детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Урок изучения правил дорожного движения в 5-м классе: "Регулирование улиц и дорог" : ОБЖ

Цели:

  1. Повторить и закрепить знания сигналов светофора.
  2. Познакомить с сигналами регулировщика, группами дорожных знаков (значением некоторых из них).
  3. Воспитывать личность безопасного типа.

Оборудование:

  1. Таблицы:
  • сигналы светофора;
  • сигналы регулировщика;
  • названия групп дорожных знаков;
  • 23 дорожных знака.
  1. Учебное пособие для учащихся 4-6 классов: “Правила дорожного движения”. Автор: Ю. Б. Орлов. Москва “Просвещение” 1984
  2. Жезл, фуражка, разметка пешеходных переходов на перекрёстке.
  3. Карточки для самостоятельной работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Тему сегодняшнего урока, я уверена, после стихотворения вы мне назовёте сами, можно хором:

Движенья полон город,
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Чтоб было безопасно,
Всем нужно, без сомнения,
Знать и выполнять ………
Правила дорожного движения.

Верно. Но так как эта тема достаточно большая, сегодня мы остановимся на рассмотрении вопроса: “Регулирование улиц и дорог”. Итак, тема урока: “Регулирование улиц и дорог”.

(Учитель записывает тему на доске, ученики в тетрадях)

2. Повторение: “Сигналы светофора”.

- Кто знает, чем регулируется движение на улицах и дорогах?
(Светофорами, регулировщиками, дорожными знаками, дорожной разметкой)

- Остановимся на светофорах. Какие вы знаете виды светофоров?
(Транспортные и пешеходные)

- При одновременной работе транспортного и пешеходного светофоров, сигналы какого светофора должен выполнять пешеход? (Пешеходного)

- Подчинение сигналам светофора – обязанность каждого участника дорожного движения. Что означают основные сигналы светофора?
(Красный – движение запрещено, жёлтый – внимание (подготовка к движению), зелёный – движение разрешено)

( Учитель вывешивает на доску соответствующие таблички)

3. Знакомство с сигналами регулировщика.

- Представим ситуацию: на оживленном перекрёстке перестали работать светофоры или в результате аварии, сложилась опасная ситуация. Как в данном случае регулируется движение? (При помощи регулировщика)

- Рассмотрим сигналы регулировщика, соответствующие основным сигналам светофора:

  • запрещающий (со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено);
  • требующий подготовки к движению (жезл или просто рука поднята вверх – движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях);
  • разрешающий (когда регулировщик стоит боком, пешеходам разрешено переходить проезжую часть).

- При регулировании движения одновременно светофором и регулировщиком, чьи сигналы должны выполнять участники дорожного движения? (Сигналы регулировщика)

4. Ролевая игра “Регулировщик”.

- Кто хочет исполнить роль регулировщика? Приглашаю 4-х желающих на роль пешеходов. (Пешеходы выполняют сигналы регулировщика)

5. Знакомство с группами дорожных знаков.

- Чем ещё регулируется движение на улицах и дорогах? (Дорожными знаками)

- Дорожные знаки – это символы (условные обозначения), устанавливаемые на дорогах для ориентации участников дорожного движения. (Определение вывешивается на доске) Дорожные знаки называют международным “языком улиц”. Какие вы знаете группы дорожных знаков? (Ответы учащихся)

- Все дорожные знаки делят на семь групп. Они различаются как по форме, так и по окраске. На знаки нанесены различные рисунки, для того чтобы быстрее определить их назначение. (Учитель открывает часть доски, где вывешены названия групп дорожных знаков и по 2 знака каждой группы)

  1. Знаки первой группы – предупреждающие (всего 43).
  2. Знаки второй группы – знаки приоритета (всего 9).
  3. Знаки третьей группы – запрещающие (всего 35).
  4. Знаки четвёртой группы – предписывающие (всего 18).
  5. Знаки пятой группы – информационно-указательные (всего 66).
  6. Знаки шестой группы – знаки сервиса (всего 12).
  7. Знаки седьмой группы – знаки дополнительной информации (всего 50).

6. Работа с учебным пособием.

Задание 1.

- Откройте стр.39 пособия, найдите и зачитайте сведения о каждой группе дорожных знаков. Например, к знакам седьмой группы относятся знаки дополнительной информации (таблички), которые в сочетании с различными знаками помогают упорядочить движение потоков транспортных средств или уточнить, усилить действия знаков. (Ответы учащихся)

- Назовите общие внешние признаки предупреждающих знаков. (Форма большинства знаков – треугольник белого цвета с красной каймой)

- Назовите общие внешние признаки запрещающих знаков. (Имеют форму круга белого цвета с красной каймой)

- Назовите общие внешние признаки знаков сервиса. (Имеют форму прямоугольника и окрашены в голубой цвет)

Физминутка

Задание 2.

- На доске вам предложены по 2 знака каждой группы. Найдите и зачитайте, как называются и что обозначают эти знаки.

1 ряд: стр. 40-48

Группы (знаки): Предупреждающие: “Прочие опасности”, “Скользкая дорога”.
Знаки приоритета: “Главная дорога”, “Конец главной дороги”.

2 ряд: стр. 49-55

Группы (знаки): Запрещающие: “Движение на велосипедах запрещено”, “Въезд запрещён”.
Предписывающие: “Велосипедная дорожка”, “Движение направо”.

3 ряд: стр. 56-59

Группы (знаки): Информационно-указательные: “Дорога с односторонним движением”, “Место стоянки”.
Знаки сервиса: “Пункт первой медицинской помощи”, “Пункт питания”.

- Например, к знакам дополнительной информации относится табличка “Зона действия”, которая обозначает зону действия запрещающих знаков, с предупреждающими знаками - протяженность опасного участка; табличка “Направление действия” указывает направление действия знаков, запрещающих движение определённых типов транспортных средств, установленных перед перекрёстками. (Ответы учащихся)

7. Закрепление изученного материала.

- Зная общие внешние признаки каждой группы дорожных знаков, определите, какие относятся к предупреждающим, к запрещающим, к знакам сервиса, и впишите в таблицу номера соответствующих знаков. На карточке подпишите свою фамилию и имя. Первые пять человек сразу получат оценку.

На доске дорожные знаки:

 

1. “Двустороннее движение” 2. “Питьевая вода” 3. “Движение запрещено”
4. “АЗС” 5. “Стоянка запрещена” 6. “Неровная дорога”
7. “Ограничение максимальной скорости” 8. “Гостиница или мотель” 9. “Крутой спуск”

Ответ:

Предупреждающие 1 6 9
Запрещающие 3 5 7
Знаки сервиса 2 4 8

8. Подведение итогов урока.

- Какую тему мы сегодня изучали на уроке?
(Регулирование улиц и дорог)

- С помощью чего осуществляется регулирование?
(С помощью светофоров, регулировщиков, дорожных знаков)

- Регулирование улиц и дорог осуществляется ещё и с помощью дорожной разметки, но об этом мы поговорим на следующем уроке.

- С какими группами дорожных знаков вы сегодня познакомились?
(Ответы учащихся)

9. Самостоятельная работа (повторение ранее изученного материала).

- Предлагаю выполнить словарную работу в форме кроссворда. Все слова вписываются по вертикали (т.е в столбик), если все ответы будут верными, то по горизонтали найдёте ключевое слово. Первые 5 человек сразу получат оценку. В клеточки со * буквы не вписывать. Не забудьте подписать карточки.

1 вариант

 

          7.
        5.   р
1. 2.     а   е
в п     в   г
о о 3. 4. т 6. у
д в о о о 3 л
и о б с б н и
т р о т у а р
е о ч а с к о
л т и н * и в
ь * н о * * щ
* * а в * * и
* * * к * * к
* * * а * * *

По вертикали:

  1. Тот, кто управляет автомобилем.
  2. Место, где поворачивают автомобили.
  3. Боковая часть, край дороги.
  4. Место, где останавливается городской транспорт.
  5. Многоместный автомобиль с большим салоном, относящийся к городскому транспорту.
  6. Символы (условные обозначения), устанавливаемые на дорогах, для ориентации участников дорожного движения.
  7. Сотрудник ГИБДД, регулирующий дорожное движение.

 2 вариант

    3.     6.  
1.   в     т  
о 2. о 4. 5. р 7.
с п д о г о п
т о и б и т а
а в т о б у с
н о е ч д а с
о р л и д р а
в о ь н * * ж
к т * а * * и
а * * * * * р

По вертикали:

  1. Место, где останавливается городской транспорт.
  2. Место, где поворачивают автомобили.
  3. Тот, кто управляет автомобилем.
  4. Боковая часть, край дороги.
  5. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (сокращённо).
  6. Пешеходная дорожка, идущая сбоку от проезжей части улицы.
  7. Тот, кто совершает поездку в транспортном средстве.

10. Завершение урока.

- Урок окончен. Спасибо за работу. Сдайте для проверки таблицу и кроссворд.

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Историческая игра "Путешествие в древнегреческую школу" :: Занятие по познавательному развитию для воспитанников логопедических групп (в подготовительной к школе группе) на тему: "Один за всех и все за одного" :: Организация физического воспитания детей с использованием русского фольклора :: Урок немецкого языка: "Рождество в Германии" :: Продуктивное использование поэтических произведений при обучении французскому языку :: Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка (технология критического мышления через чтение и письмо в 10-м классе) :: Конвенция по правам ребенка ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD