детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Праздник фразеологизмов, пословиц и крылатых выражений : Внеклассная работа

  1. Подготовительный этап.
  2. Выбирают орг.группу, которая составляет список фразеологизмов, крылатых слов, исторических, библейских, из др./греческой, славянской мифологии.

    С помощью словаря учащиеся узнают значение фразеологизмов, запоминают в которых есть слова голова, нога, ухо, нос. Готовят плакаты, рисунки, викторины.

  3. Ход праздника.

Учитель. Вступительное слово.

Устная речь.

…Гаснет умная словесность,
Разговорная краса
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких
Сникнув, голос потеряв
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо
Не скудела в наши дни.

Учитель: наш праздник посвящен жемчужинам русского языка: пословицам, поговоркам, фразеологизмам и крылатым выражениям, которые делают нашу речь яркой, образной, выразительной.

Учащиеся выходят на сцену, один читает стихотворение, остальные поднимают плакаты со словами, в которых есть слово “вода”.

Как работает слово.

В. Суслов

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по – разному служит оно
Примеры тут можно найти без труда
Возьмем хоть короткое слово “вода”.
Вот был я мальчишкой, да детство прошло
С тех пор уж “не мало воды утекло”.
О смелом мы вправе сказать на перед,
Такой “сквозь огонь и сквозь воду пройдет”.
А гуси и утки сухие всегда
Заметили люди: “Как с гуся вода”
Случалось с тобою, ты правил не знал
Молчал при опросе? “Воды в рот набрал”.
Лентяй отдыхает, а время идет
Под камень лежачей вода не течет.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно мол, воду – то в ступе толочь.
Не прочь и другому сказать невзначай:
“Довольно лить воду ты дело давай”.
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, “воду носить решетом”
Стихи я пишу не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: “В стихах – то вода”.

Учитель (ведущий) объявляет условия.

Итак, мы с вами сейчас выберем 2 команды, они-то и поиграют сегодня с нами.

  1. Победителям – призы.
  2. Лучшему игроку проигравшей команды – приз.
  3. Учителю, набравшему больше всех баллов – приз.

Зрители тоже могут принимать участие.

Жюри приглашается за отдельный стол.

Предполагаемые названия команд

“Тертый калач”

“Стреляный воробей”

“Темная лошадка”

“И певец, и жилец и на дуде игрец”

1 конкурс “Найти пару”.

Рассыпались пословицы. Кто быстрее соберет, озвучит пословицы.

На 14 – ти карточках написано:

(одна половина фразы)

  1. Не спеши языком – торопись делом.
  2. Сам пропадай – а товарища выручай.
  3. С кем поведешься – от того и наберешься.
  4. Труд человека кормит – а лень портит.
  5. Глаза смотрят – а руки делают.
  6. Хочешь много знать – надо мало спать.
  7. Ученье – свет, а не ученье – тьма.
  8. По одежке встречают – по уму провожают.
  9. Грамоте учиться – всегда пригодится.
  10. Не сиди сложа руки – так не будет и скуки.
  11. Красна птица пеньем – а человек уменьем.
  12. Семь раз отмерь – один раз отреж.
  13. Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.
  14. Любишь кататься – люби и саночки возить.

(жюри оценивает)

2 конкурс.

Следующее задание – посложнее. Вы должны будете объяснить значение фразеологизмов, пришедших к нам из других миров, исторических событий, из сказок.

Конкурс “Подумай и ответь”

1 команда

2 команда

  1. Кануть в лету.
  2. Муки Тантала.
  3. Труба иерихонская.
  4. Лезть на рожон.
  5. Избушка на курьих ножках.
  6. Панический страх.
  1. Авгиевы конюшни.
  2. Уйти в объятия Морфея.
  3. Очертя голову.
  4. Узнать всю подноготную.
  5. Сизифов труд.
  6. Ахиллесова пята.

(жюри оценивает)

3. Конкурс “Откуда эти строки?”

Это конкурс на эрудицию. Посмотрим, как вы справитесь с этим самым трудным конкурсом.

(жюри оценивает команды, подводит предварительный итог)

4. Конкурс “Домашнее задание”.

Это конкурс, к которому задание было объявлено заранее. Это аукцион, а по закону аукциона, желаемая вещь достается тому участнику, который последним назовет более высокую цену.

На нашем аукционе команде, последней сказавшей слово, достанутся 3 (три) балла. А другой – 1 балл.

Итак, продаем слово “как”.

    1. как две капли воды
    2. как проклятый
    3. как вкопанный
    4. как говорится
    5. как дурень с писаной торбой
    6. как курица с яйцом
    7. как кот с салом
    8. как у Христа за пазухой
    9. как зеницу ока
    10. как за каменной стеной
    11. как корова языком слизнула
    12. как не бывало
    13. как на грех
    14. как на ладони
    15. как на подбор
    16. как огня
    17. как черт ладана боится
    18. как пить дать
    19. как придется
    20. как Бог на душу положит
    21. как пень
    22. как пробка
    23. как собаке пятая нога
    24. как мертвому припарка
    25. как корове седло
    26. как рыбе зонтик
    27. как сапожник
    28. как свои пять пальцев
    29. как с гуся вода
    30. как снег на голову
    31. как гром среди ясного неба

Побеждает та команда, которая последней скажет слово фразеологизм.

5. “Немое кино”.

(выходят двое учащихся: мальчик и девочка)

“Сильное кино”

А. Барто

1 – й ученик

Заранее, заранее
Все было решено
У школьников собрание
Потом у них кино.

Домой придет мой старший брат
Он мне расскажет все подряд
Он объяснит мне, что к чему.
А я большая, я пойму.

И вот он начал свой рассказ:

2 – й ученик

Они ползут
А он им – раз
А тут как раз она ползла
А он как даст ему со зла

Она им – раз
Они ей – раз
Но тут как раз
Ее он спас.

Он был с ней за одно
Ух, сильное кино!

1 – й ученик.

- Нет, видно, я еще мала
Я ничего не поняла!

6. Командам нужно изобразить без слов предложенные им фразеологизмы. Им выдаются листки с приготовленными фразеологизмами.

1 команда

2 команда

  1. намылить шею
  2. развесить уши
  3. два сапога – пара
  4. в трех соснах заблудился
  5. кот наплакал
  6. водить за нос
  7. переливать из пустого в порожнее
  8. втирать очки
  9. считать ворон
  1. заткнуть за пояс
  2. хоть глаз выколи
  3. шито белыми нитками
  4. двое дерутся – третий не лезь
  5. в одно ухо влетело, в другое – вылетело
  6. зарубить на носу
  7. обвести вокруг пальца
  8. засучив рукава
  9. связаны руки

 

Балл получают, если их “живая картина” разгадана.

На столе – реквизиты: мыло, белые нитки, пояс, сосна, два стакана, очки, веревка, сапоги.

7. Заключительный конкурс.

“Эти забавные животные” или “Восстанови фразеологизм”.

Необходимо восстановить нужные по смыслу слова из мира животных.

1 команда

2 команда

  1. Делить шкуру убитого…(медведя)
  2. Купить…в мешке (кота)
  3. Набить, как…в бочке (сельдей)
  4. Считать…(ворон)
  5. Брать…за рога (быка)
  6. Писать как …лапой (курица)
  1. Сесть на любимого… (конька)
  2. Пустить … в огород (козла)
  3. Дуется как …
  4. Дразнить…
  5. Смотреть как … на новые ворота
  6. Грязный как …

Жюри подводит итоги.

Призы, награждение.

Откуда эти строки?

1. “От радости в зобу дыхание сперло”.

И.А. Крылов “Ворона и лисица”.

2. “Есть еще порох в пороховницах”.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”.

3.

“Читай не так, как пономарь,
А с чувством, с толком, с расстановкой”.

А.С. Грибоедов “Горе от ума”.

4. “И дым отечества наш сладок и приятен”.

А.С. Грибоедов “Горе от ума”.

5. “А судьи кто?”

А.С. Грибоедов “Горе от ума”.

6. “Ну как не порадеть родному человеку”.

А.С. Грибоедов “Горе от ума”.

7. “Там русский дух, там Русью пахнет”.

А.С. Пушкин “Руслан и Людмила”.

8. “Тридцать Серебреников”

Библия Евангелия – деньги, полученные Иудой за то, что он предал Иисуса.

9.

“Сказка – ложь, да в ней намек
Добрым молодцам урок”.

А.С. Пушкин “Сказка о золотом петушке”.

10. “Ты сер, а я , приятель, его”.

И.А. Крылов “Волк на псарне”.

11.

“Чем кумушек считать трудиться
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?”

И.А. Крылов “Зеркало и обезьяна”.

12.

“Чему смеетесь?
Над собой Смеетесь”.

Н.В. Гоголь “Ревизор”.

13. “Нет повести печальнее на свете…”

У. Шекспир “Ромео и Джульетта”.

14. “Растекаться мысленно по древу”.

“Слово о полку Игореве”.

15. “Рожденный ползать летать не может”.

М. Горький “Песня о Соколе”.

16.

“Быть или не быть
Вот в чем вопрос”.

Шекспир “Гамлет”.

Крылатые выражения.

1. Кануть в лету. В греческой мифологии Лета – река забвения в Аиде, подземном царстве. Души умерших по прибытию в подземное царство пили из нее воду и забывали свою прошлую жизнь.

Кануть в лету – навсегда исчезнуть, быть забытым.

2. Прометеев огонь – священный огонь души.

3. Муки Тантала - в греческой мифологии Тантал, царь Фригии, был любимцем богов. Но, возгордившись своим положением он оскорбил богов и был жестоко наказан.

Вечно испытывает муки голода и жажды. Он стоит по горло в воде, но не может напиться (вода отступает). Над ним нависли ветви с роскошными плодами, но ветки отклоняются, когда он протягивает руки. Муки Тантала – невыносимые, нестерпимые мучения, невозможность достигнуть желанной цели, несмотря на ее близость.

4. Труба иерихонская.

Из библии Евреи при выходе из египетского плена на пути своем в Палестину должны были взять город Иерихон. Но стены его были прочные и разрушить их было нельзя. Однако от звука священных труб стены пали сами собой. И благодаря этому чуду город был взят. Труба иерихонская – громкий, трубный голос.

5. Избушка на курьих ножках – из русских народных сказок, где живет Баба – Яга. Избушка на курьих ножках – небольшое ветхое строение.

6. Уйти в объятия Морфея. В греческой мифологии Морфей – сын бога сна Гипсона, крылатый бог сновидений.

7. Авгиевы конюшни – конюшни царя Элиды, Авгия. Которые в продолжении многих лет не убирались. Очищены они были Гераклом, который изменил русло реки.

- грязное место, запущенное дело, беспорядок.

8. Панический страх.

Пан в др.греческой мифологии бог лесов. Пан наводит внезапный безотчетный страх на людей, особенно путников в глухих и уединенных лесах.

9. Лезть на рожон. В др.русских языках рожон – это заостренный с одного конца нож, рогатина. На Руси с заостренным перед собой колом охотники ходили на медведя. Напоровшись на рожон медведь погибал. Медведь в ярости шел на верную гибель.

- по собственной воле идти на крупные неприятности, предпринимать действия, заведомо обреченные на полный провал.

10. Очертя голову. Древние воины перед боем очерчивали мечом вокруг своей головы магический круг. Считалось, что такой обряд ослабит удары врага и сохранит воину жизнь.

- поступить решительно и безрассудно.

11. Сизифов труд. В др.греческой мифологии царь Сизиф за оскорбление богов был присужден Зевсом к вечной муке в Аиде: он должен был вкатывать на гору огромный камень, который, достигнув вершины, опять скатывался вниз.

- тяжелая, бесконечная и бесполезная работа.

12. Ахиллесова пята. Мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку, она держала его за пятку и она осталась уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был ранен стрелой Париса.

- слабая сторона, уязвимое место чего-либо.

13. При царе Горохе. В одной из русских сказок говорится, что когда мир был наполнен лешими, ведьмами, русалками, текли молочные реки и были кисельные берега, правил царь Горох.

14. Яблоко раздора.

Богиня раздора Эрида подкинула на свадебном пире золотое яблоко с надписью “прекраснейшей”. Три богини: Афина, Гера и Афродита заспорили о том, кому должно оно принадлежать. Спор разрешил Парис, сын царя Трои приказал присудить яблоко Афродите. Афродита помогла Парису похитить прекрасную Елену, жену спартанского царя Менелая, из-за чего произошла Троянская война.

- ширина спора, вражды.

© Блог ВМЭШ / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Тема урока: "Неиспользованные возможности итогового контроля знаний учащихся по математике" :: Фрагмент урока по русскому языку в 3-м классе по теме: "Одушевлённые и неодушевлённые существительные" (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова) :: Факультативный курс "Современная русская орфография". Тема: "Эвристические задачи по деривации" (2 часа) :: Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Условное наклонение глагола. Лингвистическая сказка" :: Развивающее адаптационное занятие "Собираемся в дорогу" из цикла "Впереди у нас пятый класс" :: Интегрированный урок русского языка и окружающего мира во 2-м классе по теме: "Одушевленные и неодушевленные существительные в живой и неживой природе" :: Адаптационные траектории в вопросе преемственности обучения между начальной и средней ступенями обучения ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Школьные занятия: Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD