детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Занимательные задания в обучении математике : Математика

Обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков.

Д.Пойа

В методической литературе нет общепринятого определения понятия «занимательность обучения математике». Оно считается интуитивно ясным.

Под занимательностью на уроке понимают те компоненты урока (способы подачи учебного материала, а иногда и организации обучения), которое содержит в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановке учения.

В дидактике и методике математике уже выдвинуты и обоснованы основные положения, касающиеся занимательности обучения.

Во-первых, всю занимательность обучения, следуя К.Д. Ушинскому, принято делить на «внешнюю» (не связанную с содержанием урока) и «внутреннюю», причем «внутренняя» занимательность предпочтительней «внешней» и удельный вес ее должен постепенно увеличиваться.

Во-вторых, все материалы занимательного характера обычно разбивают на три группы: материалы, занимательные по содержанию; материалы, занимательные по форме; материалы, занимательные и по форме, и по содержанию.

В-третьих, основу занимательности, используемой на уроках, должны составлять задания, непосредственно связанные с программным материалом. [2]

Поскольку стаж моей педагогической работы невелик, то занимательных приемов в обучении математике у меня немного. Добиться от учащихся глубокого и осознанного овладения большим количеством математических понятий нелегко, придерживаясь все время академического стиля строгих определений. Поэтому для лучшего запоминания того или иного правила, определения я на уроке использую стихи, сказки.

Урок в 5 классе

Тема: Распределительное свойство умножения.

Цели: изучить распределительное свойство умножения; научить применять распределительное свойство умножения для упрощения выражений; развить наблюдательность и память.

1. Организационный момент

Дорогие ребята, сегодня у нас в гостях веселый заяц, но он не только веселый, но и умный. Зайчик вас будет проверять и оценивать. На доске висит рисунок с забавным зайцем. Рядом с этим рисунком примеры для устного счета.

2. Устный счет

Первое задание, которое приготовил вам этот заяц, быстро вычислить следующие примеры.

63 * 7 = ______;

14 * 8 = ______;

72 * 6 = ______;

44 * 3 = ______;

24 * 9 = ______;

120 * 5 = ______;

132 * 3 = ______;

Ученики считают данные примеры, при этом каждый объясняет, как он считал.

24 * 9 = 20 * 9 + 4 * 9 = 180 + 36 = 216.

Обычно еще в начальной школе ученики знакомятся с подобным способом устного счета

3. Изучение нового материала

Зайчик задает вам ребята следующий вопрос.

На доске записана задача: Насколько больше ног у 17 котят, чем у 17 цыплят?

Предложите два способа решения задачи.

Ученик: (4 - 2) * 17 = 34 или 17 * 4 - 17 * 2 = 34.

Какой вывод можно сделать?

Ученик: Ответ один и тот же.

То есть, чтобы разность умножить на число, можно это число умножить на уменьшаемое и на вычитаемое, а потом от полученного первого результата вычесть второй. Это есть распределительное свойство умножения относительно вычитания.

Затем учитель просит учеников прочитать правило по учебнику.

Найдите значение выражения.

5 * (4 + 2) = 30.

А теперь каждое слагаемое суммы умножьте на этот множитель и найдите значение полученного выражения.

5 * (4 + 2) = 4 * 5 + 2 * 5 = 20 + 10 = 30.

Какой же вывод можно сделать?

Ученик: Ответ один и тот же.

То есть, чтобы сумму умножить на число, можно каждое слагаемое умножить на это число и сложить полученные результаты. Это есть распределительное свойство умножения относительно сложения.

Ученики читают правило по учебнику и стараются запомнить.

Затем учитель спрашивает одного ученика. Как правило, у ученика не получается точно сформулировать данное правило. Тогда учитель предлагает послушать сказку, которую ему рассказал умный заяц.

«В домике живут бабушка и дедушка, чтобы никого не обидеть в праздники подарки надо подарить и бабушке, и дедушке».

5 * ( 4 + 2 ) = 5 * 4 + 5 * 2

Затем, учитель еще раз просит прочитать по учебнику правило и сформулировать данные правила.

Учитель возвращается к устным примерам.

Ребята, зайчик утверждает, что пример 24 * 9 = 132 * 3 = ______, можно вычислить более рациональным способом, нежели вы предложили. Предложите этот способ.

24 * 9 = 24 * (10 - 1) = 240 - 24 = 216.

4. Тренировочные упражнения

Ученики решают номера из учебник [1]  № 546 (а, б, в, г, д, е); № 547 (в, г, а);  № 548 (а, б).

5. Обучающая самостоятельная работа

Ученикам выдают два листа бумаги и копировку. На первом листе записаны задания, и его ученик затем отдает учителю на проверку, а второй, с ответами, остается для проверки самому ученику. Перед началом работы по одному ученику каждого варианта вызываются решать задание за доской. После выполнения самостоятельной работы, учитель собирает верхние листочки, открывает решение учеников, которые решали за доской. Проверяет их с объяснением всех ошибок.

Затем, «зайчик» объявляет результаты самостоятельной работы.

Нет ошибок - оценка 5.

Одна ошибка - оценка 4.

Две или три ошибки - оценка 3.

Если вы допустили больше трех ошибок, то вам нужно быть более внимательным и больше решать.

Вариант - 1.

1. Найдите значение выражения наиболее удобным способом.

а) 49 * 15 + 51 * 15;

б) 9 * 90 + 9 * 10;

в) 28 * 160 - 28 * 60;

г) 58 * 22 - 28*22.

2. Раскройте скобки.

а) (6 + а) * 7;

б) 5 * (10 - х).

Вариант - 2.

1. Найдите значение выражения наиболее удобным способом.

а) 58 * 18 + 42 * 18;

б) 8 * 80 + 8 * 20;

в) 27 * 140 - 27 * 40;

г) 56 * 28 - 36 * 28.

2. Раскройте скобки.

а) (5 + у) * 12;

б) 10 * (а - 4).

6. Итог урока

Зайчик решал примеры, но волк стер часть решения. Помогите зайчику. Опираясь на распределительное свойство умножения, запишите такие числа, чтобы равенства были верными.

1) 5 * (10 + 6) =  ______ + ______;

2) ( + 11 ) * 3 = 21 + ______;

3) 4 * ( ______ + ______) = 16 + 20;

4) (7 + 8) * ______  =  70 + ______;

5)  ______* (11 - 7) =  ______ - 21;

6) (______- 12) * 5 = 150 - ______.

7. Домашнее задание

Сочинить продолжение сказки. Почему в одном случае стоит знак плюс, а в другом минус 596; № 611(а).

Ученики предложили следующие вариант продолжения сказки.

«Когда в скобках стоит плюс мы узнаем стоимость подарков бабушки и дедушки вместе, а если минус, то мы узнаем, насколько подарки бабушки дороже подарков для дедушки. Бабушка - женщина, а для женщины подарки всегда дороже.

Литература

1. Н.Я. Виленкин. Математика 5-й класс.

2. М.Ю. Шуба. Занимательные задания в обучении математике.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Урок русского языка по технологии развития критического мышления: "Работа с родителями. Игровая программа "Нам вместе весело" :: Зубы и уход за ними :: Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников :: Школьный музей в экологическом воспитании учащихся :: Ознакомление со словообразовательной ролью приставок в руском языке :: Джимми – покоритель Америки ( Jimmy Vestvood: Amerikan Hero ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Ванная/Шкафы/Шкафы навесные / Акватон / Тумба навесная Акватон Валенсия ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Программа элективного курса "Свой среди чужих!"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD