детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Интеллектуальная викторина "Умники и умницы" по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин" для преподавателей литературы : Литература

Встречаем год свиньи!

Красная дорожка

Первый гейм

Первый вопрос

"По жизни так скользит горячность молодая..." эта строка из стихотворения П. А. Вяземского "Первый снег" 1812 г. Следующая строка, которая передаёт настроение, типичное для молодых людей того времени, взята Пушкиным в качестве эпиграфа к I-ой главе романа "Евгений Онегин". Продолжите её: "По жизни так скользит горячность молодая..."

Ответ: "И жить торопится, и чувствовать спешит..."

Второй вопрос

"Верней нет места для признаний..." – пишет А.С.Пушкин в I-ой главе романа "Евгений Онегин". О каком месте говорит поэт? Почему верней нет места для признаний?

Ответ: Бал. Основным элементом бала как общественно-политического действа были танцы. "Мазурочная болтовня" требовала поверхностных, неглубоких тем, была далека от игры интеллектуальных сил. Но бальный разговор имел свою прелесть – оживлённость свободы и непринуждённость беседы между мужчиной и женщиной, которые оказывались одновременно и в центре шумного празднества, и в невозможной в других обстоятельствах близости.

Второй гейм

Первый вопрос

"На кляче тощей и косматой
Сидит форейтор бородатый" – ,

пишет А.С.Пушкин в VII-ой главе. Почему "кляча тощая и косматая"? Почему "форейтор бородатый"? Может это прихоть воображения? Что означало для читателя пушкинской эпохи указание автора на то, что у форейтора борода?

Ответ: Читателю той эпохи эти строки говорили многое. (Форейтор – кучер, управляющий лошадьми в упряжке и сидящий на одной из них). Форейторами ездили обычно молодые парни, чаще всего – мальчишки. Ларины (об их отъезде в Москву говорится здесь) безвыездно сидели в деревне и далёких путешествий не предпринимали. И вот – поездка в Москву. Где уж тут обучать нового форейтора! Они и взяли старого, который ездил ещё лет 15–20 назад. Этим "бородатым форейтором" Пушкин подчёркивает домоседство семьи Лариных, их провинциальность, мелкопоместность; приметой её была и "тощая, неухоженная кляча".

Второй вопрос для представителей красной и жёлтой дорожки

Говоря о ссоре друзей (Ленского и Онегина), А.С.Пушкин пишет, что Зарецкий вручил записку Онегину:

"То был приятный, благородный,
Короткий вызов, иль картель.
Учтиво, с ясностью холодной
Звал друга Ленский на дуэль".

Ленский (представитель красной дорожки), а что вы написали в записке?

Индивидуальный ответ участника игры, который должен быть выдержан в стиле XIX-го века.

Третий гейм

Первый вопрос

Назовите композитора, написавшего оперу "Евгений Онегин".

Ответ: П.И.Чайковский.

Второй вопрос

"Перед дуэлью с Онегиным Ленский " осмотрел пистолеты...

"При свечке, Шиллера открыл
Берёт перо; его стихи,
Полны любовной чепухи,
Звучат и льются. Их читает
Он вслух, в лирическом жару..."

На эти стихи будет написана прекрасная музыка. Не могли бы вы назвать имя композитора и прочитать начало этих строк?

Ответ: П.И. Чайковский.

"Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он".

Жёлтая дорожка

Первый гейм

Первый вопрос

Представьте себе, что Вы вместе с Татьяной в деревенском кабинете Онегина. Какие из этих книг очень внимательно читал Евгений? Как характеризуют они главного героя?

Ответ:

"Хотя мы знаем, что Евгений,
Издавна чтенье разлюбил,
Однако ж несколько творений
Он из опалы исключил:
Певца Гяура и Жуана
Да с ним ещё два-три романа...
В которых отразился век
И современный человек
Изображён довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой..."

Второй вопрос

Бал в эпоху Онегина начинался польским полонезом, подчёркивавшим торжественность события. Поразительно, что в "Евгении Онегине" полонез не упоминается ни разу. В Петербурге поэт вводит нас в бальную залу в момент, когда "толпа мазуркой занята". На балу у Лариных полонез опущен, и описание праздника начинается со второго танца – какого? Почему не упоминается полонез?

Ответ: Этот танец – вальс. Полонез не упоминается потому, что бал в "Евгении Онегине" не фигурирует как официально-парадное торжество.

Третий вопрос

Известно, что Пушкин был суеверен. Нашло ли его суеверие место в романе? Докажите.

Ответ: Да.

"Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны..."
"Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.
Жеманный кот, на печке сидя,
Мурлыча, лапкой рыльце мыл;
То несомненный знак ей был,
Что едут гости".

Второй гейм

Первый вопрос

Говоря о воспитании и образовании своего героя, автор пишет:

"Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть".

А что бы вы могли сказать об образовании, которое было дано главному герою?

Ответ: Получил домашнее образование (madam за ним ходила, потом monsieur...)

Второй вопрос для представителей красной и жёлтой дорожки.

Напомним, что, говоря о ссоре друзей (Ленского и Онегина), А.С.Пушкин пишет, что Зарецкий вручил записку Онегину:

"То был приятный, благородный,
Короткий вызов, иль картель.
Учтиво, с ясностью холодной
Звал друга Ленский на дуэль".

Онегин сказал, что он ... "всегда готов, но был недоволен сам собой". Почему? Чем Вы, Онегин (представитель жёлтой дорожки), были недовольны?

Ответ:

"И поделом: в разборе строгом,
На тайный суд себя призвав,
Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил…
А во-вторых, пускай поэт
Дурачится в осьмнадцать лет
Оно простительно.
Евгений, всем сердцем юношу любя.
Был должен показать себя…

Третий вопрос

Дважды в романе "Евгений Онегин" звучит воспоминание об этой чудесной женщине:

"Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!
Нет, никогда, средь пылких дней
Кипящей младостью моей
Я не желал таким мученьям
Лобзать уста младых Армид,
Иль розы пламенных ланит,
Иль перси, полные томленьем;
Нет, никогда порыв страстей,
Так не терзал души моей!"

Кому адресованы эти строки?

Ответ: Марии Николаевне Раевской

Третий гейм

Первый вопрос

Всем известны эти строки:

"К хозяйке дама приближалась,
За нею важный генерал,
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Все тихо, просто было в ней.
Она казалась верный снимок
Du comme il faut... (Шишков), прости
Не знаю, как перевести.
......................................
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовется vulgar..."

А кто из женщин пушкинской эпохи мог стать прообразом Татьяны Лариной?

Ответ: Кочубей Наталья Викторовна (в замужестве Строганова), по словам самого поэта, в VIII-й главе "Евгения Онегина" в облике великосветской Татьяны он изобразил именно Строганову. А ещё исследователи творчества Пушкина видят в этом образе черты Долли Фикельмон (графиня Дарья Федоровна Фикельмон, урожденная графиня Тизенгаузен 1804–1863, внучка Кутузова).

Второй вопрос

Говоря о внешнем виде главного героя, поэт пишет:

"Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар..."
А что такое боливар?

Ответ: Боливар – широкополая шляпа а ля Боливар была в моде среди молодёжи, сочувствовавшей национально-освободительному движению народов Южной Америки; Одним из вождей этого движения был Симон Боливар (1783–1830).

Третий вопрос

Продолжите фразу: "Привычка свыше нам дана"...

Ответ: "Замена счастию она"

Зелёная дорожка

Первый гейм

Первый вопрос

"Чей портрет увидели Вы в кабинете героя пушкинского романа, и что "за болван чугунный" находился на его столе?

Ответ: Портрет Байрона. Бюст Наполеона. В 20-ые годы подобные статуэтки получили широкое распространение в связи с романтическим переосмыслением исторической роли Наполеона; идеализация Наполеона явилась знаком протеста против реакционной политики Священного союза.

Второй вопрос

В VI-ой главе, описывая бал в доме Лариных, Пушкин говорит:

"…И бесконечный котильон
Её томил как тяжкий сон…"

Что Вы можете сказать о танце котильон?

Ответ: Котильон – вид кадрили, один из заключающих бал танцев, исполнялся на мотив вальса и представлял собой самую непринуждённую и шаловливую танец-игру.

Третий вопрос

О своём герое Пушкин пишет: "Почётный гражданин кулис...", таковым, как известно, был и он. С какими актрисами был знаком герой и сам автор? Известно, что в одну из них Пушкин был влюблён. Кто эти женщины?

Ответ: Истомина Авдотья – балерина; Семёнова Екатерина – одна из первых национальных актрис, игравшая преимущественно роли русских героинь. Влюблён А.С.Пушкин был в Екатерину Семёнову.

Четвёртый вопрос

Продолжите, пожалуйста, строфу из Пушкина: "Чем меньше женщину мы любим..."

Ответ: "Тем легче нравимся мы ей".

Второй гейм

Первый вопрос

Есть несколько причин, по которым соседи прекратили дружбу с Онегиным. О нём стали говорить так:

"Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьёт одно
Стаканом красное вино..."

А какова истинная причина недоброжелательства?

Ответ: "Ярём он барщины старинной оброком лёгким заменил…он к дамам к ручке не подходит, всё да, да нет: не скажет да-с иль нет-с". Не соблюдал обычаи провинциального барства. Ему подавали донского жеребца, как только гости в дом к нему…

Второй вопрос

Вам достаётся ещё один театральный вопрос.

"Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры нашей властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин..."

Кого ещё из театральных авторов упоминает А.С.Пушкин в своём романе?

Ответ:

"Там Озеров невольны дани
Народных слёз, рукоплесканий
С младой Семёновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый..."

Третий вопрос

Известно, что юный Пушкин был романтиком. Работая над романом "Евгений Онегин", поэт отошёл от романтизма. Как отразилось в романе увлечение Пушкина романтизмом?

Ответ: Отразилось в создании романтического образа Владимира Ленского.

"...По имени Владимир Ленский,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привёз учёности плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри чёрные до плеч".

Четвёртый вопрос

Кому посвящён роман "Евгений Онегин?"

Ответ: Петру Андреевичу Плетнёву. Друг Пушкина, издатель журнала "Современник" после смерти Пушкина, ректор Петербургского университета, академик.

Четвёртый гейм

Первый вопрос

Говоря о семье Лариных, А.С. Пушкин пишет:

"Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины…
В день Троицын, когда народ
Зевая слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слёзки три…"

Что такое "пучок зари"?

Ответ: Заря или зоря – полевая трава. Плакать на цветы во время богослужения на Троицын день значило оплакивать свои грехи.

Второй вопрос

В четвёртой главе А.С.Пушкин пишет о "ловласах обветшалой славы со славой красных каблуков и величавых париков". Что это за красные каблуки и что они значили?

Ответ: Красные каблуки – принадлежность щёгольского наряда молодых придворных XVIII-го века. Позднее этим словом обозначали легкомысленных молодых дворян минувшего века, типичных представителей "старого порядка" во Франции, придавая ему то же значение, что словам "петиметр", "маркиз".

Третий вопрос

В седьмой главе романа читаем:
"Архивны юноши толпою
На Таню чопорно глядят
И про неё между собою
Неблагосклонно говорят…"
А кто такие "архивны юноши"?

Ответ: Архивны юноши – молодые люди, служившие в Министерстве иностранных дел. Среди них были "любомудры"(Веневитинов, В.Ф.Одоевский, Иван и Пётр Киреевские…)

Четвёртый вопрос

О своей главной и, несомненно, любимой героине Пушкин пишет: "Татьяна русская душою…". А почему "русская душою"?

Ответ:

"Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С её холодною красою
Любила русскую зиму…
И сани…
И мглу крещенских вечеров.
По старине торжествовали
В их доме эти вечера…
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны…"

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Духовное наследие — детям XXI века :: Связь между развитием учебных умений и навыков учащихся и учебным модулем в интегральной технологии обучения и разработка внеклассного мероприятия "Музей математики" :: Технология модульного обобщающего урока в 5-м классе по теме "Решение примеров и задач на множестве натуральных чисел" :: Повышение вычислительной культуры учащихся :: Игры и задания занимательного характера на уроках математики :: Интегрированный урок по английскому языку и информационным технологиям в профессиональной деятельности по теме: "Деньги. Банк. Обмен валюты" :: Формирование и развитие интереса к математике, Сказка приходит на урок математики ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Школьные занятия: Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD