детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Литературная гостиная "Три поры осени" : Литература

Цели:

  • познакомить с поэзией русских поэтов; с репродукциями картин русских художников;
  • показать особенности творчества мастеров художественного слова и пейзажистов;
  • воспитать у учащихся чувство любви к русской поэзии и живописи; создать основу для гибкого понимания детьми родной природы, любви к ней.

Оформление: репродукции:И. Левитан “Золотая осень”; В. Поленов “Золотая осень”;И. Остроухов “Золотая осень”; А. Саврасов “Проселок”; В.Серов “Осенний вечер”; М. Нестеров “Осенний пейзаж” и другие.

Музыкальное оформление: П.И. Чайковский “Времена года”.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

“А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?” К. Ушинский

Учитель: “Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия это живопись, которую слышат”, - говорил живописец итальянского возрождения Леонардо да Винчи. Взгляни: живопись сродни поэзии, у каждого художника, как и у каждого поэта, - своя весна, своя осень, свое лето, своя зима. В каждой картине – особое настроение, особый взгляд, пристрастия художника. Но все картины и все стихи объединены нежностью к родной земле, любовью к её природе, потому так живописны стихи и так поэтичны картины.

Если спросить, какое время года ты любишь больше, ты и на этот вопрос, немножко подумав, ответишь и даже объяснишь, почему то, а не другое. Наверное, лето? Потому что каникулы, купаться можно и целый день на улице играть. Или зиму? Потому что любишь кататься на лыжах и играть в снежки. А может быть, весну? Потому что все синее становится небо, все звонче поют птицы, и ты радуешься ласковому солнцу.

Любимым временем А.С. Пушкина была осень.

Чтец №1:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

А.С. Пушкин

Учитель: За что же любил великий поэт это время года? Что больше всего ценил в ней?

На эти вопросы попытаемся найти ответы, посетив нашу литературную гостиную.

Тема первого занятия “Три поры осени”.

Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой… Может быть, мы правы? Осенью корче становятся наши прогулки, фасады домов делаются какими-то скучно гладкими, все на одно лицо. А иногда кажется, что неба вовсе нет: одна серая пелена.

Учитель:

Осенний скучный день. От долгого дождя
И камни мостовой, и стены зданий серы;
В туман окутаны безжизненные скверы,
Сливаются в одно и небо, и земля.

В. Брюсов

Что в ней хорошего? – думают обычно. А ведь она совсем не скучна. Попробуем с вами совершить путешествие в осень. Из всех времен года она – самая застенчивая, и трудно бывает проследить её шаги. Но есть живопись, стихи, музыка – они помогут нам.

Художники – искатели красоты. Они умеют увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаемся равнодушными. Они помогут нам понять прелесть осени. Ведь каждый из них находит в ней свои краски.

Ведущий №2: Да и сама осень так разнообразна! “Осень красок”, “Осень ветров”, “Осень дождей!”

Каждая пора прекрасна по-своему, но в природе они не разграничены четко. В мирную осень, полную вспыхнувших вдруг красок, врываются дожди и ветры. Но золото осени еще не тускнеет. И после дождя она полна свежести и сияния. Да и поздняя осень с хаосом дождей и ветров вдруг дарит дни, полные такой тихой и ясной задумчивости, что кажется: зима не придет еще долго.

Ведущий №1: Начинается осень с особенной тишины. Тишина такая, что кажется, природа задумалась глубоко-глубоко. Все дела завершены, и природа отдыхает. Отдыхает от напряженной весны, когда надо было прогнать зиму и разбудить все живое, отдыхает от знойного лета, от стремительных и гулких августовских гроз.

Алексею Константиновичу Толстому близка эта мягкая задумчивость, эта тишина осени: (отрывок)

Прозрачных облаков спокойное движенье,
Как дымкой солнечной перенимая свет,
То бледным золотом, то мягкой синей тенью
Окрашивает даль. Нам тихий свой привет
Шлет осень мирная. Ни резких очертаний,
Ни ярких красок нет …

Ведущий №2: Природа вся полна последней теплоты. Природа свободно справляет свой тихий праздник. Вот эту тишину осени, ясную радость отдыха лучше всего передал Левитан.

Как удалось Левитану красками передать тишину? Ведь цвета на картине тревожно контрастны: нежно-золотая листва берез и мрачная, лиловая вода реки. В такой реке купаться уже не захочется. Но посмотрите, как художник смягчает контраст этих ярких тонов. Пятна света и тени лежат на широком поле, трава то золотится под лучом солнца, то становится серовато-пепельной от тонких облаков, закрывших ее. Легкие тени берез трепетно скользят по склону холма, спускаются к реке и густеют до холодного, тяжелого цвета воды.

Ведущий №1: Помните стихотворение Тютчева, созвучное этой картине? Оно не повторяет левитановскую Золотую осень, но так близко ей по настроению:

Чтец №2:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и подал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде –

Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь, -
И льется чистая и теплая лазурь,
На отдыхающее поле…

Учитель: Подумайте, чем близки картина Левитана и стихотворение Тютчева и что отличает их по настроению и образам?

Ведущий №2: Ранняя осень заворожила многих художников. Поленов тоже писал много картин о ней. И среди них “Золотая осень”. От нее тоже веет тишиной, но есть в ней что-то настораживающее, тревожное. Отчего это? Ведь золотые березки будто танцуют в легком хороводе, дорожка бежит стремительно и зовет в даль. Но плавное, медленное течение реки не поддается этим легким ритмам. Река уже подчинилась осени. Она скорее привыкла к ней, чем эти светлые березы, толпящиеся вокруг. Наверное, эта неравномерность движения, которая так ясно чувствуется в чуткой тишине, рождает тревогу.

Учитель: Какая из этих двух картин вам больше нравится и почему?

Поэт Евгений Баратынский в стихотворении “Осень” тоже заметил, что тишина и медлительность дыхания осенних дней не только успокаивают, но и тревожат предчувствием опустошения.

Чтец №3:

И вот сентябрь! замедля свой восход,
Сияньем хладным солнце блещет,
И луч его в зерцале зыбком вод
Неверным золотом трепещет.
Седая мгла виется вкруг холмов;
Росой затоплены равнины;
Желтеет сень кудрявая дубов,
И красен круглый лист осины;
Умолкли птиц живые голоса,
Безмолвен лес, беззвучны небеса!

Ведущий №1: Но ведь не всегда осенние дни полны нежным золотом последнего тепла, не всегда они ласковы и кротки, “Скажете вы!”. Конечно, вместе с осенью приходят дожди. Но какие это озорные и даже милые поначалу ливни! Они не угнетают нас, не томят, они стремительны, их серебристые струи мешаются с золотом солнечных лучей.

Чтец №4:

Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую,
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.

“Сентябрь” Николай Заболоцкий

Учитель:

Какие чувства охватывают поэта в начале и в конце стихотворения?

Зачем дана метафора: “Сыплет дождик большие горошины”?

Где и почему совершается перелом в стихотворении?

Почему в начале – “тополь взъерошенный”, а потом – “засиявшая орешина”?

Какими красками призывает поэт запечатлеть праздник осени?

Ведущий №2: Художники слышат призыв поэта, они пишут осень прозрачной и печальной, грустной и светлой. Ведь осень так нарядна, так празднична.

Праздник осени описан в поэме Ивана Бунина “Листопад”.

Чтец №5:

Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют.
А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца…
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.

Ведущий №1: Это все еще золотая осень. Так и называется картина Остроухова. Но здесь нет уже нежной ласковости “Золотой осени” Левитана; скрытая, тайная настороженность картины Поленова у Остроухова звучит резче.

Как-то тревожно от этой последней красоты леса: черные стволы – и яркая, золотая, розовая листва, бурая трава – и ясное голубое небо. Оно так смело глядит сквозь поредевшую листву. Осенью земля уже не в силах удержать весь жар золотого лета, земля отдает тепло листьям, на них будто задержалось солнце.

Но праздник листьев недолог: медленно слетают они с деревьев, становятся ласковым, шуршащим покровом земли.

Давайте простимся с осенью красок и еще раз проследим ее шаги по картинам художников: Левитана, Поленова, Остроухова. (Музыка “Танец листьев”).

Ведущий №2: Вот и начинается осень ветров. Они стараются сорвать пышное убранство лесов, растрепать траву и подхватить на своих крыльях птиц, улетающих в теплые края. Эти ветры несут уже не прохладу, а резкую колкость холода.

Учитель:

Но вот приходит ветер. Все что было чистым,
Пространственным, светящимся, сухим, -
Все стало серым, неприятным, мглистым,
Неразличимым. Ветер гонит дым,
Вращает воздух, листья валит ворохом
И верх земли взрывает порохом.

Н. Заболоцкий “Осень” (музыка “Ветер”)

Ведущий №1: Когда в тишину осени врывается ветер, все приходит в движение:

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Не даром С. Есенин сравнивает листья с “легкой стаей бабочек”, которые подхватываются порывом ветра и летят, и кружатся, так как не могут побороть эту силу ветра.

Ведущий №2. Иногда кажется, листья радостно отдаются ветру, будто надеются, что он поможет им догнать тепло и свет.

В одном из своих стихотворений Тютчев дал этим листьям голос, позволил им спеть стремительную, как ветер, песню:

Чтец №6:

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
И тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим.
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!..
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Учитель: Чем листья в стихотворении Тютчева не похожи на “бабочек легкую стаю” в стихотворении Есенина?

Ведущий №1: Но тревожное движение листьев, сиротливое дрожание или отчаянное озорство не нарушают спокойствия леса. Он мужественно и гордо молчалив. Осень не хочет отдать времени своих красок сразу. Это неуступчивость осенней красоты отмечена многими поэтами. “Кисти ярко-красные вянущих рябин” еще ярче среди блеклых осенних красок. “Огненный куст” настурций в пустующем саду, неподвижно пылающие канны вокруг умолкнувших фонтанов - последние взлеты осенней красоты. Об этом и пишет Фет:

Чтец №7:

Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Вдохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло
Но в дуновении мороза,
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.

Ведущий №2: И вот, когда увяли последние цветы, становится по-настоящему грустно. Осень ветров пригнала столько туч, что дожди, кажется, затопят всю землю.

Чтец №8:

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.

А. Плещеев

Ведущий №1: Это пришла осень дождей, и мы иногда начинаем чувствовать себя беззащитными перед наступающим холодом, перед этими непрерывными дождями, перед свирепостью вздорно мечущихся ветров.

Некрасов в стихотворении “Перед дождем” говорит об этом так:

Чтец №9:

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится;
Налетел со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Ведущий №1: Вот в такие дни и приходят к нам грустные воспоминания, длинные, как осенние тени.

Чтец № 10:

Суровой осени печален поздний вид,
Уныло спят безмолвные растенья,
Над крышами пустынного селенья
Заря небес болезненно горит.
Закрылись двери маленьких избушек,
Сад опустел, безжизненны поля,
Вокруг деревьев мерзлая земля
Покрыта ворохом блестящих завитушек,
И небо хмурится, и мчится ветер к нам,
Рубаху дерева сгибая пополам.

Н. Заболоцкий

Ведущий №1 (под музыку): Что мажет быть унылее серой пелены осеннего дождя, погасившего яркие краски осени? Но и поздняя осень по-своему хороша. Как-то особенно чувствуешь в этих опустевших полях, среди этого обнаженного леса свободу. Ничто не мешает взгляду – нарядные завесы спали, и нам открыты огромные дали.

Может быть, отчетливее всего эта свобода осени, ее последнее умиротворение переданы в “Осеннем пейзаже” М. Нестерова, художника, особенно любившего тишину. Природа здесь сосредоточена на самой себе. Кажется, что она задумалась, толи вспоминая свое летнее великолепие, то ли боясь спугнуть миг совершенной ясности, незамутненности никакими заботами, миг полной свободы.

Учитель: Зачем в картине столь большое место отведено небу и воде? Найдите эпитеты, характеризующие их; Зачем художник на первом плане поместил однобокую, тоненькую ель?

Домашнее задание: напишите сочинение по теме: “Что мне нравится в осени?” или “Осенний лес” выучите наизусть одно из стихотворений об осени, которое вам понравилось.

Учитель:

Все богатства русского пейзажа
В полное владение нам даны:
Вьюжных зим серебряная пряжа,
Кружева зеленые весны.
Летний полдень в поволоке зноя,
Вечер, заглядевшийся в ручей,
Узорочья луговин цветное,
Теплый воск желтеющих полей.
Расписные крылья листопада,
Над бездонной синевой озер.
Все это твое, и сердце радо
Целый мир влюбить в родной простор.

Н. Рыленков

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Урок-праздник в 6-м классе "Масленица"по теме: "Блины, блинчики, оладьи" :: Урок по технологии: "Оживший лоскуток" :: Самореализация личности в условиях современного образования :: Классный час на тему: "Изучаем Конвенцию о правах ребенка" :: Виды работ над словами с непроверяемыми орфограммами. Опыт работы со словарными словами в 1–2-м классах :: Красный воробей ( Red Sparrow ), 2018 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

06.12.17: Ямагатский грипп, надвигающийся на Россию: чем страшен, а чем нет? (Спойлер: прививки в данном случае не помогут)

05.12.17: Травля в детских коллективах (да и не только детских): коротко и образно в изложении Валерия Воскобойникова

01.12.17: Напоминаем, что мы уже больше 10 лет отбираем для Вас самые лучшие сценарии новогодних праздников и утренников для детей!

02.11.17: «Стрепсилс» изымают из аптек: почему и что это для нас значит? (Спойлер: да, в общем-то, ничего)

30.10.17: Подробности об эпидемии пневмонии-2017

25.10.17: Что такое "внебольничная пневмония" 2017 года?

22.10.17: Особенности гриппа "Мичиган" (штамм сезона 2017-2018 гг.)

09.09.17: Чемпионский титул или смартфон? Выбор для подростка

26.08.17: Букеты из чая, кофе и конфет

11.08.17: Готовимся к 1 сентября: Модные букеты 2017

16.07.17: До какого возраста и на каком сиденье необходимо автокресло ребенку. Изменения в ПДД с июля 2017

09.07.17: Влияют ли позы партнеров на вероятность успешной беременности и если да, то как.

02.07.17: Режутся зубки у ребенка: чем снимать боль



Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Диалектные ошибки в устной и письменной речи учащихся, спровоцированные украинским говором
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru