детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Урок литературы + МХК по теме: "Душа русской природы" : Литература

  1. Слово учителя
  2. Жизнь человека всегда неотъемлема от природы.

    Познавая ее тайны, создавая мифы и легенды, устраивая свою жизнь, люди воспринимали ту гармонию, которая существовала в природе.

    Постепенно человеческое желание понять “язык” и “душу” природы оказалось сильнее страха перед ее грозной стихией. И человек учится управлять ее законами. А затем и сам стал оказывать заметное влияние на окружающую среду. Теперь человек научился летать выше птиц и быстрее звука, он пронзает земную твердь до огненного ядра и небесный свод до раскаленных светил. Но всегда ли разумны эти отношения человека и природы? Не потому ли мстит нам сейчас природа, что мы относимся к ней как материалу, позабыли о том, что у нее есть душа?

    Я предлагаю вам совершить путешествие в удивительный мир природы. А опытными проводниками и экскурсоводами станут замечательные художники, поэты, музыканты.

    Каждый из них видит в этом мире что-то свое, постигает голоса природы по-своему. И мы попытаемся посмотреть на окружающий мир их глазами.

  3. Выступления учащихся
  4. Осенний скучный день. От долгого дождя
    И камни мостовой, и стены зданий серы;
    В туман окутаны безжизненные скверы,
    Сливаются в одно и небо, и земля.

    Как часто мы браним осень, называем ее скучной, тоскливой порой. Может быть мы правы? Осенью короче становятся наши прогулки, тускнеет игра света и тени. Фасады домов делаются какими-то скучно-гладкими, все на одно лицо. А иногда кажется, что неба и вовсе нет: одна серая пелена.

    То ли дело волшебница зима: все блестит, весело как-то, свободно – и по льду можно пробежать, и с горы на лыжах слететь, как на крыльях. Или лето: тепло, вольно, и в лесу и в поле – везде свой, полежать, побродить можно всюду. Весной хоть и грязно, зато солнце такое веселое. И так удивительно, когда голые деревья вдруг вспыхивают нежной зеленью…

    Ну а осень? Что в ней хорошего? А ведь и она совсем не скучна. Из времен года она самая застенчивая, и трудно бывает проследить ее шаги. Но есть живопись, поэзия, музыка – они помогут нам.

    Ученик. Художники – искатели красоты. Они умеют увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаемся равнодушны. Они помогут нам понять прелесть осени.

    Осень так разнообразна! Осень красок, ветров, осень дождей.

    Начинается она с особенной тишины. Тишина такая, что кажется: природа задумалась глубоко-глубоко. Все дела завершены: людям подарено тепло, выращен урожай, птицы успели вырастить птенцов и начинают собираться на юг… И природа отдыхает. Отдыхает от напряженной весны, когда надо было разбудить все живое, отдыхает от знойного леса, от стремительных и гулких августовских гроз.

    Может быть, отчетливее всего эта мягкая задумчивость, эта тишина осени, ее последнее умиротворение переданы в “Осеннем пейзаже” М. Нестерова <Рисунок 1>. Природа здесь сосредоточена на самой себе. Кажется, что она глубоко задумалась, то ли вспоминая свое летнее великолепие, то ли боясь спугнуть миг совершенной ясности, незамутненности никакими заботами, миг полной свободы.

    Прозрачных облаков спокойное движенье,
    Как дымкой солнечный перенимая свет,
    То бледным золотом, то мягкой синей тенью
    Окрашивает даль. Нам тихий свой привет
    Шлет осень мирная. Ни резких очертаний,
    Ни ярких красок нет…
    Природа вся полна последней теплоты.

    Ученик. Природа свободно справляет свой тихий праздник. Эту тишину осени мы увидим и на картине Левитана <Рисунок 2>.

    Как удалось ему красками передать тишину? Ведь цвета на картине тревожно контрастны: нежно золотая листва берез и мрачная, лиловая вода реки. В такой реке купаться уже не захочется. Но игра света смягчает контраст этих ярких тонов. Легкие тени берез трепетно скользят по склону холмов, спускаются к реке…

    А помните стихотворение Тютчева, созвучное этой картине?

    Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора –
    Весь день стоит как бы хрустальный,
    И лучезарны вечера…

    Где бодрый серп гулял и падал колос,
    Теперь уж пусто все – простор везде, -
    Лишь паутины тонкий волос
    Блестит на праздной борозде.

    Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
    Но далеко еще до первых зимних бурь, -
    И льется чистая и теплая лазурь
    На отдыхающее поле…

    Ранняя осень заворожила многих художников. В. Поленов тоже писал много картин о ней. И среди них “Золотая осень” <Рисунок 3>. От нее тоже веет тишиной, но есть в этой тишине что-то настораживающее. От чего это? Ведь золотые березки будто танцуют в легком хороводе, дорожка бежит стремительно и зовет вдаль. Но плановое, медленное течение реки не поддается этим легким ритмам. Река уже подчинилась осени. Она скорее привыкла к ней, чем эти светлые березки, толпящиеся вокруг. Наверное, эта неравномерность движения и рождает тревогу.

    Поэт Евгений Баратынский тоже заметил, что тишина осенних дней не только успокаивает, но и тревожит предчувствием опустошения:

    И вот сентябрь! замедля свой восход,
    Сияньем хладным солнце блещет,
    И луг его в зерцале зыбком вод
    Неверным золотом трепещет.
    Седая мгла виется вкруг холмов;
    Росой затоплены равнины,
    Желтеет сень кудрявая дубов,
    И красен круглый лист осины;
    Умолкли птиц живые голоса,
    Безмолвен лес, беззвучны небеса!

    Ученик. А вот еще золотая осень. Так называется картина И. Остроухова <Рисунок 4>. Здесь нет уже ласковости “Золотой осени” Поленова, у Остроухова тайная настороженность звучит резче.

    Как-то тревожно от этой последней красоты леса: черные стволы – и яркая золотая листва, бурая трава – и ясное голубое небо. Оно смело глядит сквозь поредевшую листву.

    Осенний день прозрачно стынет,
    Звеня охотничьей трубой…
    Прощаюсь я с весною синей,
    С тобой и с далью голубой…

    Склонилась тишина над чашей,
    И очи сини и строги,
    И в чаще тающей, шуршащей –
    Как бы дыханье и шаги.

    То, настороживши верхушки,
    В прохладе слушает и ждет
    И тихо кружит по опушке
    Берез умолкший хоровод.

    И лишь одна как над могилой,
    В не облетевший рдяный куст
    Нагие руки уронила,
    И тонких пальцев горький хруст.

    И так торопится кому-то
    Листком, всколыхнутым едва,
    С вершины, ветром изогнутой,
    Сказать последние слова.

    Так кончается осень красок и начинается осень ветров, которые пытаются сорвать пышное убранство природы. Ветры пригнали столько туч, что дожди, кажется, затопят всю землю. И мы начинаем чувствовать себя беззащитными перед наступающим холодом, перед этими непрерывными дождями, перед свирепостью ветров.

    Но и здесь художники нашли свое очарование – нарядные завесы спали, и нам открылись огромные дали.

    Учитель. Природа мужественно и гордо молчит. Что таится за этим упорным молчанием, за суровым спокойствием деревьев? Оставила ли жизнь эти деревья, лес, или она продолжается, скрытая от наших глаз?

    Ученик. Художники даже зиме, обрекающей нас на холод и неподвижность, не раз признавались в любви. Показывая величавый покой, который охватывает природу, они не изображают ее чуждой человеку.

    Всмотритесь в “Лунную ночь” Коровина <Рисунок 5>. Зима. Ночь. Но нет страха, холода. И темноты нет. Мир подернут дымкой. Залит мягким лунным светом. И нет безжизненности. Есть только чувство умиротворенности и покоя.

    А какой образ русской природы художнику удается создать в пейзаже “Зимой”! Здесь живопись легка, прозрачна, изысканна и в то же время полна трепета жизни. Деревенская изба и стоящая поодаль лошадка, запряженная в сани и жующая корм, белая снежная пелена вокруг, тающие очертания леса вдали. От строгой серебристо-серой гаммы цвета как бы исходит аромат зимнего воздуха. Полотно несет в себе тепло дома, дыхание лошадки, жующей корм.

    А вот перед вами “Февральская лазурь” <Рисунок 6>. Грабарь считал это произведение самым задушевным в своем творчестве. Природа у художника словно празднует какой-то небывалый праздник. Она искрится радужными красками, наполнена ощущением простора и света.

    Вглядевшись получше в это полотно, мы видим, что природе не терпится проснуться, ожить. Кажется, она устала быть неподвижной. Она ждет весну.

    Ученик.

    Весна, весна! И все ей радо
    Как в забытьи каком стоишь.
    И слышишь свежий запах сада
    И теплый запах талых крыш.

    Кругом вода журчит, сверкает,
    Крик петухов звучит порой,
    А ветер, мягкий и сырой,
    Глаза тихонько закрывает.

    Весна – пробуждение природных сил, олицетворение начала, символ юности. Я стою у одной из лучших картин Саврасова – “Грачи прилетели” <Рисунок 7>. На холсте изображен вид русской деревни с небольшой церквушкой, деревянным домом, нераспустившимися березами.

    Прилетели первые вестники весны – неугомонные грачи. С веселыми криками они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Снег едва начал таять, образуя темные лужи… Сколько звуков в этой природе! Слышите, как перекликаются птицы и звенит капель, как шелестит ветер в мокрых ветках и поскрипывают кривые стволы… Рождается тихая, просветленная мелодия.

    Всмотритесь в работу Исаака Левитана. Неброский пейзаж “Марта” <Рисунок 8> притягивает и не отпускает. Вы заметили, как ярко светит солнце? Мир залит светом, нежность которого подчеркивают синие тени на снегу. Простор синего неба и яркость золотого света, не знающие границ, создают ощущение праздника весны, освобождение от скованности, оцепенения, мертвящего холода. Деревья у художника как будто радостно танцуют и летят к небу. И они не чувствуют своей наготы, не стыдятся того, что они без листьев рядом с одетыми в зелень соснами.

    Весна в представлении Левитана – это мир без границ, и он ликует радостно, но без торжественных громов. Все просто, даже застенчиво в своей обыкновенности и покосившееся от старости крыльцо, и лошадка с пустыми санями, и талая дорога.

    И сдержанность, застенчивость русской весны еще больше подчеркивает радость, свободу, затаенную нежность этого ликования

    Другая картина Левитана “Весна. Большая вода” <Рисунок 9> завораживает удивительной мягкостью света, прохладной голубизной неба и воды. Она одна из самых поэтичных и музыкальных полотен художника.

    Тонкие как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят как те самые березки, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, отголосок, мелодичное эхо.

    Весна, победив скованность земли, становится тихой и нежной, но движущейся, льющейся.

    Учитель. Пушкин назвал весну “утром года”. Действительно, весна и утро – это медленное, но неуклонное пробуждение природы. Фет в своем стихотворении соединил эти понятия

    Я пришел к тебе с приветом,
    Рассказать, что солнце встало,
    Что оно горячим светом
    По листам затрепетало;

    Рассказать, что лес проснулся,
    Весь проснулся, веткой каждой,
    Каждой птицей встрепенулся
    И весенней полон жаждой;

    Рассказать, что с той же страстью,
    Как вчера, пришел я снова,
    Что душа все так же счастью
    И тебе служить готова;

    Рассказать, что отовсюду
    На меня весельем веет,
    Что не знаю сам, что буду
    Петь, - но только песня зреет.

    Человек, природа – все проснулось и начинает жить. Жить полной жизнью.

    Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
    Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
    Ты, все душевные способности губя,
    Нас мучишь, как поля, мы страждем от засухи;
    Лишь как бы напоить да освежить себя –
    Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи…

    Пушкинская шутливая характеристика лета, наверное, не совпадает с вашим представлением об этом времени года. Особенно если вы взгляните на полотна Ивана Шишкина.

    Лес!.. Скольких художников вдохновил он на создание прекрасных произведений искусства. Его поэтический образ запечатлен поэтами, композиторами.

    Но певцом русского леса по праву называют Шишкина. Войдем вместе с художником в зеленое царство, прислушаемся к его таинственной тишине, к едва заметному шороху листвы и трепету перелетающих с ветки на ветку птиц, вдохнем аромат соснового леса…

    На полотнах Шишкина нет особенно ярких красок. Лишь однообразная окраска зеленого убора деревьев. Нет и разнообразия растительных форм. Много еще чего нет, казалось бы…

    А между тем картины сразу покоряют величавой своей красотой, силой и крепостью. Конкретные земные силы природы у живописца кажутся по неземному мощными, поглощающими все случайное, низменное, мелкое.

    Искусство Шишкина на редкость оптимистично. Наверное, это происходит потому, что в своих крупных полотнах художник не лиричен, а монументален, его мир основан на фундаментальных ценностях – земля, страна, народ, благодать жизни и неба.

    Даже глухомань на полотнах Шишкина впечатляет, но никогда не страшит. Лесной мир живописца открыт и расположен к человеку. Все его деревья имеют свой характер, они одушевлены.

    Природа для художника – само благородство. Именно она может облагородить человека и непосредственно, и в воспроизведении ее искусством.

    Полотно “Мокрый луг”… по-весеннему чистая зелень, летучий свет, неслышный ветерок, зарябивший воду в зарастающем русле реки, невидные капли дождя на влажной листве деревьев… Это полотно не шишкинское. Здесь нет монументальности, спокойного великолепия. Эта картина говорит о художнике необыкновенно чутком к “шуму и музыке природы”.

    Уходит гроза. Но небо еще кипит и бурлит. С грозной торопливостью несутся и сталкиваются косматые тучи, еще слышны раскаты грома – все в картине полно движения, все живет и дышит: и гнущиеся под порывами ветра деревья, и подернутая рябью вода, и небо…

    Даже особенно небо, проникнутое типично васильевским настроением, которое противопоставляется на картине зловещим тучам, еще не извергавшим потоки дождя на виднеющийся вдали лес.

    Природа у Васильева никогда не представляется “холодной, равнодушной и вечной”. Он непременно искал в ней гармонию, чистоту.

    В его картинах прозвучала борьба и сопротивление, с другой стороны – грусть и тоска. Они покоряют нас и невольно заставляют возвращаться к печальной биографии 22-летнего художника, больного чахоткой, знающего о приближающейся смерти, но умеющего любить окружающий мир, наслаждаться его красотой.

    Каждый раз, когда я вижу “Мокрый луг” Васильева, мне вспоминаются строки из стихотворения Фета.

    Учись у них – у дуба, у березы.
    Кругом зима! Жестокая пора!
    Напрасные на них застыли слезы,
    И треснула, сжимается, кора.

    Все злей метель и с каждою минутой
    Сердито рвет последние листы,
    И за сердце хватает холод лютый,
    Они стоят молчат; молчи и ты!

    Но верь весне. Ее промчится Гений,
    Опять теплом и жизнию дыша.
    Для ясных дней, для новых откровений
    Переболит скорбящая душа

    И поэт, и художник показывают нам сопротивление природы тяжелым испытаниям, сходным с зимней жестокой порой, с грозой. И призывают нас следовать ее примеру:

    Они стоят, молчат; молчи и ты!

    Будь сильным, мужественным, как дуб. Верь, что душа переболит и снова, удивляя и радуя, коснутся ее все прелести и тайны жизни. Только нужно не потерять в этой борьбе нежность, доброту души, которые есть в березе, есть в нежных, тонких деревьях на полотне Васильева.

  5. Наш урок подходит к концу.

Завершить его хочется стихотворением Николая Старшинова, в котором он обращается к Природе.

Видно чего-то мы перемудрили,
Стали чего-то не понимать:
Все покоряли тебя – не покорили,
Как же такое – родную мать?!

И не за эти ли притязания,
И не за этим ли вздорный нрав
Нам посылаешь ты в наказанье,
Деток зарвавшихся покарав,

То разрушительнийшие сели,
То суховей – острей, чем нож,
То небывалым еще доселе
Землетрясением как тряхнешь!..

Резве забыли мы, что мы были,
Были и есть у тебя в дому?..
Я вот от грохота и от пыли
Каждой весною в леса бегу.

И от мышиной возни позорной,
От обстановки сверхделовой…
Я умываюсь водой озерной
И упиваюсь водой ключевой.

Все, что завистливо и спесиво,
Ты меня учишь – не принимать…
Вот и поклон тебе, и спасибо,
Слышишь, спасибо, природа – мать!..

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Christmas Surprises :: Надежды лучшие и голос благородный (отражение перипетий века в творческой перекличке Пушкина и Лермонтова) :: Урок литературы в 5-м классе на тему: "Семейно–бытовые обряды и обрядовый фольклор. Рекрутские обряды и поэзия" (внеклассное чтение) :: КВН. Праздник посвящения в математики :: Методика и содержание тестового контроля по математике :: Не оставляй меня ( Darling ), 2017 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Офисные кресла/Компьютерные кресла / Woodville / Кресло компьютерное Apofis ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Комплексное использование разнообразных произведений искусства на уроках литературы
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD