детские
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Использование приемов и методов технологии развития критического мышления. Тема: "Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" : Литература

Цели:

  • познакомиться с биографией писателя, с особенностями его сказок;
  • развивать умение работать самостоятельно с текстом и в парах;
  • анализировать литературное произведение;
  • давать характеристику литературному герою;
  • находить приемы создания сатирического;
  • воспитывать наблюдательность, трудолюбие.

Оборудование: портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина, таблицы, рисунки детей.

I стадия – стадия вызова (учащиеся отвечают на два вопроса, ставят перед собой задачи урока, исходя из темы урока)

1.

Что знаем по теме урока?

- прочитали сказку;
- знакомы с определением жанра “сказки”;
- знакомы с понятиями “сатира” и “юмор”;

Что должны узнать?

- кто такой Салтыков-Щедрин?
- каковы особенности сказки “ Повесть о том…”: (анализ текста; определение жанровых особенностей и своеобразия языка сказки);
- характеристику героев;

2. Чтение статьи учебника (о писателе и его творчестве). Читая текст, учащиеся делают карандашом пометки в тексте:

? - непонятно
V - основной материал
! - удивило
+ - уже знаю

II стадия – осмысление

1. Беседа по прочитанному:

- что было непонятно?
- что удивило?
- что уже знали о писателе?
- что узнали о Салтыкове-Щедрине?

2. В процессе беседы составляем кластер:

Почему Салтыков-Щедрин писал именно сказки? (Более понятны простому народу, цензура не пропускала…) Назвал он свои произведения “сказками для детей изрядного возраста”

3. Анализ текста сказки “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Беседа, в процессе которой составляется кластер:

 

- Вспомним сюжет сказки.

- Какие аналогии вы можете назвать в связи с попаданием генералов на остров (Робинзон Крузо. Но он превратил остров в цветущий сад)

- Какие ассоциации у вас возникали при чтении сказки?

- Кто герои сказки?

- Найдите в тексте описание генералов. Что мы о них узнали? Какими качествами они обладают?

- Могли ли на самом деле существовать такие генералы в таком виде, какими их изобразил сатирик? Какой прием при этом используется? (Гипербола)

- Каков мужик? Зачитаем его описание. Какими качествами он обладает? Какой прием при этом использовал автор? (Гипербола) Приведите еще примеры гипербол в тексте. Для чего нужна гиперболизация?

Составим сравнительную таблицу:

Генералы

 

CCCсс Мужик

 

неприспособленность приспособленность
глупость ловкость
невежественность находчивость
тунеядство трудолюбие
никчемность талант
несправедливость рабская покорность
жадность безропотность
пустота

Что лежит в основе этого сравнения, какой прием? (Антитеза)

Как генералы относятся к мужику?

Как автор относится к своим героям?

Читая сказку, мы смеемся, но смех бывает разный: юмористический (веселый, добрый) и сатирический (горький, обличительный). Какой же смех используется автором в “Повести…”?

Мы слышим горький, обличительный смех писателя, разоблачающий не только злополучных генералов, но и департамент, в котором они служили, редакцию газеты “ Московские ведомости” и мужика, который, не сопротивляясь, выполняет все прихоти генералов. С болью Салтыков-Щедрин говорит о мужике – то есть о талантливом народе.

Цель его сатиры - разоблачить глупость, невежество, тупость генералов.

Прямо ли об этом говорит автор? Как называется такой прием? (Иносказание, Эзопов язык)

4. Работа в парах над заполнением таблицы:

Какие черты народных сказок использовал
Салтыков-Щедрин в “Повести …”?
Элементы
реальной жизни
Сказочный
зачин
Устойчивые
сказочные выражения
Фантастические
события
 

Беседа по таблице, проверка.

III стадия – рефлексии

5. Подведение итогов с опорой на составленные кластеры:

-Что должны были узнать? Что узнали? Кто такой Салтыков-Щедрин?

- Каковы особенности сказок Салтыкова-Щедрина?

6. Прием “верное - неверное утверждение”

“Права ли я?”

Я утверждаю…что сказки Салтыкова-Щедрина написаны только для детей?

Я утверждаю…что в его сказках используется только разговорный стиль?

Я утверждаю, …что Салтыков-Щедрин прямо указывает на недостатки своих героев?

Я утверждаю, … что в сказках Салтыкова-Щедрина используются черты народных сказок и элементы реальной жизни?

Я утверждаю, …что в этих сказках используется добрый авторский смех.

7. Составление синквейна: каков смех у Щедрина?

Смех

Обличительный, горький.
Осуждает, поучает, разоблачает
Борется с недостатками.
Исправляйся!

8. Итог урока: поставим оценку – уроку

- учителю
- классу
- себе

9. Домашнее задание: сочинить сказку, подобную Салтыкову-Щедрину.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми :: Дымковская игрушка в технике пластилиновой росписи :: Интеграция школы и учреждения дополнительного образования: формы, технология, содержание, результаты :: Управленческая модель негосударственной школы на примере НОУ СОШ "Познание" :: Открытый урок истории на тему "Россия накануне преобразований" :: Клаустрофобия ( Escape Room ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Стулья и Кресла/Компьютерные кресла/Детские кресла / Бюрократ / Стул компьютерный CH-299/LB/MARK-LB ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such device in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

1 сентября, в День Знаний, уроки должны быть особенными, запоминающимися и задающими тон на весь учебный год!

Использование приемов и методов технологии развития критического мышления. Тема: "Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" : Литература

Цели:

Оборудование: портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина, таблицы, рисунки детей.

I стадия – стадия вызова (учащиеся отвечают на два вопроса, ставят перед собой задачи урока, исходя из темы урока)

1.

Что знаем по теме урока?

- прочитали сказку;
- знакомы с определением жанра “сказки”;
- знакомы с понятиями “сатира” и “юмор”;

Что должны узнать?

- кто такой Салтыков-Щедрин?
- каковы особенности сказки “ Повесть о том…”: (анализ текста; определение жанровых особенностей и своеобразия языка сказки);
- характеристику героев;

2. Чтение статьи учебника (о писателе и его творчестве). Читая текст, учащиеся делают карандашом пометки в тексте:

? - непонятно
V - основной материал
! - удивило
+ - уже знаю

II стадия – осмысление

1. Беседа по прочитанному:

- что было непонятно?
- что удивило?
- что уже знали о писателе?
- что узнали о Салтыкове-Щедрине?

2. В процессе беседы составляем кластер:

Почему Салтыков-Щедрин писал именно сказки? (Более понятны простому народу, цензура не пропускала…) Назвал он свои произведения “сказками для детей изрядного возраста”

3. Анализ текста сказки “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Беседа, в процессе которой составляется кластер:

 

- Вспомним сюжет сказки.

- Какие аналогии вы можете назвать в связи с попаданием генералов на остров (Робинзон Крузо. Но он превратил остров в цветущий сад)

- Какие ассоциации у вас возникали при чтении сказки?

- Кто герои сказки?

- Найдите в тексте описание генералов. Что мы о них узнали? Какими качествами они обладают?

- Могли ли на самом деле существовать такие генералы в таком виде, какими их изобразил сатирик? Какой прием при этом используется? (Гипербола)

- Каков мужик? Зачитаем его описание. Какими качествами он обладает? Какой прием при этом использовал автор? (Гипербола) Приведите еще примеры гипербол в тексте. Для чего нужна гиперболизация?

Составим сравнительную таблицу:

Генералы

 

CCCсс Мужик

 

неприспособленность приспособленность
глупость ловкость
невежественность находчивость
тунеядство трудолюбие
никчемность талант
несправедливость рабская покорность
жадность безропотность
пустота

Что лежит в основе этого сравнения, какой прием? (Антитеза)

Как генералы относятся к мужику?

Как автор относится к своим героям?

Читая сказку, мы смеемся, но смех бывает разный: юмористический (веселый, добрый) и сатирический (горький, обличительный). Какой же смех используется автором в “Повести…”?

Мы слышим горький, обличительный смех писателя, разоблачающий не только злополучных генералов, но и департамент, в котором они служили, редакцию газеты “ Московские ведомости” и мужика, который, не сопротивляясь, выполняет все прихоти генералов. С болью Салтыков-Щедрин говорит о мужике – то есть о талантливом народе.

Цель его сатиры - разоблачить глупость, невежество, тупость генералов.

Прямо ли об этом говорит автор? Как называется такой прием? (Иносказание, Эзопов язык)

4. Работа в парах над заполнением таблицы:

Какие черты народных сказок использовал
Салтыков-Щедрин в “Повести …”?
Элементы
реальной жизни
Сказочный
зачин
Устойчивые
сказочные выражения
Фантастические
события
 

Беседа по таблице, проверка.

III стадия – рефлексии

5. Подведение итогов с опорой на составленные кластеры:

-Что должны были узнать? Что узнали? Кто такой Салтыков-Щедрин?

- Каковы особенности сказок Салтыкова-Щедрина?

6. Прием “верное - неверное утверждение”

“Права ли я?”

Я утверждаю…что сказки Салтыкова-Щедрина написаны только для детей?

Я утверждаю…что в его сказках используется только разговорный стиль?

Я утверждаю, …что Салтыков-Щедрин прямо указывает на недостатки своих героев?

Я утверждаю, … что в сказках Салтыкова-Щедрина используются черты народных сказок и элементы реальной жизни?

Я утверждаю, …что в этих сказках используется добрый авторский смех.

7. Составление синквейна: каков смех у Щедрина?

Смех

Обличительный, горький.
Осуждает, поучает, разоблачает
Борется с недостатками.
Исправляйся!

8. Итог урока: поставим оценку – уроку

- учителю
- классу
- себе

9. Домашнее задание: сочинить сказку, подобную Салтыкову-Щедрину.

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD