детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Использование приемов и методов технологии развития критического мышления. Тема: "Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" : Литература

Цели:

  • познакомиться с биографией писателя, с особенностями его сказок;
  • развивать умение работать самостоятельно с текстом и в парах;
  • анализировать литературное произведение;
  • давать характеристику литературному герою;
  • находить приемы создания сатирического;
  • воспитывать наблюдательность, трудолюбие.

Оборудование: портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина, таблицы, рисунки детей.

I стадия – стадия вызова (учащиеся отвечают на два вопроса, ставят перед собой задачи урока, исходя из темы урока)

1.

Что знаем по теме урока?

- прочитали сказку;
- знакомы с определением жанра “сказки”;
- знакомы с понятиями “сатира” и “юмор”;

Что должны узнать?

- кто такой Салтыков-Щедрин?
- каковы особенности сказки “ Повесть о том…”: (анализ текста; определение жанровых особенностей и своеобразия языка сказки);
- характеристику героев;

2. Чтение статьи учебника (о писателе и его творчестве). Читая текст, учащиеся делают карандашом пометки в тексте:

? - непонятно
V - основной материал
! - удивило
+ - уже знаю

II стадия – осмысление

1. Беседа по прочитанному:

- что было непонятно?
- что удивило?
- что уже знали о писателе?
- что узнали о Салтыкове-Щедрине?

2. В процессе беседы составляем кластер:

Почему Салтыков-Щедрин писал именно сказки? (Более понятны простому народу, цензура не пропускала…) Назвал он свои произведения “сказками для детей изрядного возраста”

3. Анализ текста сказки “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Беседа, в процессе которой составляется кластер:

 

- Вспомним сюжет сказки.

- Какие аналогии вы можете назвать в связи с попаданием генералов на остров (Робинзон Крузо. Но он превратил остров в цветущий сад)

- Какие ассоциации у вас возникали при чтении сказки?

- Кто герои сказки?

- Найдите в тексте описание генералов. Что мы о них узнали? Какими качествами они обладают?

- Могли ли на самом деле существовать такие генералы в таком виде, какими их изобразил сатирик? Какой прием при этом используется? (Гипербола)

- Каков мужик? Зачитаем его описание. Какими качествами он обладает? Какой прием при этом использовал автор? (Гипербола) Приведите еще примеры гипербол в тексте. Для чего нужна гиперболизация?

Составим сравнительную таблицу:

Генералы

 

CCCсс Мужик

 

неприспособленность приспособленность
глупость ловкость
невежественность находчивость
тунеядство трудолюбие
никчемность талант
несправедливость рабская покорность
жадность безропотность
пустота

Что лежит в основе этого сравнения, какой прием? (Антитеза)

Как генералы относятся к мужику?

Как автор относится к своим героям?

Читая сказку, мы смеемся, но смех бывает разный: юмористический (веселый, добрый) и сатирический (горький, обличительный). Какой же смех используется автором в “Повести…”?

Мы слышим горький, обличительный смех писателя, разоблачающий не только злополучных генералов, но и департамент, в котором они служили, редакцию газеты “ Московские ведомости” и мужика, который, не сопротивляясь, выполняет все прихоти генералов. С болью Салтыков-Щедрин говорит о мужике – то есть о талантливом народе.

Цель его сатиры - разоблачить глупость, невежество, тупость генералов.

Прямо ли об этом говорит автор? Как называется такой прием? (Иносказание, Эзопов язык)

4. Работа в парах над заполнением таблицы:

Какие черты народных сказок использовал
Салтыков-Щедрин в “Повести …”?
Элементы
реальной жизни
Сказочный
зачин
Устойчивые
сказочные выражения
Фантастические
события
 

Беседа по таблице, проверка.

III стадия – рефлексии

5. Подведение итогов с опорой на составленные кластеры:

-Что должны были узнать? Что узнали? Кто такой Салтыков-Щедрин?

- Каковы особенности сказок Салтыкова-Щедрина?

6. Прием “верное - неверное утверждение”

“Права ли я?”

Я утверждаю…что сказки Салтыкова-Щедрина написаны только для детей?

Я утверждаю…что в его сказках используется только разговорный стиль?

Я утверждаю, …что Салтыков-Щедрин прямо указывает на недостатки своих героев?

Я утверждаю, … что в сказках Салтыкова-Щедрина используются черты народных сказок и элементы реальной жизни?

Я утверждаю, …что в этих сказках используется добрый авторский смех.

7. Составление синквейна: каков смех у Щедрина?

Смех

Обличительный, горький.
Осуждает, поучает, разоблачает
Борется с недостатками.
Исправляйся!

8. Итог урока: поставим оценку – уроку

- учителю
- классу
- себе

9. Домашнее задание: сочинить сказку, подобную Салтыкову-Щедрину.

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Интегрированный урок по английскому языку и информационным технологиям в профессиональной деятельности по теме: "Деньги. Банк. Обмен валюты" :: Выборы школьного самоуправления в Лицее "Школа менеджеров" :: Разработка урока по литературе по теме: "Хорошему человеку — доброе утро" :: Использование MathCAD2000 и Microsoft Excel для реализации численных методов :: Мнемоника в стихах на уроках математики :: Путешествие в Читай-город. Индивидуально-коррекционное занятие по чтению в 4-м классе :: Литературная гостиная "Душа в заветной лире…" ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:
Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD