детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Урок литературы в 10 классе. Тема: Разнообразие функций пейзажа в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети" : Литература

Разнообразие функций пейзажа в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”.

ЦЕЛЬ:

  • углубление понятия о пейзаже в литературном произведении;
  • анализ пейзажных сцен в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”;
  • развитие эстетического вкуса учащихся.

ЭПИГРАФ: Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячью неразрывных нитей: он сын её!..

И.С.Тургенев.

ОБОРУДОВАНИЕ:
1.Таблица “Пейзаж в литературном произведении”.
2. Карточки с примерами из русской литературы XIX в., иллюстрирующие различные функции пейзажа.
3. Репродукции картин русских художников.

ХОД УРОКА

I. Постановка цели урока.

    И.С.Тургенев говорил: “Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячью неразрывных нитей: он сын её!..” Эту связь с природой - “тысячью неразрывных нитей” - мы ощущаем постоянно на протяжении всей жизни: она и в смене времён года, и в строгой последовательности периодов человеческой жизни: детства, юности, зрелости, старости, и во влиянии на физическое и психическое состояние человека, и в экологической обстановке, так грозно заявившей о себе в последнее время.
    Природу мы ощущаем и в особой гармонии музыкальных звуков, и в неповторимом колорите живописных полотен, и в лирических описаниях художников слова. Но не всегда мы, к сожалению, способны понять её, раскрыть свою душу навстречу её величию и красоте.
    Надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам в этом.
    ...В детстве, когда мы читаем книгу, мы очень часто пропускаем “пейзажные” страницы, нас больше занимает сюжет, мы стремимся побыстрее узнать: “А что же дальше?” Став немного старше, начиная задумываться о смысле жизни, о месте человека в окружающем мире, мы, иногда неожиданно для самих себя, в этих самых “пейзажных” страницах открываем вдруг бездну смысла... Мы замечаем, что трагическое одиночество Владимира Дубровского, потерявшего единственного близкого человека - отца, подчёркивается опадающими осенними листьями, поодиночке плывущими по течению ручья. И на память приходит лермонтовское: “Дубовый листок оторвался от ветки родимой...”
    Или описание высокого, чистого неба над умирающим Андреем Болконским, неба, которое помогло ему понять ничтожность его прежних мечтаний о славе, о власти над людьми и истинную ценность простой человеческой жизни...
    И уже гораздо позже приходит понимание гениальных тютчевских строк:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

    Вот об этом - о языке природы, о её проникновении в жизнь человека и о том. как это отразилось в лучших произведениях русской литературы, и пойдёт сегодня речь.

II. Повторение понятия о пейзаже.

1. Как называется изображение картин природы в живописи, литературе?
   Пейзаж (франц. paysage, от pays - страна, местность) - изображение картин природы, выполняющее в художественном произведении различные функции.

2. На доску вывешиваются репродукции пейзажных полотен русских художников: И.Левитан, “Берёзовая роща”, “Сумерки. Стога”; Г.Мясоедов, “Страдная пора (Косцы)”; А.К.Саврасов, “К концу лета на Волге”, “Рожь”, “Просёлок” и др.
- Какие из этих картин можно использовать как иллюстрации к роману И.С. Тургенева?

III. Функции пейзажа в литературе.

  1. Работа с таблицей:

Пейзаж в литературном произведении:

1) способствует созданию образа лирического героя;
2) служит одним из средств создания местного колорита;
3) выступает фоном, связанным с местом и временем действия;
4) является формой психологической характеристики, подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей;
5) является источником философских рассуждений писателя;
6) является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются;
7) служит средством характеристики социальных условий жизни;
8) может приобретать символическое значение.

2. Словарная работа (параллельно с работой по таблице):

Психология - психика, особенности характера, душевный склад.
Философия - наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления.
Социальный - относящийся к обществу, связанный с жизнью, отношениями людей в обществе.

3. Групповая работа по карточкам.

    Класс делится на 4 группы. Каждая группа учащихся получает по две карточки с примерами из русской литературы.
    Задание: определить, какую функцию выполняет данное описание пейзажа в художественном произведении (номера ответов соответствуют номерам в таблице).

Ответ:

№ 1.
Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

№ 2.
В прохладе меж двумя холмами
Таился монастырь святой.
Чинар и тополей рядами
Он окружён был - и порой,
Когда ложилась ночь в ущелье,
Сквозь них мелькала, в окнах кельи,
Лампада грешницы младой.
Кругом, в тени дерев миндальных,
Где ряд стоит крестов печальных,
Безмолвных сторожей гробниц,

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришёл я снова,
Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, - но только песня зреет.

А. Фет

Спевались хоры лёгких птиц.
По камням прыгали, шумели
Ключи студёною волной,
И под нависшею скалой,
Сливаясь дружески в ущелье,
Катились дальше, меж кустов,
Покрытых инеем цветов.

М.Ю.Лермонтов. “Демон”

    № 3. ...Не могу сказать, сколько я времени проспал, но когда я открыл глаза - вся внутренность леса была наполнена солнцем и во все направленья, сквозь радостно шумевшую листву, сквозило и как бы искрилось ярко-голубое небо; облака скрылись, разогнанные взыгравшим ветром; погода расчистилась и в воздухе чувствовалась та особенная, сухая свежесть, которая, наполняя сердце каким-то бодрым ощущеньем, почти всегда предсказывает мирный и ясный вечер после ненастного дня. Я собрался было встать и снова попытать счастья, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе. Я вгляделся: то была молодая крестьянская девушка. Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову и уронив обе руки на колени; на одной из них, до половины раскрытой, лежал густой пучок полевых цветов и при каждом её дыханье тихо скользил на клетчатую юбку.

И.С.Тургенев. “Свидание”.

    № 4. ...Между тем Владимир углублялся в чащу дерев, движением и усталостию стараясь заглушить душевную скорбь. Он шёл не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал. Наконец достигнул он маленькой лощины, со всех сторон окружённой лесом; ручеёк извивался молча около деревьев, полуобнажённых осенью. Владимир остановился, сел на холодный дёрн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его... Сильно чувствовал он своё одиночество. Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровым предвещала ему новые несчастия. Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки; в таком случае нищета ожидала его. Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблёклых листьев и живо представляющего ему верное подобие жизни - подобие столь обыкновенное. Наконец заметил он, что начало смеркаться; он встал и пошёл искать дороги домой, но ещё долго блуждал по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам его дома.

А.С.Пушкин. “Дубровский”.

    № 5. Тихо было всё на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колёса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она всё поднималась и наконец пропадала в облаке, которое ещё с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространилось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром: чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; всё приобретённое отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять.

М.Ю.Лермонтов. “Герой нашего времени”.

№ 6. ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР
Уж солнца раскалённый шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.

Уж звёзды светлые взошли
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.

Река воздушная полней
Течёт меж небом и землёю,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобождённая от зною.

И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды...

Ф.И.Тютчев.

    № 7. ...он не заметил, как въехал в средину обширного села со множеством изб и улиц. Скоро, однако же, дал заметить ему это препорядочный толчок, произведённый бревенчатою мостовою, пред которой городская каменная была ничто. Эти брёвна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз, и необерёгшийся ездок приобретал или шишку на затылок, или синее пятно на лоб, или же случалось своими собственными зубами откусить пребольно хвостик собственного же языка. Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбр. Кажется, сами хозяева снесли с них драньё и тёс, рассуждая, и, конечно, справедливо, что в дождь избы не кроют, а в вёдро и сама не каплет, бабиться же в ней незачем, когда есть простор и в кабаке, и на большой дороге, - словом, где хочешь. Окна в избёнках были без стёкол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном; балкончики под крышами с перилами, неизвестно для каких причин делаемые в русских избах, покосились и почернели даже не живописно. Из-за изб тянулись во многих местах рядами огромные клади хлеба, застоявшиеся, как видно, долго; цветом походили они на старый, плохо выжженный кирпич, на верхушке их росла всякая дрянь, и даже прицепился сбоку кустарник. Хлеб, как видно, был господский. Из-за хлебных кладей и ветхих крыш возносились и мелькали на чистом воздухе, то справа, то слева, по мере того как бричка делала повороты, две сельские церкви, одна возле другой: опустевшая деревянная и каменная, с жёлтенькими стенами, испятнанная, истрескавшаяся.

Н.В.Гоголь. “Мёртвые души”.

    № 8. На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берёз, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой берёзы. Это был огромный, в два охвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца...
... “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, - пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!” Целый новый ряд мыслей безнадёжных, но грустно-приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришёл к тому же прежнему, успокоительному и безнадёжному, заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

Л.Н.Толстой. “Война и мир”

IV. Разнообразие функций пейзажа в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”.

    Учитель: Своеобразие пейзажных картин И.С.Тургенева заключается в особой лиричности, задушевности, свойственной его писательскому стилю.
    - В чём состоит основное отличие лирических произведений от эпических?
    (Они выражают чувства, переживания писателя. Они не изображают, а выражают.)
    Поэтому, рассматривая пейзажи Тургенева, мы будем говорить о том, какие чувства писателя они выражают и как они воздействуют на эмоциональный мир читателя.
    Учащиеся работают по группам. Каждой группе было дано домашнее задание: найти в романе сцены, иллюстрирующие одну из функций пейзажа (рассматриваем 4 функции).

I группа: пейзаж выступает фоном, связанным с местом и временем действия.

1. Картина весенней природы (гл. III).
2. Картина жаркого летнего дня (гл. XXI).
3. Картина летнего утра (гл. XXIV).
4. Катя с Аркадием в саду (гл. XXV).
5. Январский день в Марьине (гл. XXVIII).

Анализ сцены “Картина летнего утра”.

1. Удалось ли писателю передать картину летнего утра?
2. Что подчёркивает Тургенев картиной прекрасного утра?
(Утренний пейзаж, полный гармонии и покоя, с особой силой подчёркивает нелепость предстоящей дуэли.)
3. Какие художественные средства помогают писателю создать лирическую картину?
(Парные эпитеты: славное свежее утро, влажная тёмная земля, маленькие пёстрые тучки, бледно-ясная лазурь.
Метафоры: “...мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках...”; “...влажная, тёмная земля, казалось, ещё хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков.”)
4. Как связаны эти пейзажи с персонажами романа?
(Связь только временная и пространственная, и тем не менее они выступают эмоционально окрашенными.)

II группа: пейзаж является формой психологической характеристики,
подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей.

1. Картина наступающего вечера и душевное состояние Николая Петровича (гл. XI).
2. Картина летней ночи и объяснение Базарова с Одинцовой (гл. XVII).
3. Катя с Аркадием в саду (гл. XXV).
4. Последнее свидание Базарова с Одинцовой в Никольском (гл. XXVI).
5. Образ леса в сновидении Базарова и в бреду (гл. XXIV, XXVII).

Анализ сцен.

1. Как воздействует природа на Николая Петровича?
(Описание конкретных особенностей природы сочетается с анализом психологии героя. Природа эмоционально воздействует на Николая Петровича, и он раскрывает себя средствами несобственно-прямой речи: “О, как Базаров посмеялся бы над ним, если б он узнал, что в нём тогда происходило... Он не в силах был расстаться с темнотой, с садом, с ощущением свежего воздуха на лице и с этою грустию, с этою тревогой”.)
2. Почему описание разговора Базарова с Одинцовой идёт на фоне летней ночи?
(“Отворите это окно... мне что-то душно”. Возбуждённая героиня буквально призывает рационалиста Базарова “отворить окно” и своей, и его собственной души. “Базаров встал и толкнул окно. Оно разом со стуком распахнулось... Он не ожидал, что оно так легко отворялось; при том руки его дрожали. Тёмная мягкая ночь глянула в комнату с своим почти чёрным небом и свежим запахом вольного чистого воздуха.”
   Так вступает в свои права ночь Базарова и Одинцовой, таинственная и вольная стихия жизни, перед которой оба героя грешны и виновны непоправимо.)
3. В чём их вина?
(Она боится этой тёмной и вольной бездны человеческих чувств и страстей, он к ней рвётся, но одновременно и презирает, и отворачивается от неё. Продолжается прежняя, уже кощунственная игра над живыми чувствами в сердцах двух тянущихся друг к другу людей.
    И тут ночь вновь вступает в свои права, но уже по-иному: “Базаров встал. Лампа тускло горела посреди потемневшей, благовонной, уединённой комнаты. Сквозь изредка колыхавшуюся стору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось её таинственное шептание”.)
4. Как меняется описание ночи к концу их разговора?
(Она стала “раздражительной” и “таинственной” (а была “мягкая”, воздух был “свежий, вольный, чистый”); теперь в дыхании ночи чувствуется что-то вызывающее, какая-то затаённая, глухая угроза исходит от неё.)
5. Почему так меняется картина?
(Наступает предел тому насилию, которое любящие сердца творят над собою, допуская по отношению друг к другу неестественную холодность и психологическую глухоту.
И сама природа противится этому.)
6. Как откликается природа на окончательный разрыв Базарова с Одинцовой?
(“- Евгений Васильевич, мы не властны...- начала было Анна Сергеевна; но ветер налетел, зашумел листами и унёс её слова.
- Ведь вы свободны, - произнёс немного погодя Базаров. Больше ничего нельзя было разобрать; шаги удалились... всё затихло”.

Природа откликается на это внезапными порывами ветра, разметавшего и слова, и надежды героев.)
7. А как реагирует природа на взаимное чувство Аркадия и Кати?
(Одновременно с молодыми влюблёнными и с ними заодно сама природа в тургеневском романе справляет праздник воскресения и освобождения. Молодые души радостно отдаются скрытым ритмам её жизни, чутко к ним прислушиваются: слабый ветер, бледно-золотые пятна света, ровная тень, зажигалась яркая полоска.
Состояние героев спокойное, умиротворённое: они молчали оба, доверчивое сближение, втайне радовался его близости...)
8. Что олицетворяет лес во сне Базарова и в бреду на пороге смерти?
(Сон: “...а Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он всё-таки должен был драться”. Здесь сон олицетворяет бессилие Базарова перед тайнами жизни. Отмщение потрясает глубинную суть базаровской натуры, преследуя его даже в сновидениях.
В бреду: “...Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... Я нужен России... Нет, видно не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продаёт... мясник... постойте, я путаюсь... Тут есть лес...” Образ леса символизирует ещё не освоенные Базаровым стихии национальной жизни и истории, слитые, как всегда у Тургенева, с миром природы.)

III группа: пейзаж служит средством характеристики социальных условий жизни.

1. “Места, по которым они проезжали...” (гл. III).
2. Усадьба Одинцовой (гл. XVI).

Анализ сцен.

1. О чём говорит читателю первое описание? Для чего понадобилось Тургеневу вводить это описание в свой роман?
2. Можно ли говорить о поэтичности, лиричности этого пейзажа?
3. Почему сразу же вслед за этим описанием следует описание картины весеннего дня?
4. Сравните с описанием усадьбы Одинцовой: что общего и в чём отличие?
5. Как характеризуют жизнь России второй половины XIX века оба описания? (Сравнить со стихотворением А.С.Пушкина “Деревня”).

IV группа: пейзаж является источником философских рассуждений писателя.

1. Описание сельского кладбища (гл. XXVIII).

Анализ сцены.

1. Как вы понимаете заключительные строки романа?
2. Почему слово “равнодушной” Тургенев написал в кавычках?
3. Какие именно слова в описании кладбища доказывают, что природа не равнодушна?
(“...вид печальный”; “...кресты поникли”; могила, “до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на неё и поют на заре”.)
4. О чём должен задуматься читатель, размышляя над финальной страницей романа? Что хотел сказать Тургенев этими строчками?
(Тургенев полемизирует с таким воззрением на жизнь человека, которое сродни “великому спокойствию “равнодушной” природы.”
Поэтическое, любящее существо - человек не может смириться с бездушным отношением к гибели неповторимой и незаменимой никем личности. И цветы на могиле Базарова призывают нас верить всесильной, святой и преданной любви. Эта любовь, эти молитвы и слёзы над могилой героя говорят нам о том, что он нужен России, что в глубине своей его помыслы и мечты высоки, благородны.)

V. Подведение итогов урока.

1. Каково значение пейзажа в литературном произведении?
2. В чём своеобразие тургеневского пейзажа?

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Против новой волны гриппа прививки не помогут :: Отработка ударов на мешке в ушу :: Оказывается, виноград помогает при депрессии. Причем во вполне медицинском смысле. :: Куда сходить в выходные: на Крымском Валу открылся фестиваль "Первозданная Россия" :: Урок математики. Тема: "Обозначение чисел буквами" (1-й класс) :: Книга джунглей: Начало ( Jungle Book ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мягкая мебель/Диваны и кушетки/Мебель для гостиной/Мягкая мебель/Диваны / Mebelico / Диван Mebelico ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

?нтегрированный урок литературы с историей в 8-м классе
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD