детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Роль творчества учителя в творческой деятельности учащихся : Общепедагогические технологии

Мой педагогический опыт с самого начала определил мое понимание учительского труда. Есть педагоги-исследователи, есть педагоги-испытатели, практики, теоретики. Я – педагог-романтик: немножко поэт и писатель, музыкант, путешественник и художник. Романтики так мало в нашей сумасшедшей жизни.

Мое кредо – научить детей мечтать. Так научить, чтобы эти мечты жили с ними до самой старости. Чтобы этот необыкновенный мир существовал наравне с реальностью и не разбивался об нее. Лишь благодаря чистым, прекрасным мыслям и желаниям можно испытать редкое чувство полета над всеми мирскими проблемами. Жизнь наша – суета сует. Она как жернова. Разучишься оставлять ее для внутреннего совершенствования – засосет и смелет в муку. Дети – они зерна. Думать о них нужно сейчас. А из муки пшеничное поле не вырастишь.

Моя задача – помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. Не стоит бояться на любом уроке, на перемене, в любой ситуации вкладывать в сердца детей искорки Божественной мудрости, знания Человеческих непрописных Истин и Законов. Веруя в эти законы, зная их, дети будут жить лучше и чище, чем мы. Взрослому принять их как Новое гораздо труднее – фундамент не ставят на крыше дома.

Дети – самое удивительное и интересное в жизни. И совсем не беда, что ростки того, что приходится вкладывать в ум и сердце каждого всходят не сразу и не все вместе. Эти ростки нужно вовремя увидеть, не пройти мимо, не сломать нечаянно и тогда испытаешь глубокое удовлетворение от своего труда.

Для того чтобы заглянуть в душу ребенка или быть им услышанным, получить обратную связь, необходимы один принцип и две вещи. Принцип прост как мир – ИСКРЕННОСТЬ. А две вещи – это СЛОВО и ОБРАЗ.

Иногда я пользуюсь словом, чтобы от детей получить образ, а иногда – наоборот, показываю образ и получаю слово. Порою, оно одно из десятка других слов, написанных учеником, заставляет щемить сердце.

На уроках МХК вместе со старшеклассниками мы изобрели некий синтез искусства слова и искусства образа – “Этюдник”. В него включали самые лучшие отклики за уроки, за элементы уроков, когда входили в смысл картины или литературного произведения, написанного известным писателем или художником, учителем или простым учеником.

Много было интересных мечтательных отзывов на релаксационное восприятие картин, написанных мною (живые вещи, написанные маслом, притягивают): “Замок листопада”, “Небесная Обитель”, “Закат”, которым в итоге было решено дать “художественно-литературные” определения: этюд, набросок, картина, миниатюра – зарисовка.

На картину “Серебряное море” Вероника Д. написала “этюд-элегию”:

“Что такое море? Море – это зеркало для Звезд. Море – это Я.

Я чувствую себя морем. Изменчивым как оно, непостоянным: то вскипающим бурею, то тихо перебирающим волны, то стонущим от удара молнии, то любующимся золотом лунной дорожки.

Но когда появляешься ты, я становлюсь Зеркалом. Зеркалом, отражающим Звезды твоих глаз”.

Есть у меня необычная картина “Рождение Любви”.

Из всех “вхождений” запомнилось ярко именно это. Это был Урок Любви. Из написанных впечатлений неизгладимый след оставило одно, с виду незначительное. Этот урок стал для меня Лучшим - от ученика, именно от этого ученика, я дождалась того самого единственного слова, когда, прочитав или услышав которое, понимаешь, что живешь не напрасно.

Алексей Д.:

“Шел, понимаешь, будто по церкви. Кругом одни колонны. Темно. Никак. Тут я открыл глаза, и вы заставили увидеть картину, обставленную свечами. Смотря на нее, я вдруг услышал, как голуби захлопали белоснежными крыльями”.

Мы живем в эпоху таких человеческих страстей, что с каждым днем становится все труднее вырастить дерево, чтобы его не сломала чья-то рука; построить дом и успеть, в нем пожить; воспитать ребенка без страха за его будущее, а главное за его душу.

Как дать ребенку лучшее, как показать настоящие ценности, как оградить от пороков? Вот он новый предмет школы жизни – экология души. Наверное, каждый педагог затрагивает его и ведет через свой предмет. Для меня этот предмет главный. Основная методика преподавания – романтика, романтика в купе с любыми чистыми и искренними вещами: с музыкой, картиной, словом, мыслью, тишиной, со светом свечей и темнотой.

Мои ученики, спустя уже десяток лет помнят именно эти уроки. Мы их проживали вместе. Мы совершали полеты “во сне и наяву”.

Романтика имеет свою философию, символичную, скрытую.

Для рассуждений о смысле жизни, я читала своим старшеклассникам свою небольшую философскую сказку “Перекресток, где встречаются четыре ветра”.

Человек проснулся от прикосновения к чему-то прекрасному. То, что он сумел запомнить – это ощущение трепетного счастья и обрывок фразы, которую звонким эхом произносил необыкновенный неземной голос: “Там, там …, где встречаются четыре ветра… ветра… вет – ра – а – а – а …”.

Он долго ломал себе голову: “ Что бы это значило? И что находится там, на этом перекрестке?” и лишь когда воспоминание о сладостном состоянии соединилось в душе с мыслью вопроса, его осенил ответ – СЧАСТЬЕ!

- Конечно же! – воскликнул человек и с решительным видом накинул плащ, взял котомку, посох и вышел из дому. - Но где же встречаются четыре ветра? Где этот перекресток? Чтобы ни было, я найду его!

И он отправился в путь.

Поднялся сильный ветер.

- Эй, ты куда дуешь? Ответь мне, ветер!

- Я – Восточный ветер. Иду навстречу своим братьям!

- О! тогда нам по пути!

И путник шел спокойно подгоняемый ветром в спину.

Через некоторое время все стихло. Человек остановился.

- Что ж, буду ждать другого попутчика.

В воздухе разливалось тепло. Постепенно становилось душно от раскаляющегося воздуха. Долго ждать не пришлось. Подул Южный ветер. Человек улыбнулся и подставил свою спину теплому вихрю, уверенно и быстро шагая по его воле.

Ветер стих так же внезапно, как и начался. Путник сделал привал, перекусил немного и Западный ветер, слегка орошая плащ прохладным дождем, понес человека дальше.

Когда и Западный ветер улегся, позади уже было три четверти пути.

“Ну, вот – подумал путник,- осталось совсем немного. Впереди небольшой лесок, а там, как видно, равнина …”. Но не успел он закончить свою мысль догадкой, о том, что все вокруг ему странно знакомо, как поднялся с необыкновенной силой Северный ветер и почти поволок его за собой, облепляя снегом. “Эх, хорошо! – думал человек – такой ветрище лучше всего переносить, когда он дует в спину, попробуй-ка пойти такому навстречу!”.

Вихри крутились перед путником, застилая глаза, холод пробирал до костей, вой забивал уши и вдруг, человек ударился обо что-то, застонал, закрыв глаза, и упал наземь.

Когда он пришел в себя, царила тишина. Но более всего его поразило то, что он находился у калитки собственного дома.

- Что за шутка! – воскликнул он. Это же мой дом! Как же здесь могут встретиться четыре ветра?

Нарастающий шум заставил человека оглядеться, и он с ужасом понял, что на него со всех сторон, неся палящий зной, сушь, дождь, снег, несутся …четыре ветра.

Человек припал к земле, испугавшись быть раздавленным таким натиском, и провалился в темноту. Он выжил в этой буре. Но нужно было заново строить дом, возделывать свой сад.

Этот странный сон о перекрестке, где встречаются четыре ветра, снился многим. Но все проходили один и тоже путь.

Крестьянину пришлось заново возделывать свою землю, булочнику строить пекарню, сапожнику – мастерскую. Даже нищий вернулся из этого путешествия на то самое место, откуда начал путь в поисках заветного перекрестка.

Ни один из них не мог понять в происходящем великой мудрости.

Прошло время, и этот сон коснулся своим покрывалом одного странного паренька. Он не был странным на самом деле, просто таким его считали люди. Все, кроме дочери кузнеца. И он понимал это, теряясь в озере ее голубых глаз.

Едва рассвело, юноша уже стоял на пороге своего дома, готовый отправиться в путь. У колодца он встретил ту, с кем хотел бы проститься, не навсегда, на время. Он знал, что обязательно вернется.

- Я принесу тебе счастье – сказал он ей. – Я знаю, где его искать!

- Где же? – спросила она.

- На перекрестке, где встречаются четыре ветра. Я пойду к ним на встречу.

- Счастливого пути! – звонко понесся ее голос вслед удаляющемуся юноше.

Внезапно поднялся ветер. Он был уже далеко не тем, каким встречал его когда-то первый путник, он был во много раз сильнее.

- Ветер! – воскликнул юноша. – Как твое имя?

- Восток, – ответил ветер.

- Я иду к тебе на встречу!

И юноша, с трудом переставляя ноги и жмуря глаза, шел, пытаясь побороть силу сухого ветра. Он прошел с десяток миль, пока ветер стих. Но едва это произошло, поднялся ветер Северный, еще суровее и угрюмее своего брата. Теперь путник шел, утопая по колено в снегу, хватаясь за ветви деревьев, полз по скользкому льду, едва удерживаясь, чтобы не скатиться назад, как не старался ветер – юноша все равно двигался ему навстречу. Несколько раз силы, казалось, покидали путника, но в эти трудные минуты он вспоминал голубые глаза и обретал волю над слабостью – он должен был принести этим глазам счастье.

Утихла пурга, исчез снег и через мгновение в листьях деревьев стал просыпаться ветер Запада. Ослепительная вспышка молнии, оглушающий удар грома и с утроенной силой ринулся Западный ветер.

Юноша бесстрашно подставил лицо и этому могучему ветру. Дождь хлестал, грязь вязко тянулась за ногами, но путник шел, шел, благословляя небо за встречу с третьим ветром. Он понимал – счастье не дается даром.

И эту часть пути одолел путник, упав во время затишья на зеленую траву, едва заметив знакомый небольшой лесок и равнину, открывающуюся за ним. Отдохнуть не пришлось, горячим зноем поднялся Южный ветер. Теперь путник изнывал от жажды, пыль и песок летели в лицо, сухие ветки царапали руки, разрывали одежду. Но юноша упорно шел вперед. В его душе горела звезда голубых глаз. Настал момент, когда он уже ничего не мог видеть перед собой и только телом мог ощущать, что по-прежнему идет навстречу ветру. Юноша уже полз, хватаясь за траву. Путь был бесконечно долгим, полным удушья и огня. Последним усилием воли ему удалось подняться, сделать несколько шагов, но, ударившись, он провалился в темноту…

Очнулся юноша от тишины, которая звучала разными голосами где-то внутри него самого. Он открыл глаза. Над ним стояли четыре исполина. Он узнал их.

- Ты храбр, человек. – Сказали ветры. – Ты можешь все. Но тебе хочется узнать от нас о чем-то.

Только сейчас юноша огляделся и увидел, что стоит у колодца, а рядом его собственный дом.

- Я понял! – воскликнул он.

Зачем было спрашивать, если истину познал сам.

– Перекресток ваш там, где находится человек, в любую минуту, в любом месте. В каждом человеке этот перекресток – перекресток, где встречаются четыре ветра!

- А не хочешь ли ты спросить, где находится счастье?

- Теперь нет. Я знаю где. Я уже счастлив оттого, что я здесь, у своего дома, счастлив, что живу, счастлив, что преодолел большой путь, что вижу вас. Счастье внутри меня и вокруг. Оно как Любовь, как Бог…

- Не забывай этого! – сказали ветры – Забудешь, и мы встретимся ещё не раз. Только путь к перекрестку окажется еще труднее. Помни!

И ветры, улыбнувшись храброму юноше, разлетелись, унося за собой все, кроме тишины и спокойствия…

Юноша открыл глаза.

- Ты куда собрался? – спрашивала его девушка.

- Я принесу тебе счастье, – ответил он.

- Уже принес… - ответила она смущенно и протянула ему ковш с колодезной водой. Он поднес его к губам и увидел в нем отражение своего счастливого лица.

- Сон не обманул тебя, - добавила она тихо – ты нашел то, что искал… на перекрестке, где встречаются четыре ветра….

Рассуждения после этого чтения начинались не сразу. Была тишина. Та самая, как в сказке – “звучащая всеми голосами где-то внутри каждого”.

Человек строит храм своей души всегда не один. Так много нужно заложить в его основу – добродетель, миропонимание, веру в настоящее, веру в будущее. Ему нужно понять и помнить простые истины, на которых строится весь мир: поймаешь бабочку – она умрет, сорвешь цветок – он завянет, ибо прикоснуться к красоте можно только сердцем, которое всегда любит и наполнено счастьем каждой минуты.

© Блог ВМЭШ / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Становление информационно-образовательного пространства в языковой педагогике :: Творчество учащихся на уроках литературы :: Сценарий математического КВНа :: Решение задач по кинематике :: План урока по английскому языку в 10-м классе экономического профиля :: Поэтика рассказов В.Г.Короленко :: Использование приемов и методов технологии развития критического мышления. Тема: "Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Школьные занятия: Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD