детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Две Катерины русской литературы : Литература

Цели урока

Дидактические

  • закрепить теоретический материал, выявить знания, умения, пробелы;
  • учить определять замысел автора и видеть его реализацию в общем виде и в деталях;
  • формировать умения и навыки связного, доказательного изложения мыслей в устной форме;
  • формировать понимание художественного произведения с учетом времени его создания, особенностей жанра.

Развивающие

  • развивать способность сравнивать различные произведения в рамках одного жанра, выявить новаторские черты;
  • способствовать развитию эмоциональной сферы учащихся.

Воспитательные

  • воспитывать коммуникативную культуру;
  • содействовать формированию и воспитанию художественного вкуса;
  • помочь в формировании духовно-нравственных принципов в сознании учащихся.

Оформление урока

Рахманинов “Всенощное бдение”; Репродукции картин И. Глазунова.

Ход урока

Среди всех прочитанных вами произведений Лескова, какое понравилось, потрясло более других? Почему?

  • “Леди Макбет...”, т. к. напряженный, детективный сюжет; необычный характер героини: очень сильный, свободолюбивый.
  • “Очарованный странник”.
  • “Тупейный художник”.

Сегодня мы будем говорить о повести “Леди Макбет...”. Написана была повесть 1865г., в начале творческого пути писателя.

Наша с вами задача на сегодня — попытаться разобраться в образе главной героини и понять, что же хотел сказать нам автор, повествуя о столь яркой личности и необычной её судьбе. Обратим внимание на название повести.

В чем странность?

Столкновение понятий относящих к разным стилистическим пластам: “Леди Макбет” вызывает ассоциации с известной шекспировской трагедией, а упоминание Мценского уезда соотносит эту трагедию с глухой российской провинцией.

Так писатель определяет масштабы происходящих событий. Зачем?

Литературные реминисценции на этом не заканчиваются. Прочтём самое начало повести, выясним краткую предысторию Мценской трагедии.

“Выдали её замуж... не по любви, или какому влечению, а так, потому что Измайлов к ней присватался, а она была девушка бедная, и перебирать женихами ей не приходилось.

Эти строки вызывают в нашей памяти другую судьбу — тезки лесковской героини Катерины Кабановой.

Назовите сюжетные параллели в драме Островского. “Гроза” и в повести Лескова :

Молодая купеческая жена расстается с мужем, на время уезжающим из дому. Во время супружеской разлуки к героине Лескова, так же как и к героине Островского, приходит любовь. Обе героини бездетны. Оба сюжета завершаются трагической развязкой — гибелью героинь.

Это сходство — не случайность (в литературоведении его констатация была даже общим местом) Лесков высоко ценил драму “Гроза” и полемизировал с критиками, считавшими, что народный быт может быть лишь предметом уголовной хроники, а не искусства.

Однако повесть Лескова была своеобразной полемикой с известной драмой. Лесков противопоставляет свою героиню Катерине из “Гроза”, выявляя прямо противоположную стихию русского национального характера.

Тема нашего сегодняшнего урока “2-е Катерины русской литературы”. Я уже сказала, что цель нашего урока — понять, осмыслить образ Катерины Измайловой, но размышлять над характером героини мы будем через сопоставление её с Катериной Кабановой.

Чтобы оживить в вашей памяти образ Катерины Кабановой мы подготовили монолог — исповедь героини, вспоминающей о беззаботном житье в родительском доме.

Инсценированный фрагмент: монолог Катерины читает заранее подготовленная ученица, фоном звучит музыка Рахманинова.

Суть характера Катерины Измайловой передана автором в нескольких лаконичных строках автора:

“У Катерины Львовны характер был пылкий, и, живя девушкой в бедности, она привыкла к простоте и свободе”. Она, озорная, жизнерадостная, непосредственная.

Обе героини, выйдя замуж, страдают от несвободы. Но давайте разберемся: одинаковая ли эта несвобода для 2-х героинь, и где это только внешние ограничения, а где внутренние страдание от того, что “темное царство” посягает на мир чувств и переживаний .

Сны и видения Катерины Кабановой для неё вторая реальность, едва ли не более зримая, чем окружающий мир. Обостренная эмоциональность её характера находит реализацию в углубленном религиозном чувстве. Именно на этот внутренний, духовный мир, посягнуло “темное царство”. Теперь она не слышит ангельского пения во время молитвы.

Лесков, напротив, подчеркивает земное, плотское начало в натуре Катерины Измайловой, необычайную скудность её внутренний жизни.

Сходные обстоятельства: “ скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться”, бездетность, жизнь “ за не ласковым мужем”, — экспозиция 2-х разных по своей нравственной и духовной наполненности судеб. Как реагируют героини Лескова и Островского на обстоятельства, определившие их жизнь после замужества?

У Катерины Кабановой тягостный бытовой уклад вызывает внутреннее беспокойство, тоску о былом. А у Катерины Измайловой — сонное оцепенение, доходящее до одури и подчеркнутое повторяющейся деталью: “Катерина Львовна... начнет зевать со скуки”, “посидит, поглазеет... опять ей зевнется”, “зевала — зевала, ни о чем определенном не думая, да и стыдно ей, наконец, зевать стало”.

Как приходит любовь к Катерине Кабановой, с чем можно сравнить надвигающееся чувство?

Любовь приходит к Катерине Кабановой словно “мечта какая — то”. Сама эта мечта окрашена поэтической образностью народной лирической песни: “Все мерещится шепот какой — то: кто — то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует". "И так мысль придет на меня, что кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись”. Она мечтает о любви и страшится её задолго до её появления, так сильно в ней чувство долга.

Представление о супружеской верности для неё — не докучные слова, оно совпадает с влечением её сердца, но не находит опоры в окружающей жизни, Любовь Катерины Кабановой — изначально психологическая драма, заставляющая её и радоваться, и страдать. А как приходит любовь к Катерине Измайловой?

К ней она приходит как игра со скуки. Во время первой встречи с приказчиком Сергеем она словно меряется с ним силою. Игра “на галерее у амбаров” — выход сжатой в скуке энергии, но для Катерины Львовны она оборачивается неуёмной, испепеляющей страстью.

Чем пленил Сергей лесковскую героиню?

Сергей пленил Катерину не силой и дерзостью, а необычными речами, которых так жаждет женское сердце: “Вас, я так рассуждаю, целый день на руках носить надо — и то не уморишься, а только за удовольствие это будешь для себя чувствовать”.

Никто никогда не говорил так с Катериной Львовной, и душа её, жаждущая любви и привязанности, не заподозрила обмана и расчета.

Сцены первых свиданий в повести Лескова, так же как и в драме Островского, окрашены народно - песенной стилизацией, но давайте сравним её значение.

В “Грозе” песенная образность это часть души героини, способ её внутреннего самовыражения. В лесковской повести песенная цитата - своеобразное речевое клише, которым в совершенстве владеет сердцеед — приказчик, соблазняя хозяйскую жену. Он шикует и щеголяет песенными цитатами: “Песня поется “ без мила дружка обуяла грусть — тоска”, и эта тоска, доложу вам, Катерина Львовна, собственному моему сердцу столь, могу сказать, чувствительна, что вот взял бы его вырезал булатным ножом из моей груди и бросил бы к вашим ножкам”.

Для Сергея песенный образ — мелкая разменная монета, которой он привычно пользуется в корыстных целях, для Катерины Львовны — выражение тайных, неосознанных влечений.

А Катерина цитирует песни?

Какой отклик в её душе находят слова Сергея.

Сама Катерина Львовна “песенное слово” произносит редко, но слыша признания Сергея, готова за него “в огонь и в воду, в темницу и на крест”.

Несовпадение смысла песенной цитаты определяется несовпадением её эмоционального восприятия героями повести.

Одна и та же ситуация приводит героинь Островского и Лескова к прямо противоположным действиям. Какие они? Какие мотивы двигают героинь?

Катериной Кабановой двигают мотивы раскаяния и наказания за грехи. Для неё греховным преступлением оказывается нарушение нравственного закона, при котором она не может жить по совести.

У Катерины Измайловой всё иначе. Внутренних преград для страсти в ней нет. И она устраняет внешние препятствия, возникшие у неё на пути, со всей природной
силой своей натуры.

История любви становится историей уголовных преступлений.

Кто был убит первым, как это произошло?

Первое убийство произошло стихийно. Она не собиралась убивать свекра, но он стал 1-й помехой её любви и тем предрешил свою судьбу.

Как Лесков говорит об этом событии? Чувствуется ли в героях потрясение, ошеломление случившимся?

О случившемся говорится как бы скороговоркой, как о деле будничном и привычном. Лесков подчеркивает типичность ситуации одной фразой: “Умер Борис Тимофеевич, да и умер, поевши грибков, как и многие, поевшие их, умирают”. Ничто не изменилось после смерти старого купца ни в городе, ни в его доме. Однако первое преступление, не изменив внешних обстоятельств, преобразило героиню повести: “То она была баба неробкого десятка, а тут нельзя было разгадать, что она себе задумала; ходит козырем, всем по дому распоряжается, а Сергея так от себя и не отпускает”.

Что бы разгадать суть перемен произошедших с героиней обратимся эпиграфу . Какой он?

“Первую песенку зардевшись спеть!” (Поговорка)

Каков его смысл?

Страшно только начало. Человек, совершающий преступление, переступает через собственную совесть, потом его уже ничего не останавливает. Как бы то ни было, хладнокровное убийство свекра — первый шаг на пути нравственного самоубийства героини, за которым — неотвратимость следующих преступлений. Изменения в поведении и повадках Катерины Львовны и использует приказчик Сергей, который становится тонким режиссером мценской трагедии. Первое убийство совершенно помимо воли Сергея, тогда как мысль об убийстве купца Зиновия Измайлова им настойчиво провоцируется. Героиня повести становится послушным орудием в руках жадного и расчетливого умника.

На примере того, как совершается героиней второе преступление, проследим, что первая песенка не прошла бесследно для самой Катерины .

Второе убийство отличается изощренной жестокостью, которую Катерина Львовна демонстрирует не только перед мужем, но и перед любовником. Физической расправе с Зиновием Борисычем предшествует сцена морального унижения, которому подвергает ненавистного мужа купеческая жена. Лесков подчеркивает хладнокровие, с которым совершает задуманное Катерина Измайлова. “Подержи его”, — шепнула она равнодушно Сергею...”. На просьбу Зиновия Борисыча об исповеди: “Хорош и так будишь”. Спокойно и педантично купчиха смывает на полу “два крошечных пятнышка, величиной с вишню”

Как чувствуют себя герои после совершения убийства? Как Лесков сообщает нам об их психологическом состоянии?

Итог психологического состояния преступников выражен красноречиво и
лаконично. “Губы Сергея дрожали, и самого его била лихорадка. У Катерины Львовны только уста были холодны”.

Последующее развитие сюжета, после появления в доме Измайловых неожиданного наследника, для вас предсказуемо?

Да, очевидно, что для любовников уже нет никаких преград для достижения своекорыстных целей: богатство для Сергея, его любовь для Катерины Львовны. Появление в повести мальчика - страстотерпца только подчеркивает глубину нравственного падения Катерины Львовны и Сергея, не прибавляя ничего нового к изображению их характеров.

 

Обратим внимание на своеобразие сюжета повести, в нем 2-е развязки. Какие события можно считать развязками, и для каких сюжетных линий?

Разоблачение преступников и наказание на эшафоте — сюжетный итог событий уголовной мценской хроники. Вторая — трагическая развязка истории любви Катерины Измайловой.

В контексте этих глав мотивы суда и наказания приобретают новый смысл. Как меняется поведение лесковской героини после ареста?

Она впадает в состояние равнодушного оцепенения, при котором страшные перемены в её жизни как будто не доходят до её сознания: “Она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила”.

Лесков скрупулезно анализирует “анатомию” безудержной страсти, огромная разрушительная сила которой обращена не только вовне. Она внутренне уродует естественную природу личности, убивая в Катерине Измайловой известное в женщине материнское чувство. Мечтавшая некогда о ребёнке, как поступает Катерина с новорожденным?

“Катерина Львовна равнодушно отворачивается от младенца в осторожной больнице и так же равнодушно отрекается от него”.

Как Лесков объясняет это нравственное состояние своей героини?

Лесков пишет: “Любовь её к отцу, как любовь многих слишком страстных женщин, не переходила никакою своею частью на ребенка”.

В начале урока, объясняя смысл заглавия, мы сказали, что Лесков как бы совершил смещение времени и пространства. Если мы продолжим это смещение. Поведение Мценской купчихи высвечивает что — то в поступках современных молодых женщин и в судьбе современных сирот - “Отказников” или сегодня совсем другое время и мотивы для таких поступков совсем другие?

Возвратимся к началу разговора на уроке, попытаемся заново осмыслить, определение характера Катерины Измайловой: “сильная, свободная натура”. Как же так, ведь "сильная", "свободная" — это эпитеты, положительно характеризующие героиню? Почему именно эти свойства привели героиню к такому страшному жизненному итогу: преступлениям и утрате собственной личности?

Свобода, не знающая нравственных ограничений, превращается в свою противоположность. Сильная натура, оказавшись во власти “свободы” преступлений, неминуемо обречена на гибель

Возникает вопрос, как, за счет чего уголовная хроника приобретает трагическое звучание?

В событиях, происходящих на этапе, Катерина Львовна изображается иначе, чем в мценском сюжете. Она вызывает не изумление и ужас, как в сценах преступлений, а жалость. Преступница сама становится жертвой, чем сильнее и безогляднее её любовь к Сергею, тем откровеннее и циничнее его надругательство над нею и её чувством. Как некогда наслаждалась беспомощностью и унижением своего мужа Катерина Львовна, так не знает границ в своем садизме её бывший любовник.

С Катериной всё более или менее понятно: она расплачивается не только за каждый свой грех, свое преступление, но и за каждую душевную, нравственную потерю. И эта любовь не украсила, а изуродовала героиню. А вот что же представляет собой Сергей?
Применительно к русской литературе, особенно 19в., мы часто говорим, что герой проходит испытание любовью, и если он оказывается способным на искреннее бескорыстное чувство, значит, душа его жива и автор в него верит. Можно ли так сказать о Сергее? Его жестокость по отношению к Катерине, объясняется тем, что он просто оказывается карающей плетью судьбы. Но Сонетку ведь он любит ни ради денег, как Катерину. Вы верите в его любовь?

Нет. Это не любовь, это, скорее, похоть. Для влюбленного человека мир прекрасен, он не способен на жестокий поступок. Он может быть даже благодарен судьбе, что оказался на каторге, ведь там он встретил любовь. Но Сергей ведет себя иначе. Бездна нравственного падения приказчика так страшна, что его пытаются усовестить видавшие виды каторжники — арестанты.

Пробуждает ли проблески нравственного создания у Катерины Измайловой предел собственных страданий и мучений?

Да, в волжских темных волнах мерещатся ей головы убитых ею свекра, мужа и племянника.

Это леденящее душу видение оказывается последним впечатлением в жизни “Леди Макбет Мценского уезда”. Погибая, она увлекает за собой последнюю свою жертву соперницу Сонетку, и страшная, хищная сила её натуры проявляется в последнем живом движении: “Катерина Львовна бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотвицу, и обе более уже не показались...”

Итак, обе Катерины, и Измайлова, и Кабанова, покончили жизнь самоубийством. Но давайте определим различие трагической развязки судеб героинь Лескова и Островского.

Личность Катерины Кабановой, как и её гибель — “ луч света, озаривший на мгновение бездну темного царства. Катерина Измайлова — плоть от плоти “темного царства”, его прямое порождение. Жертвами любви Катерины Измайловой стали ни в чем не повинные люди. Её собственная смерть - вызов Сергею, последнее жертвоприношение. Но и гибнет она не одна, а увлекает за собой соперницу. Катерина Кабанова ни при каких условиях не сожмет руками горло ненавистной свекрови, даже если любви грозит опасность. И грех, и страх, и жалость останавливают Катерину. Принести в жертву она сможет только себя.

Вспомните, о своей работе над повестью, Лесков говорит: “Мне становилось временами не выносимо жутко, волосы поднимались дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который производил сам движением ноги или поворотом шеи. Это были тяжелые минуты, которых мне не забыть никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов”.

“Леди Макбет Мценского уезда” стоит особняком в творчестве писателя ещё и потому, что он ищет в русской жизни противостояние “добра” и “света”, позволяющее надеяться на то, что в самых тяжких испытаниях удастся “устоять целой земле”.

Д/3: Написать письменную работу на тему “Две повести о любви (Леди Макбет...” и “ Тупейный художник Н. С. Лескова)”.

Тест на знание содержания произведения

  1. Кого из героинь повести Лесков называет Леди Макбет?
  2. Кто и кому говорит: “Вас, я так рассуждаю, целый день на руках носить надо — и то не уморишься, а только за удовольствие это будешь для себя чувствовать”?
  3. Кто был убит первым?
  4. О ком это говорится: “То она была баба неробкого десятка, а тут нельзя было разгадать, что она себе задумала; ходит, козыряет, всем по дому распоряжается”?
  5. Кто и при каких обстоятельствах так себя ведет: “Она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила”?
  6. “Бросилась, как сильная щука на мягкоперую плотвицу, и обе уже более не показались”. Назовите обеих героинь.
  7. Где живет главная героиня (уезд, дом, семья)?
  8. Какая должность была у возлюбленного главной героини?
  9. О ком это говорится: “Характер был пылкий, и, живя девушкой в бедности, она привыкла к простоте и свободе”.
  10. Какой эпиграф в повести?
  11. Как поступает главная героиня с новорожденным?

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Деловая игра "Государство и право". 9–10-й класс :: Комбинированный урок по истории. Тема: "Междуречье (Персия ). Местоположение. Основные занятия жителей. Правители и подданные. Культурное наследие" :: "Общий" словарь как прием формирования познавательной активности на начальном этапе обучения иностранному языку :: Заключительный урок в 10-м классе, Unit 3, Unit 4. Тема: "Счастье… — Это деньги?" :: Интегрированный урок (информатика + математика) по теме "Методы решения логарифмических уравнений" :: Мой любимый динозавр ( My Pet Dinosaur ), 2017 :: Все товары/Дом и дача/Мебель/Готовые комплекты/Детские/Каталог/Детские комнаты/Модульные системы для детской/Модульная детская Алекс (дуб небраска/антрацит) / HomeMe / Модульная детская Алекс вариант №2 (дуб небраска/антрацит) ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD