детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Тема урока: "Музыка в рассказах" : Музыка

ТИП: Урок изучения нового материала.

ЦЕЛИ:

  • Формирование у учащихся умения следить за развитием образа на основе произведений: рассказа “Старый повар” К.Паустовского и музыкальной пьесы “Фантазия” В. Моцарта;
  • Активизация эмоционального отклика на музыку, развитие творческих способностей;
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам, настроениям, переданным в музыке;

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Портреты В. Моцарта,
  • К. Паустовского,
  • раздаточный материал,
  • проигрыватель,
  • фонохрестоматия,
  • доска,
  • мел.

СТРУКТУРА

  • Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;
  • Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;
  • Ознакомление с новым материалом;
  • Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
  • Подведение итогов урока;
  • Постановка задания на дом;

ХОД УРОКА

Организационный момент

- Дорогие ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

- Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки и приобрели знания, но и с сегодняшнего урока ушли с новыми впечатлениями и открытиями.

Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний

- Верите ли вы в счастье?

- А по-вашему, что такое счастье?

- Приведите примеры посетившего вас счастья?

(Дети приводят примеры)

- А для меня будет счастьем спеть любимую песню. А вы любите песни? Любите петь? Я предлагаю исполнить 1 куплет песни “Иногда” из репертуара Алсу.

(Исполнение 1 куплета песни)

- Знаете, ребята, я вас тоже давно ищу, чтобы с вами быть счастливой. Видеть ваши умные глаза и добрые лица. Для меня это тоже счастье.

Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности:

Учитель зачитывает эпиграф:
 А ведь: Каждый счастье понимает по-своему.
У каждого оно свое. Но есть вещи,
которые вызывают подьем и чувство счастья.
- Какие?

- Ну, хотя бы музыка. Или картины.

К. Паустовский. “Фенино счастье”.

- Чьи это слова? А кто такой К. Паустовский? (Писатель) А какие слова являются главными в эпиграфе? (Счастье, музыка – вывешиваются на доске) Мы к ним ещё вернёмся в конце урока.

Тема нашего сегодняшнего урока — “Музыка в …………….. ”. Необходимо заполнить пропуск в теме урока. (Музыка в рассказах). К.Паустовского называют “музыкальным советским писателем” Почему? (Потому что музыка часто звучит в его рассказах).

- Мы послушаем произведение из рассказа “Старый повар”. А вы, послушав его, ответьте на вопрос. Можно ли увидеть, услышать или почувствовать счастье?

(После прослушивания)

- Кто увидел счастье? Кто услышал счастье? Кто почувствовал счастье?

(Ответы детей)

Ознакомление с новым материалом

Вот краткое изложение рассказа “Старый повар” К. Паустовского. “Почти 200 лет тому назад на окраине Вены (столицы Австрии) в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Все убранство комнаты составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство жившей вместе с поваром его 18-летней дочери Марии.

Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал: “Я всегда не любил священником и монахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет”.

Мария накинула платок, побежала в сад и остановилась. Она долго ждала и прислушивалась. Наконец она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошел очень молодой, худой маленький человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо умирающему. “Говорите! - сказал он. — Может быть, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души”. И старый повар рассказал незнакомцу о том, как когда-то, когда жена его Марта тяжело заболела, и врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, - он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его и продал. “Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать это от дочери: я научил ее не трогать ни пылинки с чужого стола”.

Старик заплакал: “Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!”. “То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, - сказал незнакомец, - а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь расскажите мне вашу последнюю волю”.

“Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии!” — “Я сделаю это. А еще чего вы хотите?” Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: “Я хотел бы увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветает весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова”.

“Хорошо, - сказал незнакомец и встал, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо, повторил он. — Слушайте и смотрите”. И он заиграл. (Звучит “Фантазия” В.А.Моцарта)

Незнакомец перестал играть. Он сидел перед клавесином, не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь: “Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умереть, не узнав... имя. Имя!”

“Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт”, - ответил незнакомец...”

Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения

- Каких героев вы запомнили из этих произведений? А тогда какую роль сыграла музыка в рассказе?

- А можно ли ее назвать главным героем?

- Я вас попрошу еще раз мысленно вспомнить музыку. Закроем глаза, попробуем увидеть, услышать, почувствовать образ счастья.

- А помогает ли музыка быть счастливым?

(Ответы детей)

- Мы сейчас это проверим, выполнив задание по группам.

 Задание 1 группе:

1. Дайте название музыкальному произведению, услышанному в рассказе К.Паустовского “Старый повар”.

2. Если затрудняетесь, воспользуйтесь подсказкой на обороте. (На обороте задания предложены несколько вариантов названия произведений: “Мелодия”, “Счастье”, “Фантазия”, “Пробуждение чувств”. Дети доказывают, почему выбрали данное название).

Задание 2 группе:

1. Нарисуйте образ счастья, услышанного в музыке.

(Работа коллективная на 1/4 ватмана)

Задание З группе:

По картам настроений выберите ту, которая соответствует эмоциональному состоянию повара и услышанному произведению. Докажи. (Карта прилагается)

 

(После ответов детей и работы в группах)

- Музыка помогает стать счастливым?

- Вы любите чудеса? Любите превращения? Я сейчас вместе с вами превращусь в повара. А какими словами необходимо совершить превращение? (Крибле, Крабле, Бумс!)

- Встанем, закроем глаза и говорим заветные слова вслух, дружно: “Крибле, Крабле, Бумс!”.

(Открыли глаза)

- Мы с вами в рассказе “Старый повар”. Какое желание было у старика?

(“Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветает весной”). Одно-единственное желание было у старика. А у нас есть возможность загадать еще одно от имени повара. Нам в этом помогут карты-пожелания “Я очень хочу”. (Карточки прилагаются)

(Выполняют задание, делятся впечатлениями):

- Остальные пустые шары пусть дома, после вашего рассказа об этом уроке, заполнят ваши родители (мама, папа). А еще одним домашним заданием будет вот что: вы напишите письмо с благодарностью Моцарту за музыку, которая сделала старика счастливым, как много лет назад.

- Все свои пожелания и письма вы мне пришлете, а я их отправлю в музей на родину Моцарта.

- А кто захочет еще поделиться своими ощущениями, то может взять дополнительное задание. Вот оно:

“Что ты ощущаешь, когда дотрагиваешься до счастья?” (Карточки прилагаются)

ИТОГ УРОКА

1. Прочитайте еще раз эпиграф. Отражает ли он то, о чем мы говорили на уроке? А почему вы так думаете?

2. А кто помог увидеть, услышать, почувствовать счастье? (Паустовский, Моцарт)

З. А за что они вас бы похвалили?

4. А как бы оценили вашу работу писатель, композитор? От имени Моцарта, Паустовского поставьте себе оценки.

5. Кому В. Моцарт и К.Паустовский поставили “5”, “4”, “3”? Почему? (Дети комментируют оценки)

Рефлексия

У вас осталось на парте солнышко. Я еще раз включаю “Фантазию” Моцарта, а вы под ее звуки изобразите условно ваше настроение от урока.

  Дорисуйте очертания рта:
радость   грусть   безразличие

Ребята, вы любите подарки?

В подарок от меня песня “Дом”, музыка и слова неизвестного автора. А вы мне можете подпевать. (Тексты у ребят на парте)

Спасибо за урок! До свидания.

Приложение 1

Приложение 2

© Блог ВМЭШ / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Конспект урока по теме: "Химический состав костей. Строение костей" :: Практические аспекты преподавания экологии в школе :: Сценарий интегрированного урока по географии и информатике по теме: "Австралия". 7-й класс :: Игры в карты, или Кое-что о методических штучках :: Управление проектной деятельностью учащихся по географии в полевых условиях :: Методическая разработка работы кружка "Волшебные узоры" :: Искусство и реальность (1-й класс II четверть) ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Школьные занятия: Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD