детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Урок математики в 5-м классе. Тема: "Признаки делимости на 2, на 5, на 10" : Математика

Цели:

  • изучение признаков делимости на 2, на 5, на 10;
    сформировать навык определения чисел, делящихся на 2, на 5, на10 без
    непосредственного деления, а на основании признаков делимости;
  • развитие внимания, умения анализировать и сопоставлять;
    * развитие умения работать по аналогии, развитие зрительной памяти
    (символом * отмечаются дополнения при работе в интегрированных классах);
  • воспитание аккуратности, умения организовывать свою работу и поэтапное её
    выполнение, формирование адекватной самооценки.

Тип урока: урок новых знаний

Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка задачи, определение темы урока

Ребята, когда я спешила на урок, мне вручили телеграмму, а знаете от кого? …Эта телеграмма от доктора Айболита. И мне хотелось бы поделиться с вами её содержанием (зачитывается телеграмма, в которой Айболит просит о помощи. Примерное содержание телеграммы содержится в приложении 1, карта со списком домов в приложении 2).

– Ребята, поможем Айболиту?

На доске уже выписаны номера домов на Зоологической улице, но обратите внимание, что это огромные числа – ведь планета Миллиония. И если мы начнем сейчас делить эти числа в столбик сначала на 2, а затем на 5, то планета погибнет. Надо постараться найти способ для облегчения нашего поиска, и поэтому сегодня на уроке я предлагаю изучить признаки, которые помогут нам без непосредственного деления легко определить, какие числа делятся без остатка на 2, на 5, на 10.

Тема сегодняшнего урока: "Признаки делимости на 2, на 5, на 10"

3. Изучение нового материала

Начнем нашу работу с небольших чисел.

Задание:

Запишите по четыре двухзначных или трехзначных (* только двухзначные) числа в каждую из трех строк. В первую строку, с числом 2, подберите такие числа, о которых вы знаете, что они делятся на 2, во вторую строку – числа, которые делятся на 5 и в третью строку – числа, которые делятся на 10. (На доске в начале первой строки записано число 2, в начале второй строки 5, в начале третьей строки 10).

После выполнения задания учащиеся по цепочке называют свои числа и выборочно записывают на доске, затем учитель при необходимости дополняет каждую строку своими числами (необходимо учесть, чтобы в каждой строке были записаны числа, оканчивающиеся всеми необходимыми цифрами для дальнейшего пояснения признаков делимости).

Пример выполнения задания на доске:

2:

28

14

400

66

32

5:

475

60

55

555

700

10:

60

750

320

600

А). Обратим внимание на первую строку. Подчеркните во всех числах этой строки (числа, которые делятся на 2) последнюю цифру (на доске выполняет ученик). Назовите все цифры, которые подчеркнули (ответ учащихся – 0, 2, 4, 6, 8). Давайте подумаем, как называются эти цифры? Ответ: четные (в случае затруднения учитель наводит учащихся на мысль о другой группе цифр 1, 3, 5, 7, 9).

Далее учащимся предлагается сформулировать признак делимости чисел на два (при затруднении они могут обратиться к учебнику): если число оканчивается четной цифрой (0, 2, 4, 6, 8), то это число делится на два.

Дополнительный вопрос: Как называются числа, которые оканчиваются четной цифрой?

Б). Обратим внимание теперь на последнюю цифру у чисел второй строки (которые делятся на 5). Подчеркните эту цифру и назовите.

Сформулируем признак делимости чисел на пять: если число оканчивается на 0 или на 5, то число делится на пять.

Дополнительный вопрос: Какой цифрой оканчиваются числа, которые делятся на 5?

В). Что можно сказать о последней цифре чисел, которые делятся на 10?

Сформулируйте признак делимости на 10: если число оканчивается нулём, то число делится на 10.

Дополнительный вопрос: Как вы думаете, чем оканчиваются числа, которые делятся без остатка на 100? на 1000?

Задание:

Допишите ещё по одному числу в каждую строку, но уже 4-х или 5-ти значному (*допишите по трехзначному числу для каждой строки).

4. Закрепление изученного, отработка навыков практического применения признаков делимости

А). Каждому ученику предлагается индивидуальный листок с заданием (смотреть приложение 3) (*или листок с заданием из приложения 4).

В первом задании предлагаемые числа нужно расположить в столбцы №1, №2, №3 (смотреть приложение 3). Затем учащиеся прочитывают результаты выполнения и, в случае неправильного выполнения, исправляют или дополняют результаты (* проверка осуществляется по готовым бланкам-ответам, а не на слух (приложение 5)).

Б). Далее осуществляется самостоятельная работа аналогичных заданий из учебника.

Физкультпауза.

В). После отдыха все полны сил и готовы продолжить работу, чтобы помочь решить задачу Айболита. Выполнение задания №2 на листках приблизит нас к решению поставленной задачи. Снова нужно распределять числа в таблицу, но условия другие. Учитель дает учащимся подсказку о том, что нужно учитывать выполнение предыдущего задания и опираться на его выполнение (* не все учащиеся класса выполняют одинаковое задание, работавшие с заданиями из приложения 4, второе задание будут выполнять по аналогии с первым, но с другими числами). В дальнейшем обсуждении в основном участвуют учащиеся, работающие по заданию из приложения 3.

Обратите внимание, что получились столбики с одинаковыми результатами – это столбики №3 и №4. Учащимся предлагается сделать вывод о том, чем оканчиваются числа, которые делятся на 2 и на 5 одновременно (при затруднении учитель может натолкнуть на мысль о том, что 5*2=10). Ответ: числа, которые одновременно делятся и на 2 и на 5, должны оканчиваться нулем.

После проверки выполнения задания ещё раз обсуждаются изученные признаки делимости на 2, на 5, на 10. Учитель обращает внимание на то, что все эти признаки основаны на делимости последней цифры. Учащимся можно раздать памятки по этой теме (смотреть приложение 6), эти же памятки можно было постепенно раздавать учащимся в ходе урока.

– А теперь вернемся к заданию Айболита.

На все парты раздаются карты из телеграммы Айболита (смотреть приложение 2).

Ещё раз учитель зачитывает текст телеграммы, а ребятам предлагается на карте обвести номер дома, где началась эпидемия.

Ребята выясняют номер дома и затем вписывают его в ответную телеграмму для Айболита (смотреть приложение 7).

5. Итоги урока, рефлексия

– Ребята, удалось ли нам помочь Айболиту?

– Что нам пришлось изучить, чтобы облегчить выполнение задачи Айболита?

– Какой признак понравился больше всего? Сформулируйте его?

– Запишите номер своего дома в тетради. Определите, ваш дом находится на четной или нечетной стороне улицы. Поднимите правую руку, если вы проживаете на четной стороне и левую руку, если на нечетной стороне.

В конце урока ребята сдают листы с выполненными в ходе урока заданиями для проверки и дальнейшей коррекции знаний учителем. Можно предложить ребятам складывать работы в две стопки: в одну тем, у кого все легко получалось, и кто мало ошибался, а во вторую стопку – тем, у кого остались сомнения в правильности выполнения задания, у кого было много ошибок или кто ёще раз хотел бы обратиться за помощью к учителю.

6. Домашнее задание на усмотрение учителя.

 Символом * отмечены задания, которые можно использовать и для работы со слабоуспевающими учениками.

 

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Умножение десятичных дробей. 5-й класс :: Игра "Формула успеха" :: Внеклассное мероприятие в начальных классах. Сценарий праздника "Прощание с начальной школой" :: Литературный вечер: "Холокост. Память и предупреждение". "Передайте об этом детям нашим" :: Игра-соревнование "Кто быстрее?" :: Отважный рыцарь ( Der kleine Ritter Trenk ), 2015 :: Кровати без ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Помпиду Модель 394 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 329

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such device in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 329

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 329

1 сентября, в День Знаний, уроки должны быть особенными, запоминающимися и задающими тон на весь учебный год!

Урок математики в 5-м классе. Тема: "Признаки делимости на 2, на 5, на 10" : Математика

Цели:

Тип урока: урок новых знаний

Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка задачи, определение темы урока

Ребята, когда я спешила на урок, мне вручили телеграмму, а знаете от кого? …Эта телеграмма от доктора Айболита. И мне хотелось бы поделиться с вами её содержанием (зачитывается телеграмма, в которой Айболит просит о помощи. Примерное содержание телеграммы содержится в приложении 1, карта со списком домов в приложении 2).

– Ребята, поможем Айболиту?

На доске уже выписаны номера домов на Зоологической улице, но обратите внимание, что это огромные числа – ведь планета Миллиония. И если мы начнем сейчас делить эти числа в столбик сначала на 2, а затем на 5, то планета погибнет. Надо постараться найти способ для облегчения нашего поиска, и поэтому сегодня на уроке я предлагаю изучить признаки, которые помогут нам без непосредственного деления легко определить, какие числа делятся без остатка на 2, на 5, на 10.

Тема сегодняшнего урока: "Признаки делимости на 2, на 5, на 10"

3. Изучение нового материала

Начнем нашу работу с небольших чисел.

Задание:

Запишите по четыре двухзначных или трехзначных (* только двухзначные) числа в каждую из трех строк. В первую строку, с числом 2, подберите такие числа, о которых вы знаете, что они делятся на 2, во вторую строку – числа, которые делятся на 5 и в третью строку – числа, которые делятся на 10. (На доске в начале первой строки записано число 2, в начале второй строки 5, в начале третьей строки 10).

После выполнения задания учащиеся по цепочке называют свои числа и выборочно записывают на доске, затем учитель при необходимости дополняет каждую строку своими числами (необходимо учесть, чтобы в каждой строке были записаны числа, оканчивающиеся всеми необходимыми цифрами для дальнейшего пояснения признаков делимости).

Пример выполнения задания на доске:

2:

28

14

400

66

32

5:

475

60

55

555

700

10:

60

750

320

600

А). Обратим внимание на первую строку. Подчеркните во всех числах этой строки (числа, которые делятся на 2) последнюю цифру (на доске выполняет ученик). Назовите все цифры, которые подчеркнули (ответ учащихся – 0, 2, 4, 6, 8). Давайте подумаем, как называются эти цифры? Ответ: четные (в случае затруднения учитель наводит учащихся на мысль о другой группе цифр 1, 3, 5, 7, 9).

Далее учащимся предлагается сформулировать признак делимости чисел на два (при затруднении они могут обратиться к учебнику): если число оканчивается четной цифрой (0, 2, 4, 6, 8), то это число делится на два.

Дополнительный вопрос: Как называются числа, которые оканчиваются четной цифрой?

Б). Обратим внимание теперь на последнюю цифру у чисел второй строки (которые делятся на 5). Подчеркните эту цифру и назовите.

Сформулируем признак делимости чисел на пять: если число оканчивается на 0 или на 5, то число делится на пять.

Дополнительный вопрос: Какой цифрой оканчиваются числа, которые делятся на 5?

В). Что можно сказать о последней цифре чисел, которые делятся на 10?

Сформулируйте признак делимости на 10: если число оканчивается нулём, то число делится на 10.

Дополнительный вопрос: Как вы думаете, чем оканчиваются числа, которые делятся без остатка на 100? на 1000?

Задание:

Допишите ещё по одному числу в каждую строку, но уже 4-х или 5-ти значному (*допишите по трехзначному числу для каждой строки).

4. Закрепление изученного, отработка навыков практического применения признаков делимости

А). Каждому ученику предлагается индивидуальный листок с заданием (смотреть приложение 3) (*или листок с заданием из приложения 4).

В первом задании предлагаемые числа нужно расположить в столбцы №1, №2, №3 (смотреть приложение 3). Затем учащиеся прочитывают результаты выполнения и, в случае неправильного выполнения, исправляют или дополняют результаты (* проверка осуществляется по готовым бланкам-ответам, а не на слух (приложение 5)).

Б). Далее осуществляется самостоятельная работа аналогичных заданий из учебника.

Физкультпауза.

В). После отдыха все полны сил и готовы продолжить работу, чтобы помочь решить задачу Айболита. Выполнение задания №2 на листках приблизит нас к решению поставленной задачи. Снова нужно распределять числа в таблицу, но условия другие. Учитель дает учащимся подсказку о том, что нужно учитывать выполнение предыдущего задания и опираться на его выполнение (* не все учащиеся класса выполняют одинаковое задание, работавшие с заданиями из приложения 4, второе задание будут выполнять по аналогии с первым, но с другими числами). В дальнейшем обсуждении в основном участвуют учащиеся, работающие по заданию из приложения 3.

Обратите внимание, что получились столбики с одинаковыми результатами – это столбики №3 и №4. Учащимся предлагается сделать вывод о том, чем оканчиваются числа, которые делятся на 2 и на 5 одновременно (при затруднении учитель может натолкнуть на мысль о том, что 5*2=10). Ответ: числа, которые одновременно делятся и на 2 и на 5, должны оканчиваться нулем.

После проверки выполнения задания ещё раз обсуждаются изученные признаки делимости на 2, на 5, на 10. Учитель обращает внимание на то, что все эти признаки основаны на делимости последней цифры. Учащимся можно раздать памятки по этой теме (смотреть приложение 6), эти же памятки можно было постепенно раздавать учащимся в ходе урока.

– А теперь вернемся к заданию Айболита.

На все парты раздаются карты из телеграммы Айболита (смотреть приложение 2).

Ещё раз учитель зачитывает текст телеграммы, а ребятам предлагается на карте обвести номер дома, где началась эпидемия.

Ребята выясняют номер дома и затем вписывают его в ответную телеграмму для Айболита (смотреть приложение 7).

5. Итоги урока, рефлексия

– Ребята, удалось ли нам помочь Айболиту?

– Что нам пришлось изучить, чтобы облегчить выполнение задачи Айболита?

– Какой признак понравился больше всего? Сформулируйте его?

– Запишите номер своего дома в тетради. Определите, ваш дом находится на четной или нечетной стороне улицы. Поднимите правую руку, если вы проживаете на четной стороне и левую руку, если на нечетной стороне.

В конце урока ребята сдают листы с выполненными в ходе урока заданиями для проверки и дальнейшей коррекции знаний учителем. Можно предложить ребятам складывать работы в две стопки: в одну тем, у кого все легко получалось, и кто мало ошибался, а во вторую стопку – тем, у кого остались сомнения в правильности выполнения задания, у кого было много ошибок или кто ёще раз хотел бы обратиться за помощью к учителю.

6. Домашнее задание на усмотрение учителя.

 Символом * отмечены задания, которые можно использовать и для работы со слабоуспевающими учениками.

 

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Урок внеклассного чтения. Русская природа в музыке и поэзии. "У нас в гостях А.С. Пушкин и П.А. Чайковский"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD