детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Небольшие самостоятельные и проверочные работы на уроках литературы в 11-м классе : Литература

Встречаем год свиньи!

В центре внимания на уроке литературы должен был текст – внимательное чтение того, что хотел донести до нас, читателей, автор. Как известно, в последнее время можно “знать” литературу, не читая художественного произведения: сборники готовых сочинений, краткие пересказы - все к услугам тех, кто не привык особенно утруждать себя. Есть и другая проблема, о которой очень хорошо писал в своей книге “Зачем я сегодня иду на урок литературы” Л. С. Айзерман : темы сочинений на экзаменах предлагаются такие, что ученику, даже хорошо знакомому с текстом, не под силу справиться с такой работой. И ученики “списывают, заучивают наизусть, в лучшем случае создают компиляции из прочитанного. Так создается видимость знаний, ничего общего не имеющая с соразмышлением и эмоциональным сопереживанием. Все чаще не имеющая ничего общего даже с прочтением тех произведений, о которых говорит и пишет ученик”. (1)Конечно, коренным образом простой учитель вряд ли может исправить ситуацию, но попытаться приобщить учеников именно к чтению художественного текста он должен. И здесь свою роль могут сыграть небольшие доступные большинству учащихся самостоятельные и проверочные работы, которые позволят выяснить знание текста и понимание прочитанного. Предлагаю несколько таких работ, которые можно использовать на уроке, в качестве домашнего задания, а также для индивидуальной работы.

Самостоятельная работа по творчеству С. Есенина

Вариант 1. “Собаке Качалова”

1. Что, на ваш взгляд, заставляет поэта обращаться к собаке ? Есть что-то общее у них?

2. О чем “разговаривает” с Джимом поэт?

3. Описывая собаку, Есенин использует различные художественные средства. Какие?

  • “голубчик” -
  • “бархатная шерсть” -
  • “дьявольски красив” -
  • “как пьяный друг” -

4. Как меняется смысл стихотворения, если в строке “Не знаешь ты, что жить на свете стоит” логический акцент перенести со слова “стоит” на слово “что”?

5. Какие чувства владеют лирическим героем? Как создается это настроение?

6. К какой лирике (любовная, философская, стихи о животных и т. д. ) можно отнести это стихотворение?

Вариант 2. “Не жалею, не зову, не плачу…”

1. К какой лирике (пейзажная, философская и т. д. ) можно отнести стихотворение?

2. О чем размышляет поэт? (Проследить за развитием мысли, выделить не менее 3-х моментов)

3. В стихотворении использовано много различных художественных средств.

Определить каких.

  • “золото увяданья” -
  • “розовый конь” -
  • “как с белых яблонь дым” -

Какую особенность художественного стиля поэта подтверждают эти цитаты?

Какой вид тропа преобладает в этом стихотворении?

4. Как понять следующие строки?

“сердце, тронутое холодком”

“страна березового ситца”

“Я теперь скупее стал в желаньях”

5. Настроение стихотворения грустное. Какие слова создают грусть?

Вариант 3. “Шаганэ ты моя, Шаганэ. . ”

1. Стихотворение относится к любовной лирике. Какую еще тему затрагивает поэт?

2. Тема любви поэта к южанке уже звучала в русской лирике. С каким стихотворением Пушкина перекликается строчка “Не буди только память во мне…”?

3. Для создания образа родины используются различные художественные средства ? Определить какие.

  • “луна там огромней в сто раз…”
  • “волнистая рожь”
  • “Эти волосы взял я у ржи…”

Объясните, как понимать эти строки.

4. Какую роль играет многоточие.

5. Стихотворение написано в виде обращения к Шаганэ. Какие слова и выражения относятся к разговорному стилю?

М.А. Булгаков. Проверочная работа № 1. “Ершалаимские главы”

Вариант 1.

1. Угадайте героя: больше всего на свете он ненавидел запах розового масла.

2. Чем Иешуа отличается от библейского Иисуса?

3. Прокомментируйте отрывок (после того как Иешуа рассказал о своем разговоре с Иудой, в котором Иешуа высказал свою точку зрения на власть):

“Секретарь, стараясь не проронить ни слова, быстро чертил на пергаменте слова. “На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия ! – сорванный и больной голос прокуратора разросся. Прокуратор с ненавистью почему-то глядел на секретаря и конвой. ” Почему?

Вариант 2.

1. Угадайте героя: “Римского прокуратора называть иегемон. Других слов не говорить. Смирно стоять. Ты понял меня или ударить тебя?”

2. Как решил поступить с Иешуа Пилат, пока не прочитал последний донос?

3. “Секретарь смертельно побледнел и уронил свиток на пол…Секретарь думал теперь только об одном, верить ему своим ушам или не верить. Приходилось верить. Тогда он постарался представить себе, в какую именно форму выльется гнев вспыльчивого прокуратора при этой неслыханной дерзости арестованного”. Что такого дерзкого наговорил арестованный прокуратору?

Вариант 3.

1. Угадайте героя: “Обычно маленькие глаза свои пришелец держал под прикрытыми, немного странноватыми, как будто припухшими, веками…Но по временам широко открывал веки и взглядывал на собеседника внезапно и в упор…Это продолжалось одно мгновенье, после чего веки опять опускались, суживались щелочками. . ”

2. Как объяснил Левий Матвей свой отказ служить у Пилата?

3. Кто заплатил Иуде деньги за донос на Иешуа?

М. А. Булгаков. Проверочная работа № 2

Вариант 1.

1. Угадайте героя. “Я знаю пять языков, кроме родного, английский, французский, немецкий, латинский и греческий. Ну, немножко читаю по-итальянски.

2. Почему, когда Иван назвал Мастера писателем, он потемнел лицом и погрозил ему кулаком ?

3. “А вам, что же, мои стихи не нравятся? – с любопытством спросил Иван. – Ужасно не нравятся. – А какие вы читали? – Никаких я ваших стихов не читал ! – А как же вы так говорите?” Как Мастер объяснил свои слова?

Вариант 2.

1. Назовите настоящее имя поэта Ивана Бездомного?

2. Маргарита была замужем, но в то же время была очень одинока. Как она объясняла причины своего одиночества?

3. Писатели ожидают Берлиоза. Разговаривают о дачном поселке в Перелыгино.

“Не надо,товарищи, завидовать. Дач всего 22, и строится всего 7, а нас в МАССОЛИТЕ три тысячи. …Естественно, что дачи получили наиболее талантливые из нас. – Генералы! - напрямик врезался в склоку Глухарев – сценарист.

Бескудников, искусственно зевнув, вышел из комнаты. ” Как вы можете объяснить поведение Бескудникова?

Вариант 3.

1. “Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом”. Что это за здание?

2. Какова судьба романа, после того как его не приняли в редакции?

3. Чем привлек Мастера Алоизий Могарыч?

Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского

1. “Поэт рабочий” (1918): приведите цитату, показывающую, что труд поэта ничем не хуже труда рабочего

2. “Сергею Есенину” (1926):

Как понимаете строчки ?

  • “Подражатели обрадовались: бис! \ Над собою чуть не взвод расправу учинил”
  • “Вам и памятник еще не слит, - где он, бронзы звон или гранита грань? -
  • а к решеткам памяти уже понанесли посвящений и воспоминаний дрянь”

Сравните строчки Есенина и Маяковского – отношение поэтов к жизни. В чем разница?

Есенин: “В этой жизни умирать не ново, \ Но и жить, конечно, не новей”

Маяковский: “В этой жизни помирать не трудно, \ Сделать жизнь значительно трудней”

3. “Разговор с фининспектором о поэзии” (1926)

А) Как сам поэт отвечает, о чем стихотворение? (цитата)

Б) Выпишите цитаты, которые дают определение, что такое поэзия, рифма,

В) Как вы понимаете строчки, сказанные поэтом о себе?

  • “А что, если я с десяток пегасов загнал за последние 15 лет?”
  • “А что, если я народа водитель и одновременно – народный слуга?
  • “Приходит страшнейшая из амортизаций амортизация души и сердца”

Определите, какими тропами являются выделенные слова.

4. “Юбилейное” (1924)

Как известно, футуристы в манифесте “Пощечина общественному вкусу” призывали “бросить Пушкина… с Парохода современности”. Как, судя по этому стихотворению, относится Маяковский к Пушкину и почему именно так? Аргументируйте ответ.

Как вы понимаете слова поэта “бойтесь пушкинистов”?

5. Вступление к поэме “Во весь голос”

Маяковский пишет:

Для вас, которые здоровы и ловки,
Поэт вылизывал чахоткины плевки
шершавым языком плаката…
…Я, ассенизатор и водовоз,
Революцией мобилизованный и призванный,
Ушел на фронт из барских садов
Поэзии - бабы капризной.

Как вы понимаете эти строчки?

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Урок математики во 2-м классе по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова :: История построения музыкальной гаммы :: Изучение элементов математического анализа в старших классах :: Сценарий праздника "Маленькая Золушка" для учащихся 5—6-х классов :: Игра "Редкие и охраняемые растения Хабаровского края" :: Математическая игра в 8-м классе: "Счастливый случай" :: Интегрированный урок для учащихся 9-го класса по теме: "Многоликая симметрия" ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Школьные занятия: Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD