детские
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Урок-практикум. М.Е. Салтыков-Щедрин "Премудрый пескарь" : Литература

Тема: “М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. “ПРЕМУДРЫЙ ПЕСКАРЬ” (1883 г.)

Цель:

  • Изучить самостоятельно сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь”.
  • Закрепить умения анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания.
  • Постараться понять, в чем смысл жизни каждого живущего на Земле.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

  • “обыватель”:
  • 1. Постоянный житель какой-либо местности (устаревшее).
    2. Человек, лишенный общественного кругозора, с косными, мещанскими взглядами.

ИЛЛЮСТРАЦИИ К УРОКУ:

  • Б.Ефимова, Н.Муратова, Е.Рачева.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ К СКАЗКЕ НА КАЖДУЮ ГРУППУ

ПЛАН УРОКА.

Слово учителя. Историческая справка.

После удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II (1 марта 1881 года) наступает пора реакций. Русский либерализм даже в самых безобидных его проявлениях открыто провозглашается “изменой” отечеству. В нравственную атмосферу жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется “строгим наблюдением друг за другом”. Доносчики нарекаются “борцами с изменой”.

Страшнее всего, считал М.Е.Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллегенции. В эту мрачную реакционную пору писатель-сатирик и берется своей сказкой “Премудрый пескарь” напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинности, мнимости.

Работа в группах.

Группы формируются с учетом уровня мотивации, способностей и литературной подготовки. Программа “А” предлагается группе учащихся наиболее продвинутых, подготовленных, а программа “С” – для менее продвинутых ребят.

Программа “А”.

Задания для группы № 1.

  • Случаен или закономерен (докажите) в замысле писателя образ мелкой рыбешки?
  • Из чего видно (назовите 2-3 детали), что пескарь действительно “интеллегентен”? Что дает это сюжету?
  • В какие моменты (найдите в тексте) и с какой целью (объясните) “рыбье” в пескаре становится “человечьим”?

Задание для группы № 2.

  • Большинство сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина (назовите, какие) появились в 80-е годы XIX века. Почему? Что сближает сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина со сказками народными и в чем их отличие?
  • Чем “премудрый” лучше “мудреного”, “мудрствующего” и т.д.?
  • Чем примечателен язык сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина? Докажите это примерами.

Задание для группы № 3.

  • Гротеск или гипербола, с вашей точки зрения, преобладает в сказке?
  • Из ста с лишним лет, прожитых пескарем, что сохранила его память? Почему?
  • Какие черты в пескаре вам наиболее неприятны?

Программа “В”.

Задание для группы № 4.

  • Расскажите историю жизни премудрого пескаря. Какую роль в его жизни сыграли поучения отца? Ваше отношение к этому. В каких классических произведениях встречались заветы отцов своим детям? Есть ли в них что-нибудь общее?
  • Какие пороки современного общества М.Е.Салтыкову-Щедрину общества обличает он в этой сказке? Какие художественные средства он использует для этой цели? Докажите это 2-3 примерами из текста.
  • Актуальна ли сказка в наше время? Покажите – в чем и почему?

Программа “С”.

Задание для группы № 5.

  • Прочитав статью Качурина М.Г. о сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь”, ответить на вопросы:
  • Расскажите о композиции сказки, что она выявляет?
  • Почему сатирик прибегают к иносказанию и рисует не человека-обывателя, а рыбу, наделенную обывательскими чертами? Только ли здесь стремление обмануть цензуру?

(Ответы есть в статье)

  • Какие философские проблемы и как решает М.Е.Салтыков-Щедрин в этой сказке?

(Ответ есть в статье)

Задание для группы № 6 (это может быть и один ученик, увлекающийся живописью).

  • Рассмотрите иллюстрации Б.Ефимова, Н.Муратова, Е.Рачева к сказке. Сравните их, определите, какие эпизоды запечатлены художниками.

Беседа по выполненным заданиям.

Начинать работу с классом лучше с программы “С”, затем программа “В” и программа “А”. Завершением будет выступление группы № 6. Можно вопрос № 3 группы № 6 оставить последним.

Заключительная часть урока - обобщение.

  • В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова есть такие объяснения слова “обыватель” (см. запись на доске). Итак, первое значение слова устарело, как указывает словарь. А второе? Живет?
  • Прочитайте стихотворение А.Прокофьева “Премудрый карасик”.
  • С какой целью поэт использует щедринский образ пескаря?
  • Какой, по вашему, нравственный урок содержит сказка М.Е.Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь”?
  • К каким людям и ситуациям можно отнести содержание сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь” и стихотворение А.Прокофьева “Премудрый карасик”?

Итоги урока.

1. Учащиеся формируют выводы по уроку, отвечая на пункт 3 цели урока и записывают в тетрадях:

Итак, в сказке “Премудрый пескарь” содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете, кроме собственной персоны, рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла; житейская “премудрость” умерщвляет в людях ум, честь, совесть.

Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле.

2. Выставляются оценки.

3. Благодарность учащимся.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Внеклассная работа. Педагогическое шоу "А ну-ка, гувернанточки!" :: Изготовление украшений из кожи :: Тема урока: "Отделка изделия" :: Классный час по теме: "Что означают наши имена" :: Семинар "Сексуальные посягательства в отношении детей и подростков" :: Винчестер ( Winchester ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Банкетки и скамьи/Мебель/Прихожие/Банкетки, Пуфы, Сундуки/Банкетки / Компасс-мебель / Банкетка Ассоль АС-33 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such device in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

1 сентября, в День Знаний, уроки должны быть особенными, запоминающимися и задающими тон на весь учебный год!

Урок-практикум. М.Е. Салтыков-Щедрин "Премудрый пескарь" : Литература

Тема: “М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. “ПРЕМУДРЫЙ ПЕСКАРЬ” (1883 г.)

Цель:

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

ИЛЛЮСТРАЦИИ К УРОКУ:

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ К СКАЗКЕ НА КАЖДУЮ ГРУППУ

ПЛАН УРОКА.

Слово учителя. Историческая справка.

После удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II (1 марта 1881 года) наступает пора реакций. Русский либерализм даже в самых безобидных его проявлениях открыто провозглашается “изменой” отечеству. В нравственную атмосферу жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется “строгим наблюдением друг за другом”. Доносчики нарекаются “борцами с изменой”.

Страшнее всего, считал М.Е.Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллегенции. В эту мрачную реакционную пору писатель-сатирик и берется своей сказкой “Премудрый пескарь” напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинности, мнимости.

Работа в группах.

Группы формируются с учетом уровня мотивации, способностей и литературной подготовки. Программа “А” предлагается группе учащихся наиболее продвинутых, подготовленных, а программа “С” – для менее продвинутых ребят.

Программа “А”.

Задания для группы № 1.

Задание для группы № 2.

Задание для группы № 3.

Программа “В”.

Задание для группы № 4.

Программа “С”.

Задание для группы № 5.

(Ответы есть в статье)

(Ответ есть в статье)

Задание для группы № 6 (это может быть и один ученик, увлекающийся живописью).

Беседа по выполненным заданиям.

Начинать работу с классом лучше с программы “С”, затем программа “В” и программа “А”. Завершением будет выступление группы № 6. Можно вопрос № 3 группы № 6 оставить последним.

Заключительная часть урока - обобщение.

Итоги урока.

1. Учащиеся формируют выводы по уроку, отвечая на пункт 3 цели урока и записывают в тетрадях:

Итак, в сказке “Премудрый пескарь” содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете, кроме собственной персоны, рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла; житейская “премудрость” умерщвляет в людях ум, честь, совесть.

Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле.

2. Выставляются оценки.

3. Благодарность учащимся.

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD