детские
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Исторический опыт и современные проблемы возрождения культурных традиций российских кадет (на примере Омского кадетского корпуса) : Музыка

Содержание

Часть I – Краткий исторический очерк.

Часть II – Современные культурные традиции Омских кадет.

Часть I

Кадетские корпуса – интереснейшая страница в истории отечественной системы образования и воспитания. Значение накопленного в них опыта выходит далеко за рамки чисто военной сферы, так как именно в России кадетские корпуса поначалу были задуманы не как специфические военные школы, а как школы для подготовки высококультурных граждан.

Важное место в воспитании и образовании кадет отводилось вопросам эстетического воспитания, благодаря чему из стен кадетских корпусов выходили люди широко образованные, нередко музыкально грамотные, умеющие петь, играть на музыкальных инструментах.

Как сказал генерал-лейтенант Адамович, последний начальник ОКК: “Традиционными называются лучшие правила и убеждения, воспринятые от предшественников, хранимые современниками и передаваемые преемникам”. Поэтому для вновь созданного в 1999 году ОКК, особую значимость приобретает использование накопленного за многие годы музыкально–эстетического опыта.

История ОКК распадается на 4 периода.

  • Первый период – войсковое казачье училище, позже переименованное в СКК (с 1813 по 1866 гг.)
  • Второй период (1866 –1882гг.) ознаменован преобразованием учебного заведения в сибирскую военную гимназию.
  • Третий период связан с возвратом учебному заведению статуса КК. Этот период длился с 1882 по 1917 г.
  • Четвёртый период – самый короткий и трагичный (1917–1925гг.) это жизнь омских кадет в эвакуации в Югославии.

Основатель кадетского корпуса, генерал-губернатор Глазенап так определял цель своего детища: “…дабы наставить юношество в познании должностей человека, в добродетели, смиренномудрии и страхе Божием”. Поэтому, формируя учебную программу Войскового казачьего училища, генерал Глазенап предусмотрел и эстетические занятия, куда была включена музыка, пение и танцы. Так, со временем, танцевальный класс кадетского корпуса приобретает значение своеобразного центра бальной культуры г. Омска. Сразу же юных казачат стали обучать и пению. Важно отметить, что первые музыкальные впечатления воспитанников касались, прежде всего, церковного хорового пения. Уже в первой трети XIX века при училище создается профессиональный казачий певческий хор, который пел в Ильинской церкви, участвовал в городских праздниках.

Хоровая культура казачьего училища расцвела в годы управления им полковником Черкасовым. Надо сказать, что этот человек, обладающий недюжими способностями хормейстера, смог поднять исполнительский уровень хора корпуса на ощутимую высоту.

В традициях училища было устройство музыкально–литературных гостиных, где осуществлялись театральные постановки. Так в 30-е годы XIX века библиотека училища, пополнением которой занимался лично Глазенап, насчитывала более 150 нотных произведений, в том числе отдельные клавиры Западно–Европейских водевилей и опер.

Переход к гимназии сопровождался повышением требований к качеству знаний, увеличилось и количество изучаемых предметов: теперь воспитанников стали обучать игре на фортепиано и скрипке, в учебную программу вводится нотное хоровое пение и теория музыки.

Одной из устойчивых традиций корпуса становится сочинение и исполнение музыки “на случай” торжественных празднований и важных событий. Не прекращается в этот период и сотрудничество кадетского хора с оркестром Сибирского казачьего войска. Продолжает свое развитие и церковное хоровое пение в Сибирской военной гимназии.

Насколько интенсивно продолжались занятия кадет музыкой на чужбине (в эвакуации в Югославии) судить сложно. Но удалось найти воспоминания одного из последних выпускников корпуса, опубликованных в Нью–Йорском издании журнала “Кадетская перекличка”. Из добытых материалов удалось установить, что в Югославии продолжил свою деятельность и духовой оркестр, и церковный хор, которые выступали перед местными жителями на городских праздниках. И, несмотря на трудные материальные условия, верность кадетским традициям и тесная спайка помогали переносить все лишения.

Часть II

Кадетские корпуса России на протяжении более двух веков создавали военную касту, проникнутую лучшими культурными историческими традициями. Исключительное внимание в кадетских корпусах придавалось и музыкально-эстетическому воспитанию, направленному на выявление интересов, способностей и склонностей воспитанников в этой области.

Наше время-время возрождения традиций, в России воссоздаются кадетские корпуса. В этом плане весьма полезно и просто необходимо использовать отечественный опыт подготовки военных кадров царской России, в том числе и опыт музыкально-эстетического воспитания.

С первого дня в возрождённом Омском кадетском корпусе, старейшем учебном заведении Сибири, перед преподавателями и командованием стояла задача создать элитное учебное заведение. И сразу возникла проблема неизученности культурных традиций, ведь воспитанники носят погоны, а это ко многому обязывает. Следовало начать изучение с архивных документов, статей, упоминаний. Спустя время сложилась целостная картина о жизне и быте Омских кадет XIX века со своими богатыми хоровыми, театральными и бальными традициями.

Так, с 1999 года в Омском кадетском корпусе ведется работа по возрождению культурных традиций. Следуя истории, центральным культурным событиям является губернаторский кадетский бал, сценарий которого всегда выдержан в рамках вышеупомянутых традиций. Балы проходят с особой пышностью, в лучшем зале города, с присутствием высоких гостей и фейерверком.

Основными участниками всех важных концертных мероприятий города являются два кадетских коллектива: танцевальный и вокальный ансамбли. В репертуаре – самые разнообразные танцы и хоровые произведения: от полонеза и церковных песнопений до эстрады. Учитывая время, руководители вводят в работу с коллективами современные методики и, соответственно, репертуар. Но при этом в рамках возрождения бальной и хоровой культуры в творческих коллективах корпуса царит особая атмосфера: тесная спайка кадет разного возраста, взаимопомощь, верность кадетским традициям, дисциплина. Хор корпуса – это особый “организм”, где нет разделения на старших и младших, который живет своей жизнью, со своими порядками, и петь в хоре для кадет, современных подростков, становится престижно, что весьма нехарактерно для современных школьников.

Особое значение в работе по восстановлению традиций является введение в курс уроков музыки ряда тем, связанных с культурной и музыкальной жизнью кадет XIX века. Ребята посещают музей, смотрят фотографии, читают дневники воспитанников того времени, погружаясь в особую атмосферу кадетской культуры. Кадеты знакомятся с преподавателями того времени, изучают традиционную бальную культуру, основные бальные танцы, поют кадетские гимны, как когда-то их “воспевали” Омские кадеты XIX века. Такое соприкосновение с историей, осознание традиций кадетского корпуса накладывает особый отпечаток на сознание современного подростка; меняет отношение к собственному существованию в корпусе, воспитывает интерес, уважение к истории, развивает эстетический вкус.

До 1990 года воспитание обучающихся осуществлялось в детских общественных организациях, таких как октябрятская, пионерская. После их упразднения воспитательный процесс остался без четкой программы, однако, прежде чем придумывать и реализовывать новые музыкально-эстетические программы, надо попытаться оглянуться назад и оценить прошлый опыт. Сейчас, когда идет этап возрождения культурных традиций России, этот опыт дает возможность наиболее полным образом воссоздать культурные и музыкальные традиции. При этом историческое развитие музыкальных традиций Омских кадет, во все периоды существования корпуса, с его яркой хоровой и бальной культурой, ставит перед собой проблему приоритетов при построении содержания современного воспитания.

Сегодня в России существуют около 30 кадетских корпусов, но только Омский относится к ведомству МО РФ, поэтому уникальный опыт образования и воспитания подрастающего поколения должен сочетать традиции и инновации, тем самым обогащая современные установки музыкально-эстетического воспитания юношества.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Игра "Эрудит" по информатике и физике. 9-й класс :: Конспект урока по русскому языку в 3-м классе :: Активизация речевой деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Л.В. Занкова на уроках литературного чтения и факультативного курса "Поэтические минутки" :: Урок математики в 1-м классе по теме: "Сложение двузначных чисел и "круглых"десятков"по программе Истоминой Н.Б. :: Урок-обобщение "Своя игра" по теме "Охрана природы", 11-й класс :: Богемная рапсодия ( Bohemian Rhapsody ), 2018 :: Стулья/Кухонные стулья / TetChair / Стул с подлокотниками деревянный 217 А ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such device in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

1 сентября, в День Знаний, уроки должны быть особенными, запоминающимися и задающими тон на весь учебный год!

Исторический опыт и современные проблемы возрождения культурных традиций российских кадет (на примере Омского кадетского корпуса) : Музыка

Содержание

Часть I – Краткий исторический очерк.

Часть II – Современные культурные традиции Омских кадет.

Часть I

Кадетские корпуса – интереснейшая страница в истории отечественной системы образования и воспитания. Значение накопленного в них опыта выходит далеко за рамки чисто военной сферы, так как именно в России кадетские корпуса поначалу были задуманы не как специфические военные школы, а как школы для подготовки высококультурных граждан.

Важное место в воспитании и образовании кадет отводилось вопросам эстетического воспитания, благодаря чему из стен кадетских корпусов выходили люди широко образованные, нередко музыкально грамотные, умеющие петь, играть на музыкальных инструментах.

Как сказал генерал-лейтенант Адамович, последний начальник ОКК: “Традиционными называются лучшие правила и убеждения, воспринятые от предшественников, хранимые современниками и передаваемые преемникам”. Поэтому для вновь созданного в 1999 году ОКК, особую значимость приобретает использование накопленного за многие годы музыкально–эстетического опыта.

История ОКК распадается на 4 периода.

Основатель кадетского корпуса, генерал-губернатор Глазенап так определял цель своего детища: “…дабы наставить юношество в познании должностей человека, в добродетели, смиренномудрии и страхе Божием”. Поэтому, формируя учебную программу Войскового казачьего училища, генерал Глазенап предусмотрел и эстетические занятия, куда была включена музыка, пение и танцы. Так, со временем, танцевальный класс кадетского корпуса приобретает значение своеобразного центра бальной культуры г. Омска. Сразу же юных казачат стали обучать и пению. Важно отметить, что первые музыкальные впечатления воспитанников касались, прежде всего, церковного хорового пения. Уже в первой трети XIX века при училище создается профессиональный казачий певческий хор, который пел в Ильинской церкви, участвовал в городских праздниках.

Хоровая культура казачьего училища расцвела в годы управления им полковником Черкасовым. Надо сказать, что этот человек, обладающий недюжими способностями хормейстера, смог поднять исполнительский уровень хора корпуса на ощутимую высоту.

В традициях училища было устройство музыкально–литературных гостиных, где осуществлялись театральные постановки. Так в 30-е годы XIX века библиотека училища, пополнением которой занимался лично Глазенап, насчитывала более 150 нотных произведений, в том числе отдельные клавиры Западно–Европейских водевилей и опер.

Переход к гимназии сопровождался повышением требований к качеству знаний, увеличилось и количество изучаемых предметов: теперь воспитанников стали обучать игре на фортепиано и скрипке, в учебную программу вводится нотное хоровое пение и теория музыки.

Одной из устойчивых традиций корпуса становится сочинение и исполнение музыки “на случай” торжественных празднований и важных событий. Не прекращается в этот период и сотрудничество кадетского хора с оркестром Сибирского казачьего войска. Продолжает свое развитие и церковное хоровое пение в Сибирской военной гимназии.

Насколько интенсивно продолжались занятия кадет музыкой на чужбине (в эвакуации в Югославии) судить сложно. Но удалось найти воспоминания одного из последних выпускников корпуса, опубликованных в Нью–Йорском издании журнала “Кадетская перекличка”. Из добытых материалов удалось установить, что в Югославии продолжил свою деятельность и духовой оркестр, и церковный хор, которые выступали перед местными жителями на городских праздниках. И, несмотря на трудные материальные условия, верность кадетским традициям и тесная спайка помогали переносить все лишения.

Часть II

Кадетские корпуса России на протяжении более двух веков создавали военную касту, проникнутую лучшими культурными историческими традициями. Исключительное внимание в кадетских корпусах придавалось и музыкально-эстетическому воспитанию, направленному на выявление интересов, способностей и склонностей воспитанников в этой области.

Наше время-время возрождения традиций, в России воссоздаются кадетские корпуса. В этом плане весьма полезно и просто необходимо использовать отечественный опыт подготовки военных кадров царской России, в том числе и опыт музыкально-эстетического воспитания.

С первого дня в возрождённом Омском кадетском корпусе, старейшем учебном заведении Сибири, перед преподавателями и командованием стояла задача создать элитное учебное заведение. И сразу возникла проблема неизученности культурных традиций, ведь воспитанники носят погоны, а это ко многому обязывает. Следовало начать изучение с архивных документов, статей, упоминаний. Спустя время сложилась целостная картина о жизне и быте Омских кадет XIX века со своими богатыми хоровыми, театральными и бальными традициями.

Так, с 1999 года в Омском кадетском корпусе ведется работа по возрождению культурных традиций. Следуя истории, центральным культурным событиям является губернаторский кадетский бал, сценарий которого всегда выдержан в рамках вышеупомянутых традиций. Балы проходят с особой пышностью, в лучшем зале города, с присутствием высоких гостей и фейерверком.

Основными участниками всех важных концертных мероприятий города являются два кадетских коллектива: танцевальный и вокальный ансамбли. В репертуаре – самые разнообразные танцы и хоровые произведения: от полонеза и церковных песнопений до эстрады. Учитывая время, руководители вводят в работу с коллективами современные методики и, соответственно, репертуар. Но при этом в рамках возрождения бальной и хоровой культуры в творческих коллективах корпуса царит особая атмосфера: тесная спайка кадет разного возраста, взаимопомощь, верность кадетским традициям, дисциплина. Хор корпуса – это особый “организм”, где нет разделения на старших и младших, который живет своей жизнью, со своими порядками, и петь в хоре для кадет, современных подростков, становится престижно, что весьма нехарактерно для современных школьников.

Особое значение в работе по восстановлению традиций является введение в курс уроков музыки ряда тем, связанных с культурной и музыкальной жизнью кадет XIX века. Ребята посещают музей, смотрят фотографии, читают дневники воспитанников того времени, погружаясь в особую атмосферу кадетской культуры. Кадеты знакомятся с преподавателями того времени, изучают традиционную бальную культуру, основные бальные танцы, поют кадетские гимны, как когда-то их “воспевали” Омские кадеты XIX века. Такое соприкосновение с историей, осознание традиций кадетского корпуса накладывает особый отпечаток на сознание современного подростка; меняет отношение к собственному существованию в корпусе, воспитывает интерес, уважение к истории, развивает эстетический вкус.

До 1990 года воспитание обучающихся осуществлялось в детских общественных организациях, таких как октябрятская, пионерская. После их упразднения воспитательный процесс остался без четкой программы, однако, прежде чем придумывать и реализовывать новые музыкально-эстетические программы, надо попытаться оглянуться назад и оценить прошлый опыт. Сейчас, когда идет этап возрождения культурных традиций России, этот опыт дает возможность наиболее полным образом воссоздать культурные и музыкальные традиции. При этом историческое развитие музыкальных традиций Омских кадет, во все периоды существования корпуса, с его яркой хоровой и бальной культурой, ставит перед собой проблему приоритетов при построении содержания современного воспитания.

Сегодня в России существуют около 30 кадетских корпусов, но только Омский относится к ведомству МО РФ, поэтому уникальный опыт образования и воспитания подрастающего поколения должен сочетать традиции и инновации, тем самым обогащая современные установки музыкально-эстетического воспитания юношества.

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD