детские
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Гамлет на сцене и в кино : Литература

Тема: “Ширококрылых вдохновений
Орлиный, дерзостный полет”.

Ф. И. Тютчев

Оборудование:

  1. Портрет В. Шекспира. (рис. 1)
    Портрет Шекспира
  2. Рисунок замка Эльсинор.
  3. Портреты актеров в роли Гамлета.
  4. Музыка.

Цель урока: формировать умение выступать перед аудиторией, развивать интерес к искусству.

Оформление доски:

  1. Cловарь: режиссер, кинорежиссер, дебют, премьера, подмостки театра
  2. Эпиграф урока: "Для актера каждая новая роль – рождение нового человека".
    В. Качалов

Учащиеся разделены на группы: кинокритики, художники, театроведы, артисты.

(Звучит органная фуга. На фоне музыки идет рассказ о премьере В. Шекспира “Гамлет”.)

Ведущий:

– Взвился тяжелый занавес. И все, что осталось за стенами театра, отодвигается куда-то вдаль. Ты переносишься в мир, где время изменяет свой бег.

Тишина. На сумрачном фоне холодного, северного неба встают очертания старинного замка. Часы на башне бьют полночь. Сменяется караул. Дозорные тревожно всматриваются в зыбкую мглу. В это час у стен замка появляется призрак…

К призраку протягивает руки человек в черном плаще. Лицо его бледно, в глазах ужас, боль, смятение, вопрос.

(Учащимися – артистами разыгрывается сцена из “Гамлета” – “Разговор Призрака и принца”.)

Ведущий:

– На сцене “Гамлет”. На сцене старого театра и недавно построенного Дома культуры. На сценах Москвы, Варшавы и Пекина, Парижа и Нью-Йорка. Во всех концах света. Сегодня и завтра и в далеком прошлом.

Первое представление (премьера) Шекспира о Гамлете, принце датском, состоялось в 1601г. на сцене деревянного театра “Глобус” в предместье Лондона.

Слово учителя:

– С тех пор прошло много времени, но образ Гамлета оказался так близок сердцам людей, так современен каждому поколению, что уже много веков не сходит с театральных подмостков и не уходит из более современного искусства – кинематографии.

Я думаю, что лучше всего тему нашего урока отразят слова Ф. И. Тютчева:

Ширококрылых вдохновений
Орлиный, дерзостный полет.

Эти слова в равной мере можно отнести и к Гамлету и к тем артистам, что стремились создать его образ на сцене, т. к. “для актера каждая роль – рождение нового человека” – считает великий Качалов. А без вдохновения не будет этого нового человека.

Неимоверного богатства образ Гамлета. Многосторонний, многоплановый, многогранный. В Гамлете есть всё. И глубокое падение духа, и неуверенные переходы к деятельной, активной жизни, и отчаяние, пессимизм. И вера, безграничная вера в будущее, в жизнь. Подлинная внутренняя порывистость и страстность людей Ренессанса. В нём много нежного и наивного. Печальная, любвеобильная душа и предельная ярость и гнев бойца.

Нельзя в таком многогранном образе как Гамлет, вырвать только одну страницу его жизни.

И если мы обратимся к истолкованию Гамлета на русской сцене и в кино, то увидим, что в стремлении приблизить Гамлета к своему времени, не идеализируя и не принижая, актеры создают неповторимые образы. И каждый Гамлет по-своему глубок и искренен.

В XIX веке Гамлета играли такие знаменитые актеры как Павел Мочалов и Василий Каратыгин, в XX веке – Александр Южин и Василий Качалов, Михаил Козаков и Эдуард Марцевич.

О некоторых актерах и их Гамлетах и пойдет речь на уроке.

Выступление театроведов: “Василий Качалов” (рис. 2.)

Василийй Качалов

(Звучит любая напряженно-спокойная музыка.)

– Венец мечтаний каждого драматического актера – сыграть Гамлета.

И Качалов тоже мечтал сыграть принца датского – пожалуй, самую благородную и труднейшую роль в мировой драматургии, в которой предельно раскрывается талант и личность артиста.

35 ролей сыграл Качалов на сцене Художественного театра, прежде чем предстал в образе героя трагедии Шекспира. И создание его заняло немало времени: постановка “Гамлета” была задумана в театре в 1908 году, а премьеру удалось показать только через четыре года.

Качалов работал над ролью Гамлета не только на репетициях, но и дома: искал голос, движения, жесты, отрабатывал внутренние куски роли. Долго искал, какой должен быть смех Гамлета в сцене встречи с актерами “в мышеловке”, в сцене “Быть или не быть?”. Упорно искал ритм шагов идущего в мучительном раздумье Гамлета – человека, сжигаемого жестокими мыслями.

Выступление художников: “О портрете Качалова в роли Гамлета” (рис. 3.)

Качалов в роли Гамлета

– Известен портрет В.И. Качалова в роли Гамлета. Бледное лицо с огромным лбом, с заострившимися от внутреннего напряжения чертами. Пристальный взгляд измученных глаз – измученных, но не способных закрыться, не видеть, “ умереть, уснуть”. Голова смело, даже дерзко вскинута, но шею и плечи отягощает цепь принца. Это сосредоточенность мысли, всепроникающей, всеоценивающей – и в глубине своей души, и в том мире, что вокруг. Пытливость и усталость человека, разгадывающего тайны мира. Гамлет здесь – мыслитель. И хотя опыт мысли приносит ему горечь и страдание, он не оставит загадку неразгаданной.

Гзовская, игравшая в этом спектакле Офелию, вспоминала, что главной в Гамлете – Качалове была скорбь по несовершенству мира, размышление “замкнутого в себе, сосредоточенно-страдающего человека”.

Думающий Гамлет Качалова был сдержан. Ни драматических жестов, ни возбуждённости голоса, ни бурных чувств не заметили в нём рецензенты и зрители спектакля.

Выступление театроведов: “О Михаиле Чехове” (звучит любая бурная музыка.)

– Совершенно по-иному толкует Гамлета артист МХАТа Второго – Михаил Чехов.

Зло мира преследует Гамлета, доводит его почти до безумия; с этим злом он исступленно борется, отдавая себя на растерзание всем впечатлениям жизни. Гамлет Чехова – и затравленный безумец, и ожесточённый мститель. По сцене Гамлет движется резко, ломкость и острота движений характеризуют энергию гнева, боли, мести. Таков Михаил Чехов в роли Гамлета. Гамлет Чехова “гибнет, потому что мир ужасен”, что даже неистовство сильной личности не в состоянии сокрушить зло. Образ, созданный Чеховым в 1924 году, как бы явился прообразом созданного в кино Гамлета – Смоктуновского

Выступление театроведов: “Эдуард Марцевич.”

(Звучит органная фуга.)

– И, наконец, самый юный Гамлет нашей сцены – Эдуард Марцевич. 22-летний выпускник Щукинского училища в 1959 году играет Гамлета на сцене театра имени В.Маяковского в спектакле, поставленном режиссёром Охлопковым. Своему “Гамлету” режиссер горячо и страстно, вдохновенно говорил: “Только в активной, непримиримой, самоотверженной борьбе против несправедливости, в борьбе без колебаний и сомнений возможно отстоять свои идеалы, победить зло”. Мечты, мысли, раздумья о судьбе датского принца и о его веке не остались на страницах вдохновенного режиссерского замысла, они перешли на сцену в спектакль.

Вот медленно распахиваются тяжёлые бронзовые ворота эльсинорского замка. А за ними становится зримой жизнь печального и метущегося датского принца – жизнь юноши, осмелившегося сказать правду самому себе и окружающему миру.

Марцевич играет спектакль. Эмоции и интеллект, благородство сердца и благородство души, перед которыми отступает все низкое, грязное, вчерашнее.

Это Гамлет очень возвышенный, очень прозрачный. Это – сама юность мира. В мире зла юноше Гамлету мучительно тяжело нести свое одиночество. Может быть, поэтому искренним лиризмом, мягкостью озарены были сцены Гамлета – Марцевича с Горацио и Офелией. Тепло дружбы и любви необходимо Гамлету. Преданность Горацио утишает его боль. Трепетная нежность Офелии – спасение, прибежище в расколовшемся мире. Гамлет – Марцевич страшился разрушения этой любви и боролся за нее страстно.

(В исполнении учащегося звучит стихотворение А. Блока “Гамлет”.)

(Органная фуга сменяется чистой нежной срывающейся мелодией.)

Выступление художников: “Портрет Марцевича в роли Гамлета”.

– Нежное, прекрасное в своей юношеской гармонии лицо смято тревогой. Порыв и растерянность одновременно владеют этим Гамлетом. В глазах озёра слёз, а рот горько сжат. Будто этот мальчик мучительно пытается собрать волю для противоборства. Но взгляд обиженного, недоумевающего ребенка как бы спрашивает: “Почему мир так жесток и грязен?” Таковы первые впечатление от портрета Марцевича в роли Гамлета. Этот юный Гамлет никак не может ожесточить свой ум и волю для борьбы. Его трагедия вызвана детской доверчивостью и наивной чистотой души.

Выступление кинокритиков: “О Смоктуновском”.

(Звучит любая напряженная музыка.)

– Гамлет продолжает свой путь в самом современном искусстве нашего времени – кино. Кинорежиссер Г. Козинцев поставил фильм, который широко обсуждался в прессе. Гамлета играет Иннокентий Смоктуновский. И это вновь совсем другой Гамлет.

Гамлет Смоктуновского не только мудр и благороден, – познание сделало его безжалостным, ядовитым.

Достойных друзей, единомышленников у Гамлета – Смоктуновского нет. Его Гамлет одинок и полон иронии по отношению к миру.

Гамлеты 50х – начала 60х годов плакали, а этот – впервые – смеялся. Не пугаясь призраков и обманов, коварства и покорности, разрушенной дружбы и любви, с самообладанием сверхчеловека и азартом профессионального сатирика бросался он на довольный собой Эльсинор. Гамлет Смоктуновского пугает обитателей замка одним своим непривычным поведением, дерзкими словами, улыбками, не принятой здесь прямотой.

Смоктуновский сыграл созидательное зло. В глубине души у него имелись нерастраченные запасы любви, но брал он только ненависть, гнев и иронию.

(Читается монолог Гамлета “Быть или не быть”.)

Выступление художников: “Портрет Смоктуновского в роли Гамлета” (рис. 4)

Смоктуновский в роли Гамлета

– Гамлет Смоктуновского – само мужество; нет такой вести, такого события, которые заставили бы его содрогнуться и отступить, ощутить страх.

Гамлет изумляет своим надменным видом. Глаза его освещены светом истинного понимания всякого человека. Этот беспощадный свет, кажется, прожигает любую плотность мерзости.

Слово учителя:

– После Гамлета Смоктуновского пришел Гамлет Высоцкого. По нему мы узнали, как изменилось время. Бессмертное произведение Шекспира было поставлено известным режиссером Любимовым на сцене Московского театра на Таганке. Гамлет – основная и любимая роль Высоцкого. Гамлета он играл 10 лет, Гамлет был последней ролью, которую Высоцкий играл перед смертью…

(Звучит гитара.)

Выступление художников: “О портрете Высоцкого в роле Гамлета” (рис. 5).

В. Высоцкий в роли Гамлета

– Гамлет Высоцкого шагнул в Эльсинор Таганки с улицы; его не одевали как принца, не причесывали, не укрупняли. Джинсы, свитер и гитара стали костюмом Гамлета нового поколения. В портрете таганского Гамлета мы видим простое тяжеловатое лицо и сумрачный взгляд; грубость и нежность; решительность плебея и благородство поэта.

Выступление театроведов:

– Гамлет Высоцкого и был поэтом. Перед началом спектакля В. Высоцкий срывающимся от внутренней боли голосом исполнял стихотворение Пастернака “Гамлет”.

(Читается стихотворение Б. Пастернака “Гамлет”.)

“Я один”, – играл Высоцкий, и, хотя Смоктуновский мог бы так сказать устами своего Гамлета, разница громадная. Гамлет был один, и все-таки его обступала племя людское. От Смоктуновского – Гамлета оно разлеталось, оставляя вокруг пустое пространство, съеденное страхом. Высоцкого – Гамлета не боялись, он бился в тесноте мира – она-то и была его цепями, его главной душевной и телесной тяжестью.

Гамлет Высоцкого первых лет был молодой, бунтующий, страстный, с абсолютной уверенностью в своих поступках, с ненасытным любопытством ко всему: к хорошему, к плохому, к добру и злу. Во всем – восторг первооткрывателя и ощущение новизны.

Вместе с мастерством появится мудрость. В Гамлете у Высоцкого появится некоторая настороженность: шаг – а вдруг пропасть…

(Читается стихотворение Высоцкого “Мой Гамлет”)

В последние годы в Гамлете Высоцкого прорвалась высшая духовность, одухотворенность и обостренное ощущение конца… Ощущалась горечь одиночества и печаль. Гамлет понимал, что можно выстоять, только оставаясь Человеком, сохраняя достоинства и духовную ответственность.

Слово учителя:

– Шекспир называл театр зеркалом, “чье назначение – являть всякому веку и сословию его подобие и отпечаток”. Бесспорно, “Гамлет” – гениальная пьеса, она гениальна главным образом потому, что в ней можно найти проблемы, волновавшие людей во все времена.

Вместе с Гамлетом актеры проходят путь от духовного сознания к духовному существованию и помогают нам найти своего Гамлета, свое решение вечных проблем.

Исходя из материала нашего урока, для вас предлагаются в качестве домашнего задания следующие темы сочинений:

    1. Близки ли нам проблемы Гамлета?
    2. Мой Гамлет.
    3. Как бы я сыграл Гамлета сейчас.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Урок английского языка в 11-м классе по теме: "Великие открытия ХХ века. Куда ведет лестница ДНК?"("The great discoveries of the twentieth century. Where does the DNA ladder lead to?") :: Открытый урок по химии: "Области применения спиртов, альдегидов и карбоновых кислот" :: Урок химии по теме: "Основные классы неорганических соединений" :: Игра-путешествие по теме: "Подгруппа азота" :: Профессиональная направленность учебно-воспитательного процесса на уроках истории в учреждениях начального профессионального образования (проект урока по всеобщей истории) :: Черная бабочка ( Black Butterfly ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Обувницы/Тумбы / Вентал / Тумба для обуви УК-3 10000122 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD