам.
И возлюбленная – это королева, ибо каждая женщина – королева, когда ее любят.
При кажущейся парадоксальности подобные реминисценции находим у В.Я. Брюсова:

Ты – женщина, ты книга между книг,
Ты – свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его мечтах безумен каждый стих.

Ты – женщина, ты ведьмовский напиток
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.

Ты – женщина, и этим ты права
От века убрана короной звездной
Ты – в наших безднах образ божества…

По ходу романа эти образы: подруга, ведьма, королева – углубляются и конкретизируются:
Возможна демонстрация рисунка с творческим решением этого триединства образа.

Учащиеся отмечают, что Маргарита стала надежной подругой не только в дни вдохновения и счастья, но и в дни отверженности и болезни.
Она тоже “похудела, побледнела, перестала смеяться”. Но всеми действиями показывала решимость и готовность к борьбе.
В трудную для Мастера минуту, она решает уйти от мужа.
Видя, как угасает Мастер, готова на гибель вместе с ним. Но она опоздала, как несчастный Левий Матвей…

(Становится ведьмой, продав душу дьяволу).

Ученик делает пересказ – анализ эпизода “Погром в квартире Латунского”.

Обращаем внимание на внешние художественные детали: испустила хищный задушенный вопль, кромсала ножницами простыни, громила вазоны с цветами, взяв в руки тяжелый молоток, громила рояль… - отражающие психологическое состояние героини.
Неистовая ведьмовская ненависть исчезает, уступив место разуму и милосердию, лишь при виде испуганного ребенка.
Итак, настоящей ведьмой Маргарита стала ради встречи с Мастером.
Королевой она была для возлюбленного, и королевой утверждает ее Воланд на своем балу, увидев в ней породу.

Заранее подготовленный учащийся делает пересказ – анализ эпизода “Маргарита на балу у Воланда”.

Учащиеся не упускают мысль, что главная задача Маргариты – всех одарить вниманием и любовью. “Если кто-нибудь не понравится… нужно полюбить его, полюбить, королева”.
Эти слова Коровьева перекликаются со словами Иешуа:
“Все люди добры”. Снова становится очевидной главная мысль романа о милосердии и всепрощении.
Ведь гости Маргариты – великие грешники, и с каждой минутой самочувствие Маргариты ухудшается. Но она по-королевски сильна и по-королевски горда. На эти страдания Маргарита обрекает себя ради встречи с Мастером, но после бала Воланд словно забывает о награде.
“Только бы выбраться отсюда. – думает Маргарита – А там дойду до реки и утоплюсь”.
Когда же наконец Воланд спрашивает ее, что хотела бы она сказать на прощанье, она надменно отвечает:

И наконец, когда ей предлагают награду, то она просит не за Мастера, а за Фриду , и это тоже по-королевски: сдерживать слово, если имел неосторожность подать кому-либо надежду.
Итак, Воланд не ошибся в выборе королевы. Она доказала право на этот титул красотой, изысканной любезностью, выдержкой, гордостью, милостью к падшим.
В этой сцене реализуется одна из главных мыслей романа: страдания очищают человека, и всякий, в ком проснулось раскаяние, заслуживает прощения.
И когда, наконец, князь тьмы готов выполнить ее сокровенное желание, она не просит, а приказывает как королева:

Учащиеся называют Маргариту, приводят доказательства.
А теперь вернемся к началу урока. Вы перечислили любовные пары из русской классической литературы.

Учащиеся называют Ярославну, в которой есть что-то от ведьмы: “Обернусь я, бедная, кукушкой…” Она заклинает силы природы, которая в финале способствует побегу Игоря.
Учащиеся называют М. Миронову из “Капитанской дочки”.
В ней они видят смелость, решительность и самоотверженность, сближающие ее с Маргаритой, желание любой ценой спасти возлюбленного.
Возможна аналогия с Сонечкой Мармеладовой, которая последовала за возлюбленным на каторгу и спасла его душу.
Возможна аналогия с Олесей Куприна.
Безусловно, в русской литературе и до Булгакова существовали страницы самоотверженной верной любви. Но булгаковская пара познала все: леденящий душу страх и психиатрическую больницу, восторг полета, шабош ведьм, бал великих грешников. Согласитесь, таких героев еще не знала русская литература. И фантазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви. Значит, автор не преувеличивал, когда обещал: “За мной, мой читатель! И я покажу тебе … любовь!”

Учащиеся перечисляют.
Концепция любви по Булгакову

- дружба;
- сотрудничество;
- сопереживание;
- верность;
- самоотверженность;
-  борьба;
- самопожертвование;
- счастье.

Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле. Поэтому Булгаков поселяет героев в Вечном доме, где красота и покой, мелочи не опутают быт, мелкие страстишки не отравят душу, а пошлость не убьет любовь.

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD