детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Внеклассное чтение. Сказки С.Г. Писахова : Литература

Цель: познакомить учащихся с творчеством С.Г. Писахова.

Оборудование:

  • выставка иллюстраций, выполненных учащимися к сказкам Писахова;
  • портрет писателя;
  • выставка книг со сказками С.Г. Писахова.

Слово учителя о Писахове

Степан Григорьевич Писахов – замечательный художник и сказочник, который ещё полвека назад жил в Архангельске.

В нём все было самобытно и неповторимо: внешность – вылитый мужичок-лесовичок, придумщик и фантазёр-завирала, каких свет не видывал, и любовь, привязанность одна на всю жизнь – родной Север.

В молодости ему довелось два года путешествовать по странам Ближнего Востока, учиться в Риме и Париже. Он был участником экспедиции Русанова, потом разыскивал Седова, Бусилова, плавал с прославленным ледовым капитаном Ворониным. Словом, изъездил Арктику вдоль и поперёк. И мало кто так знал, так чувствовал родной край, его культуру и быт, его обычаи и обряды, сказки и легенды, его чудо-язык.

Степан Григорьевич Писахов родился 24 октября 1879 года в Архангельске, в доме на Поморской улице, в семье “серебреника” – мастера-ювелира. С детства он хотел стать художником. Чтобы были деньги на учебу, он поступил рабочим на лесопильный завод, работал и на Соловецких островах.

В 1902 г. Поступил в Петербургское училище технического рисования барона Штиглица. Жил трудно, впроголодь. Из дома получал 10 рублей в месяц.

В роковой 1905 г. исключён из училища и отправляется путешествовать. Более всего путешествовал по Арктике. Только на Новой Земле побывал 16 раз, последний – в 65 лет. И постоянно рисовал Север. Он удивительно тонко чувствовал особенную – неброскую красоту северной природы.

Если Писахов-живописец – реалист, то Писахов-сказочник – фантазёр, выдумщик. Сказки он начал сочинять с детства. Рассказывая о себе, о своей работе писателя-сказочника, он говорил:

Степан Писахов

Сочинять и рассказывать сказки я начал давно, записывал редко.

Мои деды и бабка со стороны матери родом из Пинежского района. Мой дед был сказочник. Звали его Леонтий. Говорили о нём: большой выдумщик был, рассказывал всё к слову, всё к месту.

Спрашивали меня, откуда беру темы для сказок. Ответ прост:

Ведь рифмы запросто со мной живут,
Две придут сами, третью приведут.

Многое помнится и многое просится в сказку. Долго перечислять, что дало ту или иную сказку.

С Сеней Малиной я познакомился в 1928 году. Жил Малина в деревне Уйме в 18 километрах от города Архангельска. Это была единственная встреча. Старик рассказывал, как он с дедом “на корабле через Карпаты ездил” и “как собака Розка волков ловила”. Умер Малина, кажется, в том же 1928 году.

Чтя память безвестных северных сказителей – моих сородичей и земляков – я свои сказки веду от имени Сени Малины.

Учитель:

Сеня Малина – великий умелец. Всё он умеет делать: ловить рыбу, собирать ягоды, охотиться, работать на “железке”, править пароходом, торговать на базаре. И как делать, как работать ? Весело, с азартом, “в десять рук”, как говорит он сам, и изобретательно, находчиво.

Ну мыслимо ли въяве баню в пароход превратить ? А Сеня Малина баню углом в воду столкнул, в крышу жердину с половиком воткнул, “баню натопил, пару нагонил, трубой дым пустил” – в море поплыл. А песни, обыкновенные северные песни можно заморозить да ещё на продажу за море вывозить ? Можно. “Весной песни затают, зазвенят, как птицы каки невиданны запоют”.

Сеня Малина всё может, всё умеет. Для него, с его несравненной смекалкой и предприимчивостью, ничего невозможного нет. Он засушивает впрок, про запас северное сияние – зимой, в тёмное время, ах, как светло с ним ! Он переправляется на корабле через Карпаты, он расхаживает по городу с налимом, как с собачкой, на верёвочке, волков в лесу не ружьём, а лютым холодом берёт-морозит. Да чего-чего он только не придумывает, каких только номеров не выкидывает!

(Выставка иллюстраций на темы о “подвигах” Сени Малины. Учащиеся сами рассказывают, какую сказку они иллюстрировали, что хотели показать на иллюстрации.)

Затем на подиуме, стилизованном под горницу, начинается инсценировка сказок С.Писахова:

“Подруженьки”

Автор: Как звать подруженек, сказывать не стану, изобидятся. Обе подруженьки страсть как любили чай пить. Пили чай всегда вместе.

Первая: Терпеть не могу из молчашшего самовара чай пить!

Вторая: Перекипела вода вкус терят, с аппетиту сбиват.

Первая: Надо, чтобы чашечка была с цветочком: коли есть цветочек, я буди в саду сижу.

Вторая: Чашечку надо с золотом, пусть и не вся золота, пусть только ободочек, один крайчик позолочен, – значит, чашечка нарядна!

Первая: Иду это я во сне. И така я вся нарядна, така нарядна, что от меня будто свет идёт! Мне даже совестно, что наряднее меня нет никого. Дошла до речки – через речку мостик. Народом мостик полон. Увидали мою нарядность – все приостановились, с проходу отодвинулись, мне дорогу уступили. Глянула я на воду – на свою нарядность полюбоваться, – рыбы увидали меня, от удивленья рты растворили, плыть остановились, на меня смотрят – любуются. Вот какой у меня верный сон!

Вторая: Видела я себя такой воздушной, такой воздушной! Иду по лугу цветущему, подо мной травки не приминаются, цветочки не наклоняются. Я прозрачным облачком лечу. И дошла я до берега. Вода серебром отливат, золотом от солнца отсвечиват. А по воде лодочка плывёт, лаком блестит. Парус у лодочки белого шёлка и весь цветами расшит. И сидит в той лодочке твой муженёк, ручкой мне помахиват, зовёт гулять с ним.

Первая: (подскакивает, кричит) Да как он смел чужой жоне во снах сниться! Дома спит, буди и весь тут, а сам в ту же пору к чужой жоне подъезжат! Да и ты хороша! Как смеешь чужого мужа к себе в сон пушшать!

Вторая: Глянь-ко на улицу. Вишь, Перепилиха идёт!

“Перепилиха”

Автор: Перепилиха сама перестарок, а идёт фасонисто, как таракан по горячей печи. Голос у неё такой пронзительной силы, что страсть! И с чего взялось? С медведя. Пошла это Перепилиха (товды её другомя звали) за ягодами. Ягода брусника спела, крупна. Перепилиха торопится, ягоды собират и слышит: что-то трещит, кто-то пыхтит. Голову подняла, а перед ней медведь, и тоже ягоды собират, тоже торопится, рот набиват.

(Перепилиха во время слов автора ползёт на четвереньках навстречу медведю и они сталкиваются нос к носу. Как сошлись, Перепилиха вскакивает в полный рост и бегает вокруг медведя с открытым ртом, имитируя крик.)

Автор: Перепилиха со всего голосу взвизгнула! И столь пронзительно, что медведя насквозь проткнула и наповал убила голосом.

(Медведь падает на спину и лежит. Перепилиха берёт его за руку и уволакивает со сцены.)

Автор: Взяла медведя за лапу и уволокла домой. И всю дорогу голосом верещала. И от того самого места, где медведя убила, и до самой Уймы просека стала. Больши и малы дерёва и кусты порубленными пали от перепилихиного голосу. Дома за мужа взялась!

(Мужик сидит на стуле, вокруг него бегает Перепилиха, потом он откидывается на стул и на груди – метка-дырка.)

Перепилиха:

Зачем одну в лес пустил?
Зачем в эку опасность толконул?
Зачем не помог медведя волокчи?

Автор: Муж Перепилихи и рта открыть не успел. Перепилиха его перепилила. В мужике сквозна дыра засветилась.

Доктор осмотрел и сказал …

Доктор: Кабы в сторону на вершок – и сердце прошибла бы.

(Доктор в очках, белом халате измеряет дырку линейкой, топчется, вздыхает, потом говорит…)

Доктор: Жить дозволяю, только сделайте деревянную пробку.

Автор: Пробку сделали. Так с пробкой и ходит мужик. Пробку вынет, через дырку дух пойдёт сквозной и заиграет музыкой приятной. Перепилихин муж изловчился: пробку открыват да закрыват – плясова музыка выходит. Его на свадьбы зовут вместо гармониста. А с Перепилихой ещё всяка оказия приключалась.

Учитель спрашивает, заинтересовали ли ребят сказки Писахова, что особенно их привлекло в них.

Домашнее задание: написать сказку в стиле Степана Писахова.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Тема урока: "Лоскутная техника". Подготовка материалов к работе. Шаблоны для раскроя :: Межпредметные связи на уроках технологии :: История предмета "трудовое обучение девочек" :: Классный час на тему "Болезни века" :: Анализ произведения на уроке литературы в начальной школе. "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" :: The Nightingale (), 2019 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Спальня/Мебель с зеркалом/Столики туалетные / Олимп-мебель / Стол туалетный Мона 06.16 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Тихое место (A Quiet Place), 2018

Мистический триллер о семье фермеров, которые жили в тишине и уединении, – пока не стали мишенью для незримого преследователя потусторонней природы.

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD