детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Воспитание интереса к предмету через решение военно-прикладных задач : Математика

Необходимым условием успешной учебной деятельности кадетов является интерес к изучаемому предмету, потребность понимания. На основе интереса происходит мобилизация внимания, стремлений, чувствительного и мыслительного восприятия. В каждом учебном заведении эта проблема решается по–своему. Военно–прикладная направленность курса математики решает проблему воспитания интереса у кадетов к изучаемому материалу, формирует профессиональные знания.

Для воспитания и развития интереса к предмету преподаватель располагает в основном двумя возможностями: работой на уроке и внеклассной работой. Главной из них является, конечно же, работа на уроке, где присутствуют все кадеты взвода. Кружок, факультатив, внеклассные мероприятия, как правило, посещают лишь немногие.

Одной из форм работы, которая помогает систематически воспитывать интерес кадетов к математике, является решение военно–прикладных задач.

Мотивация и интерес кадетов к творческому решению практических задач, а также способность выполнять эту работу гораздо важнее и эффективнее простого накопления знаний (даже с традиционным закреплением их на практических занятиях).

В начале изучения темы кадетам предлагается ряд специально подобранных военно–прикладных задач и сообщается, что для успешного завершения изучения темы необходимо удовлетворительно решить все эти задачи. А также предлагается самим подобрать или составить прикладные задачи по изучаемой теме.

Задачи должны быть актуальны с точки зрения обучаемых, захватывать их и побуждать к решению. Решение задач должно способствовать развитию воображения и проявлению творческих способностей. Задачи должны быть достаточно сложными, но доступными для решения, побуждать к поиску новых фактов и методов решения, обеспечивать условия многовариантного решения.

Каковы же действия кадетов? Они могут получить консультацию у преподавателей–предметников, обратиться за помощью к командирам и воспитателям, воспользоваться учебной и научной литературой, вычислительной техникой.

При таком подходе к обучению достигается максимально осознанная кадетами необходимость приобретения конкретных знаний для того, чтобы решить задачу, проблему, а не для того, чтобы позже припомнить эти знания при сдаче экзамена.

Решение задач обсуждается в ходе изучения темы и на итоговом занятии по изучаемой теме. Каждому кадету дается возможность защитить свое решение, а также оценить своего товарища.

На мой взгляд, обучение через решение прикладных задач обеспечивает индивидуализацию и активизацию учебного процесса, а поэтому и более высокую эффективность его.

Выданные кадетам творческие задания побуждают их приобретать новые знания и быть активными в усвоении материала. Задачи содержат элемент проблемы, помогают кадетам создавать свои индивидуальные задания и находить пути и уровни решения.

Интенсификация обеспечивается за счет более высокой активности усвоения.

Элементы демократизации прослеживаются в выборе средств решения проблем, в оценке работы товарищей.

Конечно, все это требует от преподавателей дополнительной работы со специальной литературой, дополнительной методической работы по отбору материала, определения места прикладного материала на занятии.

Опыт показывает, что, систематически решая прикладные задачи, кадеты более глубоко усваивают теоретические вопросы, что у них появляется целостное представление о взаимосвязи математики с различными науками и областями знаний. Рассуждения и умозаключения, возникающие в процессе решения задач, способствуют развитию логического мышления, развивают умение кратко, ясно и последовательно выражать свои мысли.

Решение прикладных задач также способствует воинскому воспитанию обучаемых, прививает им такие качества, как пытливость, настойчивость, развивает самостоятельность.

Многолетний опыт работы по данной проблеме представлен в виде сборника прикладных задач. Сборник используется преподавателями математики на уроках, факультативных занятиях, кадетами при разработке рефератов, докладов.

Сборник представит практический интерес для преподавателей, работающих над осуществлением межпредметных связей, так как решение прикладных задач на занятиях, во–первых, значительно повышает интерес учащихся к предмету и, во–вторых, дает им первые практические навыки по использованию методов математики для изучения специальных дисциплин и в их будущей профессии.

Коллегам предлагаю ряд задач из “Сборника прикладных задач”.

Тема: “Векторы. Метод координатной плоскости”.

1. На тело действует две равные силы F, причем, угол между ними 1200 и F = 8,3 Н. Найти их равнодействующую.

2. Найти величину равнодействующей плоской системы сил, приложенных к точке О, если F1 = 80 H, F2 = 40 H, F3 = 60 H, F4 = 40 H, 1 = 300, 2 = 600, 3 = 450. (рис.2)

3. К концу кронштейна (рис.3) подвешен фонарь весом P = 20 кг. Найти силу растяжения стержня AB и силу сжатия стержня BC.

4. БМП с огневой позиции А {–1;–1} уничтожила безоткатное орудие В {4;4}. Появляется танк С {–1;3}. Определить угол поворота башни БМП при переносе огня на танк.

5. Найти величину силы, которая совершила работу 150 Дж по перемещению из точки К (–2;3) в точку М (4;–5). Сила направлена вдоль линии движения.

6. При взятии обороны командир отделения указал стрелку огневую позицию в точке В (–4;–1) и сектор ведения огня: справа – точка А (1;–2), слева – точка С (3;0). Определите угол обстрела.

7. Командир минометной батареи получил задачу на уничтожение противника и его огневых средств в районе, ограниченном точками: А (5;4), В (9;6), С (6;7). Какова площадь района обстрела?

Тема: “Соотношения между сторонами и углами треугольника”.

8. С вертолета, летящего горизонтально и прямолинейно на высоте Н, определены углы и , под которыми видны голова и хвост колонны войск противника, движущейся по прямолинейному участку маршрута (рис. 8). Определить глубину колонны, если ее маршрут находится в одной вертикальной плоскости с траекторией вертолета (Н = 950м, = 810, = 220).

9. Подразделение в обороне занимает практически треугольный участок местности (рис.9) Стороны треугольника равны соответственно 3,8 км , 1,7 км и 2,9 км. Наибольшая сторона треугольника является передним краем обороны. Определить площадь участка обороны в гектарах и его максимальную глубину.

10. В некоторый момент с парохода Р отметили азимуты пунктов А и В на суше. Азимут пункта А оказался 310, пункта В 850 (рис.10). По карте установили, что направление АВ–1300, расстояние А = 650 м. Найти расстояние от парохода Р до пункта А в момент измерения углов.

Примечание

Азимут точки А относительно точки В есть угол, вершина которого находится в точке В, одна сторона ВС направлена на север (рис.10–1), другая проходит через точку А. Сторона ВА отсчитывается от стороны ВС по движению часовой стрелки.

11. Для определения расстояния от наблюдательного пункта А до центра опорного пункта подразделения противника В построен треугольник АВС (рис.11). Длина АС = 432м, , Определить расстояние от наблюдательного пункта до центра опорного пункта противника.

12. В ходе ведения разведки РД № 1 установил непроходимые участки местности. Для определения расстояния между пунктами А и В, разделенными непроходимым участком местности, построен треугольник АВС (рис.13). Определить расстояние между пунктами А и В, если АС = 2,8 км, ВС = 3,9 км, .

13. Из орудия БМП в засаде необходимо сделать выстрел по движущейся по дороге БМП “Мардер” противника. Скорость цели 40 км/ч и она движется под углом 500 к линии визирования АВ (рис.14). Определить угол упреждения a , который нужно учесть наводчику при прицеливании, если скорость снаряда равна 750 м/с.

15. Для того, чтобы переплыть реку перпендикулярно ее течению ось плавающей боевой машины пехоты БМП–2 должна составить с направлением АВ1 угол j, называемый углом сноса (рис.15). Найти угол сноса j , если собственная скорость БМП–2 равна 10 км / ч, скорость течения реки равна 1,3 м/с. Сколько времени потребуется боевой машине для переправы через реку шириной 920 м.

16. Обороняемый участок местности по форме является практически ромбом со стороной 2,3 км и углом равным 1420. Вершина тупого угла направлена в сторону противника (рис.16). Определить площадь обороняемого участка в гектарах, его ширину по фронту и максимальную глубину.

17. Плавающая боевая машина из пункта А на берегу реки движется по реке так, что направление ее оси перпендикулярно течению реки. Определить угол сноса a и величину сноса В1С1 боевой машины, если ее собственная скорость равна 8 км/ч, ширина реки 850 м и скорость течения реки 1,5 м/с (рис.17).

Тема: “Длина окружности и площадь круга”.

18. Зона действия радара радиолокационной станции определяется уравнением x2+y2–4x+8y=0. Найти площадь зоны действия радара.

19. По подразделению в районе сосредоточения, занимающему участок RЦ = 1,4 км, нанесен бомбоштурмовой удар авиации. Эпицентр удара удален на 75 м от центра цели. Радиус поражения бомбы равен RП = 600 м. Определить вероятность поражения цели.

Примечание

Эпицентром взрыва называют проекцию точки взрыва бомбы (ракеты, снаряда) на поверхность земли. Радиус поражения – радиус круга с центром в эпицентре взрыва, в любой точке которого цели данного класса поражаются при взрыве бомбы.

Вероятность поражения цели: (рис.21–1)

20. Взвод занимает опорный пункт (рис.22) 400 м по фронту и 300 м в глубину. По форме опорный пункт можно принять за полукруг. По взводу, поспешно перешедшему к обороне, нанесен огневой удар (залп батареи 155 мм СГ). Условно зону сплошного поражения можно принять за круг с радиусом поражения Rп = 80 м. Найти вероятность поражения личного состава, если точка нанесения удара расположена:

– в середине фронта;

– в центре опорного пункта.

23. Обнаруженный АДН 155 мм СГ занимает позиционный район, имеющий форму равнобедренной трапеции с нижним основанием 2,3 км, боковой стороной 1,4 км и угол между ними = 630. При расчетах на поражение эту цель заменяют равновеликой по площади круговой целью. Определить радиус круговой цели.

24. Обнаруженный склад боеприпасов противника занимает участок местности прямоугольной формы по фронту 1,8 км и глубиной 1,2 км. По цели наносится удар управляемой бомбой в кассетном снаряжении. Направление полета бомбы перпендикулярно большей стороне участка, занимаемой целью. Эпицентр взрыва расположен справа и с недолетом от центра цели соответственно на 75 м и 50 м (рис.24). Определить вероятность поражения цели кассетными боеприпасами, если радиус поражения бомбы равен 400 м.

25. По данным разведки, КП АК, размещенный на местности, занимает участок прямоугольной формы длиной 1,8 км и шириной 1,4 км. По нему нанесен удар авиацией. Направление полета ракет перпендикулярно большей стороне цели. Эпицентр взрыва по направлению практически совпадает с центром цели, недолет – 800 м (рис.25). Определить нанесенный ущерб (вероятность поражения цели), если радиус поражения удара ракет равен 800 м.

Тема: “Уравнения окружности и прямой”.

26. Противник нанес ядерный удар. Граница зараженного участка задана уравнением

x2+y2–10x+24=0.Указать на чертеже район заражения, указать его размеры. Попадет ли в зараженную зону колонна танков, движущаяся по маршруту, заданному уравнением: x+y=0?

27. Одна танковая колонна движется по прямой дороге из пункта А (3;2) в пункт В (8;6). Другая колонна танков движется по прямой из пункта С (3;8) в пункт D (–3;2). Определить, куда необходимо отправить транспорт с боеприпасами, чтобы можно было пополнить боекомплект сразу двум колоннам.

28. В трех наблюдательных пунктах, координаты которых А (4;3), В (–3;2) и С (1;–6), одновременно был зарегистрирован звук залпа батареи противника. Установить расположение батареи.

29. Поражаемое пространство от двух гранат определяется линиями: x2+y2–2x–6y+6=0, x2+y2–6x–10y+30=0. Показать на чертеже эти участки, а также найти длину пространства двойного поражения.

 

Тема: “Многогранники”.

30. Сечение траншеи – равнобедренная трапеция, нижнее основание которой равно 90 см, верхнее основание – 1,4 м, боковая сторона – 1,7 м. Определить объем грунта, который нужно вынуть из земли, если общая длина всей траншеи на участке обороны должна быть равна 155 м.

31. Кристалл кварца состоит из правильной 6–угольной призмы с боковым ребром 6,2 см и стороны основания 1,7 см и двух правильных 6–угольных пирамид с боковым ребром 2,5 см. Найти объем кристалла.

32. Армейская палатка представляет собой параллелепипед длиной 5,2 м, шириной 3,6 м и высотой 2,5 м с двускатной крышей, приподнятой на 80 см. Определить объем палатки и количество палаточного материала, необходимого для ее изготовления.

 

Тема: “Тела вращения”.

33. Головная часть ракеты является правильным круговым конусом с диаметром основания 540 мм и образующей, равной 880 мм. Определить объем и площадь боковой поверхности головной части ракеты.

34. В цилиндрический сосуд, наполненный водой до половины, опущен шар диаметром 4 см. Высота сосуда равна 8 см, радиус основания – 2 см. Достигнет ли уровень воды краев сосуда?

35. Земля приблизительно является шаром с радиусом 4,371 км. Определить длину экватора Земли и длину параллели, проходящих через г. Москву и г. Омск.

 

Тема: “Векторы. Метод координат в пространстве”.

36. Орудие, находящееся в точке А (–4;–1;0), подбило танк, расположенный в точке

В (–1;–2;0,4). Определить угол, на который необходимо развернуть орудие, чтобы поразить бронетранспортер, находящийся в точке С (3;–2;1).

37. Цель ограничена точками А (1;2;–3), В (0;4;2), С (1;–3;1). Определить количество снарядов, необходимое для полного разрушения цели, если известно, что для полного разрушения 1 ед2 площади цели, необходимо 3 снаряда.

38. К вершине куба приложены 3 силы: F1 =1 H, F2 = 2H, F3 = 3H, направленные по диагоналям граней, выходящих из одной вершины. Определить величину равнодействующей силы.

39. Вычислить работу, производимую силой F {3;–2;–5}, когда ее точка приложения, двигаясь прямолинейно, перемещается из положения А (2;–3;5) в положение В (3;–2;–1).

 

Тема: “Уравнение первой и второй степени”.

40. Боевой вертолет пролетел некоторое расстояние по ветру за 1ч. 15 мин, сбросил груз и при том же самом режиме работы двигателей пролетел это же расстояние обратно (против ветра) за 1 ч. 45 мин. Определить скорость вертолета в спокойной атмосфере, если скорость ветра равна 20 км/ч.

41. В 14 ч. 45 мин подразделение “Синих” вышло из пункта В и движется в направление пункта А со скоростью 25 км/ч. В 15 ч. 30 мин из пункта А выходит подразделение “Красных” и движется со скоростью 20 км/ч навстречу подразделению “Синих” с целью уничтожить его во встречном бою. Определить возможные время и рубеж встречи подразделений сторон, если расстояние между пунктами А и В равно 80 км (рис.41).

42. Колонна войск на втором участке маршрута может двигаться на 15 км/ч быстрее, чем на первом. Длины участков маршрута равны соответственно 60 км и 100 км. С какими скоростями должна двигаться колонна на участках маршрута, чтобы средняя скорость на всем маршруте была равна 25км/ч?

43. В шахту, предназначавшуюся противником для установки баллистической ракеты, бросили без начальной скорости груз, звук от удара которого о дно шахты был услышан через 5 секунд. Определить глубину шахты.

44. Для переправы 124 танков через реку шириной 750 м, имеется 10 переправочных средств. Продолжительность одного рейса переправочного средства – 20 мин, одновременно переправляется один танк. Для сокращения времени переправы танков часть танков можно переправить под водой по одной трассе. Скорость движения танков под водой – 120 м/мин, дистанция между танками – 120 м. Определить минимальное время переправы танков через реку.

 

Тема: “Функции и их графики”.

45. Траектория движения центра масс снаряда приближенно определяется формулой y=0,04x–0,000008x2, где x,y выражаются в м, и начало координат (0;0) – точка вылета снаряда из канала ствола орудия. Определить максимальную дальность полетов снарядов и наибольшую траекторию полета.

46. Зависимость снаряда проводника от времени описывается формулой , где Q – заряд, Кл, t – время, сек.

а) найти заряд через 2,5 мин после начала отсчета времени.

б) через сколько минут заряд проводника уменьшится в 2 раза.

47. Средний относительный ущерб Qn объекта противника при нанесении по нему ряда ударов однотипными ракетами определяется по приближенной формуле , где n–число ракет. Сколько нужно использовать ракет, чтобы нанести объекту противника ущерб в среднем 70%?

48. Закон движения тела, замедляющего свое движение под действием силы

сопротивления среды, имеет вид (рис.48–1), где t – время, сек; x – перемещение, м.

а) найти путь, пройденный телом за 20 с после начала замедления

б) через сколько секунд после начала замедления тело пройдет 1,2 км?

 

Тема: “Прогрессии”.

49. Десантник, покинув самолет, и до раскрытия парашюта, проходит в первую секунду 4,9 м, а в каждую следующую секунду на 9,8 м больше, чем в предыдущую. Какое расстояние будет пройдено десантником за 5 секунд.

50. Для трансформатора допускается перегрузка в течении 20 мин на 75% от нормального тока. С увеличением времени перегрузки на каждые 20 мин допустимый уровень снижается до 0,8 от предыдущего. Каковы допустимые перегрузки трансформатора, работающего 1, 2, 3 ч?

51. Музыкальная октава делится на 12 равных интервалов – полутонов. Частота каждого последующего звука приблизительно в 1,059 раза больше частоты предыдущего. Во сколько раз нота соль выше ноты до той же октавы.

52. Играют двое. Они поочередно кладут в кучу любое количество камней от 1 до 10. Выиграет тот, кто доведет число камней до 200. Кто победит? И как надо играть, чтобы выиграть (т.е. найти выигрышную стратегию)?

 

Тема: “Производная и ее приложения”.

53. Пуля, попадая в твердое тело, движется в нем по закону (рис.53–1), где v0 – скорость, с которой пуля входит в тело. Найти ускорение движения пули.

54. Уравнение траектории полета снаряда в безвоздушном пространстве имеет вид (рис.54–1). При каком значении x, снаряд достигает максимальной высоты. Вычислить наибольшую высоту полета снаряда, если = 450, v0 = 400 м/с.

55. Тело массой 2 кг движется прямолинейно по закону (рис.55–1), где x – координата, м, t – время, с.

а) найти кинетическую энергию тела в момент времени t = 4 с;

б) доказать, что движение замедленное и сила, действующая на тело, пропорциональна кубу расстояния тела до начала координат.

56. Количество электричества, протекающее через поперечное сечение проводника за промежуток времени [0;t] выражается формулой (рис.56–1), где Q – количество электричества, Кл, t – время, с.

а) найти силу тока в конце 8 с;

б) найти наибольшую силу тока за промежуток [1/3;5/6].

57. Из пункта А, находящегося в лесу в 5 км от прямолинейной дороги, разведгруппе нужно попасть в пункт В, расположенный на этой дороге в 13 км от пункта А. По дороге группа может двигаться с максимальной скоростью 5 км/ч, а по лесной – с максимальной скоростью – 3 км/ч. За какое минимальное время разведгруппа сможет добраться из пункта А в пункт В?

58. Стороны прямоугольника изменяются по закону (рис.58–1), где a,b – стороны в см, t – время, с. С какой скоростью изменяется его площадь в момент t = 3 с?

59. Лампа висит над центром круглого стола радиуса R. При какой высоте лампы над столом освещенность предмета, лежащего на краю стола будет наилучшей (освещенность прямо пропорциональна косинусу угла падения лучей света и обратно пропорциональна квадрату расстояния от источника света)?

60. Доказать, что из всех прямоугольных треугольников, вписанных в данный круг, наибольшую площадь имеет равнобедренный треугольник.

Тема: “Интеграл и его приложения”.

61. При торможении шкив начал вращаться с угловой скоростью (рис.61–1), где w – угловая скорость, рад/с, t – время, с.

а) на какой угол повернется шкив за первые 2 с после начала торможения;

б) за сколько секунд после начала торможения шкив повернется на угол 9 рад?

62. Район, занимаемый противником, ограничен двумя дорогами, которым соответствует уравнение (рис.62–1). Найти площадь района, занимаемого противником.

63.Вычислить работу, которую надо произвести, чтобы выкачать воду из резервуара конической формы с вершиной, обращенной книзу. Резервуар наполнен доверху водой. Радиус основания конуса равен 1 м, высота конуса 2 м.

64. БМП при выполнении 2УУС движется со скоростью(рис.64). Найти закон ее движения, если за время t = 2 c БМП проходит путь равный 5 м.

65. Два тела начали двигаться одновременно из одной точки в одном направлении по прямой. Тела движутся со скоростями (рис.65–1) соответственно. На каком расстоянии друг от друга они окажутся через 5 с?

66. Для сжатия пружины на 0,02 м необходимо совершить работу 16 Дж. На какую длину можно сжать пружину, совершив работу 100 Дж?

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Урок-соревнование по теме: "Многообразие покрытосеменных растений разных семейств и их значение в жизни человека" :: Интегрированный урок математики-информатики "Белая олимпиада" :: Тайны компьютерной графики :: Моя Россия. Как не любить мне эту землю! География России. 9-й класс. Заключительный урок :: Обучение детей раннего возраста, имеющих сложную структуру дефекта, на логопедических занятиях в условиях Дома ребенка :: Аустерлиц ( Austerlitz ), 2016 :: Кровати без ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Купол Тысячелетия Модель 385 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: Not a directory in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 329

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such device in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 329

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 329

1 сентября, в День Знаний, уроки должны быть особенными, запоминающимися и задающими тон на весь учебный год!

Воспитание интереса к предмету через решение военно-прикладных задач : Математика

Необходимым условием успешной учебной деятельности кадетов является интерес к изучаемому предмету, потребность понимания. На основе интереса происходит мобилизация внимания, стремлений, чувствительного и мыслительного восприятия. В каждом учебном заведении эта проблема решается по–своему. Военно–прикладная направленность курса математики решает проблему воспитания интереса у кадетов к изучаемому материалу, формирует профессиональные знания.

Для воспитания и развития интереса к предмету преподаватель располагает в основном двумя возможностями: работой на уроке и внеклассной работой. Главной из них является, конечно же, работа на уроке, где присутствуют все кадеты взвода. Кружок, факультатив, внеклассные мероприятия, как правило, посещают лишь немногие.

Одной из форм работы, которая помогает систематически воспитывать интерес кадетов к математике, является решение военно–прикладных задач.

Мотивация и интерес кадетов к творческому решению практических задач, а также способность выполнять эту работу гораздо важнее и эффективнее простого накопления знаний (даже с традиционным закреплением их на практических занятиях).

В начале изучения темы кадетам предлагается ряд специально подобранных военно–прикладных задач и сообщается, что для успешного завершения изучения темы необходимо удовлетворительно решить все эти задачи. А также предлагается самим подобрать или составить прикладные задачи по изучаемой теме.

Задачи должны быть актуальны с точки зрения обучаемых, захватывать их и побуждать к решению. Решение задач должно способствовать развитию воображения и проявлению творческих способностей. Задачи должны быть достаточно сложными, но доступными для решения, побуждать к поиску новых фактов и методов решения, обеспечивать условия многовариантного решения.

Каковы же действия кадетов? Они могут получить консультацию у преподавателей–предметников, обратиться за помощью к командирам и воспитателям, воспользоваться учебной и научной литературой, вычислительной техникой.

При таком подходе к обучению достигается максимально осознанная кадетами необходимость приобретения конкретных знаний для того, чтобы решить задачу, проблему, а не для того, чтобы позже припомнить эти знания при сдаче экзамена.

Решение задач обсуждается в ходе изучения темы и на итоговом занятии по изучаемой теме. Каждому кадету дается возможность защитить свое решение, а также оценить своего товарища.

На мой взгляд, обучение через решение прикладных задач обеспечивает индивидуализацию и активизацию учебного процесса, а поэтому и более высокую эффективность его.

Выданные кадетам творческие задания побуждают их приобретать новые знания и быть активными в усвоении материала. Задачи содержат элемент проблемы, помогают кадетам создавать свои индивидуальные задания и находить пути и уровни решения.

Интенсификация обеспечивается за счет более высокой активности усвоения.

Элементы демократизации прослеживаются в выборе средств решения проблем, в оценке работы товарищей.

Конечно, все это требует от преподавателей дополнительной работы со специальной литературой, дополнительной методической работы по отбору материала, определения места прикладного материала на занятии.

Опыт показывает, что, систематически решая прикладные задачи, кадеты более глубоко усваивают теоретические вопросы, что у них появляется целостное представление о взаимосвязи математики с различными науками и областями знаний. Рассуждения и умозаключения, возникающие в процессе решения задач, способствуют развитию логического мышления, развивают умение кратко, ясно и последовательно выражать свои мысли.

Решение прикладных задач также способствует воинскому воспитанию обучаемых, прививает им такие качества, как пытливость, настойчивость, развивает самостоятельность.

Многолетний опыт работы по данной проблеме представлен в виде сборника прикладных задач. Сборник используется преподавателями математики на уроках, факультативных занятиях, кадетами при разработке рефератов, докладов.

Сборник представит практический интерес для преподавателей, работающих над осуществлением межпредметных связей, так как решение прикладных задач на занятиях, во–первых, значительно повышает интерес учащихся к предмету и, во–вторых, дает им первые практические навыки по использованию методов математики для изучения специальных дисциплин и в их будущей профессии.

Коллегам предлагаю ряд задач из “Сборника прикладных задач”.

Тема: “Векторы. Метод координатной плоскости”.

1. На тело действует две равные силы F, причем, угол между ними 1200 и F = 8,3 Н. Найти их равнодействующую.

2. Найти величину равнодействующей плоской системы сил, приложенных к точке О, если F1 = 80 H, F2 = 40 H, F3 = 60 H, F4 = 40 H, 1 = 300, 2 = 600, 3 = 450. (рис.2)

3. К концу кронштейна (рис.3) подвешен фонарь весом P = 20 кг. Найти силу растяжения стержня AB и силу сжатия стержня BC.

4. БМП с огневой позиции А {–1;–1} уничтожила безоткатное орудие В {4;4}. Появляется танк С {–1;3}. Определить угол поворота башни БМП при переносе огня на танк.

5. Найти величину силы, которая совершила работу 150 Дж по перемещению из точки К (–2;3) в точку М (4;–5). Сила направлена вдоль линии движения.

6. При взятии обороны командир отделения указал стрелку огневую позицию в точке В (–4;–1) и сектор ведения огня: справа – точка А (1;–2), слева – точка С (3;0). Определите угол обстрела.

7. Командир минометной батареи получил задачу на уничтожение противника и его огневых средств в районе, ограниченном точками: А (5;4), В (9;6), С (6;7). Какова площадь района обстрела?

Тема: “Соотношения между сторонами и углами треугольника”.

8. С вертолета, летящего горизонтально и прямолинейно на высоте Н, определены углы и , под которыми видны голова и хвост колонны войск противника, движущейся по прямолинейному участку маршрута (рис. 8). Определить глубину колонны, если ее маршрут находится в одной вертикальной плоскости с траекторией вертолета (Н = 950м, = 810, = 220).

9. Подразделение в обороне занимает практически треугольный участок местности (рис.9) Стороны треугольника равны соответственно 3,8 км , 1,7 км и 2,9 км. Наибольшая сторона треугольника является передним краем обороны. Определить площадь участка обороны в гектарах и его максимальную глубину.

10. В некоторый момент с парохода Р отметили азимуты пунктов А и В на суше. Азимут пункта А оказался 310, пункта В 850 (рис.10). По карте установили, что направление АВ–1300, расстояние А = 650 м. Найти расстояние от парохода Р до пункта А в момент измерения углов.

Примечание

Азимут точки А относительно точки В есть угол, вершина которого находится в точке В, одна сторона ВС направлена на север (рис.10–1), другая проходит через точку А. Сторона ВА отсчитывается от стороны ВС по движению часовой стрелки.

11. Для определения расстояния от наблюдательного пункта А до центра опорного пункта подразделения противника В построен треугольник АВС (рис.11). Длина АС = 432м, , Определить расстояние от наблюдательного пункта до центра опорного пункта противника.

12. В ходе ведения разведки РД № 1 установил непроходимые участки местности. Для определения расстояния между пунктами А и В, разделенными непроходимым участком местности, построен треугольник АВС (рис.13). Определить расстояние между пунктами А и В, если АС = 2,8 км, ВС = 3,9 км, .

13. Из орудия БМП в засаде необходимо сделать выстрел по движущейся по дороге БМП “Мардер” противника. Скорость цели 40 км/ч и она движется под углом 500 к линии визирования АВ (рис.14). Определить угол упреждения a , который нужно учесть наводчику при прицеливании, если скорость снаряда равна 750 м/с.

15. Для того, чтобы переплыть реку перпендикулярно ее течению ось плавающей боевой машины пехоты БМП–2 должна составить с направлением АВ1 угол j, называемый углом сноса (рис.15). Найти угол сноса j , если собственная скорость БМП–2 равна 10 км / ч, скорость течения реки равна 1,3 м/с. Сколько времени потребуется боевой машине для переправы через реку шириной 920 м.

16. Обороняемый участок местности по форме является практически ромбом со стороной 2,3 км и углом равным 1420. Вершина тупого угла направлена в сторону противника (рис.16). Определить площадь обороняемого участка в гектарах, его ширину по фронту и максимальную глубину.

17. Плавающая боевая машина из пункта А на берегу реки движется по реке так, что направление ее оси перпендикулярно течению реки. Определить угол сноса a и величину сноса В1С1 боевой машины, если ее собственная скорость равна 8 км/ч, ширина реки 850 м и скорость течения реки 1,5 м/с (рис.17).

Тема: “Длина окружности и площадь круга”.

18. Зона действия радара радиолокационной станции определяется уравнением x2+y2–4x+8y=0. Найти площадь зоны действия радара.

19. По подразделению в районе сосредоточения, занимающему участок RЦ = 1,4 км, нанесен бомбоштурмовой удар авиации. Эпицентр удара удален на 75 м от центра цели. Радиус поражения бомбы равен RП = 600 м. Определить вероятность поражения цели.

Примечание

Эпицентром взрыва называют проекцию точки взрыва бомбы (ракеты, снаряда) на поверхность земли. Радиус поражения – радиус круга с центром в эпицентре взрыва, в любой точке которого цели данного класса поражаются при взрыве бомбы.

Вероятность поражения цели: (рис.21–1)

20. Взвод занимает опорный пункт (рис.22) 400 м по фронту и 300 м в глубину. По форме опорный пункт можно принять за полукруг. По взводу, поспешно перешедшему к обороне, нанесен огневой удар (залп батареи 155 мм СГ). Условно зону сплошного поражения можно принять за круг с радиусом поражения Rп = 80 м. Найти вероятность поражения личного состава, если точка нанесения удара расположена:

– в середине фронта;

– в центре опорного пункта.

23. Обнаруженный АДН 155 мм СГ занимает позиционный район, имеющий форму равнобедренной трапеции с нижним основанием 2,3 км, боковой стороной 1,4 км и угол между ними = 630. При расчетах на поражение эту цель заменяют равновеликой по площади круговой целью. Определить радиус круговой цели.

24. Обнаруженный склад боеприпасов противника занимает участок местности прямоугольной формы по фронту 1,8 км и глубиной 1,2 км. По цели наносится удар управляемой бомбой в кассетном снаряжении. Направление полета бомбы перпендикулярно большей стороне участка, занимаемой целью. Эпицентр взрыва расположен справа и с недолетом от центра цели соответственно на 75 м и 50 м (рис.24). Определить вероятность поражения цели кассетными боеприпасами, если радиус поражения бомбы равен 400 м.

25. По данным разведки, КП АК, размещенный на местности, занимает участок прямоугольной формы длиной 1,8 км и шириной 1,4 км. По нему нанесен удар авиацией. Направление полета ракет перпендикулярно большей стороне цели. Эпицентр взрыва по направлению практически совпадает с центром цели, недолет – 800 м (рис.25). Определить нанесенный ущерб (вероятность поражения цели), если радиус поражения удара ракет равен 800 м.

Тема: “Уравнения окружности и прямой”.

26. Противник нанес ядерный удар. Граница зараженного участка задана уравнением

x2+y2–10x+24=0.Указать на чертеже район заражения, указать его размеры. Попадет ли в зараженную зону колонна танков, движущаяся по маршруту, заданному уравнением: x+y=0?

27. Одна танковая колонна движется по прямой дороге из пункта А (3;2) в пункт В (8;6). Другая колонна танков движется по прямой из пункта С (3;8) в пункт D (–3;2). Определить, куда необходимо отправить транспорт с боеприпасами, чтобы можно было пополнить боекомплект сразу двум колоннам.

28. В трех наблюдательных пунктах, координаты которых А (4;3), В (–3;2) и С (1;–6), одновременно был зарегистрирован звук залпа батареи противника. Установить расположение батареи.

29. Поражаемое пространство от двух гранат определяется линиями: x2+y2–2x–6y+6=0, x2+y2–6x–10y+30=0. Показать на чертеже эти участки, а также найти длину пространства двойного поражения.

 

Тема: “Многогранники”.

30. Сечение траншеи – равнобедренная трапеция, нижнее основание которой равно 90 см, верхнее основание – 1,4 м, боковая сторона – 1,7 м. Определить объем грунта, который нужно вынуть из земли, если общая длина всей траншеи на участке обороны должна быть равна 155 м.

31. Кристалл кварца состоит из правильной 6–угольной призмы с боковым ребром 6,2 см и стороны основания 1,7 см и двух правильных 6–угольных пирамид с боковым ребром 2,5 см. Найти объем кристалла.

32. Армейская палатка представляет собой параллелепипед длиной 5,2 м, шириной 3,6 м и высотой 2,5 м с двускатной крышей, приподнятой на 80 см. Определить объем палатки и количество палаточного материала, необходимого для ее изготовления.

 

Тема: “Тела вращения”.

33. Головная часть ракеты является правильным круговым конусом с диаметром основания 540 мм и образующей, равной 880 мм. Определить объем и площадь боковой поверхности головной части ракеты.

34. В цилиндрический сосуд, наполненный водой до половины, опущен шар диаметром 4 см. Высота сосуда равна 8 см, радиус основания – 2 см. Достигнет ли уровень воды краев сосуда?

35. Земля приблизительно является шаром с радиусом 4,371 км. Определить длину экватора Земли и длину параллели, проходящих через г. Москву и г. Омск.

 

Тема: “Векторы. Метод координат в пространстве”.

36. Орудие, находящееся в точке А (–4;–1;0), подбило танк, расположенный в точке

В (–1;–2;0,4). Определить угол, на который необходимо развернуть орудие, чтобы поразить бронетранспортер, находящийся в точке С (3;–2;1).

37. Цель ограничена точками А (1;2;–3), В (0;4;2), С (1;–3;1). Определить количество снарядов, необходимое для полного разрушения цели, если известно, что для полного разрушения 1 ед2 площади цели, необходимо 3 снаряда.

38. К вершине куба приложены 3 силы: F1 =1 H, F2 = 2H, F3 = 3H, направленные по диагоналям граней, выходящих из одной вершины. Определить величину равнодействующей силы.

39. Вычислить работу, производимую силой F {3;–2;–5}, когда ее точка приложения, двигаясь прямолинейно, перемещается из положения А (2;–3;5) в положение В (3;–2;–1).

 

Тема: “Уравнение первой и второй степени”.

40. Боевой вертолет пролетел некоторое расстояние по ветру за 1ч. 15 мин, сбросил груз и при том же самом режиме работы двигателей пролетел это же расстояние обратно (против ветра) за 1 ч. 45 мин. Определить скорость вертолета в спокойной атмосфере, если скорость ветра равна 20 км/ч.

41. В 14 ч. 45 мин подразделение “Синих” вышло из пункта В и движется в направление пункта А со скоростью 25 км/ч. В 15 ч. 30 мин из пункта А выходит подразделение “Красных” и движется со скоростью 20 км/ч навстречу подразделению “Синих” с целью уничтожить его во встречном бою. Определить возможные время и рубеж встречи подразделений сторон, если расстояние между пунктами А и В равно 80 км (рис.41).

42. Колонна войск на втором участке маршрута может двигаться на 15 км/ч быстрее, чем на первом. Длины участков маршрута равны соответственно 60 км и 100 км. С какими скоростями должна двигаться колонна на участках маршрута, чтобы средняя скорость на всем маршруте была равна 25км/ч?

43. В шахту, предназначавшуюся противником для установки баллистической ракеты, бросили без начальной скорости груз, звук от удара которого о дно шахты был услышан через 5 секунд. Определить глубину шахты.

44. Для переправы 124 танков через реку шириной 750 м, имеется 10 переправочных средств. Продолжительность одного рейса переправочного средства – 20 мин, одновременно переправляется один танк. Для сокращения времени переправы танков часть танков можно переправить под водой по одной трассе. Скорость движения танков под водой – 120 м/мин, дистанция между танками – 120 м. Определить минимальное время переправы танков через реку.

 

Тема: “Функции и их графики”.

45. Траектория движения центра масс снаряда приближенно определяется формулой y=0,04x–0,000008x2, где x,y выражаются в м, и начало координат (0;0) – точка вылета снаряда из канала ствола орудия. Определить максимальную дальность полетов снарядов и наибольшую траекторию полета.

46. Зависимость снаряда проводника от времени описывается формулой , где Q – заряд, Кл, t – время, сек.

а) найти заряд через 2,5 мин после начала отсчета времени.

б) через сколько минут заряд проводника уменьшится в 2 раза.

47. Средний относительный ущерб Qn объекта противника при нанесении по нему ряда ударов однотипными ракетами определяется по приближенной формуле , где n–число ракет. Сколько нужно использовать ракет, чтобы нанести объекту противника ущерб в среднем 70%?

48. Закон движения тела, замедляющего свое движение под действием силы

сопротивления среды, имеет вид (рис.48–1), где t – время, сек; x – перемещение, м.

а) найти путь, пройденный телом за 20 с после начала замедления

б) через сколько секунд после начала замедления тело пройдет 1,2 км?

 

Тема: “Прогрессии”.

49. Десантник, покинув самолет, и до раскрытия парашюта, проходит в первую секунду 4,9 м, а в каждую следующую секунду на 9,8 м больше, чем в предыдущую. Какое расстояние будет пройдено десантником за 5 секунд.

50. Для трансформатора допускается перегрузка в течении 20 мин на 75% от нормального тока. С увеличением времени перегрузки на каждые 20 мин допустимый уровень снижается до 0,8 от предыдущего. Каковы допустимые перегрузки трансформатора, работающего 1, 2, 3 ч?

51. Музыкальная октава делится на 12 равных интервалов – полутонов. Частота каждого последующего звука приблизительно в 1,059 раза больше частоты предыдущего. Во сколько раз нота соль выше ноты до той же октавы.

52. Играют двое. Они поочередно кладут в кучу любое количество камней от 1 до 10. Выиграет тот, кто доведет число камней до 200. Кто победит? И как надо играть, чтобы выиграть (т.е. найти выигрышную стратегию)?

 

Тема: “Производная и ее приложения”.

53. Пуля, попадая в твердое тело, движется в нем по закону (рис.53–1), где v0 – скорость, с которой пуля входит в тело. Найти ускорение движения пули.

54. Уравнение траектории полета снаряда в безвоздушном пространстве имеет вид (рис.54–1). При каком значении x, снаряд достигает максимальной высоты. Вычислить наибольшую высоту полета снаряда, если = 450, v0 = 400 м/с.

55. Тело массой 2 кг движется прямолинейно по закону (рис.55–1), где x – координата, м, t – время, с.

а) найти кинетическую энергию тела в момент времени t = 4 с;

б) доказать, что движение замедленное и сила, действующая на тело, пропорциональна кубу расстояния тела до начала координат.

56. Количество электричества, протекающее через поперечное сечение проводника за промежуток времени [0;t] выражается формулой (рис.56–1), где Q – количество электричества, Кл, t – время, с.

а) найти силу тока в конце 8 с;

б) найти наибольшую силу тока за промежуток [1/3;5/6].

57. Из пункта А, находящегося в лесу в 5 км от прямолинейной дороги, разведгруппе нужно попасть в пункт В, расположенный на этой дороге в 13 км от пункта А. По дороге группа может двигаться с максимальной скоростью 5 км/ч, а по лесной – с максимальной скоростью – 3 км/ч. За какое минимальное время разведгруппа сможет добраться из пункта А в пункт В?

58. Стороны прямоугольника изменяются по закону (рис.58–1), где a,b – стороны в см, t – время, с. С какой скоростью изменяется его площадь в момент t = 3 с?

59. Лампа висит над центром круглого стола радиуса R. При какой высоте лампы над столом освещенность предмета, лежащего на краю стола будет наилучшей (освещенность прямо пропорциональна косинусу угла падения лучей света и обратно пропорциональна квадрату расстояния от источника света)?

60. Доказать, что из всех прямоугольных треугольников, вписанных в данный круг, наибольшую площадь имеет равнобедренный треугольник.

Тема: “Интеграл и его приложения”.

61. При торможении шкив начал вращаться с угловой скоростью (рис.61–1), где w – угловая скорость, рад/с, t – время, с.

а) на какой угол повернется шкив за первые 2 с после начала торможения;

б) за сколько секунд после начала торможения шкив повернется на угол 9 рад?

62. Район, занимаемый противником, ограничен двумя дорогами, которым соответствует уравнение (рис.62–1). Найти площадь района, занимаемого противником.

63.Вычислить работу, которую надо произвести, чтобы выкачать воду из резервуара конической формы с вершиной, обращенной книзу. Резервуар наполнен доверху водой. Радиус основания конуса равен 1 м, высота конуса 2 м.

64. БМП при выполнении 2УУС движется со скоростью(рис.64). Найти закон ее движения, если за время t = 2 c БМП проходит путь равный 5 м.

65. Два тела начали двигаться одновременно из одной точки в одном направлении по прямой. Тела движутся со скоростями (рис.65–1) соответственно. На каком расстоянии друг от друга они окажутся через 5 с?

66. Для сжатия пружины на 0,02 м необходимо совершить работу 16 Дж. На какую длину можно сжать пружину, совершив работу 100 Дж?

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Введение в дополнительную образовательную программу по ?Т
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD