детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Уроки-мультимедиа литературы : Литература

Цели урока:

  1. Учить ребят анализировать образы героев, учить самостоятельно вступать в диалог с ними, с автором.
  2. Выделять общие черты героев-скитальцев, героев-нигилистов. Познакомиться с понятием нигилист, его историческим отражением.

  3. Содействовать развитию нравственного сознания ребенка, его творческого воображения.
  4. Формировать у учащихся эстетическое сознание в процессе анализа произведений. Продолжить решение задачи по развитию эстетического вкуса, духовной сферы.

Оборудование для урока:

Компьютер (мультимедиа), диск со слайдами.
Эпиграф урока на плакате.
Икона Преображение Господне.
Раздаточный материал (опорные схемы).

“Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец мой виноградарь… Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь и они сгорают”

(Ин.15, 1-6).

1 слайд:

“Чем дальше от народа и Православия, тем больше у нас скитаний и блужданий. А идеал Православия есть не Прогресс, но Преображение.

Без надежды на возможность преображения печальной и греховной действительности для русского нет смысла в жизни”.

<Рисунок 1>

Слово учителя: Если вы помните, разговор о скитальчестве мы закончили этим высказыванием. Попробуем объяснить значение сказанного.

Как эти слова относятся к проблеме нашего разговора?

Мы попытаемся разрешить серьезную проблему в литературе начала XIX века. Это проблема нигилизма и пути его преодоления. Понятие “нигилизм” предстанет не просто новым словом. Оно раскроет всю глубинность своего значения. Мы также должны подвести итог нашим изысканиям, и благодатным материалом нам послужат произведения Пушкина.

Наши цели:

  • Познакомиться с понятием нигилист, его историческим отражением.
  • Выделить общие черты героев-скитальцев, героев-нигилистов.

2 слайд:

Проблема нигилизма и пути его преодоления

3 слайд:

Что же такое нигилизм?

(1.Полное отрицание всего, полный скептицизм. 2. Течение русской общественной мысли 60-х гг. XIX в., отрицательно относившееся к традициям, устоям дворянского общества, к крепостничеству).

<Рисунок 2>

2. Выступление учащегося.

Истоки нигилизма в России берут свое начало в Петровских реформах. Именно в “Петровском переполохе”, когда русское дворянское общество утратило “восточный путь”.

Идея западничества, проникая в сферы литературы, критики, публицистики, завладела умами русской дворянской молодежи и выродилась в конечном итоге в антинациональное явление – нигилизм, которое разъедало все основные формы многовекового уклада государства Российского.

Естественно, подобное явление не могло пройти незамеченным мимо первого русского поэта и нашло свое отражение в его взглядах и художественном творчестве. Западный путь изначально был неприемлем для Пушкина.

“Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою; наша история требует другой мысли, другой формулы”, - писал он в одной из своих заметок.

Всем своим творчеством Пушкин глубоко отразил сознание русского образованного общества периода “высшей точки русского западничества”, когда среди молодого поколения началось всеобщее “томление духа” и русская душа, проходя “через искус и соблазн пиетизма”, утратила целостность. Именно тогда в русском человеке усиливается разброд в мыслях, утрачивается вера в Бога, происходит “расторжение ума и сердца”.

В образах Алеко, Онегина, Германна, Швабрина, в переживаниях лирического героя поэта как в зеркале “…отразился век / И современный человек / Изображен довольно верно / С его безнравственной душой, / Себялюбивой и сухой, / Мечтанью преданный безмерно, / С его озлобленным умом, / Кипящем в действии пустом”.

Работа по группам: Рассмотрим на примерах героев Пушкина проблему нигилизма и пути его преодоления.

Исследование данного феномена мы решили организовать в малых группах.

1 группа: выявить причину трагедии Алеко (поэма “Цыганы”).

2 группа: выявить причину трагедии Германна (“Пиковая дама”).

3 группа: выявить причину духовной гибели Швабрина (“Капитанская дочка”).

4 группа: выявить причину драмы Онегина (“Евгений Онегин”).

Итак, начнем с поэмы “Цыганы”.

4 слайд:

Почему Алеко, поборник свободы, становится убийцей?

В чем трагедия Алеко? (Учащиеся делают сообщения, рассматривают проблему, используя   текст, дополнительные источники).

5 слайд-вывод

<Рисунок 3>

Вывод: cлабый человек, т.к. не способен изменить что-либо в своем обществе и несет зло миру цыган. Волю и любовь Алеко мыслит лишь для себя, считая Земфиру своей собственностью и отстаивая свои “права”.

6-7 слайды – видео:

В чем дерзость желаний Германна и почему ему не удается обрести независимость?

(Сообщения учащихся, использование текста и дополнительных  источников).

<Рисунок 4>

Вывод: “Покой и независимость”, счастье, благополучие не могут быть добыты преступлением. Эта гуманистическая мысль Пушкина слышна во всех его произведениях. (“Моцарт и Сальери”, “Скупой рыцарь”, “Русалка”, “Цыгане”, “Полтава”). Безумие Германна объясняется попыткой перешагнуть свою природу, заменить совесть успехом, душу – тузом.

8-9 слайды – видео:

В чем причина духовной гибели Швабрина? Ответом на этот вопрос послужит в/фрагмент из фильма “Русский бунт”.

(Сообщения учащихся, использование текста и дополнительных источников).

<Рисунок 5>

Вывод: ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Это проявляется во всём. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Поединок едва ли не закончился гибелью Гринёва из-за подлости Швабрина.

Однако судьба не обделила Швабрина своим вниманием за содеянные грехи. Ему досталось по заслугам. Швабрин примкнёт к Пугачёву, и его осудят как предавшего присягу офицера.

В жизни каждого человека  бывает пересечение двух  дорог, и на перепутье лежит  камень с надписью: “С честью  пойдешь по жизни - умрёшь.   Против чести пойдешь – жив будешь”. Антигерой Пушкина уже сделал свой выбор. Именно во время Пугачёвского бунта проявились низость чувств, бесчестие, духовный нигилизм Швабрина.

10-11 слайды:

Совсем недавно изучен нами роман “Евгений Онегин”. Как же Пушкин решает проблему нигилизма в этом произведении? В чем причина одиночества Онегина?

(Сообщения учащихся, использование текста и дополнительных  источников).

<Рисунок 6>

<Рисунок 7>

Вывод: Онегин – это дитя и жертва послепетровского времени, когда система ценностей “возлюби другого” сменилась другой системой “возлюби себя”. Безлюбовность – вот что отторгает героев Пушкина от мира, выталкивает из него, делает их “лишними людьми”.

“Но рано чувства в нем остыли”. Этот человек только начинает учиться чувствовать.

Духовному нигилизму и беспочвенническому скитальчеству Пушкин противопоставил твердые основы национального уклада жизни русского народа, берущие свои нравственные силы в традициях православной культуры. Пушкин обнажил всю бесплодность “несчастного скитальца” и противопоставил ему нравственный идеал в образе “умного, тонкого и верного женского сердца” Татьяны Лариной.

Очевидно, что образ Татьяны сочетает в себе оба эти начала и выражает нравственный идеал писателя. С самого начала появления Татьяны в романе автор подчеркивает ее мистическую связь с прошлым России, ее стариной:

Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим.
И что ж? Оно приятно, звучно;
Но с ним, я знаю, неразлучно
Воспоминанье старины…

Интуитивно, на уровне духовной связи Татьяна вся принадлежит русской почве, культурно-историческим традициям Святой Руси.

Татьяна всей душой связана с миром русской природы, с сельским бытом.

Ей чуждо “ветошь маскарада” и “постылая мишура” высшего света, его “шум и чад”. Всему этому она противополагает твердый берег русской исторической древности и мир русской деревни:

Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада
Весь этот блеск и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей…

Образы Татьяны Лариной, Маши Троекуровой, Маши Мироновой, Петра Гринева и другие воплощают в художественной концепции Пушкина идеал нравственной Красоты.

Обладая в полной мере духовно-исторической памятью и христианской истиной, все они умеют противостоять духовно пустым нигилистам, типа Алеко и Онегина, которые в силу своей гордыни и безбожия утратили связь со своим народом и почвой, став скитальцами в родном Отечестве.

В то же время он же открыл нам единственный путь исцеления от духовной смерти, которая лежит в смирении перед правдой народной: “Смирись, гордый человек!”, в почитании своего Отечества, его духовных святынь:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основана от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Животворящие святыни!
Земля была б без них мертва,
Без них наш тесный мир – пустыня,
Душа – алтарь без Божества.

В этих словах поэта заключена духовно-религиозная правда России и Истина, и Путь.

Подведем итог ко всему сказанному. Что же объединяет этих героев?

12 слайд

<Рисунок 8>

Вывод: пушкинские герои (Алеко, Онегин, Германн и др.) находятся в состоянии, требующем свободного выбора, и все выбирают одинаковый путь – путь преступлений. Они переступают через нравственный Закон и нарушают шестую заповедь Нового Завета – “не убий”.

Алеко убивает свою возлюбленную Земфиру, Онегин – друга Ленского, Германн – старую графиню. Всех их объединяет гордость ума, тщеславие, тяжкий грех убийства и неспособность искреннего покаяния, что влечет за собой нравственные страдания и неизбежное наказание.

Герои Пушкина, утратив связь с Богом, метафизически свободны в своем выборе добра и зла и сознательно выбирают зло, служат ему. Путь движения их воли начинается с попрания Добра – Истины – Красоты, отступления от них и принятия зла – лжи – безобразия.

На высшем духовном, оккультном уровне, освободившись от гнета Библейской заповеди, они стали абсолютно свободны в выборе.

Сами стали Богами, но это есть ад, который сами себе создали.

Герои Пушкина уподобляются евангельской притче о виноградной лозе: “Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец мой виноградарь… Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь и они сгорают” (Ин.15, 1-6). Подобно ветвям, оторвавшимся от лозы, и Алеко, и Онегин, и Германн, отпав от главной Истины – Бога, обречены на духовную болезнь, скитальчество, нравственную и физическую гибель.

Итог урока.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Арест мальчика, читавшего Шекспира на Арбате :: Бытовые отравления у детей: что делать? + немного статистики :: Туйшоу: идеальный поединок :: Самый быстрый способ вскипятить воду и приготовить еду в походе :: Конкурс "Мисс Дюймовочка" :: Тёмная башня ( The Dark Tower ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Кровати/Детские кровати / МСТ / Кровать Лион 3 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Сценарий выпускного вечера "Школьное радио 3FM"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок: "Экскурсия — урок"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Проблемы загрязнения окружающей среды

Работа приурочена к Году экологии в России и посвящена загрязнению окружающей среды.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Тестовые задания по теме: "Касательная к графику функции"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD