детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Этот симметричный мир : Математика

Цель:

  • расширить знания учащихся о симметрии;
  • познакомить учащихся с типами орнаментов;
  • научить составлять симметричные орнаменты из геометрических фигур;
  • развивать пространственное видение;
  • воспитать чувство прекрасного.

Оборудование: таблицы, конверты, выставка работ, презентация МS POWER POINT.

Ход занятия

Актуализация опорных знаний

На прошлых занятиях мы с вами прикоснулись к удивительному математическому явлению – симметрии

Что означает слово симметрия?

/Гармония, красота, соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей/

  • С какими видами симметрии мы познакомились?

/осевая, центральная, зеркальная/

  • Основным видом симметрии является осевая, с этим видом мы чаще всего встречаемся.

Именно этот вид симметрии, по мнению математиков, определяет свойства и важнейшие законы нашего мира.

  • Вот какие шедевры в стиле “симметризма” создали вы. <Рисунок1>, <Рисунок2>, <Рисунок3>, <Рисунок4>
  • Где используется симметрия? /Ответы детей/

Изучение нового материала

Да, симметрия широко распространена как один из приемов построения орнаментов.

Цель нашего занятия – познакомиться с разнообразными симметричными орнаментами и научиться их составлять.

Орнамент – в переводе с латинского означает “украшение”.

Существует несколько типов орнаментов: растительный, зооморфный /животный/, антропоморфный, геометрический.

Нас сегодня интересует геометрический орнамент.

Работа с образцом. <Рисунок5>

  • Какие геометрические фигуры использованы для составления данного орнамента?
  • Как расположены геометрические фигуры? /В определенном порядке/
  • Как можно назвать такой порядок в изображении? /Узор/
  • А повтор узора называется ритмом.

Итак, орнамент – это узор, в котором ритмически повторяются какие – то элементы /в нашем случае геометрические фигуры/.

Важно помнить, что геометрические фигуры в орнаменте располагаются строго либо на линиях симметрии, либо между ними.

Работа с конструктором.

Составление /создание/ орнаментов – настоящее искусство. Им в совершенстве владеют архитекторы, дизайнеры, строители.

Сегодня и нам предстоит научиться их составлять.

/Класс делится на группы, каждая группа собирает по карточке – инструкции свой орнамент/

Конструктор 1 <Рисунок6>

Прямоугольники 5х10 см., равнобедренные трапеции (большое основание 10 см., маленькое основание 5см, боковые стороны 5см) по 10 – 12 штук.

Конструктор 2 <Рисунок7>

Квадраты со стороной 5 см (18 штук), ромбы с углами 600 и 1200, длина стороны 5 см (12 штук)

Конструктор 3 <Рисунок8>

Ромбы с углами 600 и 1200, длина стороны 5 см (19 штук), равносторонние треугольники, длина стороны 5 см (15 штук)

Конструктор 4 <Рисунок9>

Деталями “Кленовые листья” замостить всю плоскость без пробелов. Такой орнамент из кленовых листьев был эмблемой XII конгресса Международного союза кристаллографов, который проходил в Канаде в 1981 году.

Конструктор 5 <Рисунок10>

Их одинаковых ромбов сложить орнамент по правилу: острые и тупые углы чередуются.

Конструктор 6 <Рисунок11>

Квадраты (27 штук) и равносторонние треугольники (22 штуки) с одинаковой длиной.

Конструктор 7 <Рисунок12>

Равносторонние треугольники и прямоугольники. К большей стороне прямоугольника приложить два треугольника так, чтобы фигура стала центрально симметричной. К каждой стороне треугольника приложить прямоугольник большей стороной и без наложений.

Изучение нового материала /продолжение/

Один из видов орнамента получил название паркет

Паркет – орнамент из фигур, заполняющих плоскость без промежутков.

Паркеты настолько часто встречаются в жизни, что мы порой не замечаем их.

Интересно, что пчелы строят свои соты как раз в форме паркета. Делают они это без линейки и циркуля, без знания математики – им помогает инстинкт.

Фигура, из которой можно составить паркет, (передвигая или поворачивая), называется трафаретом

Задание:

  1. Из каких фигур составлен каждый паркет? Обведите цветным карандашом фигуру трафарет. <Рисунок13>
  2. А сейчас надо восстановить паркет. <Рисунок14>
  3. Эти паркеты получены из треугольной стенки объединением части треугольников в шестиугольники. <Рисунок15>

Работа в группах.

Можно построить множество паркетов из правильных треугольников и шестиугольников.

Придумайте и вы свой паркет.

Итог занятия:

Составление орнаментов – настоящее искусство.

И я думаю, что сегодня мы имели возможность прикоснуться к этому удивительному симметричному миру.

Психологами замечено, что такого рода игра успокаивает нервы и способствует появлению ощущения внутренней гармонии.

Гармония чисел, гармония линий,
Мира гармонию вы повторили.
Строгая логика – щит от разлада,
Кружево формул – сердцу награда.
Но путь к ней неровен – от впадин до всплесков,
Мрачен иль светится солнечным блеском.
К тайнам извечным разум влекущий,
Тот путь бесконечный, осилит идущий

© Блог ВМЭШ / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Гражданин России :: Волшебная страна чувств и ее жители :: Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к детскому учреждению :: "Великолепный секстет" (сказки о жизни гласных английского алфавита) :: Конспект занятия по познавательному развитию по программе "Радуга" :: Урок географии в 9-м классе по теме: "Связь. Сфера обслуживания" по технологии индивидуально-ориентированной системы обучения :: Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Школьные занятия: Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD