детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Слет неформальных объединений : Внеклассная работа

“Молодежь, не заблуждайся! Познай истину!”

Цель: помочь подросткам отделить истинное от заблуждений.

Обучающая цель: показать ценность лучших образов отечественной и зарубежной культуры. Научить подростков разбираться в интересующих их проблемах, познакомить с историей молодежных групп, рассмотреть положительные и отрицательные стороны.

Воспитывающая цель: воспитывать культуру общения, уважать равноправие сторон, проявлять толерантность.

Развивающая цель: создание благоприятных условий для самовыражения и самореализации подростков через слет молодежных групп.

Оформление: эмблема, девиз слета, таблички с названием неформальных групп, слова гимна России, флаг России, таблички полезных советов, плакаты неформалов, атрибутика неформалов.

Участники слета: ученики 9-10 классов, приглашенные из отдела молодежи, ведущие из учеников.

Подготовительная работа: класс дифференцируется по интересам и самостоятельно подбирает материалы по выбранной субкультуре, оформляет газеты, плакаты.

Ход мероприятия.

  1. Организационный момент:

Звучит гимн России.

Ведущие приветствуют участников слета и представляют неформальные группы (более распространенные в городе):

  • хиппи
  • металлисты
  • скинхеды
  • рэперы
  • сателлиты.
  1. Основная часть:
    1. История появления неформальных объединений (знакомство проводится в форме диалога ведущих).

Неформальные молодежные группы приобрели наибольшую выраженность в странах Запада. Возникновение их связано с неприятием молодежью сложившихся в их странах общественно-экономических систем, социальных и духовных ценностей. Это протест против существующих порядков и поиск более справедливых и достойных форм человеческого существования. Этот молодежный протест значительно усиливался в период общественных переломов и кризисов.

В конце 40-х – начале 50-х годов в различных западных странах стали появляться в значительном количестве небольшие группы молодежи, стремившиеся противопоставить себя обществу. У них появились особые прически и одежда, специфические жесты, язык, способы поведения и особые формы искусства, в первую очередь, музыки. Для них характерен пристальный интерес к самому себе и себе подобным, к музыке и, в то же время, пробуждающееся стремление к участию в политической жизни. Таковыми были битники, не имевшие постоянного места жительства, обитавшие в подвалах, носившие примитивные одежды. Свой образ жизни они демонстративно противопоставляли буржуазному комфорту. Они были заняты поисками смысла жизни и не отвергали работу, но лишь по желанию и насколько это необходимо для поддержания жизни.

1953–1954 гг. – начало эры рок-н-ролла. Его звезды: Билли Хэйли, Бадди Холли, Элвис Пресли. Рок-н-ролл – африканский блюз плюс музыка североамериканского Юга.

В середине 50-х годов появились “сердитые молодые люди”, одетые в кожаные пиджаки. Возраст их от 14 до 20 лет. Они были выходцами из бедных рабочих семей, многие потеряли в войну отцов и не имели работы. Стремясь привлечь внимание общественности к своему драматическому положению, они громили витрины магазинов.

В 1967 г. возникло хип-движение. В большинстве своем хиппи вышли из зажиточных мелкобуржуазных семей. Заметным явлением в хип-движении было создание коммун.

С середины 70-х годов в развитых капиталистических странах распространяется движение рокеров. Это молодые люди из низкооплачиваемых семей, рабочие и учащиеся. Рокеры всегда с мотоциклами.

Неформальные группы молодежи появились и у нас в стране после Великой Отечественной войны. В последнее время количество неформальных объединений резко возросло. Наша молодежь, переставая быть молодежью закрытого общества, широко включилась в него, перенимая достоинства и недостатки неформалов других стран. В то же время у наших неформалов имеется своя специфика. Многие неформальные группы молодежи нередко контактируют и даже взаимодействуют друг с другом. Хиппи, металлисты, панки часто знают друг друга, могут переходить из одного молодежного объединения в другое. Мотивы и формы участия молодежи в неформальных объединениях разные. Одних влечет туда только любопытство, для других это форма проведения досуга, для третьих - поиск альтернативного образа жизни.

    1. Анализ неформальных групп в городе. Выступление представителя из отдела по делам молодежи.
    2. Выступление представителей каждого неформального объединения. Сопровождение выступлений: просмотр видеофильма, прослушивание аудиокассет, исполнение элементов танца.
    3. Дискуссия “Почему возникают конфликты между неформальными группами и взрослыми?”

Возможные вопросы и предполагаемые ответы:

  • Почему взрослые выражают недовольство желанием подростка подстричься еще короче, обрить голову полностью или только по бокам, оставив короткий продольный гребень? (Какое первое впечатление производит на большинство людей крепкий молодой человек, остриженный очень коротко или полностью? Либо уголовника, либо потенциального преступника, либо солдата. Про него могут подумать, будто он из группировки бритоголовых, которых общество считает неофашистами, для которых насилие является основным видом деятельности и нормой поведения. Бритая голова в общественном сознании стала визитной карточкой человека, склонного к агрессии и насилию. Рядом с ним мирно настроенные люди поневоле чувствуют себя неуютно.)
  • Почему взрослые так активно проявляют недовольство, если те же спорные атрибуты надевают подростки, имеющие репутацию умных, серьезных и воспитанных? (Например, на уроке литературы происходит изучение творчества какого-нибудь известного поэта – Пушкина, Есенина, Байрона. Внезапно в класс входит странно одетый ученик, перетянувший голову банданой “кричащей” расцветки, одетый в черную куртку с шипами, в потрепанные джинсы и футболку. Сможет ли учитель после этого легко и непринужденно вести урок? Едва ли, поскольку своим костюмом, несущим мрачную и агрессивную энергетику, ученик полностью или частично разрушит сложившуюся поэтическую атмосферу).

Другой момент, на который следует обратить внимание, это влияние стиля одежды на поведение и личность подростка. Из психологии моды давно известно, что не только характер человека влияет на предпочитаемый им гардероб, но и гардероб может повлиять на характер, особенно в подростковом и юношеском возрасте, когда происходит становление и закрепление основных личностных черт. Приведу конкретный пример: если человек одет в деловой костюм или военную форму, у него невольно возникает соответствующий психологический настрой – серьезный, деловой, эмоционально сдержанный. В таком состоянии ему бывает легко думать о сложных вещах, заниматься серьезной работой, учиться. Напротив, надевая просторную, болтающуюся одежду (как у рэперов), тот же человек будет чувствовать себя расслабленным, дезорганизованным, легкомысленным.

  • Что же делать, если ты принадлежишь к одной из рассмотренных субкультур и при этом хочешь сохранить мирные отношения с учителями и родителями? (Надо вести себя так, как сверстники, у которых подобных проблем не возникает: носить в школе обычную одежду, быть сдержанным, доброжелательным, не выделяться).

Подчинение стандартным школьным требованиям, выработанным и апробированным в течение многих лет, есть не проявление слабости, а проявление ума, силы воли, ответственности перед другими людьми и уважение к их праву на спокойное общение и занятие школьной деятельностью. А без уважения чужих прав человек не имеет права требовать, чтобы другие уважали его собственные.)

Ведущие анализируют вышесказанные ответы: демонстрация своей неповторимой индивидуальности через яркие внешние атрибуты – личное дело и право каждого, однако любой уважающий себя человек на вопрос: “А можешь ли ты еще чем-нибудь продемонстрировать свою уникальность?” – должен суметь дать уверенный положительный ответ. Это возможно только при наличии каких-то ярких положительных качеств, талантов, достижений, душевных свойств. Когда они имеются и правильно оцениваются человеком, ему нет нужды чрезмерно приукрашивать свою внешность искусственными дополнениями. Когда же их нет, яркие внешние атрибуты могут сослужить человеку плохую службу (отвлекая на себя все внимание, силы и не давая ему возможности развивать свои физические, интеллектуальные и духовные задатки. В результате этого подросток может превратиться в подобие красивой безделушки, чья внутренняя убогость и пустота будет хорошо видна всем, кроме него самого). Однако наверняка есть подростки, которым все-таки не хочется полностью отказываться от ношения в школе любимой атрибутики. Им можно дать несколько полезных советов.

  1. Поскольку современные порядки в большинстве школ более демократичны, чем в прежние времена, можно воспользоваться этим и носить неброские атрибуты своей субкультуры, которые не слишком сильно отвлекают внимание окружающих. Например, черные куртки металлистов, но без шипов, клепок, цепей, “кричащей” символики.
  2. Из набора всех атрибутов предоставляемых любой молодежной субкультурой, можно выбрать те, что легко убираются и легко надеваются около дверей школы (банданы, браслеты, цепи, украшения).
  3. Если какой-то спортивный атрибут невозможно легко убрать или замаскировать, например, бритую голову, необходимо сгладить производимое неприятное впечатление традиционной одеждой, спокойным доброжелательным поведением.
  4. Необходимо помнить, что любая одежда должна элементарно идти конкретному человеку, быть чистой и опрятной, не оскорблять своим видом чувств окружающих. Придерживайтесь делового стиля.

Дополнительный материал


ХИППИ.

Хиппи – это люди со своей философией и своими правилами поведения. Они объединяются в Систему. Это своего рода клуб, войти в который может каждый. Для этого надо систематически участвовать в мероприятиях Системы (“тусоваться”) и познакомиться с другими ее членами.

Движение хиппи возникло у нас во второй половине 60-х годов. Вначале оно было связано с интересом молодежи к джинсам и другой “хипповской” одежде, а затем и к книжной продукции идеологов этого движения. Достигнув апогея в конце 70-х годов, хип-движение стало вытесняться панками, металлистами, брейкерами. Однако во второй половине 80-х годов возникла новая волна интереса молодежи к хиппи.

Система насчитывает сейчас около 2-х тысяч участников в возрасте от 13 до 36 лет. В ней состоят школьники, студенты, рабочие, представители научной, технической и художественной интеллигенции.

Система делится на группы (“тусовки”). В них бывает два слоя: “пионеры” и “олдовые”, или “мамонты”. К первым относятся подростки, недавно ставшие хиппи, старательно усваивающие эту роль. “Олдовые” – старые члены Системы, серьезно вникающие в проблемы политики, мистики, художественного творчества.

Все хиппи носят длинные, распущенные волосы (“хайр”), обычно расчесывая их на прямой побор. Нередко лоб и затылок хиппи охватывает тонкая повязка (“хайратник”). Многие мужчины отпускают также бороду. Известны три основных причины ношения волос этими людьми:
1) это более естественно, ближе к природе;
2) Иисус Христос носил длинные волосы и бороду, хиппи ему подражают;
3) длинные волосы позволяют лучше улавливать излучения космического разума, являясь своего рода индивидуальными “антеннами”.

Хиппи носят джинсы , футболки, свитера, вышедшие из моды пальто. Одежда нередко рваная и потрепанная или ей специально придают такой вид; искусственно делают дырки, ставят заплаты на джинсах и куртках. На одежде нередко делают надписи на английском языке.

Все хиппи носят украшения (“феньки”): браслеты на руках (из бисера, кожаные или деревянные), бусы на шее, крестики на кожаных шнурках, изображение знаков зодиака, черепа и т.д. У современного хиппи на груди лежит “ксивник” – небольшого размера прямоугольный мешочек из джинсовой ткани. В нем находятся документы и деньги.

В холодное время хиппи живут в городе, ходят на “тусовки”, а летом путешествуют на попутных машинах, разбивают палаточные городки.

Хиппи считают, что человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне. Свободен человек и в любви. Раньше свобода любви у хиппи сводилась к возможности открыто вступать в интимную связь с тем, кого любишь. Теперь хиппи говорят о любви, способствующей единению людей. Хиппи проповедуют пацифизм: они призывают не отвечать на насилие насилием, выступают против службы в армии. Хиппи верят в иную, “высшую” реальность, существующую наряду с обыденной, в которой мы все живем. Выйти к ней можно через изменение состояния сознания посредством медитации или искусства. Отсюда большой интерес хиппи к проблемам религии и творческой деятельности.

Хиппи- романтики, любят все яркое, оригинальное, творческое. Они хотят быть свободными личностями, независимыми от общественных условностей. Поэтому хиппи в жизни действуют импульсивно. В то же время, они стремятся к новым отношениям в обществе, построенном на любви к другим людям. Однако, декларируемая хиппи естественность демонстративна, пародийна. Она является известным вызовом современному обществу, которое хиппи критикуют.


МЕТАЛЛИСТЫ.

Поклонники металлического рока – наиболее многочисленная группа неформалов. Он имеет несколько признанных разновидностей: “тяжелый металлический рок” (“хэви метал рок”), “черный металлический рок” (“блэк метал рок”), “скоростной металлический рок” (“спид метал рок”). Для этой музыки свойственны жесткий ритм, мощность звучания, большая свобода импровизации исполнителей.

Среди металлистов склонны к правонарушениям поклонники ансамблей “спид метал”. Уже сам их внешний вид вызывающ и агрессивен: в черной одежде, с остро отточенными шипами, большим количеством металла, помещенном на груди перевернутым крестом, на майках написанное краской слово “сатана” на английском языке. Они исповедуют культ сатаны, часто называя себя сатанистами. Сатанисты поддерживают ансамбли, призывающие к насилию, жесткости, проповедующие расизм, шовинизм. Они склонны к хулиганским поступкам, к провоцированию враждебных столкновений различных молодежных групп и участию в них. Часть металлистов питает симпатии к правым экстремистам, в том числе к неофашистам.

К металлистам примыкают группы подростков, которых привлекает не столько рок-музыка, сколько модный костюм неформалов или желание прикрыть им свои неблаговидные поступки. Они получили название “лохи”. Поверхностно разбираясь в проблемах металлического рока, лохи выступают блюстителями “чистоты” правил металлиста, ведут себя с окружающими очень вызывающе и агрессивно.

Среди металлистов имеются настоящие знатоки и ценители металлического рока, занятые в основном прослушиванием и обсуждением музыкальных произведений подобного жанра. Они миролюбивы, не увлекаются атрибутикой, готовы контактировать с официальными организациями.


СКИНХЕДЫ.

Скинхеды, или “бритоголовые”, выходцы из среды люмпен-пролетариев, появились в Германии и Англии в 60–70 гг. ХХ века. Тяжелое существование породило у них слепую ненависть к более состоятельным людям и стремление к ничем не прикрытому насилию по отношению к окружающим. Они занимались избиением и террором иностранных рабочих с целью их изгнания из страны. Последние “заслужили” это тем, что в массовом порядке лишали заработка коренных граждан, поскольку соглашались выполнять ту же работу за мизерную плату. Из них формируются основные “кадры” неонацизма. Однако ряды их неоднородны. Не всякий “бритоголовый” - фашист. Для многих из них участие в этих группах – лишь средство выразить свой протест против равнодушного отношения к ним общества. Внешне выглядят обычно так: узкие брюки, черные куртки, белые рубашки с черным узким галстуком, ботинки или кирзовые сапоги. Многие делают татуировку: фашистская свастика и другие символы “коричневых”. В группах такая же система соподчинения, как у гитлеровских фашистов. В этих группах проповедуется культ сильной личности, расизм, шовинизм, имеется интерес к черной магии. Многие члены этих групп систематически занимаются физической подготовкой.

Литература.

 В.Г. Степанов. Психология трудных школьников. Учебное пособие . М.: ACADEMIA, 2001 г
Журнал № 1. Воспитание школьника. М.: Асвета, 2003 г.
Ж. Годфруа. Что такое психология. Том 1. М.: Мир, 1992 г.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Когда ребенка травят в школе :: Как научить ребенка постоять за себя? :: "Какухажавать завонамичирипахами" :: Ниагарский водопад замерз. И это очень красиво! :: Разработка урока по физике в 8-м классе по теме "Решение задач по теме "Закон Ома" :: Дозор джунглей ( Les as de la jungle ), 2017 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Российские студенты продолжают сходить с ума. Теперь и в Орле!

Не успел один несчастный влюбленный студент из Бауманки угробить сначала предмет своей влюбленности, а потом и себя, как в Орле уже, наоборот, девушка поступает со своим возлюбленным еще круче, и тоже исключительно из романтических чувств. Правда, на себя ей решимости уже не хватило.

Масленица - 2018

Бакшевская Масленица (Маслострой) - самая массовая самодеятельная масленица современной России - ждет новых участников!


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Урок по предмету "Окружающий мир" на тему "Почему идет дождь и дует ветер?", 1-й класс
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru