детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Тема страха в повести В.Маканина "Лаз". 11-й класс : Литература

Статья отнесена к разделу:

Цели урока:

  • учить анализу художественного произведения через выборочную работу с текстом;
  • развивать ассоциативное мышление, помогать более глубокому восприятию образов, идеи;
  • продолжить отработку навыка написания сочинения (вопросы учителя являются примерным планом раскрытия темы);
  • воспитывать отрицанием чувство духовности в Личности.
Оборудование урока:
  • портрет писателя,
  • повесть “Лаз”,
  • фотографии с изображением толпы, лаза, окна.

Оформление доски:

Страх – (значение записывается в ходе урока подготовленным учеником).

Эпиграфы:

Они будут давить всё подряд!

Но ещё не ночь...

В.Маканин

Ход урока

Беседа с классом:

Испытывали ли вы страх? (Мнения обучающихся)

Дать определение понятию “страх”? (Мнения класса, подготовленный ученик знакомит с определением С.И.Ожегова) По определению С.И.Ожегова, страх – “очень сильный испуг, сильная боязнь”[1].

Вреден ли страх для человека? (Мнения учащихся)

(Слово учителя с привлечением мнения психолога.)

Страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдание и пр.) не являются однозначно “вредными”. “Любая эмоция выполняет определённую функцию и позволяет, - пишет психолог Е.И.Рогов, - ориентироваться в окружающей предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска, уводит человека от опасностей, возможностей получения травмы. В этом проявляется “охранительная” функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение”. [2]

Но существует патологический страх, постоянный, препятствующий общению, развитию личности, психики... О таком патологическом, но только всеобщем страхе говорит В.Маканин в повести “Лаз”, отражая одну из особенностей современности.

“Лаз” был прочитан критикой как антиутопия”. [3] В произведении показан человек (человечество?) в ситуации выбора между миром разрушенных человеческих отношений - городом, где властвует “толпа”, и неким подобием гармонии, созданной ушедшими под землю людьми, сохранившими Слово, Мысль.

Докажите, что ощущение страха входит с первых строк произведения? (Выборочная работа с текстом)

Уже с первых строк повести у читателя возникает ощущение тревожности: “Нерешительная кошка у дверей... Ни туда, ни сюда”. Эта нерешительность, настороженность животного свойственна и хозяину Ключареву. Он думает о смерти приятеля (“в толпе, в давке погибло две сотни народу”!), но старается не думать о том, что “многие жители прячутся в квартирах за плотно зашторенными окнами”, а пустоту улиц воспринимает (абсурд!) как жизнь (“нет и опасности”). Но “тяготит” ощущение ненадежности тишины (“вот-вот раздастся свист...”), и мысли интеллигента “тонкие, пугливые”. Так начинается создаваться атмосфера страха, в которую погружён не только Ключарев, но и весь город.

Найти детали в описании города (по всей повести), на которые обращает внимание автор.

В описании города Маканин подчеркивает статичность, омертвение всего: “улица пуста”, “опустевшие детские площадки, давно без детей”, “пустые тротуары”, “пустые скамейки для старушек, что у подъезда”, дома с мертвыми глазницами окон”, “мертво стоящие машины на обочинах”, в телефонных будках трубки оторваны, одна “валяется под ногами, раздавленная несколькими ударами сапога”, в районе ходит единственный автобус”, “разбитые витрины” магазинов. В 3 главе дается сравнение “двухметровых трещин”, расходящихся от застрявшего в стекле полукирпича, с “лучами солнца”. Сравнение вызывает недоумение. Но не только внешнее сходство учитывал писатель. Контраст (полукирпич - солнце) подчеркивает смену ценностей в этом мире, где главенствует сила, жестокость, холод.

Состояние человека в таком городе?

В отдельном человеке, не слитом с толпой, желание “забаррикадироваться”, спрятаться.

Как люди спасаются от страха?

Страх заставляет оставшихся жителей города, спасаясь от насилия, плотно закрывать шторы (“Шторы - наши запоры”, сигнал, что “нас совсем нет”), воздвигать заборы, “мощные”, “глухие, как стена” (“это убежище”), обтянутые колючей проволокой, ставить “металлические засовы”, “пудовые замки”, “пушки” с убийственной дозой рентген (изобретение Павлова “на самом острие страха”), рыть пещеры (она должна быть как кувшин”, с узким входом, по мнению Ключарева), сооружать бункера (Чурсины себя укоряют, что “целых два месяца... сидели в своей хлипкой даче, запираясь на все засовы, задвигая трухлявую входную дверь комодом”, а не воспользовались сразу бункером соседа) или красть из музея пулеметы времён гражданской войны (“страх - двигатель регресса”).

Докажите всеобщность страха?

Страшно в городе всем.

Денис, сын Ключарева, слаборазвитый ребенок, не владеющий руками и плохо говорящий, боится поскользнуться (сцена мытья). Детская боязнь вырастает в сильный страх родителей за ребёнка. Страшно Ключареву за Дениса, оставленного дома, так как он, простая душа, - “подарок для любителей наживы и поживы”.

Страшно Галке Чурсиной за своих дочерей-красавиц, поэтому не отпускает мужа даже хоронить друга (“его уже не спасти!”).

Оле Павловой страшно, так как тело мужа может быть использовано для тренажа, опытов студентов.

“Животный страх, хватающий за кишки”, испытывает Ключарев за жену, пришедшую “в одиночку” помочь мужу рыть пещеру. И читатель даже наблюдает превращение героя на какой-то миг в “пещерного и деспотичного”, чтобы убоялась жена и больше в тёмный час не выходила из дома.

Одинокий прохожий”, увидев Ключарева, “шмыгает куда-то за угол дома и там ждёт”, пока тот пройдет. А услышав голос героя (“голос на пустынной улице неожиданно звучен и гремит”!), человек “припускает бегом, сильно вжав голову в плечи”.

Поражает читателя “некий общий страх” Ключарева и вора, встреченного им на улице: “оба ... боятся толпы”.

И даже молодая женщина, “скучающая без кино”, ненормально развлекающаяся (грубо изнасилованная), но не боящаяся улицы, боится, что “люди вдруг набегут ... и затопчут”.

Страшно старушке в автобусе, рассказывающей о грабителях.

Страшно водителю единственного в районе автобуса, и он проезжает мимо остановки, так как мужчины показались агрессивными - водитель решил не рисковать... А в другой раз видим ярость водителя, не желающего везти туда, где его унизили, и обвиняющего интеллигентов в том, что “довели страну до ручки”, “погубили”. В ответ - крик Чурсина. “Социальная ярость, если уж она выходит на поверхность, делает всех взаимно проще и взаимно злее”, - пишет Маканин.

Нет надежды на представителей закона, потому что они тоже боятся: пистолеты носят не на боку, а “прямо на животе, под рукой” (описание постовых). И на вокзале Ключарев видит “жалкую охрану” - двух юных солдатиков, поставленных на два вагона, полных уголовников, которых не успевают высылать из города. “Безусловно, солдатики... обречены”.

Что можно считать кульминацией повести?

Кульминационный момент в повести (или моменты - неизвестно, что страшнее?) - боязнь встречи с толпой, которая рядом: слышны “ни с чем не сравнимый звук”, единый скрежет и шорох”, “тысяченогое шарканье и гул” (приём гиперболы – людской поток движется, кажется, “так плотно, что угол и стены... уже вытерты плечами до кирпича”) - рождается ужас в душах людей (“Они будут давить всё подряд! Не выбраться...” - говорит Ключарев; глаза Оли “в растерянности остекленели”); и сама встреча с толпой, которая “густеет”, “сминает”, “тащит”, “сдавливает”, “стискивает”, “несёт”, “волочет” (обилие глаголов - приём градации - передаёт нарастание страха). Описание толпы как массы с “жёсткими”, “угрюмыми” лицами, с “непредсказуемой готовностью”, с “повышенной внушаемостью”. И хотя внутри толпа разная, её объединяет “общая усреднённость, которой не перед кем держать ответ, кроме как перед самой собой, прежде чем растоптать всякого, кто не плечом к плечу”. Те, кто не растоптан толпой, запомнят пережитый страх “на всю жизнь”...

Но парадокс - после перенесённых вместе всех компонентов страха (тревоги, смятения, боязни, ужаса...) герои повести не объединяются, чтобы выжить, а напротив - стремятся “быть порознь, затаиться в своих щелях, сделаться меньше и незаметнее, ибо именно у распылившихся, у ставших как пылинки, более шансов выжить и уцелеть”.

Испытывают ли страх под землей?

Мир, созданный людьми под землёй, кажется сначала иным, гармоничным, человечным, дружеским. Ключарев ценит его за “высокие слова”, радость общения (говорят, что ему очень рады, но остаётся “вероятнее”, так как “оттенки!” - тут ведь никогда до конца не знаешь”).

Но и там много пьют, подростки “пробуют себя на границе мата и речи”. В редакции растерянны, “не знают, о чем спросить”. В медпункте Ключарев чувствует “некоторую искусственность” заботы. Хозяйка склада готова к ласкам любого мужчины. А главная беда – “маловато кислорода”. И люди тоже гибнут незаметно, даже слушая стихи (“в общей увлечённости мало кто заметил”). “Смерть легка”, но приходит и к молодым.

Им маловато информации, и они рады любой оттуда, сверху.

Они тоже страдают: “Та жизнь - это тоже наша жизнь”.

Они философствуют (порой тоже кричат, как и наверху), обсуждают и свой страх перед толпой и видят своё сходство с ней: “Мы, как пчёлы, повязаны ройностью. И, как пчёлы, мы погибнем все сразу... Где бы мы при этом ни находились (вверху или внизу - всё равно!)” (Георгий Н.)

В чем особенность сюжета повести?

Критик Н.Иванова отмечает пристрастие автора к “зеркально-симметричным” сюжетам [4].Символична сцена, когда Ключарев заблудился внизу среди обилия света и реклам. Параллельно возникает другой эпизод: блуждание героя наверху между вагонами с уголовниками среди темноты. И то, и другое страшно. Вверху и внизу давят на Ключарева темнота и яркость. Антитеза, по Маканину, становится чем-то единым, так как два пространства, по которым шёл и идёт герой, - это ведь “один народ, одна земля”. И одна беда у земли, которую пытаются отвести умы, но так и не могут. И что же могут придумать, если и “посреди ярких витрин и полных прилавков человек становится навязчиво недоволен?”

Растёт гора билетов неверия в будущее улиц (“не желаем будущего на крови и слезах”) - и это тоже бегство от страха.

Кто является связующим звеном между двумя мирами?

Единственным звеном, соединяющим два мира в повести, является Ключарев (повторяющийся в произведениях Маканина герой, пытающийся найти ключ к разгадке философских вопросов современности), который не может уйти вниз (держат сын Денис, огромный ребёнок, не пролезет через лаз в земле; друзья, которые тоже не уходят) и постоянно туда стремится (там - Слово, Мысль).

Лаз периодически суживается. Пролезать трудно (Маканин натуралистичен), поэтому страх потерять связь с теми людьми нарастает. Ужас испытывает Ключарев, понимая, что не пролезет, и хотя не собирается в данный момент туда, но “мысль, что он отрезан от тех людей навсегда, толкает его к дыре”, и герой хоть головой но пытается заглянуть вниз, услышать “высокие слова, без которых ему не жить...” И вдруг – “ощущение стискивающейся земли”. Испуг. А после мучительного освобождения – “ярость, бессмыслие”.

Роль снов в повести?

Кульминационный момент (тоже двойной) внутренних поисков героя - сны.

Самый мучительный, когда “земля стискивается в момент пролезания - Ключарев застревает в дыре, задыхается и гибнет...”Ужас застревания не раз представляется герою.

Другой, не столь физически мучительный, но страшный, приводящий к тупику философские искания героя, сон о том, что лаза нет. Через ничтожную дыру Ключарев пытается докричаться до умов внизу, ожидая помощи. Это тоже миг страха, бессилия. Точнее, пик страха, его вершина! И “ответ” вызывает недоумение - палки для слепых, чтоб ощупывать землю в темноте...

Но всё-таки в повести есть то, что противостоит страху. Отдельные детали. На какие вы обратили внимание?

Вот дверь какой-то пустой квартиры, в которой Ключареву удаётся воспользоваться телефоном, “была специально оставлена открытой для других, для всех” и “скрипела” (“Пусть скрипит...”, следовательно, “жизнь не кончилась”).

Или “подыхающий пёс”, который не уходит от родных дверей: что-то удерживает - любовь или долг (видна параллель с Ключаревым).

Чурсин старается пройти мимо опушки, где сосна. “И постоит там минуту. Обретение пространства”. Миг свободы от страха.

Нет героизма, но инстинктивно (по-человечески!) Ключарев спугивает насильников на улице (вспоминается раскольниковская попытка спасти девочку, но ... тот же извечный процент).

Беспокойство за пещеру (и за инструмент) тотчас толкает Ключарева “вперёд и в бой” – “отвага человека в шапочке с помпончиком” (сама шапочка - признак интеллигентности, “скромный вызов”).

Вызов жены Ключарева, боявшейся, но пришедшей помочь мужу рыть пещеру, пока сын спит.

Чей-то совет через форточку, на какой-то миг спасительный: “Не пройдёте тут. Возьмите ещё левее. И идите до самой стены...”

Помощь героев пьяному мужичку перелезть через забор, хотя самим некогда...

Помощь Семеныча, последнего профессионала, честно выполняющего своё дело (предание тела Павлова земле), удивительная доброта...

Эта помощь соединяет верх и низ: железнодорожник (вверху) и человек с газетой (внизу) помогают заблудившемуся Ключареву.

И рождается вера героя (и самого писателя) в Слово: “Мы - это слова. Даже если только проходим синюшной тенью мимо друг друга, мы успеваем их передать один другому - тем и живём”. Вера в “общую попытку” его и тех, кто внизу, найти спасение от толпы, от страха.

И хотя пещера Ключарева разрушена и над развалом повешена убитая ворона, страшный знак, но “это уже начало диалога. (За знаками и жестами придут слова - разве нет?)”

Очень важна концовка повести: от страшного сна героя спасает чья-то тёплая рука, “прикосновение, которое остаётся с Ключаревым и после”. А слова “Но ещё не ночь” всё-таки дарят робкую надежду…

Объясните, почему на доске даны два эпиграфа? (мнения учащихся)

Угроза врастания людей в бездуховную толпу, вымирание культуры, патологический страх, мешающий жить, и поиск веры в спасение – всё это есть в повести.

О чем предостережение Маканина?

(Вывод делают учащиеся или этот вопрос является письменным домашним заданием).

Можно рекомендовать ознакомиться со статьей А.Г.Щитова, томского преподавателя ЦПК, заключительными строками которой являются: “Ни те, кто наверху, ни те, кто внизу ещё не оценили трагизма своего положения, они терпеливо и покорно бредут навстречу тьме и безмолвию. Свой окончательный выбор они ещё не сделали. Таков, на наш взгляд, диагноз, а может быть, и приговор автора своим героям, нашему миру, его аксиологическим приоритетам.

Видеть такой мир, каким видит его Ключарёв, так представлять цивилизацию и культуру – значит отказаться от веры. Во что? В преображение жизни и человека. Современный человек во многом исчерпал себя и землю. Древние пророки и Учения не только предсказали предстоящее испытание человечества, но и показали путь к спасению в триединстве Бога, человека и духа. Вера предков духовно (энергетически) питает не только глубоко верующих, но и неофитов, а веру, путь к которой не прям и не прост, каждый выбирает сам. С человеком случается то, во что он верит”. [5].

Список литературы

  1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова.- М.:ООО “ИТИ Технологии”, 2003, с.772
  2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1996, с.393-394.
  3. Маканин В.С. Кавказский пленный / Предисл. Н.Ивановой. – М.: Панорама, 1997, стр.13.
  4. Маканин В.С. Кавказский пленный / Предисл. Н.Ивановой. – М.: Панорама, 1997, стр.5.
  5. Щитов А. Г. Мотив страха в повести В. Маканина “Лаз”. - http://edu.tomsk.ru/6061.doc
  6. Портрет писателя (1) - http://www.materik.info/literature.html
  7. Рисунок толпы (2) - http://www.chas.cv.ua/42-03/index.html
  8. Рисунок лаза (3) http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=508&did=21078&p_comment=inf...
  9. Рисунок окна (4) - http://www.zvezda.ru/2000/01/27/end.shtml

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Программа элективного курса по биологии на тему: "Решение задач по генетике" для учащихся 10–11-х классов :: Состав кислот. Соли :: "Химия — жизнь, а жизнь — это химия "(Строение и функции белков с точки зрения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова. Конспект открытого урока) :: Интегрированный урок биологии и химии по теме: "Химия крови" :: Внеклассное мероприятие в начальной школе "Моя семья — моё богатство" :: Ночь в Париже ( Ouvert la nuit ), 2016 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

06.12.17: Ямагатский грипп, надвигающийся на Россию: чем страшен, а чем нет? (Спойлер: прививки в данном случае не помогут)

05.12.17: Травля в детских коллективах (да и не только детских): коротко и образно в изложении Валерия Воскобойникова

01.12.17: Напоминаем, что мы уже больше 10 лет отбираем для Вас самые лучшие сценарии новогодних праздников и утренников для детей!

02.11.17: «Стрепсилс» изымают из аптек: почему и что это для нас значит? (Спойлер: да, в общем-то, ничего)

30.10.17: Подробности об эпидемии пневмонии-2017

25.10.17: Что такое "внебольничная пневмония" 2017 года?

22.10.17: Особенности гриппа "Мичиган" (штамм сезона 2017-2018 гг.)

09.09.17: Чемпионский титул или смартфон? Выбор для подростка

26.08.17: Букеты из чая, кофе и конфет

11.08.17: Готовимся к 1 сентября: Модные букеты 2017

16.07.17: До какого возраста и на каком сиденье необходимо автокресло ребенку. Изменения в ПДД с июля 2017

09.07.17: Влияют ли позы партнеров на вероятность успешной беременности и если да, то как.

02.07.17: Режутся зубки у ребенка: чем снимать боль



Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Проблема умственной отсталости и особенности развития психики учащихся коррекционной вспомогательной школы
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru