детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Формирование культуры самостоятельной работы суворовца – как учебная цель : Общепедагогические технологии

    Современная концепция обучения иностранным языкам, как известно, развивается в гуманистическом направлении, которое связано с новыми подходами к определению содержания, стратегий, средств, а также реального процесса обучения.    
    Изучение иностранного языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на развитие и воспитание способности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию суворовца. Деятельностный подход к обучению предполагает развитие всех фундаментальных качеств личности, таких как активность, самостоятельность, ответственность, самоорганизация, а также всех компонентов учебной деятельности (мотивов, способов, средств труда, контроля). Формируясь на уроках и во внеурочной работе, эти качества могут постепенно превратиться в устойчивое свойство личности.
    Целенаправленная работа по формированию учебной компетенции и способности суворовца к самостоятельному, гибкому и творческому осуществлению учебной деятельности по овладению иностранным языком предполагает разработку специальных учебных материалов и различных форм и видов организации учебного процесса, включая его самостоятельную работу. Система усложняющихся индивидуально - дифференцированных заданий, выполняющих функции диагностики, формирования и развития реальных учебных возможностей суворовцев создаст оптимальные условия для включения каждого обучаемого в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей. В рамках данной системы в процессе обучения иностранным языком должна обеспечиваться устойчивая привычка к самостоятельной работе над изучаемым языком, достаточный уровень учебной компетенции обучаемого, его способность к конструктивной и творческой учебной деятельности.

Эта система должна быть основана на всестороннем изучении и учете сдедующих аспектов:

  1. Отношение суворовца к учебе.
       Как показывает наше исследование, в поле зрения оказывается объективная сторона отношения: как выполняет суворовец задания на самоподготовке, реагирует на вопросы преподавателя на уроке, какова его позиция в групповой работе, как принимаются и выполняются требование или просьба преподавателя, офицера-воспитателя, товарищей, в какой мере активен на занятии и др. Из разрозненных наблюдений и складывается определенное мнение педагогов об отдельных суворовцах и целых взводах. Однако хорошо известны и такие случаи, когда преподаватели и офицеры-воспитатели расходятся в своих суждениях, оценивая отношение суворовцев к учению. Эти трудности чаще возникают потому, что и те, и другие часто не владеют субъективными показателями отношения, которые характеризуют внутреннюю сторону проблемы, т. е. с позиции самого суворовца. Имеется в виду его самооценка своего отношения к училищу, мотивация познавательной деятельности, причины заинтересованного, безразличного или негативного к ней отношения и др. Без участия самого суворовца правильно и всесторонне оценить его отношение к учению невозможно.
  2. Мотивация учебной деятельности суворовца (цели, потребности, интересы, эмоции, мотивы).
       Необходимо иметь в виду разные ее источники. Для одних суворовцев таким источником является само знание, для других  - процесс учения, для третьих — взаимоотношение с товарищами, преподавателями, для четвертых — влияние семьи. Здесь выделяются две большие группы мотивов:
        1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
        2) социальные мотивы, в основе которых взаимодействие,
    общение, сотрудничество суворовца с другими людьми.
        Положительное, постоянно активное отношение к учению наблюдается у тех суворовцев, для которых характерно сочетание разных мотивов. Мотивация учебной деятельности обусловлена также индивидуальными особенностями структуры личности суворовца: его установками, склонностями, жизненными планами и профессиональными намерениями.
  3. Направленность познавательного интереса.
        Устойчивый познавательный интерес — важный мотив учения. Знать предметную направленность интересов суворовцев крайне важно, чтобы целенаправленно развивать их и облегчить выбор профессии. Чрезвычайно важно, фиксируя интерес суворовца к тому или иному предмету, выявлять его источники. Если, например, таковым является личность педагога, а не сама область знания, то при смене преподавателя интерес может быстро угаснуть, что нередко и приходится наблюдать.
  4. Особенности процесса самостоятельной учебной деятельности суворовцев.
       Чтобы эффективно управлять действиями суворовцев, необходимо знать их типичные и индивидуальные затруднения при выполнении заданий, потребность в руководстве преподавателя.
  5. Знания и умения.
       Диагностика учебной деятельности нацелена прежде всего на выявление качественных характеристик знаний — их глубины, обобщенности, систематичности, установление разных уровней усвоения знаний.

    Принято выделять три основных уровня усвоения знаний: а) репродуктивный (суворовец умеет лишь воспроизводить знания); б) реконструктивный (знания применяются в стандартных и вариативных ситуациях); в) творческий (суворовец оперирует знаниями и в условиях переноса, в нестандартных ситуациях).
    Выявить качественные характеристики и уровни знаний суворовцев можно при помощи устных и письменных форм проверки знаний, которая предусматривает выполнение ими специально подобранных в соответствии с целью диагностики заданий, вопросов.
    Идеальным результатом обучения считается достижение такого уровня развития познавательной деятельности суворовцев, когда они могут самостоятельно ставить задачу, находить способы ее решения, контролировать и оценивать результаты своей познавательной деятельности. Переход к внутреннему самоконтролю обучаемого – задача первостепенной важности, стоящая перед преподавателем.
    Надо полагать, что важную роль в этой работе сыграет пересмотр концепции процесса обучения, приведение её в соответствие с реальным протеканием всего учебного процесса, где деятельность преподавателя и деятельность суворовцев будет связана не только с содержанием образования, а с учебными заданиями как формой, в которой это содержание воплощается. Такой подход выдвигает в центр внимания чрезвычайно важную, но пока не достаточно реализованную на практике проблему формирования культуры самостоятельной работы суворовцев в учебном процессе.

Литература:

“Вестник Образования”// Сборник приказов и инструкций Министерства Образования России – Министерство образования и науки, № 14, 2004

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Локальные нормативные акты (положения) :: Повышение квалификации :: Урок-праздник "Праздник чая" в 5-м классе по теме: "Горячие напитки" :: Классный час "Знаете ли вы?" :: Анализ воспитательной работы за год :: Лед, 2017 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

06.12.17: Ямагатский грипп, надвигающийся на Россию: чем страшен, а чем нет? (Спойлер: прививки в данном случае не помогут)

05.12.17: Травля в детских коллективах (да и не только детских): коротко и образно в изложении Валерия Воскобойникова

01.12.17: Напоминаем, что мы уже больше 10 лет отбираем для Вас самые лучшие сценарии новогодних праздников и утренников для детей!

02.11.17: «Стрепсилс» изымают из аптек: почему и что это для нас значит? (Спойлер: да, в общем-то, ничего)

30.10.17: Подробности об эпидемии пневмонии-2017

25.10.17: Что такое "внебольничная пневмония" 2017 года?

22.10.17: Особенности гриппа "Мичиган" (штамм сезона 2017-2018 гг.)

09.09.17: Чемпионский титул или смартфон? Выбор для подростка

26.08.17: Букеты из чая, кофе и конфет

11.08.17: Готовимся к 1 сентября: Модные букеты 2017

16.07.17: До какого возраста и на каком сиденье необходимо автокресло ребенку. Изменения в ПДД с июля 2017

09.07.17: Влияют ли позы партнеров на вероятность успешной беременности и если да, то как.

02.07.17: Режутся зубки у ребенка: чем снимать боль



Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Урок математики в 3-м классе на тему "Единицы времени. Календарь"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru