детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Игра "Математическая охота" : Математика

Национально-региональный компонент является важным составляющим содержания современного школьного образования. В числе основных его задач – приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории, воспитание культуры межнациональных отношений.

Реализация национально-регионального компонента на уроках математики представляется достаточно сложной. Но можно внедрить его в интегрированных уроках и во внеклассной работе.

Вниманию коллег предлагаю некоторые методические разработки, вынесенные мною из личного опыта. Специфика нашей школы состоит в том, что она находится в единственном селе компактного проживания малочисленного северного народа – юкагиров-одулов, представители которого по настоящее время заняты в таких традиционных промыслах, как охота, рыбалка и собирательство.

Учет данных особенностей местного региона стал основой создания игр “Математическая охота” и “Математическая рыбалка”, которые используются как в урочной, так и во внеклассной работе.

Как известно, игра подразумевает состязание между двумя или более противоборствующими сторонами, поэтому наши игры можно проводить между несколькими игроками или двумя-тремя командами. Задания игр составляются так, чтобы они соответствовали конкретному классу, возможностям учащихся.

Все этапы игр сопровождаются рассказом учителя и сообщениями учащихся об истории юкагирского народа с обращением к фольклорным текстам, трудам ученых-исследователей. Основные темы игр – способы и виды охоты и рыбной ловли, приготовление блюд, священные тотемные животные, празднества, посвященные рыболовству, охоте, юкагирский экологический календарь.

Наряду с решениями различных задач, устных упражнений, подбираются различные вопросы, задачи на развитие глазомера, памяти, внимания. Игры предполагают использование знаний учащихся по юкагирскому языку, демонстрацию макетов или рисунков.

В предлагаемой здесь игре выделены следующие этапы, прослеживающие зимне-весенние виды охоты юкагиров:

  1. Выезд на место охоты.
  2. Ловля на капканах лис, соболей, белок, песца.
  3. Ловля на петлях зайцев.
  4. Охота на сохатого.
  5. Отстрел глухарей.
  6. Ночлег охотника.
  7. Подведение итогов. Присвоение ХАНИЧЭ (лучший охотник) – лучшему охотнику-математику.

В игре “Рыбалка” использованы основные виды занятий осеннего рыболовства:

  1. “Собираемся на рыбалку”. – Разминка.
  2. “Готовим сети”. – Лабиринт.
  3. “Какая рыба попадет в сети?” – Кроссворды с ключевыми словами.
  4. “Глаз – алмаз”. – Игра со зрителями.
  5. “Разделывание рыбы”. – Геометрический конкурс.
  6. “Готовим запасы на зиму”. – Веселые задачи.

На доске вывешивается плакат-фотография охотника с настенного календаря с надписью “Математическая охота”, записываются этапы игры.

Вывешивается счет для жюри:

1. Вертолет – 60, буран – 40, лыжи – 10.
2. Лиса – 20, соболь – 15, песец – 10, белка – 5.
3. Заяц – 5.
4. Сохатый – 60.
5. Глухарь.
6. Избушка – 100, палатка – 60, костер – 20.

Сообщение. Дорообочэ, дорооболорун, здравствуйте! Вы знаете о народе юкагиры?

В своей повести “Казбек” наш земляк Геннадий Алексеевич Дьячков писал: “Живем мы на Крайнем Севере в верховьях Колымы. Когда-то юкагиры были народом многочисленным. Предания говорят, что юкагиров было так много, как звезд во мраке полярной ночи. Дым юкагирских костров был таким густым, что пролетающая птица скрывалась в нем, а ворон даже почернел, пролетев однажды сквозь этот дым. Северное сияние считали отражением огней юкагирских стойбищ. Якуты и сейчас называют северное сияние “юкагирский огонь” (“дьукаагыр уота”)”.

Из очерков и трудов ученых-исследователей, таких как В.И. Иохельсон, В.А.Туголуков, мы знаем, что в древности юкагиры подразделялись на две группы: на тундренных (оленьих) и таежных. У таежных юкагиров основным занятием были охота и рыболовство. Они жили в бассейнах рек Индигирки, Яны, Верхней Колымы. В большинстве средством передвижения были собаки. Оленьи юкагиры в основном занимались охотой, разведением оленей, рыболовством и жили между Индигиркой и Колымой, на Колыме, по Анадырю.

Говоря о традиционном хозяйстве и культуре юкагиров, надо отметить, что они сложились в глубокой древности и не претерпели изменений на протяжении тысячелетий. Юкагирская культура представляет собой типичную культуру охотников и рыболовов.

Начинаем игру “Математическая охота”.

1. Выезд на место охоты.

Сообщение. Охота – важнейшая традиционная деятельность юкагиров, один из источников жизни таежных людей, неотъемлемой частью культуры которых являются охотничьи обычаи и обряды.

Выход на весенний промысел юкагиры обставляли как праздник. Между двумя деревьями водружали перекладину и вешали на нее дары духу – Хозяину земли: шкурки белок, зайцев, лисиц. Перекладину украшали разноцветными лоскутками и лентами, крашеными оленьими волосами. Со всем снаряжением юкагиры на лыжах проходили под этой перекладиной как под аркой и покидали селение.

Сейчас в нашем поселке насчитывается 45 охотников в родовой общине “Юкагир” и 9 охотников-любителей. За год община сдает примерно 350-400 шкур пушнины. Современные охотники выезжают на место охоты на вертолете, на буране, на лыжах-угурчэ, выполненных из тополя, обитых сохатиным (лосиным) камусом.

Устные упражнения.

  1. Дайте определение понятию “процент”.
  2. Найдите 1% от 1000 рублей.
  3. Чему равен 1% от зарплаты 3000 рублей, перечисляемый в пенсионный фонд?
  4. Найдите подоходный налог 12% от зарплаты 4000 рублей.
  5. Чему равен 50% от 70 шкур сданной пушнины?
  6. Найдите всю добычу охотника, если его 5% составляют 10 шкур.
  7. Сколько соболей поймал охотник, если он сдал 60 шкурок, что составило 25% всей добычи?

Подсчитываются количество баллов.

  • 1 место – вылет на вертолете (перед игроком ставится макет вертолета или рисунок).

  • 2 место – выезд на буране (перед игроком ставится макет бурана или рисунок).

  • 3 место – отъезд на лыжах-угурчэ (макет лыж или рисунок).

2. Ловля на капканах лис, соболей, белок, песца.

Сообщение. До прихода русских на юкагирские земли основной охотой была охота на диких оленей и сохатых. В связи с тем, что юкагиры обкладывались ясачным сбором (данью) русскими служивыми людьми, стал развиваться пушной промысел. В начале юкагиры платили ясак соболями, которых ловили на пасти-ловушки – шашии. К концу XVII века в Якутск вывозилось до 80 тысяч собольих шкурок. Уже к концу XVIII века соболь был почти истреблен в Якутском округе, об этом свидетельствуют такие данные, что в конце XIX века было вывезено в Якутск на ярмарку только 5 соболей по цене 30 рублей из Колымского округа.

Пасти-ловушки использовались и для ловли более мелких зверей. На лису, песцов ставили пасть-срубы, их ставили на медведя и на росомаху. Эти снаряды располагали через определенные промежутки в основном по берегам рек, висок, проток и осматривали 2 раза в год: зимой и летом.
Преимущество пасти перед капканом – не заметает снегом в течение длительного времени, и не портится шкура убитого зверя. Эта ловушка используется и в наше время. Но все же пасть как орудие для лова пушных зверей сдает свои позиции, так как везде заменяется капканом. Если к 1930 г. у верхнеколымских юкагиров насчитывали 162 пасти на лису, капканов 8 штук, то сейчас у наших охотников преобладают капканы, каждый охотник имеет по 100-200 капканов.

Задачи-“капканы”.

(ЛИСА) Охотник прошел 3 км за полчаса. За сколько часов пройдет 60 км этот охотник?

(СОБОЛЬ-1) Голодный охотник съедает за 9 мин 3 юколы (юкола – сушеная рыба). Сытый охотник тратит на такое же количество юкол 15 мин. На сколько минут быстрее управляется с одной юколой голодный охотник?

(СОБОЛЬ-2) Один охотник добыл в три раза больше соболей, чем второй. Сколько соболей у второго охотника, если у них 48 соболей?

(ПЕСЕЦ) Периметр охотничьего угодия квадратной формы равен 44 км. Чему равна площадь этого угодия?

(БЕЛКА-1) Белка пробежала 4 часа со скоростью 6 км в час. За какое время пробежит собака это же расстояние со скоростью 12 км в час?

(БЕЛКА-2) У одного охотника было 57 патронов, а у второго – в 3 раза меньше. На сколько патронов больше у первого охотника?

(БЕЛКА-3) Один охотник поймал 24 белки, а второй – в 4 раза больше. Сколько белок поймали оба охотника?

3. Ловля на петлях зайцев.

Сообщение. Заяц – чолгоро является тотемным животным, то есть первопредком юкагиров. Тотемные животные живут вместе с людьми, ведут себя как люди.

Послушайте сказку о хитром зайце из повести Г.А.Дьячкова “Казбек”.

“Жил-был заяц у старика со старухой. Особенный был заяц, хитроумный, заменял им сына. Пришла холодная и длинная зима. Рыба кончилась, нечего стало есть старикам. Вот и говорит старичок старухе: “Кончилась нельма, чир, съели последнего чебака, хоть и жалко зайчишку, давай-ка, съедим его завтра, а пока пусть поиграет”. Утирает старуха слезы и говорит: “Что ж, ты – хозяин, тебе видней”. А заяц все понимает. Легли старик со старухой спать. Заяц надевает дедовскую шапку и рукавицы, встает на лыжи и идет в лес. А на небе бог зажег высокие облака (северное сияние), да и лесу от снега светло. Видит заяц – дикий олень стоит по грудь в снегу, до самой земли копытом снег раскопал и ягель ест. Почуял олень чужой запах и увидел, как кто-то маленький скользит по лесу в огромной шапке из оленя и в рукавицах оленьих. Помчался, что есть духу, но разве есть кто быстрее зайца? Да снег глубокий. Заяц бежит следом за оленем и нарочно направляет его туда, где глубже. Часа два гонял и пригнал его, еле живого, к жилищу стариков. Встал олень перед домом, а дальше ноги отказываются идти. Подбежал зайчик к нему и в самое ухо как крикнет: “Ха!” У оленя от страха сердце и разорвалось. Ведь от бега оно становится огромным, так и хочет вырваться из груди и убежать. Просыпаются утром старик со старухой. Старик начинает точить нож, старуху посылает снега в котел набрать, а сам посматривает на зайца. Тут вбегает старуха и кричит: “Погоди, старик, бог земли нам оленя прислал…”

Для ловли зайцев ставили петли чолгоро-понол, на куропатку – ньатлибиэ понол, на уток – ожидоно понол, на белку – йодудьубэ понол.

Вопросы – “петли на зайцев”.

  1. Один охотник стрелял сразу в двух зайцев и промазал. Первый заяц весил 6 кг, а второй – в два раза больше. Спрашивается: сколько кг зайчатины убежало от охотника?
  2. Четверо охотников играли в домино четыре часа. Сколько часов играл каждый из них?
  3. Разделите сто на половину.
  4. 5 зайцев по-юкагирски.
  5. Перед выездом охотник залил в бензобак бурана 28 литров бензина. Во время остановки оказалось, что осталось 1/4 бензобака. Сколько литров бензина израсходовано?
  6. За 20 патронов заплатили 200 рублей. Сколько патронов можно купить на 1000 рублей?

4. Охота на сохатого (лося).

Сообщение. Среди верхнеколымских юкагиров лось-сохатый считался священным животным. С этим верованием связаны многие охотничьи обряды и обычаи. Например, разделывать убитого лося должны были только замужние женщины. По преданию, девушка, открывшая голову лося, могла оскорбить духа животного. И тогда все сохатые уходили с этого места. И род мог погибнуть от голода.

Лось был поклоняемым животным. Он давал еду и одежду.

Задача “Лось”.

У охотника полведра дроби. Вес этой дроби 40 кг. Вес каждой дробинки 1/ 2 грамма. Сколько дроби было у охотника?

Правильно решивший эту задачу “убивает сохатого”.

5. Отстрел глухарей.

Этот этап игры можно провести как игру со зрителями. На глаз нужно определить:

    1. длину свечки,
    2. длину карандаша,
    3. толщину тетради,
    4. вес глухаря или куропатки (при наличии, настоящей).

Сообщение. Одним из основных орудий на мелких животных и птиц являлся лук с разнообразным набором стрел. Это стрелы с тупыми наконечниками (лукил) и с развильчитыми (йоготил).

6. “Ночлег охотника”.

Сообщение. Юкагиры-промысловики, занятые в традиционных промыслах и сезонно ведущие полукочевой образ жизни, главным божеством земли почитали Хозяина земли  – “Лэбиэн погиль”. Это мощный покровитель животных, охоты и охотников. В.И.Иохельсон называл Хозяина земли (Лэбиэн погиль) вместе с Хозяином пресной воды (Оожии погиль) и Хозяином моря (Чобун погиль) тремя главными Хозяевами видимой природы. Основными функциями Хозяина земли явлась забота о благополучии и численности стад диких животных, распределении промысловых животных по охотничьим угодьям и между отдельными охотниками. Лэбиэн погил мог наградить охотника или наказать за нарушение норм и законов.
О необходимости бережного отношения человека к земле говорит устное народное творчество юкагиров. Согласно одному из мифов, Бог, раздавая ум животным, человеку большой ум дал: “Человек должен землю охранять, смотреть, в порядок приводить… после на земле будет все видеть, устраивать, охранять и так ходить”.

Задачи.

1. Площадь Якутии составляет 1/6 часть площади России. Найдите площадь России, если площадь Якутии 3103,2 тыс.кв.км.
2. Из 6000 рублей охотник потратит 40% на продукты, 52% на бочку бензина. Сколько денег останется у него после этих затрат?
3. Скорость бурана в 7 раз больше скорости охотника. Охотник проехал на буране 4 часа 30 минут со скоростью 35 км в час. Дальше он прошел пешком 2 часа 15 минут и дошел до избушки. Какое расстояние проделал охотник до избушки?

За правильное решение:

  • 3-х задач – “ночлег в избушке” (перед игроком выставляется макет избушки или рисунок),

  • 2-х задач – “в палатке” (макет палатки или рисунок),

  • 1 задачи – “у костра” (макет костра или рисунок).

Если все игроки решат 3 задачи правильно, то все “ночуют в избушке”.

7. Подведение итогов.

Сообщение. “Под аркой впереди на лыжах отправляются все мужчины, владеющие луком, имея во главе старика – тонбэйэ шоромо, т.е. старейшину рода. За ним шел ХАНИЧЭ – главный охотник-промысловик, сзади рядовые люди. Найдя след лося или оленя, старик “гонит” след. За ним следуют другие. Ханичэ не торопится, он разминает ноги, расправляет и прочищает лыжи. Но вот старик устает и пропускает ханичэ и остальную молодежь, из которой в этих экскурсиях вырабатываются будущие промышленники. Но ханичэ со всем сердцем побежал, опередил всех, нашел зверя и убил его, и все остальные люди застают его уже с убитым зверем ”– так писал В.И.Иохельсон в своей работе “По рекам Ясачной и Коркодону”.

Объявляется итог игр. Лучшему игроку присуждается звание ХАНИЧЭ – лучший охотник-математик.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в начальной школе :: Интегрированный урок математики, трудового обучения и информатики по теме: "Симметрия. Ось симметрии". 1-й класс :: Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне" :: Программа практических занятий с педагогами "Навыки самопознания и саморазвития" :: Урок литературного чтения в 3-м классе. Л.Гераскина. "В Стране невыученных уроков" :: Величайший шоумен ( The Greatest Showman ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Шкафы / Ангстрем / Шкаф Анри АН-200.01_02 Ангстрем ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

М.М. Пришвин. Краткий рассказ о жизни и творчестве "Моя Родина". Значение "малой Родины" для человека
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD