детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Урок музыки по теме: "Симфонический оркестр" : Музыка

Цель урока: закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре.

Задачи урока:

  • дидактические:
    • создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся;
    • формирование навыка интеграции различных видов искусств.
  • развивающие:
    • развитие ассоциативного мышления школьников, умения сравнивать, сопоставлять;
    • развитие импровизации в доступных для детей формах;
    • развитие проектных возможностей учащихся.
  • воспитательные:
    • воспитание инициативного отношения к предлагаемым заданиям;
    • способствовать становлению позитивного отношения к искусству.

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.

Форма проведения: урок-соревнование.

Методы: словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение), частично-поисковый (импровизация, ассоциативный поиск), метод проектирования, метод побуждения к сопереживанию.

Оборудование урока:

  • репродукции картин, портреты композиторов, карточки с заданиями;
  • Б. Бриттен “Путеводитель по оркестру для молодёжи” (фрагмент),
  • С. Прокофьев “Петя и волк” (фрагмент),
  • С. Важов “Песенка про оркестр”,
  • Ж. Бизе увертюра к опере “Кармен”.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

Е. Поплянова “Пора начать урок” (пение). Музыкальное приветствие на интонациях темы Г. Пёрсела.

II. Объявление темы и задач урока.

Учитель. Тема сегодняшнего урока “Симфонический оркестр”. На этом уроке мы закрепим и обобщим знания о симфоническом оркестре. Мы начали урок с музыкального приветствия. Какую тему напоминают вам интонации приветствия? (Повторение).

Дети. Тему Г. Пёрсела, которую Бенджамин Бриттен использовал в “Путеводителе по оркестру для молодёжи”.

Учитель. А почему композитор решил создать такое произведение?

Дети. Чтобы мы смогли познакомиться со звучанием всего симфонического оркестра, а затем с каждой из групп, а также с солирующими инструментами (повторяем название инструментов, карточки инструментов выкладываем по группам).

Учитель. В какой форме написано это произведение?

Дети. В форме вариаций (музыкальные превращения).

Прослушивание темы из “Путеводителя по оркестру”.

Учитель. У С. Прокофьева тоже есть произведение, в котором он знакомит ребят со звучанием симфонического оркестра? Как оно называется?

Дети. Симфоническая сказка “Петя и волк”.

Прослушивание темы Пети.

Учитель. А композитор С. Важов написал песню “Про оркестр”, где также знакомит нас с инструментами симфонического оркестра.

Перед тем как спеть эту песню, проводится игра “Живой рояль” (поётся звукоряд, каждая из групп поёт свою ноту, учитель или кто-то из учащихся играет “на живом рояле”). Далее исполняется песня “Про оркестр”.

III. Соревнование.

Учитель. Первую цель – закрепить знания о симфоническом оркестре – мы выполнили и переходим к обобщению знаний в форме соревнований. Старайтесь показать все свои знания по теме, набрать максимальное количество баллов, чтобы стать лидером нашего соревнования. Помогать оценивать результаты нашего соревнования будет ваш классный руководитель. Названия команд будет соответствовать ноте, которую пела группа.

Представление капитанов.

Конкурс “Теоретический” (индивидуальное задание).

Задание №1. О каких инструментах симфонического оркестра не поётся в песне “Про оркестр”? К какой группе они относятся?

Задание №2.

1. Какие инструменты имеют эту ноту в своём названии?

2. Какой ударный инструмент без определённой высоты звучания имеет эту ноту в своём названии?

3. Эта нота входит в название ударного музыкального инструмента с определённой высотой звучания.

Задание №3. Подчеркните в каждом предложении слова, соответствующие данному определению.

1. Самый низкий инструмент группы деревянных духовых инструментов: флейта, скрипка, фагот, барабан.
2. В состав симфонического оркестра дополнительно включаются: труба, орган, арфа, скрипка, челеста, кларнет, фортепиано.
3. Оркестром руководит: скрипач, тромбонист, дирижёр, ударник.
4. Самые высокие инструменты симфонического оркестра: туба, гобой, альт, скрипка, контрабас, фагот, флейта, труба, кларнет.

Задание №4. Подчеркните в каждом предложении слова, соответствующие данному определению.

1. В группу медных духовых инструментов входит: фортепиано, скрипка, труба, фагот, контрабас.
2. Симфонический оркестр состоит из группы струнных смычковых, деревянных духовых, медных духовых и группы баянов.
3. Звучание всех инструментов вместе называется solo, divisi, tutti.
4. Самые низкие инструменты в симфоническом оркестре: флейта, тромбон, туба, альт, контрабас, скрипка, фагот.

Музыкальная пауза. В исполнении Фёдоровой Виктории звучит “Мелодия дождя”.

Учитель. Без сомнения, все вы определили на каком инструменте играла Вика (Скрипка).

Конкурс “Поэтический”.

Учитель. Помогите поэту Джуадату Файзи закончить строки в стихотворении “Забавные гости”, где рассказывается о музыкальных инструментах.

1. Имя вам моё известно
Знаменит я повсеместно,
Я в оркестре – главный бас,
Потому что _______________.

2. Не сдержав тогда улыбки,
Зазвенели сёстры - ____________,
Захихикали,
Запиликали.

3. Кто-то вышел – круглый, толстый,
Словно медный самовар:
“Может быть, пою я грубо,
Но на то и есть я _________”.
Знают скрипки, знают трубы
Голос ________, силу ________.

4. Вышла дудочка точёная,
Вся изящная и чёрная:
“Я на весь известен свет,
А зовут меня ___________.
Я играл на поле бранном,
На гулянье массовом.
Был я прежде деревянным,
Стал теперь пластмассовым”.

5. “Не люблю я шуток странных! –
Глухо вымолвил _______________ -
Я из рода деревянных,
Я из группы духовых.
Уважает меня
Деревянная родня”.

6. Все затихли, замолчали.
Вдруг _____________ застучали,
Медные, тонкие,
Звонкие, звонкие.

7. Тут, сверкая чёрным лаком,
В наступившей тишине,
Белозубый и трёхлапый,
Подошёл ________ ко мне.

Музыкальная пауза. В исполнении Несвит Насти звучит пьеса “Вчера”. На каком инструменте играла Настя? (Флейта).

Учитель. Следующие два задания я считаю более сложными, потому что вы должны проявить в них творческий подход, ассоциативное мышление, фантазию, а также умение импровизировать.

Конкурс “Универсальный”.

Учитель. Выберите одно из предложенных стихотворений и подберите к нему картину, соответствующую по настроению. Найдите эмоциональное родство между этим стихотворением и картиной. Если бы вы были композиторами, какой группе инструментов или инструменту поручили исполнять мелодию? Почему? Импровизация (вокальная) на стихотворение. Выберите представителя от команды, которому придётся ответить на данное задание.

1. Широки у нас просторы, необъятные края,
В синей дымке встали горы и раскинулись моря.

2. Тихий вечер, синий вечер, всё полным покоя.
Всплыли месяцу на встречу звёзды над рекою.

3. Поле зыблется цветами…
В небе льются света волны…
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.

1. А. Рылов “В голубом просторе”.

2. И. Левитан “Владимировка”.

3. Н. Рерих “Гималаи”.

4. М. Сарьян “Арарат”.

5. А. Куприн “Бесальская долина. Крым”.

6. Н. Ромадин “Последний луч”.

Конкурс “Творчество работает на будущее”.

Учитель. Это было домашнее задание. Вам надо было придумать новый инструмент для симфонического оркестра и рассказать о нём (один представитель от команды защищает проект).

IV. Итог урока.

Учитель. Вот и подошёл к концу наш урок-соревнование. Пока жюри подводит итоги, мы подведём свои итоги.
Мир музыкальных инструментов весьма широк: это и народные, и старинные, и современные. Мы на последних уроках вслушивались в звучания инструментов симфонического оркестра, самого разнообразного по тембрам и звуковым краскам, где каждый инструмент обладает своим характером.
Несколько веков симфонический оркестр создавался как единый организм. Он мог состоять из двадцати музыкантов, а мог включать и более двухсот. Во главе его – маэстро ? (ответы детей - дирижёр), великий мастер владения звуком. Сколько радостных, незабываемых минут остаётся в памяти у нас, если удаётся послушать хороший оркестр в концертном зале! Музыканты берут свои инструменты, дирижёр взмахивает палочкой – и тогда весь зал замирает: звучит голос могучего инструмента, льются звуки, полные самых разных красок, ритмов и интонаций.

Учашиеся слушают и смотрят увертюру к опере Ж. Бизе “Кармен”.

Учитель. На этом встречи с симфоническим оркестром у нас не завершаются. Тема следующих уроков – “Симфонические сказки и легенды”. А это значит что мы будем ещё и ещё наслаждаться музыкой этого могучего инструмента, имя которому ?

Дети. Симфонический оркестр.

V. Домашнее задание: составить кроссворд, чтобы ключевое слово было “оркестр”.

VI. Музыкальное прощание

Жюри сообщает результаты. Звучит мелодия на интонациях песни “Про оркестр”.

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Урок математики по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей" :: Тема урока:."Решение задач с помощью рациональных уравнений" :: Организация учебного процесса и исследовательско-познавательной деятельности в разноуровневом детском коллективе :: Охраняемые животные Иркутской области :: Школьные издания: их роль в развитии коллектива образовательного учреждения :: Игра "Звездный час". Экономика, 4-й класс :: Аппликация как средство диагностики эмоционального состояния детей ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:
Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD