детские
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Доктор занимательных наук : Математика

Ход мероприятия

Песня «Последний звонок»

(слова Е.Горбанской музыка О. Иванова.)

Опять впервые кто-то
Листает буквари
А для кого-то пара тесной стала.
Встречая новый день
Мы с грустью говорим:
«Как жаль, что десять лет так мало».

Припев.
Часы бегут, бегут, бегут,
И завтра, выбрав свой маршрут,
Уйдут выпускники.
Десятый класс, десятый класс
В последний раз для нас звенят звонки.

А я смотрю украдкой
В Алёшкины глаза
В них солнце в день осенний засияло.
Пока я не успела
О главном рассказать:
«Как жаль, что десять лет так мало».

Припев.

Останутся на память
Все наши сентябри
И выпускной рассвет с зарёю алой.
Вдали от школьных парт
Не раз мы повторим:
«Как жаль, что десять лет так мало».

Припев.

Ведущий 1. Открываем заседание клуба любителей точных наук. Сегодня вы узнаете о человеке, который внес большой вклад в развитие этих наук.

Ведущий 2. «Певец математики, бард физики, поэт астрономии, герольд космонавтики - таким был и остался в памяти Яков Исидорович Перельман».

Академик В.П.Глушко.

Ведущий 3. Блез Паскаль говорил, что «предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным».

Ведущий 4. Именно Яков Исидорович Перельман обладал таким редким даром захватывающе интересно рассказывать о сухих научных истинах, возбуждать жгучее любопытство и любознательность – эти первые ступени самостоятельной работы ума.

Ведущий 1. Тому, кто умеет быстро соображать, на заседании не будет времени скучать. Всем придется немного потрудиться над решением предложенных задач. А, вместе с тем, повеселиться в меру принятых неудач.

Ведущий 2. Только, чур, никому не сердиться, за шутки и весёлый смех сердиться грех.

Ведущий 3. Итак, друзья будем взаимно вежливы.

( На сцену быстро друг за другом выходит группа ребят, один мальчик на ходу громко говорит, видимо продолжая начатый спор.)

- Не верите, сейчас убедитесь в этом сами. Пожалуйста, рассаживайтесь, я вам покажу этот арифметический фокус. А вы постарайтесь раскрыть его секрет. Прошу быть всех внимательными. Пусть кто-нибудь из вас, хотя бы ты…(называет имя одного из ребят) напиши на бумаге тайно от меня трехзначное число.

- Могут быть и нули в этом числе?

- Не ставлю никаких ограничений. Любое трехзначное число, какое пожелаете!

- Написал. Что теперь?

- Припиши к нему это же число ещё раз. У вас получится, конечно, шестизначное число.

- Есть. Шестизначное число.

- Передайте листок соседу, что сидит подальше от меня. А он пусть разделит это шестизначное число на семь.

- Легко сказать: разделить на семь! Может и не разделится.

- Не беспокойтесь, поделится без остатка.

- Числа не знает, а уверен, что поделится.

- Сначала разделите, а потом будем говорить.

- На ваше счастье разделилось.

- Результат вручите своему соседу, не сообщая мне. Он пусть разделит его на 11.

- Думаете, опять повезёт-разделится?

- Делите, остатка не получится!

- В самом деле, без остатка. Теперь что?

- Передайте результат дальше. Разделим его …ну, скажем, на 13.

- Что ты, какие числа подбираешь 7, 11, 13? Терпеть их не могу, особенно 13. Без остатка на 13 мало, какие числа делятся. Не зря его чёртовой дюжиной прозвали. (Делит.) Ага, разделилось без остатка! Везёт же тебе!

- Дайте мне лист с результатом, только сложи его пополам, чтобы я не видел числа. (Трясёт лист в воздухе, что-то приговаривая, подул и подал второму мальчику).

- Извольте получить задуманное вами число. Правильно?

- Совершенно верно, именно это число я и задумал.

- ( В зал.) Разгадайте, в чем секрет этого фокуса?

Ведущий 1. Этот арифметический фокус, как и головоломки, которые вы представили на конкурс, взяты из книг Якова Исидоровича Перельмана - «доктора занимательных наук». Выставка его книг представлена на нашем заседании.

Ведущий 2. Яков Исидорович Перельман родился в Белостоке 17 декабря (22 ноября по старому стилю) 1882 года в семье далёкой от науки. Отец был бухгалтером. Мать - учительница. Несмотря на бедственное положение семьи, мать решила дать детям хорошее образование.

Песня «В квадратном королевстве»

(слова П.Синявского, музыка Зобниной)

Корень квадратный, славный и знатный,
Был в королевстве своем королём
Чтобы тетрадки были в порядке,
Строго следил он за каждым нулём.

Цифрам придворным внушал он упорно,
Что унижение - страшное зло
Места для лести в том королевстве
Тоже по правилам быть не могло.

Около трона, словно шпионы,
Чьи-то ошибки в засаде сидят,
Чтобы завысить или занизить,
Чтобы хоть раз переврать результат.

Охает корень от горького горя,
Слышатся возгласы с разных сторон:
Ваше величество! Ваше величество,
Не помещается больше на трон.

Всё он исправил при помощи правил,
Вплоть до десятых и сотых долей
Корень квадратный, славный и знатный,
Стал самым точным из всех королей.

Ведущий 3. 18 августа 1895 года Яков поступает в Белостокское реальное училище. Любимыми его предметами были математика и физика.

Ведущий 4. 3 июля 1901 года он окончил реальное училище и осенью надел форму студента Лесного института. Но лесничим так и не стал. У него было другое призвание. Я. И.Перельман занялся педагогической, научной и литературной деятельностью. Он стал автором ряда учебников и многочисленных научно – популярных книг и статей.

Ведущий 1. Так, в первом номере журнала «В мастерской природы» был опубликован его очерк «Живой планетарий», в котором рекомендовался опыт с участием школьников. Его мы предлагаем вашему вниманию.

Ведущий 2. Сейчас мы наглядно «разыграем в лицах» совместные движения Земли (выходит девочка) и Луны (девочка) вокруг Солнца (девочка).

(Включается музыка, Земля совершает один круг, а Луна 12 полных оборотов, пока Земля замкнёт один круг.)

Ведущий 2. Побыв в нашем планетарии, вы сможете представить траекторию движения Луны в пространстве – спиралеобразную линию.

Ведущий 3. Литературное и популяризаторское мастерство в полной мере проявилось в первой книге Перельмана «Занимательная физика».

Ведущий 4. Она вызвала ошеломляющий успех у читателей. Один из удивительных физических парадоксов, описанных в этой книге, мы предлагаем вам посмотреть и попытаться объяснить.

Песня «Жил да был…»

(слова В.И. Шевчук, музыка В. Зобниной).

Жил да был большой учёный
Удивительно большой
Он обедал увлечённо
Трёхметровою лапшой
В бочке он компот мешал
И открытья, что ни слово
Пребольшие совершал.

Как к большому пароходу
Прицепить большой утюг?
Как приделать пешеходу
Двадцать ног и двадцать рук?
Как сложить из телевышки
Стоэтажную кровать
Как из мелкого врунишки
Вдруг большим учёным стать?

Опыт «Можно ли вскипятить воду снегом?»

Налейте в круглую склянку с выпуклым дном воды до половины и погрузите в кипящую солёную воду. Когда вода во флаконе закипит, и выньте его из кастрюли и быстро закупорьте заранее приготовленной пробкой. Теперь переверните флакон и ждите, пока кипение внутри него прекратится. Выждав этот момент, облейте флакон кипятком, - вода не закипит. Но положите на его донышко немного снегу или даже просто облейте его холодной водой – и вы увидите, что вода закипит. Снег сделал то, чего не мог сделать кипяток!

В чём секрет?

(Ответ. Разгадка в том, что снег охладил стенки флакона; вследствие этого пар внутри сгустился в водяные капли. А так как воздух из стеклянного флакона был выгнан ещё при кипячении, то теперь вода подвержена в нем гораздо меньшему давлению. Но известно, что при уменьшении давления на жидкость, она кипит при температуре более низкой.)

Ведущий 1. В 1913 году Перельман встретился с профессором Хвольсоном, членом – корреспондентом Академии наук, который сказал:

Хвольсон: «Книгу вашу прочитал с превеликим удовольствием. Я старый физик, курс в университете читаю скоро сорок лет, но признаюсь, не представлял себе, что сей предмет, может быть так удивительно изложен. Мой вам совет: продолжайте писать подобные книги и впредь».

Ведущий 1. Окрыленный успехом, Перельман приступил к созданию популярных книг по математике, физике, астрономии.

Ведущий 3. Были выпущены книги «Живая математика», «Занимательная геометрия», «Занимательная арифметика», «Занимательная алгебра» и ещё 42 книги. Их с увлечением читают и взрослые, и дети.

Фокус «Зачёркнутая цифра»

(Под музыку выходит факир).

- О, юные отроки! Вижу, вы устали, заскучали. Достаньте свои блокноты и вооружитесь ручками, я вам приготовил пищу для ума, но мне нужен один помощник из зала.

(Помощник пишет на доске, зрители в своих блокнотах.)

Задумайте какое-нибудь трехзначное число.

Найдите сумму цифр этого числа.

От задуманного числа отнимите полученную сумму.

В том числе, которое получилось, зачеркните одну цифру, безразлично какую.

Назовите мне оставшиеся цифры.

Ваша зачёркнутая цифра __.

(Например, число 847. 847-(8+4+7)=847-19=28.Сложив 2и8,вы соображаете, что до ближайшего числа, делящегося на 9, то есть до 18 - не хватает 8. Это и есть зачёркнутая цифра. Если сумма сообщённых цифр равна 9, то зачёркнутая цифра 0 или 9).

Есть ещё желающие? Пожалуйста! Задумайте какое-нибудь четырёхзначное число.

В этом числе поменяйте цифры местами как угодно и запишите полученное число.

Из большого числа вычтите меньшее.

В полученной разности зачеркните любую цифру, а остальные назовите мне.

Зачёркнутая цифра-это…

(Пример,

8247

2748

5499

9 + 9 + 5 = 23,

27 - 23 = 4.

Ведущий 1. Вашему вниманию был представлен арифметический фокус. « Зачёркнутая цифра », обоснование, которого вы найдёте на страницах книги «Живая математика».

Ведущий 3. Перельман создал и утвердил новый вид занимательного образования, доступного миллионам людей, остроумного, весёлого, вызывающего живой интерес к науке.

Ведущий 1. В июле 1934 года в СССР приехал английский писатель фантаст Герберт Уэллс. На встрече с группой ленинградских популяризаторов науки он заметил:

Уэллс: «Простите, не вы ли тот самый Джейкоб Перлман, который столь своеобразно интерпретировал мои некоторые сочинения?»

Перельман: Тот самый…

( По залу проходит человек-невидимка).

Ведущий 1. Ой, ребята, кто это?

(Из зала).

Уэллс: Да это же мой человек-невидимка.

Ведущий 1. Возможно, ли самому видеть, а другим быть невидимым?

Перельман: Человек окажется невидимым после того, как его вещество станет прозрачным и обладающим той же оптической плотностью, что и окружающий воздух, тогда отражения и преломления света на границе человеческого тела с воздухом не будет, и он превратится в невидимку. Люди перестанут его видеть

Ведущий 1. А сможет ли он сам их видеть?

Перельман: Нет. Ведь все его части, в том числе и глаза, перестанут преломлять световые лучи, и никакого изображения на сетчатке глаза не будет возникать.

Уэллс: Да, ловко вы разоблачили моего «человека-невидимку».

Фокус «Кто что взял?»

(Музыка. Две девочки-ассистентки танцуют восточный танец.)

Первая девочка: Сегодня проездом в нашем городе находится великий маг, волшебник и чародей Вадэмус из Перельмании. Встречайте!

(Под музыку выходит «Вадэмус»).

Вторая девочка: Для участия в фокусе я приглашаю трёх желающих из зала, сейчас каждый из вас спрячет по одному из этих предметов: ключ, ложка, ручка. А великий Вадэмус отгадает, у кого какой предмет.

( Музыка. Вадэмус отворачивается, закрывается плащом. Участники прячут предметы в карманы. Музыка смолкает, маг поворачивается к залу.)

Вадэмус: Я даю тебе (имя первого участника), - 1 шашку.

Тебе (имя второго участника), - 2 шашки.

Тебе (имя третьего участника), -3 шашки.

Сейчас я покину зал, а вы должны выполнить мои указания. Кто взял ключ возьмет ещё столько шашек, сколько я ему дал. Кто взял ложку, возьмёт шашек в 2 раза больше, чем я дал. Кто взял ручку, тот возьмёт шашек в 4 раза больше, чем я дал.

(Уходит. Участники разбирают шашки.)

Первая девочка: О, великий Вадэмус, мы ждём вас.

(Выходит маг, и называет у кого какой предмет.)

Вадэмус: Покажите ваши предметы.

(Ассистенты уходят в танце с магом.)

Ведущий 1. 15октября 1935 года в Ленинграде начал функционировать Дом занимательной науки-зримая овеществлённая экспозиция книг Перельмана.

Ведущий 4. Перенесемся мысленно в прошлое.

Ведущий 2. Заглянем в некоторые залы Дома занимательной науки. Например, «Цифирная палата», над дверью в которую, стихотворное назидание.

Ведущий 3.

А смотри всех паче
Разума в задаче,
Потому бо знати
Как сие писати.

Ведущий 4. Бурю восторга посетителей вызвал отгадчик «Мудрый филин». В нашем зале он тоже есть. Все, о чем просит мудрая птица, исполняйте быстро и правильно, без ошибок. Итак, внимание.

(Включаем тумблер, глаза филина светятся.)

Филин. « Задумайте любое число из трех различных цифр. Запишите его тайком от меня».

(Пауза. Новая вспышка.)

Филин. Теперь припишите к нему столбиком то же самое число, но в обратном порядке цифр».

(Пауза)

Филин: «Вычислите из большего меньшее. Если получится двухзначное число, припишите к нему слева нуль».

(Пауза. Новая команда.)

Филин. «К полученному числу припишите столбиком его же, но в обратном порядке цифр, сложите оба числа».

(Пауза)

Филин. «Если всё сделано вами правильно, то должно получиться четырёхзначное число».

(Пауза)

Филин. «Сверьте подсчёты друг у друга. У всех после необходимых манипуляций с цифрами получилось одно и тоже число -1 089.

Ведущий 3. При соблюдении всех требований мудрого филина, согласно математической зависимости, всегда получится число 1089.В этом и заключается секрет отгадчика.

Ведущий 4. Теперь переходим в следующий зал «Чудеса физические» в котором одно диво сменяло другое.

Ведущий 3. А для любителей оптических эффектов имелась большая коллекция рисунков, объединенных общей темой «Обманы зрения».

(Демонстрируются 3 рисунка)

Девочка-экскурсовод: В книге «Занимательная физика» Яков Исидорович пишет: «Мы часто говорим об «обмане зрения», «обмане слуха», но эти выражения не правильны. Обманов чувств нет. Что же тогда нас обманывает при так называемых «обманах» чувств? Разумеется, то, что в данном случае судит, то есть наш собственный мозг. Это обманы суждения, а не чувств».

( Зрителям предлагается ответить на вопросы.)

Рис. 1.  Как расположены кубы?

Рис. 1.  Как расположены кубы?

Рис. 2. Что вы видите: лестницу, нишу или бумажную полоску, согнутую <гармоникой>?

Рис. 2. Что вы видите: лестницу, нишу или бумажную полоску, согнутую <гармоникой>?

Рис. 3. Что длиннее: АВ или АС?

Рис. 3. Что длиннее: АВ или АС?

Ведущий 1. Великая Отечественная война сломала весь прежний мирный уклад жизни. Супруги Перельманы отказались эвакуироваться из Ленинграда. Жена Перельмана, Анна Давидовна, врач, стала работать в госпитале. Яков Исидорович приобщился к активной пропагандистской работе в частях фронта и флота в качестве лектора-инструктора по подготовке войсковых разведчиков.

К великому огорчению, 16 марта 1942 года, Якова Исидоровича не стало – он скончался от голода.

Ведущий 2. Человека не стало, но память о нем осталась в его книгах. Яков Исидорович Перельман не совершил никаких научных открытий, ничего не изобрел в области техники. Он не имел никаких научных званий и степеней. Но он совершил самый настоящий переворот в научно-популярной литературе.

Ведущий 4. Кто многое с собой несет,

Тот многим что-нибудь приносит.

Эти слова Гете сказаны словно бы о Якове Исидоровиче, ибо он в течение сорока трех лет неутомимо нес людям огромную радость общения с наукой.

( В заключении подводятся итоги конкурса по оформлению и решению задач из книг Я.И.Перельмана. Победители награждаются дипломами.)

 Литература

  1. Мишкевич Г.И. Доктор занимательных наук. Издательство «Знание», Москва, 1986.
  2. Перельман Я.И. Живая математика. Москва «Наука», 1978.
  3. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. Издательство «Наука», Москва, 1976.
  4. Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга 1. Москва «Наука», 1982.
  5. Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга 2. Москва «Наука», 1982.
  6. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Мое сердце. Красивые зубы — красивая улыбка. Как я чищу зубы :: Воспитание интереса к культуре русского народа через ознакомление с устным народным творчеством :: Постановка сказки "Little Red Hen" :: Путешествие в мир английской сказки :: Моя педагогическая философия, или как зарождается групповая традиция :: Проклятие Аннабель: Зарождение зла ( Annabelle: Creation ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Кресла, Стулья, Пуфы/Пуфы / Мебель Импэкс / Пуф Моди ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: Not a directory in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such device in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

1 сентября, в День Знаний, уроки должны быть особенными, запоминающимися и задающими тон на весь учебный год!

Доктор занимательных наук : Математика

Ход мероприятия

Песня «Последний звонок»

(слова Е.Горбанской музыка О. Иванова.)

Опять впервые кто-то
Листает буквари
А для кого-то пара тесной стала.
Встречая новый день
Мы с грустью говорим:
«Как жаль, что десять лет так мало».

Припев.
Часы бегут, бегут, бегут,
И завтра, выбрав свой маршрут,
Уйдут выпускники.
Десятый класс, десятый класс
В последний раз для нас звенят звонки.

А я смотрю украдкой
В Алёшкины глаза
В них солнце в день осенний засияло.
Пока я не успела
О главном рассказать:
«Как жаль, что десять лет так мало».

Припев.

Останутся на память
Все наши сентябри
И выпускной рассвет с зарёю алой.
Вдали от школьных парт
Не раз мы повторим:
«Как жаль, что десять лет так мало».

Припев.

Ведущий 1. Открываем заседание клуба любителей точных наук. Сегодня вы узнаете о человеке, который внес большой вклад в развитие этих наук.

Ведущий 2. «Певец математики, бард физики, поэт астрономии, герольд космонавтики - таким был и остался в памяти Яков Исидорович Перельман».

Академик В.П.Глушко.

Ведущий 3. Блез Паскаль говорил, что «предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным».

Ведущий 4. Именно Яков Исидорович Перельман обладал таким редким даром захватывающе интересно рассказывать о сухих научных истинах, возбуждать жгучее любопытство и любознательность – эти первые ступени самостоятельной работы ума.

Ведущий 1. Тому, кто умеет быстро соображать, на заседании не будет времени скучать. Всем придется немного потрудиться над решением предложенных задач. А, вместе с тем, повеселиться в меру принятых неудач.

Ведущий 2. Только, чур, никому не сердиться, за шутки и весёлый смех сердиться грех.

Ведущий 3. Итак, друзья будем взаимно вежливы.

( На сцену быстро друг за другом выходит группа ребят, один мальчик на ходу громко говорит, видимо продолжая начатый спор.)

- Не верите, сейчас убедитесь в этом сами. Пожалуйста, рассаживайтесь, я вам покажу этот арифметический фокус. А вы постарайтесь раскрыть его секрет. Прошу быть всех внимательными. Пусть кто-нибудь из вас, хотя бы ты…(называет имя одного из ребят) напиши на бумаге тайно от меня трехзначное число.

- Могут быть и нули в этом числе?

- Не ставлю никаких ограничений. Любое трехзначное число, какое пожелаете!

- Написал. Что теперь?

- Припиши к нему это же число ещё раз. У вас получится, конечно, шестизначное число.

- Есть. Шестизначное число.

- Передайте листок соседу, что сидит подальше от меня. А он пусть разделит это шестизначное число на семь.

- Легко сказать: разделить на семь! Может и не разделится.

- Не беспокойтесь, поделится без остатка.

- Числа не знает, а уверен, что поделится.

- Сначала разделите, а потом будем говорить.

- На ваше счастье разделилось.

- Результат вручите своему соседу, не сообщая мне. Он пусть разделит его на 11.

- Думаете, опять повезёт-разделится?

- Делите, остатка не получится!

- В самом деле, без остатка. Теперь что?

- Передайте результат дальше. Разделим его …ну, скажем, на 13.

- Что ты, какие числа подбираешь 7, 11, 13? Терпеть их не могу, особенно 13. Без остатка на 13 мало, какие числа делятся. Не зря его чёртовой дюжиной прозвали. (Делит.) Ага, разделилось без остатка! Везёт же тебе!

- Дайте мне лист с результатом, только сложи его пополам, чтобы я не видел числа. (Трясёт лист в воздухе, что-то приговаривая, подул и подал второму мальчику).

- Извольте получить задуманное вами число. Правильно?

- Совершенно верно, именно это число я и задумал.

- ( В зал.) Разгадайте, в чем секрет этого фокуса?

Ведущий 1. Этот арифметический фокус, как и головоломки, которые вы представили на конкурс, взяты из книг Якова Исидоровича Перельмана - «доктора занимательных наук». Выставка его книг представлена на нашем заседании.

Ведущий 2. Яков Исидорович Перельман родился в Белостоке 17 декабря (22 ноября по старому стилю) 1882 года в семье далёкой от науки. Отец был бухгалтером. Мать - учительница. Несмотря на бедственное положение семьи, мать решила дать детям хорошее образование.

Песня «В квадратном королевстве»

(слова П.Синявского, музыка Зобниной)

Корень квадратный, славный и знатный,
Был в королевстве своем королём
Чтобы тетрадки были в порядке,
Строго следил он за каждым нулём.

Цифрам придворным внушал он упорно,
Что унижение - страшное зло
Места для лести в том королевстве
Тоже по правилам быть не могло.

Около трона, словно шпионы,
Чьи-то ошибки в засаде сидят,
Чтобы завысить или занизить,
Чтобы хоть раз переврать результат.

Охает корень от горького горя,
Слышатся возгласы с разных сторон:
Ваше величество! Ваше величество,
Не помещается больше на трон.

Всё он исправил при помощи правил,
Вплоть до десятых и сотых долей
Корень квадратный, славный и знатный,
Стал самым точным из всех королей.

Ведущий 3. 18 августа 1895 года Яков поступает в Белостокское реальное училище. Любимыми его предметами были математика и физика.

Ведущий 4. 3 июля 1901 года он окончил реальное училище и осенью надел форму студента Лесного института. Но лесничим так и не стал. У него было другое призвание. Я. И.Перельман занялся педагогической, научной и литературной деятельностью. Он стал автором ряда учебников и многочисленных научно – популярных книг и статей.

Ведущий 1. Так, в первом номере журнала «В мастерской природы» был опубликован его очерк «Живой планетарий», в котором рекомендовался опыт с участием школьников. Его мы предлагаем вашему вниманию.

Ведущий 2. Сейчас мы наглядно «разыграем в лицах» совместные движения Земли (выходит девочка) и Луны (девочка) вокруг Солнца (девочка).

(Включается музыка, Земля совершает один круг, а Луна 12 полных оборотов, пока Земля замкнёт один круг.)

Ведущий 2. Побыв в нашем планетарии, вы сможете представить траекторию движения Луны в пространстве – спиралеобразную линию.

Ведущий 3. Литературное и популяризаторское мастерство в полной мере проявилось в первой книге Перельмана «Занимательная физика».

Ведущий 4. Она вызвала ошеломляющий успех у читателей. Один из удивительных физических парадоксов, описанных в этой книге, мы предлагаем вам посмотреть и попытаться объяснить.

Песня «Жил да был…»

(слова В.И. Шевчук, музыка В. Зобниной).

Жил да был большой учёный
Удивительно большой
Он обедал увлечённо
Трёхметровою лапшой
В бочке он компот мешал
И открытья, что ни слово
Пребольшие совершал.

Как к большому пароходу
Прицепить большой утюг?
Как приделать пешеходу
Двадцать ног и двадцать рук?
Как сложить из телевышки
Стоэтажную кровать
Как из мелкого врунишки
Вдруг большим учёным стать?

Опыт «Можно ли вскипятить воду снегом?»

Налейте в круглую склянку с выпуклым дном воды до половины и погрузите в кипящую солёную воду. Когда вода во флаконе закипит, и выньте его из кастрюли и быстро закупорьте заранее приготовленной пробкой. Теперь переверните флакон и ждите, пока кипение внутри него прекратится. Выждав этот момент, облейте флакон кипятком, - вода не закипит. Но положите на его донышко немного снегу или даже просто облейте его холодной водой – и вы увидите, что вода закипит. Снег сделал то, чего не мог сделать кипяток!

В чём секрет?

(Ответ. Разгадка в том, что снег охладил стенки флакона; вследствие этого пар внутри сгустился в водяные капли. А так как воздух из стеклянного флакона был выгнан ещё при кипячении, то теперь вода подвержена в нем гораздо меньшему давлению. Но известно, что при уменьшении давления на жидкость, она кипит при температуре более низкой.)

Ведущий 1. В 1913 году Перельман встретился с профессором Хвольсоном, членом – корреспондентом Академии наук, который сказал:

Хвольсон: «Книгу вашу прочитал с превеликим удовольствием. Я старый физик, курс в университете читаю скоро сорок лет, но признаюсь, не представлял себе, что сей предмет, может быть так удивительно изложен. Мой вам совет: продолжайте писать подобные книги и впредь».

Ведущий 1. Окрыленный успехом, Перельман приступил к созданию популярных книг по математике, физике, астрономии.

Ведущий 3. Были выпущены книги «Живая математика», «Занимательная геометрия», «Занимательная арифметика», «Занимательная алгебра» и ещё 42 книги. Их с увлечением читают и взрослые, и дети.

Фокус «Зачёркнутая цифра»

(Под музыку выходит факир).

- О, юные отроки! Вижу, вы устали, заскучали. Достаньте свои блокноты и вооружитесь ручками, я вам приготовил пищу для ума, но мне нужен один помощник из зала.

(Помощник пишет на доске, зрители в своих блокнотах.)

Задумайте какое-нибудь трехзначное число.

Найдите сумму цифр этого числа.

От задуманного числа отнимите полученную сумму.

В том числе, которое получилось, зачеркните одну цифру, безразлично какую.

Назовите мне оставшиеся цифры.

Ваша зачёркнутая цифра __.

(Например, число 847. 847-(8+4+7)=847-19=28.Сложив 2и8,вы соображаете, что до ближайшего числа, делящегося на 9, то есть до 18 - не хватает 8. Это и есть зачёркнутая цифра. Если сумма сообщённых цифр равна 9, то зачёркнутая цифра 0 или 9).

Есть ещё желающие? Пожалуйста! Задумайте какое-нибудь четырёхзначное число.

В этом числе поменяйте цифры местами как угодно и запишите полученное число.

Из большого числа вычтите меньшее.

В полученной разности зачеркните любую цифру, а остальные назовите мне.

Зачёркнутая цифра-это…

(Пример,

8247

2748

5499

9 + 9 + 5 = 23,

27 - 23 = 4.

Ведущий 1. Вашему вниманию был представлен арифметический фокус. « Зачёркнутая цифра », обоснование, которого вы найдёте на страницах книги «Живая математика».

Ведущий 3. Перельман создал и утвердил новый вид занимательного образования, доступного миллионам людей, остроумного, весёлого, вызывающего живой интерес к науке.

Ведущий 1. В июле 1934 года в СССР приехал английский писатель фантаст Герберт Уэллс. На встрече с группой ленинградских популяризаторов науки он заметил:

Уэллс: «Простите, не вы ли тот самый Джейкоб Перлман, который столь своеобразно интерпретировал мои некоторые сочинения?»

Перельман: Тот самый…

( По залу проходит человек-невидимка).

Ведущий 1. Ой, ребята, кто это?

(Из зала).

Уэллс: Да это же мой человек-невидимка.

Ведущий 1. Возможно, ли самому видеть, а другим быть невидимым?

Перельман: Человек окажется невидимым после того, как его вещество станет прозрачным и обладающим той же оптической плотностью, что и окружающий воздух, тогда отражения и преломления света на границе человеческого тела с воздухом не будет, и он превратится в невидимку. Люди перестанут его видеть

Ведущий 1. А сможет ли он сам их видеть?

Перельман: Нет. Ведь все его части, в том числе и глаза, перестанут преломлять световые лучи, и никакого изображения на сетчатке глаза не будет возникать.

Уэллс: Да, ловко вы разоблачили моего «человека-невидимку».

Фокус «Кто что взял?»

(Музыка. Две девочки-ассистентки танцуют восточный танец.)

Первая девочка: Сегодня проездом в нашем городе находится великий маг, волшебник и чародей Вадэмус из Перельмании. Встречайте!

(Под музыку выходит «Вадэмус»).

Вторая девочка: Для участия в фокусе я приглашаю трёх желающих из зала, сейчас каждый из вас спрячет по одному из этих предметов: ключ, ложка, ручка. А великий Вадэмус отгадает, у кого какой предмет.

( Музыка. Вадэмус отворачивается, закрывается плащом. Участники прячут предметы в карманы. Музыка смолкает, маг поворачивается к залу.)

Вадэмус: Я даю тебе (имя первого участника), - 1 шашку.

Тебе (имя второго участника), - 2 шашки.

Тебе (имя третьего участника), -3 шашки.

Сейчас я покину зал, а вы должны выполнить мои указания. Кто взял ключ возьмет ещё столько шашек, сколько я ему дал. Кто взял ложку, возьмёт шашек в 2 раза больше, чем я дал. Кто взял ручку, тот возьмёт шашек в 4 раза больше, чем я дал.

(Уходит. Участники разбирают шашки.)

Первая девочка: О, великий Вадэмус, мы ждём вас.

(Выходит маг, и называет у кого какой предмет.)

Вадэмус: Покажите ваши предметы.

(Ассистенты уходят в танце с магом.)

Ведущий 1. 15октября 1935 года в Ленинграде начал функционировать Дом занимательной науки-зримая овеществлённая экспозиция книг Перельмана.

Ведущий 4. Перенесемся мысленно в прошлое.

Ведущий 2. Заглянем в некоторые залы Дома занимательной науки. Например, «Цифирная палата», над дверью в которую, стихотворное назидание.

Ведущий 3.

А смотри всех паче
Разума в задаче,
Потому бо знати
Как сие писати.

Ведущий 4. Бурю восторга посетителей вызвал отгадчик «Мудрый филин». В нашем зале он тоже есть. Все, о чем просит мудрая птица, исполняйте быстро и правильно, без ошибок. Итак, внимание.

(Включаем тумблер, глаза филина светятся.)

Филин. « Задумайте любое число из трех различных цифр. Запишите его тайком от меня».

(Пауза. Новая вспышка.)

Филин. Теперь припишите к нему столбиком то же самое число, но в обратном порядке цифр».

(Пауза)

Филин: «Вычислите из большего меньшее. Если получится двухзначное число, припишите к нему слева нуль».

(Пауза. Новая команда.)

Филин. «К полученному числу припишите столбиком его же, но в обратном порядке цифр, сложите оба числа».

(Пауза)

Филин. «Если всё сделано вами правильно, то должно получиться четырёхзначное число».

(Пауза)

Филин. «Сверьте подсчёты друг у друга. У всех после необходимых манипуляций с цифрами получилось одно и тоже число -1 089.

Ведущий 3. При соблюдении всех требований мудрого филина, согласно математической зависимости, всегда получится число 1089.В этом и заключается секрет отгадчика.

Ведущий 4. Теперь переходим в следующий зал «Чудеса физические» в котором одно диво сменяло другое.

Ведущий 3. А для любителей оптических эффектов имелась большая коллекция рисунков, объединенных общей темой «Обманы зрения».

(Демонстрируются 3 рисунка)

Девочка-экскурсовод: В книге «Занимательная физика» Яков Исидорович пишет: «Мы часто говорим об «обмане зрения», «обмане слуха», но эти выражения не правильны. Обманов чувств нет. Что же тогда нас обманывает при так называемых «обманах» чувств? Разумеется, то, что в данном случае судит, то есть наш собственный мозг. Это обманы суждения, а не чувств».

( Зрителям предлагается ответить на вопросы.)

Рис. 1.  Как расположены кубы?

Рис. 1.  Как расположены кубы?

Рис. 2. Что вы видите: лестницу, нишу или бумажную полоску, согнутую <гармоникой>?

Рис. 2. Что вы видите: лестницу, нишу или бумажную полоску, согнутую <гармоникой>?

Рис. 3. Что длиннее: АВ или АС?

Рис. 3. Что длиннее: АВ или АС?

Ведущий 1. Великая Отечественная война сломала весь прежний мирный уклад жизни. Супруги Перельманы отказались эвакуироваться из Ленинграда. Жена Перельмана, Анна Давидовна, врач, стала работать в госпитале. Яков Исидорович приобщился к активной пропагандистской работе в частях фронта и флота в качестве лектора-инструктора по подготовке войсковых разведчиков.

К великому огорчению, 16 марта 1942 года, Якова Исидоровича не стало – он скончался от голода.

Ведущий 2. Человека не стало, но память о нем осталась в его книгах. Яков Исидорович Перельман не совершил никаких научных открытий, ничего не изобрел в области техники. Он не имел никаких научных званий и степеней. Но он совершил самый настоящий переворот в научно-популярной литературе.

Ведущий 4. Кто многое с собой несет,

Тот многим что-нибудь приносит.

Эти слова Гете сказаны словно бы о Якове Исидоровиче, ибо он в течение сорока трех лет неутомимо нес людям огромную радость общения с наукой.

( В заключении подводятся итоги конкурса по оформлению и решению задач из книг Я.И.Перельмана. Победители награждаются дипломами.)

 Литература

  1. Мишкевич Г.И. Доктор занимательных наук. Издательство «Знание», Москва, 1986.
  2. Перельман Я.И. Живая математика. Москва «Наука», 1978.
  3. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. Издательство «Наука», Москва, 1976.
  4. Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга 1. Москва «Наука», 1982.
  5. Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга 2. Москва «Наука», 1982.
  6. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD