детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Исторический опыт и современные проблемы возрождения культурных традиций российских кадет (на примере Омского кадетского корпуса) : Музыка

Содержание

Часть I – Краткий исторический очерк.

Часть II – Современные культурные традиции Омских кадет.

Часть I

Кадетские корпуса – интереснейшая страница в истории отечественной системы образования и воспитания. Значение накопленного в них опыта выходит далеко за рамки чисто военной сферы, так как именно в России кадетские корпуса поначалу были задуманы не как специфические военные школы, а как школы для подготовки высококультурных граждан.

Важное место в воспитании и образовании кадет отводилось вопросам эстетического воспитания, благодаря чему из стен кадетских корпусов выходили люди широко образованные, нередко музыкально грамотные, умеющие петь, играть на музыкальных инструментах.

Как сказал генерал-лейтенант Адамович, последний начальник ОКК: “Традиционными называются лучшие правила и убеждения, воспринятые от предшественников, хранимые современниками и передаваемые преемникам”. Поэтому для вновь созданного в 1999 году ОКК, особую значимость приобретает использование накопленного за многие годы музыкально–эстетического опыта.

История ОКК распадается на 4 периода.

  • Первый период – войсковое казачье училище, позже переименованное в СКК (с 1813 по 1866 гг.)
  • Второй период (1866 –1882гг.) ознаменован преобразованием учебного заведения в сибирскую военную гимназию.
  • Третий период связан с возвратом учебному заведению статуса КК. Этот период длился с 1882 по 1917 г.
  • Четвёртый период – самый короткий и трагичный (1917–1925гг.) это жизнь омских кадет в эвакуации в Югославии.

Основатель кадетского корпуса, генерал-губернатор Глазенап так определял цель своего детища: “…дабы наставить юношество в познании должностей человека, в добродетели, смиренномудрии и страхе Божием”. Поэтому, формируя учебную программу Войскового казачьего училища, генерал Глазенап предусмотрел и эстетические занятия, куда была включена музыка, пение и танцы. Так, со временем, танцевальный класс кадетского корпуса приобретает значение своеобразного центра бальной культуры г. Омска. Сразу же юных казачат стали обучать и пению. Важно отметить, что первые музыкальные впечатления воспитанников касались, прежде всего, церковного хорового пения. Уже в первой трети XIX века при училище создается профессиональный казачий певческий хор, который пел в Ильинской церкви, участвовал в городских праздниках.

Хоровая культура казачьего училища расцвела в годы управления им полковником Черкасовым. Надо сказать, что этот человек, обладающий недюжими способностями хормейстера, смог поднять исполнительский уровень хора корпуса на ощутимую высоту.

В традициях училища было устройство музыкально–литературных гостиных, где осуществлялись театральные постановки. Так в 30-е годы XIX века библиотека училища, пополнением которой занимался лично Глазенап, насчитывала более 150 нотных произведений, в том числе отдельные клавиры Западно–Европейских водевилей и опер.

Переход к гимназии сопровождался повышением требований к качеству знаний, увеличилось и количество изучаемых предметов: теперь воспитанников стали обучать игре на фортепиано и скрипке, в учебную программу вводится нотное хоровое пение и теория музыки.

Одной из устойчивых традиций корпуса становится сочинение и исполнение музыки “на случай” торжественных празднований и важных событий. Не прекращается в этот период и сотрудничество кадетского хора с оркестром Сибирского казачьего войска. Продолжает свое развитие и церковное хоровое пение в Сибирской военной гимназии.

Насколько интенсивно продолжались занятия кадет музыкой на чужбине (в эвакуации в Югославии) судить сложно. Но удалось найти воспоминания одного из последних выпускников корпуса, опубликованных в Нью–Йорском издании журнала “Кадетская перекличка”. Из добытых материалов удалось установить, что в Югославии продолжил свою деятельность и духовой оркестр, и церковный хор, которые выступали перед местными жителями на городских праздниках. И, несмотря на трудные материальные условия, верность кадетским традициям и тесная спайка помогали переносить все лишения.

Часть II

Кадетские корпуса России на протяжении более двух веков создавали военную касту, проникнутую лучшими культурными историческими традициями. Исключительное внимание в кадетских корпусах придавалось и музыкально-эстетическому воспитанию, направленному на выявление интересов, способностей и склонностей воспитанников в этой области.

Наше время-время возрождения традиций, в России воссоздаются кадетские корпуса. В этом плане весьма полезно и просто необходимо использовать отечественный опыт подготовки военных кадров царской России, в том числе и опыт музыкально-эстетического воспитания.

С первого дня в возрождённом Омском кадетском корпусе, старейшем учебном заведении Сибири, перед преподавателями и командованием стояла задача создать элитное учебное заведение. И сразу возникла проблема неизученности культурных традиций, ведь воспитанники носят погоны, а это ко многому обязывает. Следовало начать изучение с архивных документов, статей, упоминаний. Спустя время сложилась целостная картина о жизне и быте Омских кадет XIX века со своими богатыми хоровыми, театральными и бальными традициями.

Так, с 1999 года в Омском кадетском корпусе ведется работа по возрождению культурных традиций. Следуя истории, центральным культурным событиям является губернаторский кадетский бал, сценарий которого всегда выдержан в рамках вышеупомянутых традиций. Балы проходят с особой пышностью, в лучшем зале города, с присутствием высоких гостей и фейерверком.

Основными участниками всех важных концертных мероприятий города являются два кадетских коллектива: танцевальный и вокальный ансамбли. В репертуаре – самые разнообразные танцы и хоровые произведения: от полонеза и церковных песнопений до эстрады. Учитывая время, руководители вводят в работу с коллективами современные методики и, соответственно, репертуар. Но при этом в рамках возрождения бальной и хоровой культуры в творческих коллективах корпуса царит особая атмосфера: тесная спайка кадет разного возраста, взаимопомощь, верность кадетским традициям, дисциплина. Хор корпуса – это особый “организм”, где нет разделения на старших и младших, который живет своей жизнью, со своими порядками, и петь в хоре для кадет, современных подростков, становится престижно, что весьма нехарактерно для современных школьников.

Особое значение в работе по восстановлению традиций является введение в курс уроков музыки ряда тем, связанных с культурной и музыкальной жизнью кадет XIX века. Ребята посещают музей, смотрят фотографии, читают дневники воспитанников того времени, погружаясь в особую атмосферу кадетской культуры. Кадеты знакомятся с преподавателями того времени, изучают традиционную бальную культуру, основные бальные танцы, поют кадетские гимны, как когда-то их “воспевали” Омские кадеты XIX века. Такое соприкосновение с историей, осознание традиций кадетского корпуса накладывает особый отпечаток на сознание современного подростка; меняет отношение к собственному существованию в корпусе, воспитывает интерес, уважение к истории, развивает эстетический вкус.

До 1990 года воспитание обучающихся осуществлялось в детских общественных организациях, таких как октябрятская, пионерская. После их упразднения воспитательный процесс остался без четкой программы, однако, прежде чем придумывать и реализовывать новые музыкально-эстетические программы, надо попытаться оглянуться назад и оценить прошлый опыт. Сейчас, когда идет этап возрождения культурных традиций России, этот опыт дает возможность наиболее полным образом воссоздать культурные и музыкальные традиции. При этом историческое развитие музыкальных традиций Омских кадет, во все периоды существования корпуса, с его яркой хоровой и бальной культурой, ставит перед собой проблему приоритетов при построении содержания современного воспитания.

Сегодня в России существуют около 30 кадетских корпусов, но только Омский относится к ведомству МО РФ, поэтому уникальный опыт образования и воспитания подрастающего поколения должен сочетать традиции и инновации, тем самым обогащая современные установки музыкально-эстетического воспитания юношества.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Клубы выходного дня. Деление многозначных чисел на однозначные :: Развитие творческих способностей младших школьников :: Традиционная программа на предмет "Введение в историю" по теме: "Я и мое имя". 3-й класс :: Речь. Ритм. Музыка :: Линейка 9-го мая :: Отцы и дочери ( Fathers & Daughters ), 2014 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list38.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 44

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list38.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 44

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list38.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 44
Наурыз, 2017 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 329

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such device in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 329

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 329

1 сентября, в День Знаний, уроки должны быть особенными, запоминающимися и задающими тон на весь учебный год!

Исторический опыт и современные проблемы возрождения культурных традиций российских кадет (на примере Омского кадетского корпуса) : Музыка

Содержание

Часть I – Краткий исторический очерк.

Часть II – Современные культурные традиции Омских кадет.

Часть I

Кадетские корпуса – интереснейшая страница в истории отечественной системы образования и воспитания. Значение накопленного в них опыта выходит далеко за рамки чисто военной сферы, так как именно в России кадетские корпуса поначалу были задуманы не как специфические военные школы, а как школы для подготовки высококультурных граждан.

Важное место в воспитании и образовании кадет отводилось вопросам эстетического воспитания, благодаря чему из стен кадетских корпусов выходили люди широко образованные, нередко музыкально грамотные, умеющие петь, играть на музыкальных инструментах.

Как сказал генерал-лейтенант Адамович, последний начальник ОКК: “Традиционными называются лучшие правила и убеждения, воспринятые от предшественников, хранимые современниками и передаваемые преемникам”. Поэтому для вновь созданного в 1999 году ОКК, особую значимость приобретает использование накопленного за многие годы музыкально–эстетического опыта.

История ОКК распадается на 4 периода.

Основатель кадетского корпуса, генерал-губернатор Глазенап так определял цель своего детища: “…дабы наставить юношество в познании должностей человека, в добродетели, смиренномудрии и страхе Божием”. Поэтому, формируя учебную программу Войскового казачьего училища, генерал Глазенап предусмотрел и эстетические занятия, куда была включена музыка, пение и танцы. Так, со временем, танцевальный класс кадетского корпуса приобретает значение своеобразного центра бальной культуры г. Омска. Сразу же юных казачат стали обучать и пению. Важно отметить, что первые музыкальные впечатления воспитанников касались, прежде всего, церковного хорового пения. Уже в первой трети XIX века при училище создается профессиональный казачий певческий хор, который пел в Ильинской церкви, участвовал в городских праздниках.

Хоровая культура казачьего училища расцвела в годы управления им полковником Черкасовым. Надо сказать, что этот человек, обладающий недюжими способностями хормейстера, смог поднять исполнительский уровень хора корпуса на ощутимую высоту.

В традициях училища было устройство музыкально–литературных гостиных, где осуществлялись театральные постановки. Так в 30-е годы XIX века библиотека училища, пополнением которой занимался лично Глазенап, насчитывала более 150 нотных произведений, в том числе отдельные клавиры Западно–Европейских водевилей и опер.

Переход к гимназии сопровождался повышением требований к качеству знаний, увеличилось и количество изучаемых предметов: теперь воспитанников стали обучать игре на фортепиано и скрипке, в учебную программу вводится нотное хоровое пение и теория музыки.

Одной из устойчивых традиций корпуса становится сочинение и исполнение музыки “на случай” торжественных празднований и важных событий. Не прекращается в этот период и сотрудничество кадетского хора с оркестром Сибирского казачьего войска. Продолжает свое развитие и церковное хоровое пение в Сибирской военной гимназии.

Насколько интенсивно продолжались занятия кадет музыкой на чужбине (в эвакуации в Югославии) судить сложно. Но удалось найти воспоминания одного из последних выпускников корпуса, опубликованных в Нью–Йорском издании журнала “Кадетская перекличка”. Из добытых материалов удалось установить, что в Югославии продолжил свою деятельность и духовой оркестр, и церковный хор, которые выступали перед местными жителями на городских праздниках. И, несмотря на трудные материальные условия, верность кадетским традициям и тесная спайка помогали переносить все лишения.

Часть II

Кадетские корпуса России на протяжении более двух веков создавали военную касту, проникнутую лучшими культурными историческими традициями. Исключительное внимание в кадетских корпусах придавалось и музыкально-эстетическому воспитанию, направленному на выявление интересов, способностей и склонностей воспитанников в этой области.

Наше время-время возрождения традиций, в России воссоздаются кадетские корпуса. В этом плане весьма полезно и просто необходимо использовать отечественный опыт подготовки военных кадров царской России, в том числе и опыт музыкально-эстетического воспитания.

С первого дня в возрождённом Омском кадетском корпусе, старейшем учебном заведении Сибири, перед преподавателями и командованием стояла задача создать элитное учебное заведение. И сразу возникла проблема неизученности культурных традиций, ведь воспитанники носят погоны, а это ко многому обязывает. Следовало начать изучение с архивных документов, статей, упоминаний. Спустя время сложилась целостная картина о жизне и быте Омских кадет XIX века со своими богатыми хоровыми, театральными и бальными традициями.

Так, с 1999 года в Омском кадетском корпусе ведется работа по возрождению культурных традиций. Следуя истории, центральным культурным событиям является губернаторский кадетский бал, сценарий которого всегда выдержан в рамках вышеупомянутых традиций. Балы проходят с особой пышностью, в лучшем зале города, с присутствием высоких гостей и фейерверком.

Основными участниками всех важных концертных мероприятий города являются два кадетских коллектива: танцевальный и вокальный ансамбли. В репертуаре – самые разнообразные танцы и хоровые произведения: от полонеза и церковных песнопений до эстрады. Учитывая время, руководители вводят в работу с коллективами современные методики и, соответственно, репертуар. Но при этом в рамках возрождения бальной и хоровой культуры в творческих коллективах корпуса царит особая атмосфера: тесная спайка кадет разного возраста, взаимопомощь, верность кадетским традициям, дисциплина. Хор корпуса – это особый “организм”, где нет разделения на старших и младших, который живет своей жизнью, со своими порядками, и петь в хоре для кадет, современных подростков, становится престижно, что весьма нехарактерно для современных школьников.

Особое значение в работе по восстановлению традиций является введение в курс уроков музыки ряда тем, связанных с культурной и музыкальной жизнью кадет XIX века. Ребята посещают музей, смотрят фотографии, читают дневники воспитанников того времени, погружаясь в особую атмосферу кадетской культуры. Кадеты знакомятся с преподавателями того времени, изучают традиционную бальную культуру, основные бальные танцы, поют кадетские гимны, как когда-то их “воспевали” Омские кадеты XIX века. Такое соприкосновение с историей, осознание традиций кадетского корпуса накладывает особый отпечаток на сознание современного подростка; меняет отношение к собственному существованию в корпусе, воспитывает интерес, уважение к истории, развивает эстетический вкус.

До 1990 года воспитание обучающихся осуществлялось в детских общественных организациях, таких как октябрятская, пионерская. После их упразднения воспитательный процесс остался без четкой программы, однако, прежде чем придумывать и реализовывать новые музыкально-эстетические программы, надо попытаться оглянуться назад и оценить прошлый опыт. Сейчас, когда идет этап возрождения культурных традиций России, этот опыт дает возможность наиболее полным образом воссоздать культурные и музыкальные традиции. При этом историческое развитие музыкальных традиций Омских кадет, во все периоды существования корпуса, с его яркой хоровой и бальной культурой, ставит перед собой проблему приоритетов при построении содержания современного воспитания.

Сегодня в России существуют около 30 кадетских корпусов, но только Омский относится к ведомству МО РФ, поэтому уникальный опыт образования и воспитания подрастающего поколения должен сочетать традиции и инновации, тем самым обогащая современные установки музыкально-эстетического воспитания юношества.

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Invalid query: Table 'u190093.poznanie_content' doesn't exist