детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Традиции и новаторство сказок А.С. Пушкина : Литература

8 класс, программа Кутузова

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО СКАЗОК ПУШКИНА.

8 КЛАСС

ЦЕЛЬ УРОКОВ: Помочь понять ученикам характер и формы взаимодействия произведений (народные сказки и сказки Пушкина), какое место в них занимает традиция, а какое принадлежит новаторству; дать возможность ученикам почувствовать себя первооткрывателями.

ЭПИГРАФ К УРОКАМ: “Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувственное – совершенство” А.С.Пушкин

ФОРМА УРОКА: Семинар, элементы исследования.

ОФОРМЛЕНИЕ: “ Мир сказок Пушкина”. Лучшие работы учеников (рисунки, вышивка, лепка)

1 урок: “СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ”.

1. Вступительное слово учителя.

- Сказки Пушкина входят в нашу жизнь очень рано. Что же привлекает нас в них?

( Фантастическое и необычное содержание, загадочные герои, их приключения, поэтический язык, народная мудрость, “живописный способ выражаться”, “веселое лукавство ума”, “русское раздолье языка”.)

- Это действительно так. Мы говорим “Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной”. И наша задача: увидеть, как традиция фольклора вошла в “Сказку о попе…”

2. Традиции на уровне формы произведения (элементы сюжета, композиции, жанровые особенности, художественные средства…)

а) Индивидуальные сообщения учеников, их исследовательская работа.

1 ученик рассказывает о записях няниных рассказов, о русской народной сказке “Батрак”.

2 ученик анализирует русские народные сказки “Жадный поп”, “Как поп работников морил”, “Кобылье яйцо”.

Делается вывод: у Пушкина – “поп”, в “Батраке” - купец. Оба мироеда, глупые, жадные, их одурачивает смекалистый работящий батрак. В народных сказках поп не пользуется уважением народа, он живет за их счет, он, конечно, мироед. И поп, и батрак боятся расплаты.

- Почему поп просит Балду собирать оброк именно с чертей?

( Черт в религии – воплощение зла, сила страшная и губительная для человека).

- Так ли уж страшен черт, как его малюют. Вспомните, русские народные сказки, где к нему отношение насмешливо – снисходительное.

( “Солдат и черт”, “Черт и мужик”. Здесь черт попадает впросак, будучи обманутым мужиком.)

- Доказать, что Пушкин и эту традицию не нарушает.

( Пушкинские бесы не причиняют никому зла, особенно трогателен маленький и глупый бесенок.)

- Подтвердите цитатами.

(“ Бесенок замяукал, как голодный котенок”, “прибежал бесенок задыхаясь, весь мокрешенек, лапкой утираясь”.)

- “Сказка о попе…” - самая ранняя из всех пушкинских сказок, наверное, поэтому она напоминает раек.

б) Сообщение ученика о том, что такое раек.

( Раек – представление, осуществляемое с помощью большого ящика с увеличительным стеклом. Первоначально через раек показывались картинки религиозного содержания – Адам и Ева в раю, отсюда и название. Пьесы народного театра имели сатирическую, юмористическую направленность, носили прибауточный характер. В кукольных представлениях нередко высмеивались жадные хозяева, попы, даже цари.)

- Совсем ли забыт в наше время раек?

( По этому принципу устроены диапроекторы, да и современная современная программа “Куклы” по этому принципу построена.)

- Просмотр лубочных картин к “Сказке о попе…” через диапроектор.

- Для райка существовал и свой стих, раешный стих. Доказать, что “Сказка о попе…” написана именно им.

( Каждый ряд работает над своим отрывком, определяя количество слогов в строчках, расставляя ударение. Делается вывод: стих пушкинской сказки сближается с рифмованной прозой: свободное расположение ударений, разное количество слогов в строчках.)

- Некоторые ученые считают, что “Сказка о попе…” - это басня, имея в виду прежде всего концовки. Почему? (А.Желанский. Сказки Пушкина в народном стиле, Рослитиздат, М.1936)

- “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной” - это мораль, вытекающая из содержания “Сказки о попе…” Мораль же присуща басням, да и райки заканчивались всегда моралью.

3.Традиции на уровне содержания (характер, герой, художественная идея, обстоятельства) – это деление, на внешнюю (форму) и внутреннюю (содержание) стороны произведения условное, но оно помогает понять характер и формы взаимодействия произведений, какое место в них занимает традиция, а какое принадлежит новаторству, т.е. собственно, творцу. Вот об этом мы сейчас и поговорим.

- Что является главным двигателем сюжета в “Сказке о попе…”

(“Русский авось” - на который надеется поп: авось плохо Балда служить будет, авось не соберет оброк с чертей…)

- Как ведет себя поп? Почему он все время беспокоился? (Балда делает все хорошо, а расплата…мало не покажется.)

- Таким образом, мы подошли к главной особенности сказок Пушкина: “вечную неподвижность” он “расшифровывает” как вечное движение.

Докажите содержанием сказки, анализируя образ попа.

(Исследовательская работа ученика. В русских народных сказках герой не испытывает внутренних противоречий, колебаний, ему чужда психология, поступки свои почти никогда не мотивирует.

В первой же сказке Пушкин эти каноны нарушает. Ведь про попа не скажешь, что он только отрицательный герой: да глуповат, жаден, но чем-то и симпатичен, наверное, русской безоглядностью: была не была! Здесь и риск, и авантюризм, и …на мой взгляд, фатализм. Ожидание расплаты – это сюжет в сюжете, это уже психологизм, движение его души.

Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб

-“-“-“-“-“-“-“-

Щелк щелку ведь розь

-“-“-“-“-“-“-“-

Да понадеялся он на русский авось.)

- А сейчас я вам прочитаю черновые концовки “Сказки о попе…” Почему они зачеркнуты тут же?

А с третьего щелка
Брызнул мозг из потолка

-“-“-“-“-“-“-“-

Вариант более мягкий, но тоже зачеркнут.

А с третьего щелка
Вышибло дух у старика.

- Сказалась “лелеющая душу гуманность”. Проблема преступления и наказания была для Пушкина проблемой не только нравственной, но и эстетической. Герои для поэта – живые люди, и самосуд над ними мы не смеем устраивать по своему произволу.

- Итак, человечность – одна из форм присутствия автора в сказке. Лирическая позиция автора может выражаться и через юмор, смех, иронию.

Кто в “Сказке о попе…” наиболее пластично, ярко описан? (Подтверждать цитатами.)

(- Бесенок. Его жалко, ему сочувствуем, хотя и “вражонок”. Его портрет: “хвостик”, “лапки”, “мордка”, а косой взгляд на “братца” Балды: здесь и подозрительность, и наивная доверчивость: трагикомическая картина с кобылой:

Бедный бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понатужился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.

Сколько в описании бесенка уменьшительно-ласкательных суффиксов! Вместе с автором мы испытываем сострадание, жалость к побежденному.)

- Почему на протяжении сказки действует, в основном, Балда?

(Это только кажется. В сказке – целый калейдоскоп стремительно сменяющих друг друга событий, действий.)

- Как через лексику поэт передает это движение?

(Нагнетаются глаголы, их в строке 2,3

Лошадь запряжет, полосу вспашет
Печь затопит, все заготовит, закупит
Яичко испечет да сам и облупит

-“-“-“-“-“-“-“-

Кашу заварит, нянчится с дитятей

- Доказать, что Пушкин следит не только за Балдой.

(Параллельно идет другая жизнь:

Пападья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его тятей…)

- В каких сценах, на ваш взгляд, Балда оказывается посрамленным? Почему?

(Эпизод с бесами. Человечность сказки Пушкина: у него все тоньше и справедливее. Балда у попа жил скорее на правах домочадца, чем работника.)

- “Сказка о попе…” написана в 1830 году. Чуть ли не все важнейшие размышления поэта о театре относятся к этому периоду: переход драмы к глубокой откровенности народных страстей, к колкости суждений площади, истина страстей, драма “стала заведовать страстями и душою человеческого”. В работе над сказками скрещивались проблемы театра, художественной правды, литературы и фольклора, старого и нового, канона и метода.

Что главное, на ваш взгляд, для театра?

(Конфликт противоборствующих сил.)

- Да. И в сказках Пушкина это мы видим предельно ярко: “истина страстей, правдоподобие чувствований”.

Во внеурочное время смотрим инсценировку “Сказки о попе…”

З/д. Перечитать “Сказку о рыбаке и рыбке” под углом зрения : “Традиции и новаторство…”

2 урок. “СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ”.

1. Вступительная беседа.

- Мы продолжаем осмысленное погружение в сказки Пушкина. Создавая их, поэт совсем не предназначал этот жанр детям, не рассчитывал на детскую аудиторию. Пушкин находился в стихии русского фольклора; он говорил о великом и непреходящем; о “грозных вопросах морали”, о прекрасной гармонии вселенной – и о странных исканиях внутри космического миропорядка. В веселых своих сказках он был серьезен и строг. Но из всех сказок, на мой взгляд, “Сказка о рыбаке и рыбке” далеко не веселая: плохо она заканчивается. А может, так и должно быть?

Вспомним, в чем заключается новаторство поэта?

  1. Сказка народная следит, в основном, за одним героем, а у Пушкина – калейдоскоп сменяющих друг друга событий, действий, картин;
  2. Психологизм сказок Пушкина;
  3. Лирический голос автора;
  4. Проблема возмездия, человечность сказок Пушкина.

2. 1) “Сказка о рыбаке и рыбке” - самая эпическая из всех сказок Пушкина, самая монументальная и, по обличью своему, очень близкая к народному творчеству. Она вобрала в себя особенности многих жанров русского народного эпоса: сатирической, волшебной, сказки о животных, былины. Доказать, используя русские народные сказки, например: “Сивка-бурка”, “По щучьему велению”, “Иван-царевич и серый волк” и другие.

(Индивидуальная работа, исследование)

2) Тема 2-ой исследовательской работы: “Сказка о рыбаке и рыбке” Пушкина и “Сказка о рыбаке и его жене” братьев Гримм. (М.К.Азадовский считал источником “Сказки о рыбаке и рыбке” немецкую сказку из сборника братье В. и Я. Гримм).

План исследовательской работы:

  1. Одинаков ли сюжет этих сказок? ( сжатый пересказ)
  2. Есть ли какие различия в образах рыбки, мужа, жены?
  3. Каков финал обеих сказок и обусловленность этого финала?

3. Тема следующей исследовательской работы: “Композиция “Сказки о рыбаке и рыбке”

а) Композиция сказки – замкнутый круг, монотонные повторы возвращают действие к его исходной точке. Примеры из текста.

б) В основе композиции летит многоплановая градация:

  • Старик-рыбак не сразу поймал золотую рыбку, чудесный улов описан с использованием градации ( “с одною тиною”, - “травою морскою”, -“ с одной рыбкой, … - золотою”)
  • “Вверх по лестнице” поднимаются желания старухи: столбовая дворянка – вольная царица – владычица морская; ветхая землянка – изба со светелкой, высокий терем, царские палаты.
  • Море; неуемные, вздорные требования старухи – суровее, грознее море,

“Море слегка разыгралось – помутилось синее море – не спокойно синее море - почернело синее море - на море черная буря”.

4. А.С.Пушкин говорил: “В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются к свежим вымыслам народным и к странному просторечию, сначала презренному”. Наша задача – найти в “Сказке о рыбаке и рыбке” просторечия. Объяснить их роль.

(Работа над языком сказки: “дурачина ты, простофиля!”, - “ступай себе с богом”, “за чупрун таскает”, “еще пуще старуха вздурилась”, “что ты, баба, белены объелась?”, “старика взашеи затолкали”, “поделом тебе”, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: не садися не в свои сани!”… Мы убедились: “живописный способ выражаться”, “веселое лукавство ума”, “русское раздолье языка” - это неповторимость мышления русского народа, а значит и сказок Пушкина, всего его творчества.)

5. Поэт верил, что “вращается весь мир вокруг человека”, а потому он должен быть красив. Посмотрим, каковы же герои пушкинской “Сказки о рыбаке и рыбке”. Кажется, они статичны, психологических подробностей почти нет, автор совсем “растворился” в эпическом сюжете.

(Мощный поток лиризма идет через всю сказку, насыщая ее сюжет настроениями боли, скорби, иронии, гнева. Автор- сам по себе. На сурово однообразном фоне заметны малейшие изменения.

1 вариант следит за развитием образа старухи, подчеркивая трагикомический пафос алчной, жестокой старухи, выскочившей из грязи в князи. Образ философский и даже проповеднический (благодаря присутствию автора): старуха не ведает, что творит, и, когда она возомнила себя всемогущей, наступает крах, совершается справедливость. Не об этом ли народная мудрость: “Выше себя не прыгнешь”?

2 вариант следит за развитием образа старика. (Да, он покорен старухе, “семейный раб”. Но разве в нем нет человеческого достоинства? Ведь каждый “поход” старика к морю – это не просто звено сюжета – это внутренний нравственный поступок, факт духовной жизни героя. Он не только покорен, но и бессознательно мудр в своей покорности: все идет своим чередом, всему свое время.)

6. Элементы дискуссии. Одни исследователи считают, что “Сказка о рыбаке и рыбке” - об угнетении равного равным и о том, что в этом угнетении по-своему “виновны” часто бывают обе равные стороны.

Другие исследователи считают, что сказочный сюжет превращается поэтом в сюжет философский: сказка – притча о столкновении преходящего с вечным.

(Большинство учеников склонилось ко 2-му варианту, хотя и немало тех, кто осуждает в равной степени старика и старуху.)

7. Кто же прав? На мой взгляд, те, кто видит в сказке столкновение преходящего с вечным. И автор склоняется к этой же мысли. Кто понимает старика, сочувствует ему?

(Рыбка. Она неизменно спрашивает: “Чего тебе надобно, старче?” Старик разговаривает с рыбкой запросто, хотя и робко. Видимо, он понимает то, чего никогда не понять старухе.

Море. Чем выше поднимается старуха – тем грознее становится море и тем неизбежнее восстановление справедливости.

У Пушкина пейзаж становится полноправным героем сказки, причем мудрым, несущим непреходящие ценности бытия.

В стихотворении “Я памятник воздвиг себе нерукотворный…” есть строчки:

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца.

Не этому ли принципу следует старик?! Не в этом ли его мудрость?!)

8. Итог урока.

а) -“Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился.

Глядь: опять перед ним землянка,

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.”

Для кого совершается крах?

(Только для старухи, в мире все осталось по-прежнему, вернулось на “круги своя”)

б) – Цикл сказок Пушкина – драматическое зрелище того, как поэт, отстаивает перед грозным миром свои гуманистические принципы. Русское долготерпение не должно в определенных условиях переходить в “пугачевщину”. (Известно, что Пушкин сам сближал сказки со своей пугачевской темой).

Да и сказочного жанра в чистом виде у Пушкина нет: он клонится то к басне (“Сказка о попе…”), то к притче (“Сказка о рыбаке и рыбке”), то к поэме (“Сказка о царе Салтане…”).

З\д. Готовиться к самостоятельному анализу “Сказка о царе Салтане…”

Во внеурочное время театрализованное представление “Сказки о рыбаке и рыбке”.

3 урок. СКАЗКИ ПУШКИНА И ТЕАТР, ЖИВОПИСЬ, МУЗЫКА.

Цель: Показать взаимопроникновение видов искусства; учить учеников “читать” картины, слушать музыку, видеть сказку.

Ход урока.

1. Проверка д/задания.

Читаются лучшие работы: “Традиции и новаторство в сказке А.С. Пушкина “О царе Салтане”. Одна работа прилагается к конспекту.

  1. Сказки Пушкина и театр.

1) – Почему все сказки Пушкина инсценированы?

(Первое, что отличает пушкинские сказки от народных и что сразу бросается в глаза, это их удивительное картинность и даже, театральность. Пушкин вводит театральность в плоть самой сказки, рассчитывает на творческое воображение читателей.)

2) Дается краткая рецензия на спектакли, поставленные школьным драмкружком, по сказкам Пушкина.

3) Представьте, что вы являетесь сценаристами. Какую бы ремарку написали к 1 действию “Сказки о попе…”?

(Провинциальный городок, на холме – милая нарядная церквушка, рядом – особнячок, аляповатые беседки, утонувшие в зарослях сирени.

А внизу – площадь, шумная, ярмарочная.

Посередине площади, по шатким деревянным мосткам, сквозь которые пробиваются лопухи и одуванчики, торжественно шествует поп со своею свитою). Цитируется сказка.

4) К какой сказке написана эта ремарка?

( Великолепной красоты деревянный терем с крылечками, светелками, лестницами, лесенками, затейливыми флюгерами, расписными наличниками. Стоит это волшебное “у самого синего моря”, на зеленом косогоре. На лужайку перед теремом выплывает “барыня- сударыня- дворянка”. Лицо у ней препротивное: злющее, жадное, властное).

Цитируется сказка.

5) В сценарий какой сказки можно ввести следующее: “Пышки, пышки, подходите, ребятишки, подтяните штанишки”, “У нашего Якова товара всякого: шпильки, булавки, чирьи, бородавки, нитки, катушки, селедочные кадушки… Есть старые башмаки, пожалуйте, молодые и старушки!”

Почему? (Раешный стих, что характерно для “Сказки о попе…” Можно включить в сценку “Пошёл поп по базару…”)

ІІІ. Сказки Пушкина, живопись, музыка.

  1. Сказки Пушкина раздвинули жанровые границы: в чистом виде сказочного жанра у поэта нет. Он клонится то к басне, то к притче, то к поэме.

(Ученики называют сказку – басню, сказку-притчу, сказку-поэму).

Эта особенность понравилась художникам, композиторам: есть где разгуляться воображению. Перед вами обложка к “Сказке о царе Салтане”… А.С. Пушкина. 1904г. и обложка к “Сказке о царе Салтане” А.С. Пушкина, 1905г. художник Билибин. Что вам напоминают эти обложки? (Эскиз к великолепному театральному занавесу, обещающему зрителю тысячи чудес).

- Это действительно так. Билибин делает формат горизонтальным, стремится к тому, чтобы книга больше походила на театральный эскиз, афишу, отдельный графический лист. Как Пушкин раздвигает жанровые границы сказки, так Билибин - границы книжного искусства.

Показываются акварели “Торговые гости у Салтана”, “Пир”.

Доказать, что эти иллюстрации театрализованы. Сообщение ученика.

(В акварели, иллюстрирующей прием Салтаном корабельщиков, пространство “сцены” перспективно уходит в глубину, а на переднем плане чинно восседает на троне царь с приближенными. В церемонном поклоне склоняются перед ним гости. Они справа налево, один за другим, так, чтобы не столько царю, сколько нам удобно было их рассматривать, выдвигаются на середину сцены. Парчовые, бархатные их наряды, крупный орнамент драгоценных тканей превращают передний план в какой-то движущийся ковер.

Ещё в большей степени театрализована иллюстрация к заключительной сцене пира. Её центром является плоскость изразцового пола царской трапезной. Сходящимися в глубину линиями стоят стрельцы с бердышами. Задний план замыкается вышитой скатертью, столом, за которым сидит вся царская семья. Внимание привлекает только сидящий на полу и играющий с кошкой боярин. Возможно, это образ рассказчика, который заключает сказку традиционной концовкой.

Я там был: мёд, пиво пил –
И усы лишь обмочил.)

2. Билибин ярко и эффектно сумел воплотить в иллюстрациях зрелищность пушкинской сказки. Обладая незаурядным талантом театрального художника, он оформляет оперу Н.А. Римского-Корсакова “Царь Салтан”. Образы оперы, её волшебная музыка произвели большое впечатление на художника. В музыку Римского-Корсакова вплетено множество самых различных мелодий. Он добивается небывалых по яркости и оригинальности музыкальных эффектов. Музыка оперы очень картинная и наглядная. Недаром современники утверждают, что Римский-Корсаков пишет “зримую музыку”.

Итак, ласковый юмор, лирическая теплота, “эпическая наивность”, волшебный добрый мир… Литература, живопись, музыка… Средства разные, а цель одна – высокая нравственная идея: вечная проблема добра и зла, человеческое общество и семья, окружающий мир и человек.

3. Исполняются музыкальные сцены из оперы Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”. Ученики по характеру музыки узнают эпизод сказки (3 музыкальных отрывка).

4. – Как утверждают исследователи, характеры в сказке Пушкина глубже, чем в иллюстрациях Билибина. Для поэта важна внутренняя жизнь любимых героев, только уж потом их внешняя характерность. А Билибин – декоратор (главную роль в спектакле будут играть артисты), для иллюстрирования сказки, где художник “играет” и за обстановку, и за героев, и за гениального автора, этого мало.

Но вот 15 октября 1906 года наиболее близкий по духу Билибину композитор Н.А. Римский-Корсаков записывает первые такты новой оперы “Золотой петушок”, а в августе 1907 года каждый из них – и художник, и композитор – заканчивают свои шедевры: цикл иллюстраций и оперу на сюжеты последней сказки Пушкина. И художник, и композитор в данном случае обратились к Пушкину вполне самостоятельно.

Уникальный случай: и поэт, и художник, и композитор задаются одним и тем же вопросом: могущество нравственных законов, подвластность их “сильным мира сего”.

Чтобы понять акварели художника, нужно хорошо знать самому сказку Пушкина, так мало похожую на предыдущие сказки поэта: в ней много неопределенного, двусмысленного.

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,-

начинается сказка, и далее до последней строчки мы так толком и не поймем - вымысел ли всё это, сказка или быль?

Что общего в характере петушка, Звездочета, Шамаханской царицы?

(Они бесхарактерны, в образах нет красок: петушок смахивает на механическую птицу, речь Звездочета – техническая инструкция, а Шамаханскую царицу Римский-Корсаков назвал “загадкой без разгадки”).

- А как показаны подданные царя: воины, народ, приближенные?

( Они особенно обезличены, ясно только одно: никакой искренней любви к царю никто из них не испытывает и соучаствовать в его делах не стремится).

5. Показываются иллюстрации Билибина “Звездочет перед Дадоном”, “Пробуждение Дадона”, “Дадоново войско”, “Царь Дадон перед Шамаханской царицей”, “Дадон убивает звездочета”.

Доказать, что подход к героям сказки у Билибина пушкинский.

(Большинство персонажей обезличены. Глядя на выходящую из шатра царицу, мы узнаем о ней больше, чем от самого Пушкина. Сыновья Дадона убиты, царь в ужасе, появляется царица, а рать у Билибина, как и Пушкина, никак не реагирует, стоит стеной).

- Но кто же все-таки описан ярко, сочно?

(Как и у Пушкина, у Билибина совершенно живой человек – царь Дадон. Особенно ярко охарактеризован он в акварели “Дадон перед Шамаханской царицей”. Фигура нарисована со спины, но художник сумел передать и потрясшее его горе, и удивление царицей, и даже восхищение, которое вот-вот его охватит. Этот человек руководствуется только секундными прихотями. Он мгновенно забывает смерть сыновей, нарушает собственное обещание и , наконец, убивает Звездочета. “Моему ндраву не препятствуй” - вот его кредо).

- Да, сквозь его черты просматривается “ндрав” реального царя, который тоже не сдержал слова, данного самому Пушкину, который муштровал подданных, был неравнодушен к чарам красавиц. Страшен такой человек, как Дадон, и стократ страшен. Почему?

(Он царь, его прихоти становятся законом для других).

- Римский-Корсаков пришел к мысли о создании оперы на сюжет “Сказки о золотом петушке” на несколько месяцев позднее. И художник, и композитор свой сарказм, сатиру направляют на российскую монархию. “Дадона, надеюсь, осрамить окончательно”,- заявлял Римский-Корсаков. Не удалось композитору увидеть постановку своей последней оперы при жизни. Только после его смерти, 24 сентября 1909 года, в частном театре Зимина состоялась премьера “крамольной оперы” в оформлении Билибина.

6. Слушается финальный хор оперы. Какое настроение вызывает эта музыка?

(Жуткая неопределенность, тревожно звучит предостерегающий крик петушка).

7. Почему таков финал? Ведь “царь умолк”, покончено с его слепой властью?

( Сказка Пушкина особая: в ней “порок наказан”, но “добродетель” не торжествует. Более того, носителей добродетели в “Сказке о золотом петушке” нет вообще).

8. Таким образом, иллюстрации Билибина, музыка Римского-Корсакова помогают еще глубже понять пушкинский текст: всякий деспотизм порождает психологию духовного рабства. “Что даст новая заря?” - звучит вопрос в финале оперы. И этот вопрос не только о настоящем, но и о будущем России.

9. Итог.

- В чем причина жизнестойкости произведений Пушкина? Почему не иссякает интерес к его творчеству?

( Поэт “видел и внимал” всю окружающую его жизнь. Он мог “жить, чтоб мыслить и страдать”, и, читая его строки, мы “мыслим и страдаем” вместе с любимым поэтом.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Центр краеведения в группе д/с :: Учим и учимся быть здоровыми :: Тема урока: "Культура, обычаи, быт народов живущих в республике Хакасии :: Открытый урок "Wegezum Wissen" использование метода проекта :: Конкурс "Ох, уж эта математика!". 5-й класс :: Пассажир ( The Commuter ), 2018 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

06.12.17: Ямагатский грипп, надвигающийся на Россию: чем страшен, а чем нет? (Спойлер: прививки в данном случае не помогут)

05.12.17: Травля в детских коллективах (да и не только детских): коротко и образно в изложении Валерия Воскобойникова

01.12.17: Напоминаем, что мы уже больше 10 лет отбираем для Вас самые лучшие сценарии новогодних праздников и утренников для детей!

02.11.17: «Стрепсилс» изымают из аптек: почему и что это для нас значит? (Спойлер: да, в общем-то, ничего)

30.10.17: Подробности об эпидемии пневмонии-2017

25.10.17: Что такое "внебольничная пневмония" 2017 года?

22.10.17: Особенности гриппа "Мичиган" (штамм сезона 2017-2018 гг.)

09.09.17: Чемпионский титул или смартфон? Выбор для подростка

26.08.17: Букеты из чая, кофе и конфет

11.08.17: Готовимся к 1 сентября: Модные букеты 2017

16.07.17: До какого возраста и на каком сиденье необходимо автокресло ребенку. Изменения в ПДД с июля 2017

09.07.17: Влияют ли позы партнеров на вероятность успешной беременности и если да, то как.

02.07.17: Режутся зубки у ребенка: чем снимать боль



Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Тема урока "Мешок бусин цепочки". 2-й класс
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru