детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Своеобразие поэтического стиля Николая Клюева : Литература

(Материалы к уроку).

Лирика Николая Клюева поздно дошла до читателя. Почти полвека его стихи были под запретом. Лишь изредка о Клюеве появлялись статьи, а чаще о творчестве этого самобытного и интересного поэта можно было встретить лишь скупые фразы типа: “В Петрограде Есенин знакомится с другим крестьянским поэтом – Н. Клюевым”. И все. Но ведь не случайно Сергей Есенин называет Клюева “Учителем”. Лиричность есенинских строк словно перетекала из стихотворений Николая Клюева, необычных, ярких, причудливых по форме. Приятно думать о том, что сейчас лирика этого замечательного поэта вновь возвращается к своему читателю. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в стандарте среднего общего образования по литературе находим тему: “Н. А. Клюев. Жизнь и творчеств (обзор)”. В представленных материалах к уроку мы ставим перед собой цель: рассмотреть своеобразие поэтического стиля Николая Клюева.

Следующий этап конструирования урока – определение его задач. Выделим основные:

- определение места творчества Н. Клюева в русской крестьянской поэзии; на примере конкретных стихотворений рассмотрение своеобразия стиля Н. Клюева, используя при этом элементы лингвистического анализа поэтического текста;
- развитие эмоционального восприятия художественного текст и образного мышления;
- развитие у учащихся чувства уважения и бережного отношения к традициям русской народной культуры.

Ход урока

Вопросы для обсуждения:

Вспомните, кто в XIX веке писал о нелегкой доле крестьянина? Кто ввел русского крестьянина в качестве героя во все жанры поэзии? (Алексей Кольцов; Николай Некрасов)

Еще в XIX веке Алексей Кольцов воспевал русский народный идеал. Начиная с Кольцова, можно говорить о появлении в литературе самостоятельного направления – русской крестьянской поэзии. Потом Некрасов вводит образ русского крестьянина в эпос, пейзажную лирику, песню и философскую лирику. С новой силой этот мотив зазвучал в начале XX века в творчестве Н.Клюева, П. Орешина, С. Крычкова. Эти писатели поэтизировали, воспевали близость русского крестьянина к природе, чистой, нетронутой “железной” цивилизацией. Николай Клюев пришел в литературу с сознанием своей самостоятельности и особого пути в мире искусства. Он сближает традиции классической поэзии и народной. И опять, как когда-то у Кольцова, главной в поэзии Клюева становится тема Родины, России. Посылая первые стихотворные опыты в столичные журналы, Клюев демонстративно подписывал их – “Олонецкий крестьянин”. Он гордился своим крестьянским происхождением. Сам воздух Олонецкой губернии был наполнен поэзией патриархальной старины. [1]

Запечных потемок чурается день,
Они сторожат наговорный кистень,-
Зарыл его прадед – повольник в углу,
Приставя дозором монашенку – мглу.

И теплится сказка. Избе лет за двести,
А все не дождется от витязя вести.
Монашка прядет паутины кудель,
Смежает зеницы небесная бель.

Изба засыпает. С узорной божницы
Взирают Микола и сестры седмицы,
На матице ожила карлиц гурьба,
Топтыгин с козой – избяная резьба…

Колотится сердце… Лесная изба
Глядится в столетье, темна как судьба,
И пестун былин, разоспавшийся дед,
Спросонок бормочет про тутошний свет.

(1913)

Николаю Клюеву не требовались дальние путешествия, чтобы посмотреть древние церквушки и иконы, заглянуть в рукописные или печатные книги, услышать песни, сказки, былины. Все было рядом – рукой подать. [1] Иногда кажется, будто автор не замечает, что в своем словоупотреблении он несколько несовременен. Сразу обращает на себя внимание лексика стихотворения: оно буквально пронизано архаизмами, фольклоризмами, народно-поэтическими словами. Н. Клюев предельно расширяет ассоциативные возможности слова, делает его более выпуклым, красочным, символичным. Поэтому исследование языка стихотворений Клюева – ключ к пониманию всей образной системы его лирики.

Какую часть лексики принято считать устаревшей?

Как в тексте архаизм отличить от историзма?

Вспомните функции архаической лексики в художественной литературе.

Архаическая, фольклорная лексика создает в стихотворении особый лирический настрой, атмосферу “избяной сказки”. “Пшеничный”, “берестяный рай” живет своей жизнью, далекой от шума и пыли больших городов. В “избяной сказке” поэт видел неумирающие эстетические и нравственные ценности. Единство этого особого мира достигается еще и тем, что Клюев передает мироощущение крестьянина, в котором сказывается теплая благодарность к природе и преклонение перед ее могуществом. Клюев слагает дифирамбы “всякому древу земному, зверям, птицам и гадам, всему лесному дыханию”. Крестьянский быт, деревенская изба, ее убранство, утварь, домашние животные – все это является органичным продолжением жизни природы. Не случайно свои сборники стихотворений Клюев называет “Сосен перезвон”, “Лесные были”, “Песни из Заонежья”, “Избяные песни”. Природа и человек составляют одно целое. А поэтому дорогой человеческому сердцу образ неразрывно слит с природой, с ее естественной красотой:

Я болен сладостным недугом –
Осенней, рдяною тоской.
Нерасторжимым полукругом
Сомкнулось небо надо мной.

Она везде, неуловима,
Трепещет, дышит и живет
В рыбачьей песне, в свитках дыма,
В жужжанье ос и блеске вод.

В шуршанье трав – ее походка,
В нагорном эхо – всплески рук,
И казематная решетка –
Лишь символ смерти и разлук.

Ее ли косы смоляные,
Как ветер смех, мгновенный взгляд…
О кто ты: Женщина? Россия?
В годину черную собрат!

Поведай: тайное сомненье
Какою казнью искупить,
Чтоб на единое мгновенье
Твой лик прекрасный уловить?

(1910)

Она… Легкая, почти летящая походка, выразительный взгляд… Кто она?

Чей образ рисует автор? Можно ли однозначно ответить на этот вопрос?

Кто она? Женщина? А может, это образ Родины? В каком смысле? Обратим внимание на последнюю строку. С точки зрения современного словоупотребления слово “лик” - устаревшее. Устаревшим оно считалось и тогда, в первой половине двадцатого столетия.

Лик1, - а, м. 1. Лицо (устар. и высок.), а также изображение лица на иконах.
2. Перен. Внешние очертания, видимая поверхность чего-то (книжн.) Лик луны.

Лик2, - а, м. (устар.) Единое множество, сонм. Причислить к лику святых.

(Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка- М.,2003.)

В каком значении Клюев употребляет слово “лик”? Лик иконописный, ангело-подобный? Или лик, потому что различимы только внешние очертания его? Но где различимы? В памяти, в сердце, в душе? Слово “лик” употреблено в последней строчке стихотворения, но это опорное, ключевое слово. Оно вспыхивает, как яркое цветовое пятно, создавая глубинный поэтический подтекст. Это опорное слово неразрывно связано то с одной, то с другой группой слов, а значит, и с различными образными системами, расширяя за их счет “круг значений” [2]. Получается, что за словом “лик” тянется шлейф ассоциаций, высвечивая его разные смысловые оттенки. Слово становится как бы не равным себе, обозначая не одно явление, а несколько образов. Слово превращается в символ.

Но символы у Клюева вырываются за рамки строки, строфы, отдельного стихотворения. Они входят в контекст всей книги. Слово “лик” Клюев употребляет достаточно часто. Рассмотрев разные контексты, замечаем, сколькими новыми значениями это слово-архаизм обросло в процессе употребления:

- ржаной, ячменный лик;
- пшеничный лик;
- лик ив;
- звериный лик;
- лик заката;
- лик карельских звезд.

Мы видим, как постепенно расширяется пространство от земли к небесам. У Клюева есть свои приемы создания семантического пространства: смысл наращивается ступенчато, от образа к образу, очертания его меняются на каждом метафорическом шаге [3]. Предельно расширив “земное” пространство, поэт пытается постигнуть и “небесное”:

- лик Оранты;
- лик Бога;
- лик Мадонны;
- лики ангелов.

Слово “лик” связано у Клюева с образом женщины, а образ возлюбленной неразрывно слит с темой родины:

- ненаглядный лик;
- прекрасный лик;
- лик матери;
- лик России.

Таким образом, рассмотрев употребление всего одного символа в стихотворениях Клюева, нам сразу открываются различные грани творчества поэта, сквозные образы его лирики.

Еще одной важной особенностью творческой манеры Клюева является широкое использование цветописи.

Набат сердечный чует Пушкин –
Предвечных сладостей поэт…
Как яблоновые макушки,
Благоухает звукоцвет.
Он в белой букве, в алой строчке,
В фазаньи пестрой запятой.
Моя душа, как мох на кочке
Пригрета пушкинской весной.

Клюева-художника по праву называют изографом. Поэт увлекался фресковой живописью, сам писал иконы, подражая древним новгородским мастерам; в поэзии он тоже “малюет”, разукрашивает, золотит слово, добиваясь максимальной зрительной наглядности. В поэзии Клюева есть что-то общее с живописью Рериха, с которым он был близко знаком. В цикле картин “Начало Руси. Славяне” предметы древности, по словам современного исследователя, получают у Рериха “такое окружение природной средой, которое внутренне присуще им самим: они сливаются с нею, и их красота, и их сила как бы возникает из красоты и силы самой природы, почувствованной сердцем самого народа русского” [1]. В обоих случаях – в поэзии Клюева и в живописи Рериха – огромное значение имеют летописные и фольклорные источники. Поэт создает словесные узоры, которые просятся на холст или дерево, чтобы соседствовать с народным орнаментом. Клюев умело использует приемы церковных живописцев (яркие цветовые контрасты и символику цветов), создавая образы запоминающимися: злато-белый Сирин, ярый (избыток), осиянный (лучом), рдяный, чермный, сусальный, адамант, аксамит, смарагд.

Слово “злато” - наиболее часто употребляемый архаизм. От него Клюев образует слова:

- златогривый,
- златоглавый,
- златоузорчатый,
- златорогий,
- златобревный,
- златоствольный,
- златоордный,
- златница,
- златоризня,
- златный,
- злат-рыба,
- златно-бел,
- злать

Вспомните, что такое окказионализм? Какие изобразительно-выразительные средства вам известны?

Образование окказиональных слов – одна из особенностей клюевской лирики (многоочитый, зеленоустый, сладкоустый, песноликий). Подобные художественные определения (эпитеты) озаряют новым светом то слово, к которому примыкают, и сами загораются внутренним пламенем, включаясь в новый контекст [4]. Ведь эпитет для Клюева – наиболее эффективный способ образного воздействия. А потому эпитеты его ярки, поэтичны, экспрессивны:

дивный, волхвующий, среброкрылый, сусальный и другие.

Истоки самобытного творчества Клюева в Олонецкой земле, ее природе, быте, отсюда и такая неповторимая свежесть и яркость его изобразительных средств:

Воск с медынью яблоновою –
Адамант в словостроении,
И цвести над Русью новою
Будут гречневые гении.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Базанов В.Г. Поэзия Николая Клюева // Николай Клюев. Стихотворения и поэмы.- Л.,1977.-С.5-6,78.
  2. Архангельская Ю.В. О формировании символа в стихах А. Блока// Русская речь.- 1990.- N6 С.109
  3. Судаков Г.В. Звук и слово в поэзии Клюева // Русская речь.- 2000.- N5. С26.
  4. Матвеев Б.И. Главная книга Н.Клюева, ее жанр и язык// Русская речь.- 2001.- N4. С24.

© Блог ВМЭШ / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Урок математики в 5-м классе по теме: "Обыкновенные дроби" :: Внеклассная работа для учеников 8–9-х классов: "Поле чудес" :: Какую информацию должна нести школьная отметка? :: Знакомство пятиклассников с оперой Н.А.Римского-Корсакова "Садко" :: Вовлечение учащихся и учителей в процессы демократизации школы :: Модульные технологии на уроке математики по теме: "Биквадратные уравнения". 9-й класс :: Правовые основы военной службы ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Школьные занятия: Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD