детские
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

"История прекратила течение своё…"(урок-размышление по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города") : Литература

Цели урока:

  • приблизить к юному читателю произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина;
  • открыть в них важный человеческий смысл;
  • углубить восприятие читателей-учеников;
  • показать, что роман Щедрина имеет гораздо большее значение, нежели пересмешничество минувшего;
  • повторить такие литературоведческие понятия, как утопия и антиутопия;
  • различные виды комического (сарказм, гротеск, гипербола), эзопов язык;
  • развивать вкус к самостоятельности, заинтересованное и внимательное отношение к тексту, к слову и детали в нём;
  • продолжать развивать навыки работы с текстом (анализ текста, работа над характеристикой героев, создание собственного текста);
  • воспитывать настоящих граждан, патриотов, любящих свою Родину и ценящих историю своего народа.

На каждом столе – листы с лексическими значениями слов-терминов <Приложение 1>.

На доске:

1) слова-термины: утопия, антиутопия, единодушие, единомыслие, раболепный, тоталитарное государство, нивелировать.

2) высказывания:

...Я совсем не историю предал осмеянию, а известный порядок вещей.

М.Е. Салтыков-Щедрин

Минуты прозрения не только возможны, но составляют неизбежную страницу в истории каждого народа.

М.Е. Салтыков-Щедрин

История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; изъяснение настоящего и пример будущего.

Н.М. Карамзин

Каждое художественное произведение “необходимо должно иметь свой результат”.

М. Е. Салтыков-Щедрин

ХОД УРОКА

Слово учителя.

В одном из номеров журнала “Русский вестник” за 1856 год была опубликована литературно-критическая статья М. Е. Салтыкова-Щедрина.

По мысли автора статьи, каждое художественное произведение “необходимо должно иметь свой результат”.

Каким путем достигается этот результат – отрицанием или исканием положительных и идеальных сторон жизни, – это дело художника, считает Щедрин. Главное в том, чтобы результат этот был, в противном случае искусство теряет свой благотворный характер.

На прошлых уроках, посвященных творчеству Салтыкова-Щедрина, его сказкам, роману “История одного города”, мы обсуждали, как писатель через комическое подвергает критике то зло и безобразие, что примелькалось, стало обыденным, рассуждали об образах градоначальников и о временах, которые пересекаются в сатирическом романе.

Основная задача на этом уроке – попытаться доказать, что роман Салтыкова-Щедрина имеет гораздо большее значение, нежели пересмешничество минувшего; попытаться открыть в произведении Щедрина важный человеческий смысл; уловить в сатирических образах писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя.

На доске вы видите записанные высказывания, к которым мы будем обращаться в течение урока.

А сейчас обратимся к последней части романа – главе “Подтверждение покаяния. Заключение”.

Учитель показывает портрет Угрюм-Бурчеева работы Кукрыниксов.

Перед нами новый тип градоначальника. Это не Брудастый или Прыщ – нелепые и фантастические. Перед нами живое существо, а не механическая кукла.

– Что за существо предстает перед нами в последней главе? [1, C. 77]

(Чистейший тип идиота, принявшего какое-то решение и давшего себе клятву привести его в исполнение.)

– В чем заключается идиотство Угрюм-Бурчеева? [1, C. 77]

– Что происходит, когда придатком к идиотству является властность?

– Каковы идеалы нового градоначальника? [1, C. 75]

Страшная картина, не правда ли?

Чтение учителем текста со слов: “Человек, на котором останавливался этот взор, не мог выносить его…” [1, C. 75]

– Черты какой темной, страшной силы воплотились в этом образе? (Сатаны)

Как вы думаете, почему? С какой целью летописец предлагает своим читателям подобное сравнение?

(“Жизнеустроительный” бред Угрюм-Бурчеева – вызов всему нерукотворному Божьему творению. Именно поэтому “человек, на котором останавливался этот взор”,… испытывал опасение “за человеческую природу вообще”).

И все-таки Угрюм-Бурчеев пытается “создавать” что-то свое.

Что значит “создавать” по Угрюм-Бурчееву? [1, C. 84]

Почему именно топор является орудием творчества Угрюм-Бурчеева?

(Философия Угрюм-Бурчеева: прежде чем что-либо создать, нужно разрушить то, что есть, разрушить историю, память людей.)

Вспомните строки из романа: “Еще задолго до прибытия в Глупов он уже составил в своей голове целый “систематический бред”.

Обратите внимание на само словосочетание – “систематический бред”.

Возможно ли такое?

В чем заключается бред Угрюм-Бурчеева? [1, C. 81]

Работа со словарем (запись в тетради терминов с их лексическими значениями).

Единодушие и единомыслие. – Чем отличаются эти 2 понятия?

  • Раболепство.
  • Тоталитарное государство.

Как эти понятия соотносятся с романом Салтыкова-Щедрина?

Символическим в бреде Угрюм-Бурчеева становится образ шинели.

Что должен внушать обывателям этот образ?

(Иллюзию безгрешности и бескорыстия тирана. Чем бездушнее и жесточе режим, тем больше правитель заботится об аскетизме своего бытия и облика.)

Салтыков-Щедрин писал: “…Я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей”.

С этой точки зрения и анахронизм, и фантастика, и гротеск, и ограниченность пространства, о которых мы говорили на прошлых уроках, – все это средства художественного обобщения, создающего картины-варианты государственного устройства.

Какую картину-вариант государственного устройства мы видим в последней главе романа?

Какого типа будет государство, если государство осуществляет контроль над всеми сторонами жизни? (Тоталитарное государство)

Мы можем проследить, как эмоциональное звучание романа меняется от комедийного, игрового начала, от шутки и насмешки, даже издевки к предостережению…

О чем предупреждает, от чего предостерегает своего читателя Салтыков-Щедрин?

Вспомните, как называется произведение, изображающее вымышленную картину нежелательного, порочного жизненного устройства, важнейшей функцией которого является предупреждение? (Антиутопия)

В чем заключается антиутопизм и пророческий смысл Угрюм-Бурчеевского мира?

(См. записи в тетрадях – основные понятия Угрюм-Бурчеевского бреда: извращенная идея равенства оборачивается казарменной уравниловкой, единодушие подменяется единомыслием и поддерживается системой тоталитарного доносительства, а оправдываются эти кошмары “бедствиями минувшими и предстоящими”. Все это черты государственного устройства по Угрюм-Бурчееву.)

Почему Угрюм-Бурчеев “создает” в своем бреду именно тоталитарное устройство? (Рабами легче управлять.)

Вспомните следующие строки из “Истории одного города”: “Ни бога, ни идолов – ничего… В этом… мире нет ни страстей, ни увлечений, ни привязанностей. Все живут каждую минуту вместе, и всякий чувствует себя одиноким”. [1, C.83]

Что за мир изображен автором в этих строках?

Какой народ достоин подобного мира, подобной Истории?

Каким изображает Салтыков-Щедрин народ?

В Священном писании сказано: “Неужели Я не накажу за это? говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот? Изумительное и ужасное совершается на сей земле: Пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?” [2]

Ответьте на вопрос из Писания: что же народ будет делать после всего этого? [1, C. 86]

Но, несмотря ни на что, Салтыков-Щедрин верил в свой народ. Писатель говорил, что “минуты прозрения не только возможны, но составляют неизбежную страницу в истории каждого народа”. И роман “История одного города” призван помогать прозрению народа, читателя. К “минутам прозрения” народа мы обратимся чуть позже.

А сейчас вернемся к образу Угрюм-Бурчеева.

Какие два подвига решил совершить последний градоначальник Глупова? (Разрушить город и устранить реку.) [1, C. 85]

Что из этого вышло?

Средством скучивания и нивелировки людей в годы идеологического деспотизма служат грандиозные проекты. На прошлых уроках мы приводили примеры таких проектов. Таково и перекрытие реки Угрюм-Бурчеевым.

Найдите описание реки в тексте. [1, C. 85, 89, 90, 91]

Редкий случай в сатире – перед нами пейзаж. Но, разумеется, он иной, чем у Тургенева. Главное здесь не детальное изображение конкретных примет природы. Главное здесь река как символ.

Символом чего является река в “Истории одного города” Салтыкова-Щедрина? (Символ Жизни, Природы, Естества)

Чего только не было предпринято, чтобы усмирить непокорную реку. Но… почему?

И все-таки… “слепая стихия шутя рвала и разметывала наносимый ценою нечеловеческих усилий хлам и с каждым разом все глубже и глубже прокладывала себе ложе”. [1, C. 89-90]

Природа, ставшая для Щедрина олицетворением нормальной, живой жизни, – вот главный и, к сожалению, единственный до конца последовательный противник бесчеловечной, мертвенной идеи государства.

Государство, государственное устройство предназначены для человека. Государство же Угрюм-Бурчеева – против человека.

А теперь давайте вспомним Органчика.

Какова истинная причина его поломки?

(То ли под влиянием прекрасного весеннего дня, то ли еще почему, но градоначальник… улыбнулся. Машина государственности вдруг заработала в несвойственном для нее режиме – режиме естественности, человечности. И сломалась.)

Вот эта-то несовместимость идеи государственности и идеи человечности, неестественности и естества доводится Угрюм-Бурчеевым до предела. Результат – катастрофа.

Сопоставьте 2 катастрофы: бунт реки и появление “оно”.

(Взбунтовавшееся “естество” сметает Угрюм-Бурчеевскую утопию.)

Чтение финала романа со слов “Глуповцев поразило неслыханное зрелище…” до слов “Оно пришло…”. [1, C. 100]

Как, по-вашему, что означает “оно”?

В литературоведении есть 2 основных версии прочтения финала романа:

  • появление “оно” означает предсказание народной революции;
  • “оно” знаменует начало еще более жестокой реакции.

Обе версии спорны, аргументы и контраргументы же можно найти в самом тексте.

Дифференцированное задание классу: класс делится на 3 группы (в 3-й группе самые сильные ученики).

Первой группе учащихся предлагается доказать правомерность 1-й версии; второй группе – 2-й версии; третьей группе – создать свою версию прочтения финала и доказать ее правомерность. Доказательства следует искать в тексте романа.

На работу дается 5 минут. На выступление дается 2 минуты.

Защита версий прочтения финала романа Салтыкова-Щедрина.

Мы не будем говорить, какая версия прочтения финала романа наиболее достоверна. Автор использует прием открытого финала, и поэтому каждая из ваших версий имеет право на существование.

Стихийный бунт природы оказался поддержанным в конце концов и людьми. До людей дошло, что они позабыли прошлое, не задумывались над будущим. Они взглянули друг на друга и устыдились. Была ли у них история? Но совесть их проснулась поздно. И понесли глуповцы суровое наказание.

“История прекратила течение свое”.

Какая история?

Угрюм-Бурчеевская? Или шире – глуповская?

У Карамзина Н.М. есть прекрасное высказывание об истории: “История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; изъяснение настоящего и пример будущего”.

  • Как нужно относиться к Истории?
  • К Истории своего народа?
  • К Истории своей страны?

К этому уроку вам было дано задание: сохраняя стилистику Салтыкова-Щедрина, создать отрывки, продолжающие историю города Глупова; при этом вы были ориентированы на историю нашего города, Усолья-Сибирского.

И, вспоминая слова Щедрина о том, что “талант сам по себе бесцветен и приобретает окраску только в применении”, я предлагаю желающим прочитать свои работы вслух.

Чтение творческих работ школьниками.

Каждая Ваша работа будет проверена и оценена. Критериями оценки будут сохранение стилистики писателя-сатирика, видов комического, использованных в Ваших отрывках, и оригинальность мысли.

Вам удалось продолжить историю города Глупова благодаря открытому финалу романа, который позволяет сделать вывод: тип государства Угрюм-Бурчеева не имеет временных рамок.

  • История развивается по спирали…
  • История повторяется…

Эти крылатые слова невольно вспоминаются, когда размышляешь над гениальным произведением Салтыкова-Щедрина, над его гениальной сатирой.

Реальная действительность как бы соревнуется порой с сатирической выдумкой писателя, стремясь догнать ее, а то и превзойти. Тому в истории примеров множество, к сожалению.

“История одного города” Салтыкова-Щедрина – это первый русский роман-антиутопия, роман-предупреждение последующим поколениям.

Прямым продолжателем антиутопии великого сатирика является А. Платонов с повестью “Котлован”, с творчеством этого писателя мы познакомимся в 11 классе.

В чем состоит назначение утопии?

Антиутопии?

(Назначение утопии состоит прежде всего в том, чтобы указать миру путь к совершенству. Задача антиутопии – предупредить мир об опасностях, которые ждут его на этом пути.)

И, несмотря на все сомнения и противоречия, неизменной оставалась вера Салтыкова-Щедрина в свой народ и в свою Историю.

Сатира Салтыкова-Щедрина настолько глубока и остра, что и в наши дни остается актуальной и злободневной.

И сегодня произведения Михаила Евграфовича имеют последствием не только праздную забаву читателя, а продолжают совершать внутренний переворот в совести его. И если такой переворот совершится, можно будет сказать:

“История продолжает течение свое”.

Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Салтыков-Щедрин М. Е. Избранные произведения. Сост., вступит. ст., коммент. М. С. Горячкиной. М: Детская литература, 1976.
  2. Священное писание. Иер. 5, 30-31.
  3. С. Дмитренко. Превратное течение времени. Первое сентября: Литература, 21/1994. – С. 2-3.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Дробно-линейная функция :: Игровые моменты на уроках математики :: Знакомство пятиклассников с оперой Н.А.Римского-Корсакова "Садко" :: "Поле чудес" (экологические проблемы) :: Проектная деятельность на уроках английского языка :: Техасская резня бензопилой: Кожаное лицо ( Leatherface ), 2017 :: Дом и дача/Освещение/Свет/Для детской/Люстры / Eglo / Накладной светильник Junior 2 88972 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD