детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Трудный век российского царства: "Эпоха Ивана Грозного в истории и литературе" : Литература

Эпиграф:

“Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее”. В.Г.Белинский

Цели:

  1. Самостоятельное чтение серьезной литературы.
  2. Изучение истории своей страны.
  3. Умение понимать авторскую позицию.

Историко-литературный портрет

Фигура Ивана IV издавна привлекала внимание историков, художников, музыкантов. В глазах одних он был едва ли не самым мудрым правителем средневековой России, в глазах других – подозрительным и жестоким тираном, почти сумасшедшим, проливавшим кровь ни в чем не повинных людей. Едва ли в русской истории найдется другой исторический деятель, который получил бы столь противоречивую оценку современников. Каким же он был?

Елена Глинская родила сына, нареченного Иваном. Случилось это 25 августа 1530 года. Согласно легенде, во всем царстве в час рождения младенца будто бы разразилась страшная гроза, гром грянул среди ясного неба и потряс землю до основания. Казанская ханжа, узнав о рождении царя, объявила московским гонцам: “Родился у вас царь, а у него двои зубы: одними ему съесть нас (татар), а другими – вас”.

Царь Иван родился в 1530 году. От природы получил он ум бойкий, гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему неестественное, болезненное развитие. Он рано осиротел – на четвертом году лишился отца, на восьмом потерял и мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось, на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: “…родственники мои не заботились обо мне”. Отсюда и робость, ставшая основной чертой его характера. Как и все люди, выросшие без отцовского призора и материнской опеки, Иван рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая со временем превратилась в глубокое недоверие к людям. Он вспоминал, что в детстве его стесняли во всем, держали, как убогих людей, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту.

Иван быстро развивался физически и в 13 лет выглядел сущим верзилой. Подросток мало напоминал прежнего мальчика, росшего “в неволе”, в строгости. Освободившись от опеки и авторитета старейших бояр, великий князь предался диким потехам и играм, которых его лишали в детстве. Окружающих поражали буйство и неистовый нрав Ивана. В 12 лет он забирался на островерхие терема и спихивал “с стремин высоких” кошек и собак, “тварь бессловесную”. В 14 лет он “начал человеков уравняти”. Мальчишка отчаянно безобразничал. С ватагой сверстников он разъезжал по улицам и площадям города, топтал ногами народ, бил и грабил простонародье, “скачущее и бегающее всюду неблагочинно”.

Василий III велел боярам “беречь” сына до 15 лет, после чего должно было начаться его самостоятельное правление. 15 лет – пора совершеннолетия в жизни людей XVI века. Отец возлагал надежды на то, что назначенные им опекуны приобщат наследника к делам управления. Но они сошли со сцены, не завершив главного порученного им дела. В 15 лет Иван IV оказался мало подготовленным к исполнению функций правителя обширной державы. Окружали его случайные люди. Едва отпраздновав день рождения, Иван Грозный велел отрезать язык Афанасию Бутурину за какие-то невежливые слова. Через месяц объявил опалу сразу пятерым знатнейшим боярам.

Ивана короновали 16 января 1547 года. После торжественного богослужения в Успенском соборе в Кремле митрополит Макарий возложил на его голову шапку Мономаха – символ царской власти.

Короткое слово “царь” впервые появилось в официальном титуле русских правителей, до этого именовали себя великими князьями. Именовать себя царем, императором, или на восточный манер, ханом мог в феодальном мире только правитель независимого самостоятельного и сильного государства.

На протяжении всего долгого царствования всюду мерещились Грозному измены, предательства и заговоры. А уж заподозрив кого-то в “изменных” делах, он быстро доводил дело до жестоких преследований, казней, ссылок. Не раз обращались к нему бояре и духовенство с просьбами воздержаться от столь жестокого пролития крови своих подданных невинно, безо всякой причины и поступка. Но обращения не помогали. Особенно осложнили положение неудачи Ливонской войны.

За каждым поражением виделся Грозному злой умысел подданных. Многие воеводы сложили в 60-е года головы не на поле брани, а на царском дворе и московских площадях. Казни и ссылки стали буднями политической жизни.

Отрывок из “Князя Серебряного” “Опричники”. Чтение.

Грозный быстро создал для “искоренения “крамолы” особую гвардию опричников. Название ее происходит от слова “опричь” - “кроме”. Сначала в ней было 500, потом 1000, а потом несколько тысяч человек. Опричники носили отличавшую их ото всех одежду – сверху грубое монашеское рубище, подбитое овчиной, а под ним – одеяние из расшитого золотом сукна на собольем или куньем меху. На шее у лошадей, на которых разъезжали опричники, болтались отрубленные собачьи головы, а на кнутовище был привязан клок собачьей шерсти. “Это обозначает, - пишет один из слуг, - что они сперва кусают, как собаки, а затем выметают все лишнее из страны”. Опричником стал и сам царь, чаще всего носивший теперь монашескую одежду, под которой был спрятан острый нож. А в руках царя все время был острый посох-копье.

А.Толстой “Старицкий воевода”.

Ко времени окончания Ливонской войны сын Грозного царевич Иван Иванович, родившийся в 1554 году, был уже взрослым человеком. Он активно участвовал в решении государственных дел, военных походах. Иван имел решительный характер, и в нем уже явственно проглядывали качества неплохого военачальника. Воинскую доблесть царевич предпочитал всему остальному, включая и царские богатства. Однажды во время спора Иван заявил отцу, что будь у него богатства меньше, а доблести больше, он мечом своим отнял бы столько, сколько захотел.

А.Толстой “Князь Михайло Репнин”.

Ссоры Грозного с сыном часто заканчивались стычками. Распалившись, царь обычно пускал в дело посох, без разбору колотил царевича. Тот терпел, не осмеливаясь поднять руку на отца.

Особенно острыми стали разногласия отца с сыном, когда войско Батория осадило Псков. Иван Иванович не раз требовал у отца дать ему полки и направить помощь героическому Пскову. Он был уверен, что сумеет сладить с неприятелем, и, видимо, имел обдуманный план действий. Но Грозный остался глух к его требованиям.

Настойчивость сына, его резкие выпады против отца, все чаще возникавшее несогласие, которое то и дело доходило до ссор, давно беспокоили Грозного. Он знал, что в народе любят царевича, считают его смелым и даже отчаянным – ведь он один во всем царстве осмеливался перечить тирану. Особенно сильны стали его подозрения после одной из болезней Грозного, когда, как ему донесли, многие стали с надеждой смотреть в сторону царского сына, надеясь в тайне, что Грозный умрет, а наследник принесет желаемые перемены, освободит страну от гнева, крови и злобы.

Роковая ссора Грозного со старшим сыном случилась 9 ноября 1581 года в Александровской слободе. Дела шли плохо, вести отовсюду прилетали тревожные.

Отпустив бояр, раздраженный царь стал бродить по дворцу и зашел на половину царевича. Там в одной из жарко натопленных горниц наткнулся на жену сына Елену. Беременная царевна, одетая в длинную нижнюю рубаху, отдыхала, лежа на широкой лавке.

Царь не любил сноху, как и весь род Шереметевых, к которому она принадлежала. Дядю Елены царь казнил, отца обвинил в измене. Сейчас, увидев Елену, он то ли вспомнил что-то, то ли даже безо всяких поводов впал в ярость, закричал, что царевна не так одета, и принялся колотить ее посохом, с которым он никогда не расставался. Елена кричала, закрываясь руками, но крики только добавляли злобы царю.

На крик прибежал Иван Иванович. Он пытался унять отца, хватал его за руки. Вырвавшись, Грозный повернул свое оружие против сына. Посох, по сути дела, был именно оружием, острый наконечник роднил его с копьем. Царь сделал резкий выпад – сын не успел наклониться, и острие вошло в висок. Царевич, залившись кровью, упал.

Рана, возможно, не была смертельной, но в сочетании с нервным потрясением она оказалась роковой. Царевич слег, день ото дня ему становилось хуже.

Истерическая злоба отца сменилась столь же истеричной жалостью. Он не отходил от постели сына, бросил все дела. “Иван сын разнемогся и нынче конечно болен, - отписал он ждавшим его боярам, - а нам докудова бог помилует Ивана сына, ехати отсюда невозможно…”

Бог не помиловал Ивана, сколь не молился царь. На одиннадцатый день болезни царевич умер.

По все стране был объявлен траур. Потрясенный царь отправился на покаяние в Троице-Сергиев монастырь, где каялся и каялся “со слезами и рыданием”. Смерть сына всколыхнула в его темной душе воспоминания о многих бесчинствах, казнях, жестоких опричных праведах и погромах. Он приказал составить огромные списки, куда занесли имена всех погибших во времена опричнины. Так появился знаменитый “Синодик опальных”. Его списки отправили по монастырям для поминовений погибших в молитвах вместе с богатейшими пожалованиями – несколько десятков тысяч рублей перекочевало в этот период из царской казны в потаенные монастырские хранилища.

После убийства сына усилились не только душевные муки царя, но и телесные. Боли в позвоночнике, возникшие из-за отложения солей, часто не позволяли ему двигаться, заставляли держать голову высоко поднятой, - так было легче. Хотя исполнилось ему только 54 года, Грозный выглядел глубоким стариком. Лицо прочертили морщины, под глазами набрякли огромные мешки, тяжелый нос обвис, закрывая искривленные вечной болезненно-брезгливой гримасой губы.

В феврале 1584 года царь серьезно занемог. Стали сильно отекать руки, ноги, лицо. Конец зимы прошел в постоянной болезненной маете, молитвах о спасении тела и души. Не надеясь, что бог услышит его “от настоящие смертныя болезни” еще и кирилловских монахов.

В марте стало пригревать солнце, природа просветлела, но дела Грозного продолжали оставаться невеселыми. 19 марта царь созвал дьяков, приказав принести завещание. Он внимательно прослушал его, долго думал о чем-то, но оставил все без изменений.

После этого приказал истопить баню, куда и отправился посредине дня. В бане царь пробыл очень долго, грел больные кости.

После бани царь пожелал сыграть в шахматы. С давних времен известные на Руси шахматы в XVI веке были запрещены церковью, которая объявила их “игрищем эллинского (греческого) беснования”. Но царь часто нарушал церковные заповеди, религиозный фанатизм легко уживался в нем с пренебрежением ко многим церковным законам.

Во время игры царю стало плохо, он неожиданно потерял сознание и скончался.

Иван Грозный пробыл на русском троне – сначала великим князем, а потом царем – 50 лет. Какими же остались в истории эти полвека? Оценки современников и потомков остались самые разные – от полного восторга до нескрываемой ненависти.

С одной стороны это была полоса мрачных бесчинств, постоянных перетрясок ближнего и дальнего царского окружения, театрально разыгранных отречений от престола, следом за которыми следовали новые приступы террора. Во второй половине царствования политические потрясения дополнились экономическими и военными. Началось массовое хозяйственное запустение московских, новгородских, тверских и прочих земель. Тянувшаяся 25 лет Ливонская война окончилась тяжелым поражением на западе, отторжением Прибалтики в пользу Речи Посполитой, утратой исконных русских земель на побережье Финского залива. А венчала полувековое правление Грозного потрясшая современников трагедия сыноубийства.

Но есть и другой счет у этой эпохи. Именно в 16 столетии Россия становится огромной и мощной державой, одолеть которую не могут все объединенные силы ее врагов. Поэтому она и выдержала четвертьвековую войну, которая для врагов победителей закончилась лишь с частным успехом – отвоевыванием приграничных земель. Именно в это время в состав России входит труднообозримое Поволжье, где она сокрушает могучие ханства, и вовсе необозримая Сибирь. А на юге Россией было изрядно потрепано и ослаблено Крымское ханство – опасное оружие турецкого султана, уже захватившего Балканы и Причерноморье. Решительное противодействие в итоге остановило продвижение Османской империи в пределы Восточной Европы, а это был немаловажный результат, не будь его – неизвестно, что Европу в туманном будущем.

Д.Кедрин “Зодчие”.

В любой эпохе есть разноцветье исторических красок. Но такую режущую глаз контрастность, как в эпоху Ивана IV, пожалуй, найти трудно. Тяжелое было время, трудное. И это мы чувствуем, читая “Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” М.Ю.Лермонтова.

Инсценирование “Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”

Литература

  1. В.О.Ключевский. “Исторические портреты”.
  2. А.Дегтярев. “Трудный век Российского царства”.
  3. Р.Скрынников. “Далекий век”.
  4. А.Толстой. “Князь Серебряный”. Былины.
  5. Д.Кедрин. “Зодчие”.
  6. М.Ю.Лермонтов. “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Народный праздник "Капустная вечеринка" :: Вкус к творчеству :: Урок-практикум по теме: "Правописание букв и—ы после ц" :: Урок природоведения: "Вода и ее свойства", 3-й класс :: Досуг, посвященный Дню толерантности, "Веселое путешествие" :: Вижу лишь тебя ( All I See Is You, США ), 2016 :: Дом и дача/Освещение/Новый Год/Праздничный стол/Светильники для кухни / Donolux / Подвесной светильник S111013/1B white ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 329

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such device in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 329

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 329

1 сентября, в День Знаний, уроки должны быть особенными, запоминающимися и задающими тон на весь учебный год!

Трудный век российского царства: "Эпоха Ивана Грозного в истории и литературе" : Литература

Эпиграф:

“Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее”. В.Г.Белинский

Цели:

  1. Самостоятельное чтение серьезной литературы.
  2. Изучение истории своей страны.
  3. Умение понимать авторскую позицию.

Историко-литературный портрет

Фигура Ивана IV издавна привлекала внимание историков, художников, музыкантов. В глазах одних он был едва ли не самым мудрым правителем средневековой России, в глазах других – подозрительным и жестоким тираном, почти сумасшедшим, проливавшим кровь ни в чем не повинных людей. Едва ли в русской истории найдется другой исторический деятель, который получил бы столь противоречивую оценку современников. Каким же он был?

Елена Глинская родила сына, нареченного Иваном. Случилось это 25 августа 1530 года. Согласно легенде, во всем царстве в час рождения младенца будто бы разразилась страшная гроза, гром грянул среди ясного неба и потряс землю до основания. Казанская ханжа, узнав о рождении царя, объявила московским гонцам: “Родился у вас царь, а у него двои зубы: одними ему съесть нас (татар), а другими – вас”.

Царь Иван родился в 1530 году. От природы получил он ум бойкий, гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему неестественное, болезненное развитие. Он рано осиротел – на четвертом году лишился отца, на восьмом потерял и мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось, на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: “…родственники мои не заботились обо мне”. Отсюда и робость, ставшая основной чертой его характера. Как и все люди, выросшие без отцовского призора и материнской опеки, Иван рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая со временем превратилась в глубокое недоверие к людям. Он вспоминал, что в детстве его стесняли во всем, держали, как убогих людей, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту.

Иван быстро развивался физически и в 13 лет выглядел сущим верзилой. Подросток мало напоминал прежнего мальчика, росшего “в неволе”, в строгости. Освободившись от опеки и авторитета старейших бояр, великий князь предался диким потехам и играм, которых его лишали в детстве. Окружающих поражали буйство и неистовый нрав Ивана. В 12 лет он забирался на островерхие терема и спихивал “с стремин высоких” кошек и собак, “тварь бессловесную”. В 14 лет он “начал человеков уравняти”. Мальчишка отчаянно безобразничал. С ватагой сверстников он разъезжал по улицам и площадям города, топтал ногами народ, бил и грабил простонародье, “скачущее и бегающее всюду неблагочинно”.

Василий III велел боярам “беречь” сына до 15 лет, после чего должно было начаться его самостоятельное правление. 15 лет – пора совершеннолетия в жизни людей XVI века. Отец возлагал надежды на то, что назначенные им опекуны приобщат наследника к делам управления. Но они сошли со сцены, не завершив главного порученного им дела. В 15 лет Иван IV оказался мало подготовленным к исполнению функций правителя обширной державы. Окружали его случайные люди. Едва отпраздновав день рождения, Иван Грозный велел отрезать язык Афанасию Бутурину за какие-то невежливые слова. Через месяц объявил опалу сразу пятерым знатнейшим боярам.

Ивана короновали 16 января 1547 года. После торжественного богослужения в Успенском соборе в Кремле митрополит Макарий возложил на его голову шапку Мономаха – символ царской власти.

Короткое слово “царь” впервые появилось в официальном титуле русских правителей, до этого именовали себя великими князьями. Именовать себя царем, императором, или на восточный манер, ханом мог в феодальном мире только правитель независимого самостоятельного и сильного государства.

На протяжении всего долгого царствования всюду мерещились Грозному измены, предательства и заговоры. А уж заподозрив кого-то в “изменных” делах, он быстро доводил дело до жестоких преследований, казней, ссылок. Не раз обращались к нему бояре и духовенство с просьбами воздержаться от столь жестокого пролития крови своих подданных невинно, безо всякой причины и поступка. Но обращения не помогали. Особенно осложнили положение неудачи Ливонской войны.

За каждым поражением виделся Грозному злой умысел подданных. Многие воеводы сложили в 60-е года головы не на поле брани, а на царском дворе и московских площадях. Казни и ссылки стали буднями политической жизни.

Отрывок из “Князя Серебряного” “Опричники”. Чтение.

Грозный быстро создал для “искоренения “крамолы” особую гвардию опричников. Название ее происходит от слова “опричь” - “кроме”. Сначала в ней было 500, потом 1000, а потом несколько тысяч человек. Опричники носили отличавшую их ото всех одежду – сверху грубое монашеское рубище, подбитое овчиной, а под ним – одеяние из расшитого золотом сукна на собольем или куньем меху. На шее у лошадей, на которых разъезжали опричники, болтались отрубленные собачьи головы, а на кнутовище был привязан клок собачьей шерсти. “Это обозначает, - пишет один из слуг, - что они сперва кусают, как собаки, а затем выметают все лишнее из страны”. Опричником стал и сам царь, чаще всего носивший теперь монашескую одежду, под которой был спрятан острый нож. А в руках царя все время был острый посох-копье.

А.Толстой “Старицкий воевода”.

Ко времени окончания Ливонской войны сын Грозного царевич Иван Иванович, родившийся в 1554 году, был уже взрослым человеком. Он активно участвовал в решении государственных дел, военных походах. Иван имел решительный характер, и в нем уже явственно проглядывали качества неплохого военачальника. Воинскую доблесть царевич предпочитал всему остальному, включая и царские богатства. Однажды во время спора Иван заявил отцу, что будь у него богатства меньше, а доблести больше, он мечом своим отнял бы столько, сколько захотел.

А.Толстой “Князь Михайло Репнин”.

Ссоры Грозного с сыном часто заканчивались стычками. Распалившись, царь обычно пускал в дело посох, без разбору колотил царевича. Тот терпел, не осмеливаясь поднять руку на отца.

Особенно острыми стали разногласия отца с сыном, когда войско Батория осадило Псков. Иван Иванович не раз требовал у отца дать ему полки и направить помощь героическому Пскову. Он был уверен, что сумеет сладить с неприятелем, и, видимо, имел обдуманный план действий. Но Грозный остался глух к его требованиям.

Настойчивость сына, его резкие выпады против отца, все чаще возникавшее несогласие, которое то и дело доходило до ссор, давно беспокоили Грозного. Он знал, что в народе любят царевича, считают его смелым и даже отчаянным – ведь он один во всем царстве осмеливался перечить тирану. Особенно сильны стали его подозрения после одной из болезней Грозного, когда, как ему донесли, многие стали с надеждой смотреть в сторону царского сына, надеясь в тайне, что Грозный умрет, а наследник принесет желаемые перемены, освободит страну от гнева, крови и злобы.

Роковая ссора Грозного со старшим сыном случилась 9 ноября 1581 года в Александровской слободе. Дела шли плохо, вести отовсюду прилетали тревожные.

Отпустив бояр, раздраженный царь стал бродить по дворцу и зашел на половину царевича. Там в одной из жарко натопленных горниц наткнулся на жену сына Елену. Беременная царевна, одетая в длинную нижнюю рубаху, отдыхала, лежа на широкой лавке.

Царь не любил сноху, как и весь род Шереметевых, к которому она принадлежала. Дядю Елены царь казнил, отца обвинил в измене. Сейчас, увидев Елену, он то ли вспомнил что-то, то ли даже безо всяких поводов впал в ярость, закричал, что царевна не так одета, и принялся колотить ее посохом, с которым он никогда не расставался. Елена кричала, закрываясь руками, но крики только добавляли злобы царю.

На крик прибежал Иван Иванович. Он пытался унять отца, хватал его за руки. Вырвавшись, Грозный повернул свое оружие против сына. Посох, по сути дела, был именно оружием, острый наконечник роднил его с копьем. Царь сделал резкий выпад – сын не успел наклониться, и острие вошло в висок. Царевич, залившись кровью, упал.

Рана, возможно, не была смертельной, но в сочетании с нервным потрясением она оказалась роковой. Царевич слег, день ото дня ему становилось хуже.

Истерическая злоба отца сменилась столь же истеричной жалостью. Он не отходил от постели сына, бросил все дела. “Иван сын разнемогся и нынче конечно болен, - отписал он ждавшим его боярам, - а нам докудова бог помилует Ивана сына, ехати отсюда невозможно…”

Бог не помиловал Ивана, сколь не молился царь. На одиннадцатый день болезни царевич умер.

По все стране был объявлен траур. Потрясенный царь отправился на покаяние в Троице-Сергиев монастырь, где каялся и каялся “со слезами и рыданием”. Смерть сына всколыхнула в его темной душе воспоминания о многих бесчинствах, казнях, жестоких опричных праведах и погромах. Он приказал составить огромные списки, куда занесли имена всех погибших во времена опричнины. Так появился знаменитый “Синодик опальных”. Его списки отправили по монастырям для поминовений погибших в молитвах вместе с богатейшими пожалованиями – несколько десятков тысяч рублей перекочевало в этот период из царской казны в потаенные монастырские хранилища.

После убийства сына усилились не только душевные муки царя, но и телесные. Боли в позвоночнике, возникшие из-за отложения солей, часто не позволяли ему двигаться, заставляли держать голову высоко поднятой, - так было легче. Хотя исполнилось ему только 54 года, Грозный выглядел глубоким стариком. Лицо прочертили морщины, под глазами набрякли огромные мешки, тяжелый нос обвис, закрывая искривленные вечной болезненно-брезгливой гримасой губы.

В феврале 1584 года царь серьезно занемог. Стали сильно отекать руки, ноги, лицо. Конец зимы прошел в постоянной болезненной маете, молитвах о спасении тела и души. Не надеясь, что бог услышит его “от настоящие смертныя болезни” еще и кирилловских монахов.

В марте стало пригревать солнце, природа просветлела, но дела Грозного продолжали оставаться невеселыми. 19 марта царь созвал дьяков, приказав принести завещание. Он внимательно прослушал его, долго думал о чем-то, но оставил все без изменений.

После этого приказал истопить баню, куда и отправился посредине дня. В бане царь пробыл очень долго, грел больные кости.

После бани царь пожелал сыграть в шахматы. С давних времен известные на Руси шахматы в XVI веке были запрещены церковью, которая объявила их “игрищем эллинского (греческого) беснования”. Но царь часто нарушал церковные заповеди, религиозный фанатизм легко уживался в нем с пренебрежением ко многим церковным законам.

Во время игры царю стало плохо, он неожиданно потерял сознание и скончался.

Иван Грозный пробыл на русском троне – сначала великим князем, а потом царем – 50 лет. Какими же остались в истории эти полвека? Оценки современников и потомков остались самые разные – от полного восторга до нескрываемой ненависти.

С одной стороны это была полоса мрачных бесчинств, постоянных перетрясок ближнего и дальнего царского окружения, театрально разыгранных отречений от престола, следом за которыми следовали новые приступы террора. Во второй половине царствования политические потрясения дополнились экономическими и военными. Началось массовое хозяйственное запустение московских, новгородских, тверских и прочих земель. Тянувшаяся 25 лет Ливонская война окончилась тяжелым поражением на западе, отторжением Прибалтики в пользу Речи Посполитой, утратой исконных русских земель на побережье Финского залива. А венчала полувековое правление Грозного потрясшая современников трагедия сыноубийства.

Но есть и другой счет у этой эпохи. Именно в 16 столетии Россия становится огромной и мощной державой, одолеть которую не могут все объединенные силы ее врагов. Поэтому она и выдержала четвертьвековую войну, которая для врагов победителей закончилась лишь с частным успехом – отвоевыванием приграничных земель. Именно в это время в состав России входит труднообозримое Поволжье, где она сокрушает могучие ханства, и вовсе необозримая Сибирь. А на юге Россией было изрядно потрепано и ослаблено Крымское ханство – опасное оружие турецкого султана, уже захватившего Балканы и Причерноморье. Решительное противодействие в итоге остановило продвижение Османской империи в пределы Восточной Европы, а это был немаловажный результат, не будь его – неизвестно, что Европу в туманном будущем.

Д.Кедрин “Зодчие”.

В любой эпохе есть разноцветье исторических красок. Но такую режущую глаз контрастность, как в эпоху Ивана IV, пожалуй, найти трудно. Тяжелое было время, трудное. И это мы чувствуем, читая “Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” М.Ю.Лермонтова.

Инсценирование “Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”

Литература

  1. В.О.Ключевский. “Исторические портреты”.
  2. А.Дегтярев. “Трудный век Российского царства”.
  3. Р.Скрынников. “Далекий век”.
  4. А.Толстой. “Князь Серебряный”. Былины.
  5. Д.Кедрин. “Зодчие”.
  6. М.Ю.Лермонтов. “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.
Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Всероссийский форум "Образовательная среда-2008"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD