детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Математический спектакль "История квадратных уравнений" : Математика

Сцена украшена плакатами с изображениями видов:
Древнего Египта (Пирамиды)
Древней Индии (Слоны)
Древнего Китая (Драконы, пагоды)
Древней Греции (Скульптуры, храм) и т. п.

Выходят 4 ведущих. Читают стихотворение:

О математика. В веках овеяна ты славой,
Светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил.
Строга, логична, величава,
Стройна в полете, как стрела,
Твоя немеркнущая слава
В веках бессмертье обрела.
Мы славим разум человека,
Дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века,
Царицу всех земных наук.
Поведать мы сегодня вам хотим
Историю возникновения
Того, что каждый школьник должен знать –
Историю квадратных уравнений.
(Уходят)

Звучит музыкальный фон. Появляются Франсуа Виет и Хранитель ЗУН. Между ними завязывается диалог.

Хранитель: “Вы принесли?”

Виет: (Держит в руках рукопись). “Да, конечно. Вот, но прежде чем уйти, скажите, зачем вам это решение?”

Хранитель: “Хорошо. Все дело в этом”. (Показывает кольцо).

Виет: “Кольцо?”

Хранитель: “На нем магические руны, подарок Зевса, знак могущества в науке. Послушай, ведь у каждого народа есть легенды и мифы о подвигах героев древних. Они служили и богам, и людям. О них слагали мифы, в балладах их прославляли барды всех времен, одни в сравнениях явили доблесть, другие в мирных состязаниях Олимпа. Я расскажу Вам о великих магах чисел, которые во славу своего народа, нашли решение задачи непростой. Все началось со спора меж богами. По приглашению Зевса они собрались, чтобы выяснить, чей народ достоин называться лучшим в мире чисел.”

Звучат фанфары, выходят девочки с факелами, выходят все боги.

Фото 1

Зевс: “Приветствую Вас, братья и сестры! Сегодня мы узнаем, чей народ достоин называться лучшим в мире чисел. Готовы вы представить своих героев, которые постигли квадратных уравнений суть?”

Все боги: “Готовы!”

Зевс: “Тянем жребий!”

(Выносят чашу с палочками для жребия).

Зевс: “Ну что ж, кто первый?”

Бог Египта: “Я, так выпал жребий! Я приглашаю Вас к себе в Египет!”

Богиня Индии: “Потом уж в Индию, мой математик ждет нас!”

Бог Китая: “Потом направимся в Китай!”

Бог арабов: “Ну а ты, Зевс, покажешь, как греки решали уравнения?”

Зевс: “Конечно, когда вернемся, а теперь не будем медлить и в путь!”

(Все боги уходят)

Звучат фанфары. Ведущий выносит таблицу “Древний Египет”. Исполняется египетский танец. Выносят плакат две египтянки. Выходит математик Египта и объясняет задачу.

Фото 2

Математик: “О великий Осирис! Мы смогли решить квадратное уравнение и решение его сейчас покажем. Вот поле площадью 12. Нам нужно определить его стороны. Пусть х будет длина, тогда ширина будет 3/4 х, а площадь S будет равна 3/4 х2. Разделим 12 на 3/4 и получим 16, значит х будет равен 4, это длина, а ширина равна 3, так мы и записали в папирус.”

Зевс: “Отлично, но нам надо вывести правило решения этого уравнения”.

Математик: “Конечно, о великий Осирис! Мы пригласили математиков из Вавилона помочь нам в этом!”

Ведущий выносит табличку “Древний Вавилон”. Выходят ведущие. Звучит песня “Между Тигром и Евфратом…”:

Фото 3

“Между Тигром и Евфратом
Есть прекрасная страна.
Мы живем в ней и гордимся,
Что она чудес полна.
Уравнения решаем,
Площадь поля чтоб узнать.
Днем его мы орошаем,
Вечером поем опять:
Это уравнения, уравнения родные,
это уравнения квадратные мои”.

(Песня на мотив “Коммунальная квартира” группы “Дюна”).

После песни выходят математики Вавилона.

Первый: “Мы вынуждены волею богов решать проблемы выживания, когда приходится делить земельные участки или готовиться к войне, сооружая укрепления.”

Второй: “Да и в науке нынче никуда без правил решения уравнений. Ученые Междуречья нашли это правило для решения приведенного квадратного уравнения х2 + рх + q = 0.”

Бог Египта: “Прекрасно, я вами доволен. Ваш труд достоин награды высочайшей.”

(Исполняется арабский танец).

Фото 4

Ведущий выносит табличку “Древняя Индия”. Начинается индийский танец, выходит бог Индии - Шива:

Фото 5

Богиня Индии: “Математики Египта и Междуречья молодцы, конечно, но мой великий народ достоин называться лучшим в мире чисел, ибо привык решать подобные задачи, шутя, играя. Как солнце блеском своим затмевает звезды, как священные воды Инда и Ганга орошают плодородные поля Индии, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи”.

(Танец продолжается)

Выходят математики Индии, выносят плакат с задачей.

Первый: “О, богиня! Наш великий математик Бгсхара задал нам решить такую задачу:

“обезьянок резвых стая
всласть поевши, развлекалась
их в квадрате часть восьмая
на поляне забавлялась””.

Второй:

“а двенадцать по лианам
стали прыгать, повисая.
сколько было обезьянок
ты скажи мне в этой стае?”.

Вот смотри, составим уравнение: (х/8 )2 + 12 = х – решаем его и получаем два корня х = 16 и х = 48”.

Богиня Индии: “Да, молодцы! Весело и понятно. Интересно, чем ответят нам на это китайские мудрецы?”.

Ведущий выносит табличку “Древний Китай”. Выходит бог Китая и говорит: “Достижениями в науке славится народ Китая. Решения его задач хранятся в девяти трактатах. О них поведает мой математик”

(Исполняется китайский танец).

Фото 6

Выходит математик Китая.

Математик: “Во втором веке до нашей эры в Китае была написана математика в пяти книгах. В этом трактате даётся объяснение, как извлечь квадратный корень с помощью суммы квадратов двух чисел. Метод получил название “тянь-юнь-ань”, что означает – “небесный элемент”, так у нас называют неизвестную величину. (Китайский танец продолжается).

На сцене появляется Хранитель ЗУН.

Хранитель: “Дошедшие до нас источники свидетельствуют, что древние учёные обладали каким-то общим правилом решения задач с неизвестными величинами. Это правило совпадает с современным, однако неизвестно, каким образом они дошли до него. Все найденные до сих пор папирусные и клинописные тексты приводят лишь задачи с решениями, изложенными в виде рецептов, авторы их лишь изредка снабжали их скупыми комментариями, типа: “Смотри!”, “Делай так!”, “Ты на правильном пути” Итак, слово предоставляется Греции. (Уходит).

Ведущий выносит табличку “Древняя Греция”. Исполняется танец “Сиртаки”.

Фото 7

Выходит Зевс, ведущий выносит плакат с уравнениями.

Зевс: “Я расскажу вам, как составлял и решал квадратные уравнения греческий математик Диофант. Вот, к примеру, одна из его задач: “Найти два числа, зная, что их сумма равна 20, а их произведение 96”. Пусть первое число будет больше половины их суммы, т.е. (10+х), а второе – меньше, т.е. (10-х). Отсюда получим уравнение (10+х)(10-х)=96. Решив его, нашли х2 =4, х=2. Первое число равно 12, а второе 8”.

(Оба уходят)

Выходит хранитель ЗУН.

Хранитель: “А сейчас обратим свои взоры к Средневековому Востоку.”

Ведущий выносит табличку “Средневековый Восток”. Исполняется восточный танец и разыгрывается сценка под песню С. Никитина “Хорошо жить на Востоке”. Выходят бай и его слуга.

Фото 8

Слуга: “Мухаммед, ты сказал, что смог придумать правило решения квадратных уравнений”

Мухаммед:

“Да, я составил Аль – Джебр:
При решении уравнения
Если в части одной,
Безразлично какой,
Встретится член отрицательный
Мы к обеим частям
Равный член придадим
Только с знаком другим,
И найдем результат положительный”

Слуга: “Какие же уравнения умеешь ты решать?”

Мухаммед: “Я составил шесть видов уравнений” (показывает на плакат с уравнениями

ах2 = вх
ах2 = с
ах = с
ах2 + с = вх
ах2 + вх = с
вх + с = ах2)

Слуга: “Ай, молодец! Есть чем похвастаться, и есть повод устроить пир!”

(Оба кланяясь, уходят)

Звучат фанфары, все боги выходят.

Зевс: “Ну вот, мы видели решения многих, кто лучше – трудно доказать. Мое решение: все народы достойны называться лучшими в мире чисел. Эти достижения послужат людям и ныне, и в далеком будущем. Пусть знания, умения и навыки Хранитель ЗУНа обратит в магические руны на кольце, которое творенье Аполлона, его передадим грядущим поколеньям”.

Богиня Индии: “Твое решение великолепно, о великий Зевс!”

Бог арабов: “Мой брат, ты прав, пускай потомки преумножат достижения великих магов чисел”.

Бог Египта: “И добавят рун на золотом кольце”.

Бог Китая: “Хотел бы я увидеть, как это будет!”

Зевс: “Возможность есть такая, Хранитель, расскажи, что будет!”

(Боги отходят в глубину сцены)

Ведущий выносит табличку “Европа”. Исполняется европейский танец. Выходит математик Европы.

Математик: “На развитие алгебры в Европе повлияло учение восточных математиков, которые нашли новое решение задач. Вывод формул квадратного уравнения есть у Франсуа Виета”. Звучит песня на мотив “Миллион алых роз” Аллы Пугачевой:

Жил математик один.
Мог бы вельможей он стать.
Но он науку любил,
Что математикой звать.
Как уравненья решать,
Дискриминант не считать.
Можно, подумав чуть-чуть,
Корни его угадать.

Миллион, миллион разных задач
И уравнения он мог решать
Теорему он нам подарил
Теоремой Виета ее звать.

Выходят Хранитель ЗУН и Виет.

Хранитель: “Ну вот, Франсуа, история квадратных уравнений подошла к концу. Теперь ты понимаешь, что и твое решение добавило рун на золотом кольце”.

Виет: “Я думаю, твоя история, Хранитель, позволяет лучше понять роль математики в развитии человеческого общества”.

Хранитель: “Галилео Галилей говорил, что Великая книга природы написана языком математики”

Виет: “И великие математики всех времен и народов вписывают новые строки в эту книгу”.

(Выходят все участники спектакля)

Звучит песня на мотив “Синяя птица” группы “Машина времени”:

Мы в такие ходили дали,
Что не очень-то и дойдешь.
Уравнения мы решали,
Не взирая на снег и дождь.
Но откуда они появились
Пусть история даст ответ.
Мы - охотники за удачей
И преграды нам в науке нет.
Уравнения мы решаем.
Сразу многое не поймешь.
Но учитель нам помогает
И до цели своей дойдешь.
Математика – вот наука.
Развивает она умы.
Не страшна никакая скука,
Коль задачи все решены.

КОНЕЦ

С представленными выше спектаклями учащиеся нашей школы уже два раза (в 2002 г. и в 2003 г.) с большим успехом выступали в Доме учителя в рамках Московских педагогических марафонов школьных предметов, за что были отмечены благодарностями Издательского дома “Первое сентября” (газета “Математика”).

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Интегрированный урок в 10-м классе: "Наедине с совестью". Урок-мастерская "Верь в великую силу добра" (6-й класс) :: Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках литературы (урок литературы в 9-м классе в технологии критического мышления) :: "Евгений Онегин" на "Брейн-ринге" :: К вопросу об использовании опорного конспекта на уроке литературы :: Тема урока "Салют Победы". 7-й класс :: Огни большой деревни, 2016 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Комоды/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Комоды / Дана / Шифоньер Дана ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Урок по теме "Различные способы решения квадратных уравнений"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD