детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Математический спектакль "История квадратных уравнений" : Математика

Встречаем год свиньи!

Сцена украшена плакатами с изображениями видов:
Древнего Египта (Пирамиды)
Древней Индии (Слоны)
Древнего Китая (Драконы, пагоды)
Древней Греции (Скульптуры, храм) и т. п.

Выходят 4 ведущих. Читают стихотворение:

О математика. В веках овеяна ты славой,
Светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил.
Строга, логична, величава,
Стройна в полете, как стрела,
Твоя немеркнущая слава
В веках бессмертье обрела.
Мы славим разум человека,
Дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века,
Царицу всех земных наук.
Поведать мы сегодня вам хотим
Историю возникновения
Того, что каждый школьник должен знать –
Историю квадратных уравнений.
(Уходят)

Звучит музыкальный фон. Появляются Франсуа Виет и Хранитель ЗУН. Между ними завязывается диалог.

Хранитель: “Вы принесли?”

Виет: (Держит в руках рукопись). “Да, конечно. Вот, но прежде чем уйти, скажите, зачем вам это решение?”

Хранитель: “Хорошо. Все дело в этом”. (Показывает кольцо).

Виет: “Кольцо?”

Хранитель: “На нем магические руны, подарок Зевса, знак могущества в науке. Послушай, ведь у каждого народа есть легенды и мифы о подвигах героев древних. Они служили и богам, и людям. О них слагали мифы, в балладах их прославляли барды всех времен, одни в сравнениях явили доблесть, другие в мирных состязаниях Олимпа. Я расскажу Вам о великих магах чисел, которые во славу своего народа, нашли решение задачи непростой. Все началось со спора меж богами. По приглашению Зевса они собрались, чтобы выяснить, чей народ достоин называться лучшим в мире чисел.”

Звучат фанфары, выходят девочки с факелами, выходят все боги.

Фото 1

Зевс: “Приветствую Вас, братья и сестры! Сегодня мы узнаем, чей народ достоин называться лучшим в мире чисел. Готовы вы представить своих героев, которые постигли квадратных уравнений суть?”

Все боги: “Готовы!”

Зевс: “Тянем жребий!”

(Выносят чашу с палочками для жребия).

Зевс: “Ну что ж, кто первый?”

Бог Египта: “Я, так выпал жребий! Я приглашаю Вас к себе в Египет!”

Богиня Индии: “Потом уж в Индию, мой математик ждет нас!”

Бог Китая: “Потом направимся в Китай!”

Бог арабов: “Ну а ты, Зевс, покажешь, как греки решали уравнения?”

Зевс: “Конечно, когда вернемся, а теперь не будем медлить и в путь!”

(Все боги уходят)

Звучат фанфары. Ведущий выносит таблицу “Древний Египет”. Исполняется египетский танец. Выносят плакат две египтянки. Выходит математик Египта и объясняет задачу.

Фото 2

Математик: “О великий Осирис! Мы смогли решить квадратное уравнение и решение его сейчас покажем. Вот поле площадью 12. Нам нужно определить его стороны. Пусть х будет длина, тогда ширина будет 3/4 х, а площадь S будет равна 3/4 х2. Разделим 12 на 3/4 и получим 16, значит х будет равен 4, это длина, а ширина равна 3, так мы и записали в папирус.”

Зевс: “Отлично, но нам надо вывести правило решения этого уравнения”.

Математик: “Конечно, о великий Осирис! Мы пригласили математиков из Вавилона помочь нам в этом!”

Ведущий выносит табличку “Древний Вавилон”. Выходят ведущие. Звучит песня “Между Тигром и Евфратом…”:

Фото 3

“Между Тигром и Евфратом
Есть прекрасная страна.
Мы живем в ней и гордимся,
Что она чудес полна.
Уравнения решаем,
Площадь поля чтоб узнать.
Днем его мы орошаем,
Вечером поем опять:
Это уравнения, уравнения родные,
это уравнения квадратные мои”.

(Песня на мотив “Коммунальная квартира” группы “Дюна”).

После песни выходят математики Вавилона.

Первый: “Мы вынуждены волею богов решать проблемы выживания, когда приходится делить земельные участки или готовиться к войне, сооружая укрепления.”

Второй: “Да и в науке нынче никуда без правил решения уравнений. Ученые Междуречья нашли это правило для решения приведенного квадратного уравнения х2 + рх + q = 0.”

Бог Египта: “Прекрасно, я вами доволен. Ваш труд достоин награды высочайшей.”

(Исполняется арабский танец).

Фото 4

Ведущий выносит табличку “Древняя Индия”. Начинается индийский танец, выходит бог Индии - Шива:

Фото 5

Богиня Индии: “Математики Египта и Междуречья молодцы, конечно, но мой великий народ достоин называться лучшим в мире чисел, ибо привык решать подобные задачи, шутя, играя. Как солнце блеском своим затмевает звезды, как священные воды Инда и Ганга орошают плодородные поля Индии, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи”.

(Танец продолжается)

Выходят математики Индии, выносят плакат с задачей.

Первый: “О, богиня! Наш великий математик Бгсхара задал нам решить такую задачу:

“обезьянок резвых стая
всласть поевши, развлекалась
их в квадрате часть восьмая
на поляне забавлялась””.

Второй:

“а двенадцать по лианам
стали прыгать, повисая.
сколько было обезьянок
ты скажи мне в этой стае?”.

Вот смотри, составим уравнение: (х/8 )2 + 12 = х – решаем его и получаем два корня х = 16 и х = 48”.

Богиня Индии: “Да, молодцы! Весело и понятно. Интересно, чем ответят нам на это китайские мудрецы?”.

Ведущий выносит табличку “Древний Китай”. Выходит бог Китая и говорит: “Достижениями в науке славится народ Китая. Решения его задач хранятся в девяти трактатах. О них поведает мой математик”

(Исполняется китайский танец).

Фото 6

Выходит математик Китая.

Математик: “Во втором веке до нашей эры в Китае была написана математика в пяти книгах. В этом трактате даётся объяснение, как извлечь квадратный корень с помощью суммы квадратов двух чисел. Метод получил название “тянь-юнь-ань”, что означает – “небесный элемент”, так у нас называют неизвестную величину. (Китайский танец продолжается).

На сцене появляется Хранитель ЗУН.

Хранитель: “Дошедшие до нас источники свидетельствуют, что древние учёные обладали каким-то общим правилом решения задач с неизвестными величинами. Это правило совпадает с современным, однако неизвестно, каким образом они дошли до него. Все найденные до сих пор папирусные и клинописные тексты приводят лишь задачи с решениями, изложенными в виде рецептов, авторы их лишь изредка снабжали их скупыми комментариями, типа: “Смотри!”, “Делай так!”, “Ты на правильном пути” Итак, слово предоставляется Греции. (Уходит).

Ведущий выносит табличку “Древняя Греция”. Исполняется танец “Сиртаки”.

Фото 7

Выходит Зевс, ведущий выносит плакат с уравнениями.

Зевс: “Я расскажу вам, как составлял и решал квадратные уравнения греческий математик Диофант. Вот, к примеру, одна из его задач: “Найти два числа, зная, что их сумма равна 20, а их произведение 96”. Пусть первое число будет больше половины их суммы, т.е. (10+х), а второе – меньше, т.е. (10-х). Отсюда получим уравнение (10+х)(10-х)=96. Решив его, нашли х2 =4, х=2. Первое число равно 12, а второе 8”.

(Оба уходят)

Выходит хранитель ЗУН.

Хранитель: “А сейчас обратим свои взоры к Средневековому Востоку.”

Ведущий выносит табличку “Средневековый Восток”. Исполняется восточный танец и разыгрывается сценка под песню С. Никитина “Хорошо жить на Востоке”. Выходят бай и его слуга.

Фото 8

Слуга: “Мухаммед, ты сказал, что смог придумать правило решения квадратных уравнений”

Мухаммед:

“Да, я составил Аль – Джебр:
При решении уравнения
Если в части одной,
Безразлично какой,
Встретится член отрицательный
Мы к обеим частям
Равный член придадим
Только с знаком другим,
И найдем результат положительный”

Слуга: “Какие же уравнения умеешь ты решать?”

Мухаммед: “Я составил шесть видов уравнений” (показывает на плакат с уравнениями

ах2 = вх
ах2 = с
ах = с
ах2 + с = вх
ах2 + вх = с
вх + с = ах2)

Слуга: “Ай, молодец! Есть чем похвастаться, и есть повод устроить пир!”

(Оба кланяясь, уходят)

Звучат фанфары, все боги выходят.

Зевс: “Ну вот, мы видели решения многих, кто лучше – трудно доказать. Мое решение: все народы достойны называться лучшими в мире чисел. Эти достижения послужат людям и ныне, и в далеком будущем. Пусть знания, умения и навыки Хранитель ЗУНа обратит в магические руны на кольце, которое творенье Аполлона, его передадим грядущим поколеньям”.

Богиня Индии: “Твое решение великолепно, о великий Зевс!”

Бог арабов: “Мой брат, ты прав, пускай потомки преумножат достижения великих магов чисел”.

Бог Египта: “И добавят рун на золотом кольце”.

Бог Китая: “Хотел бы я увидеть, как это будет!”

Зевс: “Возможность есть такая, Хранитель, расскажи, что будет!”

(Боги отходят в глубину сцены)

Ведущий выносит табличку “Европа”. Исполняется европейский танец. Выходит математик Европы.

Математик: “На развитие алгебры в Европе повлияло учение восточных математиков, которые нашли новое решение задач. Вывод формул квадратного уравнения есть у Франсуа Виета”. Звучит песня на мотив “Миллион алых роз” Аллы Пугачевой:

Жил математик один.
Мог бы вельможей он стать.
Но он науку любил,
Что математикой звать.
Как уравненья решать,
Дискриминант не считать.
Можно, подумав чуть-чуть,
Корни его угадать.

Миллион, миллион разных задач
И уравнения он мог решать
Теорему он нам подарил
Теоремой Виета ее звать.

Выходят Хранитель ЗУН и Виет.

Хранитель: “Ну вот, Франсуа, история квадратных уравнений подошла к концу. Теперь ты понимаешь, что и твое решение добавило рун на золотом кольце”.

Виет: “Я думаю, твоя история, Хранитель, позволяет лучше понять роль математики в развитии человеческого общества”.

Хранитель: “Галилео Галилей говорил, что Великая книга природы написана языком математики”

Виет: “И великие математики всех времен и народов вписывают новые строки в эту книгу”.

(Выходят все участники спектакля)

Звучит песня на мотив “Синяя птица” группы “Машина времени”:

Мы в такие ходили дали,
Что не очень-то и дойдешь.
Уравнения мы решали,
Не взирая на снег и дождь.
Но откуда они появились
Пусть история даст ответ.
Мы - охотники за удачей
И преграды нам в науке нет.
Уравнения мы решаем.
Сразу многое не поймешь.
Но учитель нам помогает
И до цели своей дойдешь.
Математика – вот наука.
Развивает она умы.
Не страшна никакая скука,
Коль задачи все решены.

КОНЕЦ

С представленными выше спектаклями учащиеся нашей школы уже два раза (в 2002 г. и в 2003 г.) с большим успехом выступали в Доме учителя в рамках Московских педагогических марафонов школьных предметов, за что были отмечены благодарностями Издательского дома “Первое сентября” (газета “Математика”).

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Особенности гриппа "Мичиган" (штамм сезона 2017-2018 гг.) :: Отработка ударов на мешке в ушу :: Что такое внебольничная пневмония 2017 года? :: Ниагарский водопад замерз. И это очень красиво! :: Нужна ли для занятий ушу особая одежда или форма? :: Что такое внебольничная пневмония 2017 года? :: В Питере мужик спас ребенка от нападения соседского бультерьера. Но этот способ подойдет не всем. ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Школьные занятия: Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD