детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию школьников : Внеклассная работа

Мне повезло, что я родилась и живу в России, в прекрасном городе-герое Мурманске. А города, как люди. У каждого свой облик, характер. Характер нашего города – морской, облик - рабочий, судьба удивительна.

Возраст нашего города равен возрасту одной человеческой жизни – 87 лет. Все изведавший, все испытавший, помнящий две революции и две войны, он выстоял, поднялся, выпрямился и утвердился.

Сегодня Мурманск – самый большой город за чертой Полярного круга. Это город – город-моряк, город-рыбак, город-труженик, город-воин, а с мая 1985 года – город-герой.

В центре старейшего восточного микрорайона моего любимого города на высокой сопке стоит просторное четырехэтажное здание замечательной школы № 28, в которой я и работаю. Каждую осень звенят здесь детские голоса, с букетами цветов ведут сюда первоклассников теперь уже бывшие ученики. Выросли под окнами деревья, посаженные их родителями в далекие годы, а школа уже почти 50 лет продолжает дарить знания, тепло и радость новому поколению мурманчан. Школа для меня – это мой дом, это моя семья, это моя жизнь. И этим я очень горжусь!

В школе работает педагогический коллектив:

Всего 52 педагогических и руководящих работника, из них 45 имеют высшую и первую квалификационную категории.

30 педагогов награждены значком “Отличник народного образования”, 2-е - нагрудным знаком “Почетный работник общего образования РФ”, 2-м педагогам присвоено звание “Заслуженный учитель Российской Федерации”

Всего в школе 425 учащихся, 21 класс, из них

    • 2 кадетских
    • 3 гимназических
    • 4 профильных
    • 2 компенсирующего обучения
    • 2 коррекционно- развивающего обучения

Основные приоритеты в условиях развивающей и развивающейся школы:

    • реализация программ: “Здоровье школьников на Крайнем Севере”, “Семья - школа – социум”, “Патриоты России”;
    • внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс;
    • профильное обучение и т.д.

За последние десять лет школа стала:

    • лауреатом городского конкурса “Школа года”;
    • лауреатом городской выставки новинок образовательных услуг за творческий подход, новаторство в обучении и воспитании детей;
    • лауреатом областного смотра школьных библиотек;
    • победителем городского смотра-конкурса школьных территорий;
    • лауреатом городского смотра образовательных учреждений по патриотическому воспитанию школьников;
    • школьная библиотека – победителем регионального тура конкурса “БиблиОбраз” в номинации “Диалог”;
    • дипломантом городской образовательной выставки “Из опыта работы ОУ по реализации “Программы патриотического воспитания школьников города-героя Мурманска на 2002-2004 гг.”

Происходящие сегодня процессы в стране в условиях современного экономического политического реформирования выдвигают ряд важных качественно новых задач в воспитании детей и молодежи.

В связи с этим проблема патриотического воспитания наших учащихся становится одной из актуальных. И вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к решению задач по формированию личности ребенка.

И не случайно с 1992 года стали говорить о реставрации кадетского движения в России. А с выходом распоряжения Президента РФ от 9 апреля 1997 года "“О создании образовательных учреждений кадетских школ” и постановления Правительства РФ от 15 ноября 1997 года, утвердившего Типовые положения о кадетской школе, была создана нормативно-правовая база для создания кадетских образовательных учреждений. Коснулась эта волна и Мурманска. Кадетское движение в нашей области и городе только начинает формироваться. В 2001 г. был открыт первый кадетский класс в одной из школ города. Сейчас таких классов 12 в ОУ г. Мурманска и два класса в военном городе Североморске.

На основании решения комитета по образованию администрации города-героя Мурманска с 1 сентября 2002 года и в нашей школе был открыт кадетский класс – 5А.

Теперь их два. Задачи образования в этом классе следующие:

    • дать среднее (полное) общее образование и дополнительные образовательные знания и навыки;
    • воспитать высококультурных граждан, готовых служить Отечеству как на военном, так и на гражданском поприще.

Наши кадеты изучают историю кадетского движения. С 21 декабря 2002 г. кадетский класс стал структурным подразделением Мурманской общественной организации Кадетское братство под председательством бывшего кадета и нахимовца Меньшова Валентина Михайловича, автора книги “Российские кадеты”.

В школе создан пакет документов:

    • Типовое положение о кадетских классах средней общеобразовательной школы № 287 (разработано на основании постановления Правительства от 15 ноября 1997 года № 1427).
    • Программа развития кадетского класса, главной целью которого является интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развития обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, создание условий для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
    • Учебный план.
    • Программы по дополнительному образованию.
    • Комплексно целевая программа “Патриоты России” по патриотическому воспитанию учащихся кадетского класса.
    • Папка документов кадета (символика кадетского класса (гимн, герб), Кодекс чести, права, обязанности и заветы кадета).
    • Циклограмма основных мероприятий кадетского класса и другой материал.

Кадетский класс организован как класс-группа. Приказом директора назначаются классный руководитель и воспитатель группы продленного дня, которые призваны осуществлять совместно с родителями и учениками воспитательную работу по формированию и становлению кадетского класса в соответствии с воспитательным задачами школы.

Приказом директора назначается командир отделения (класса) и командиры подразделений, которые отвечают за личный состав и несут ответственность за соблюдением прав и обязанностей кадет, выполнением дисциплины и правил поведения.

Командир по графику назначает из числа кадет дежурного по отделению (классу). В его обязанности входит:

    • сдавать рапорт учителю на каждом уроке;
    • отметить отсутствующих в “Тетради посещаемости”;
    • доводить до личного состава изменения в расписании;
    • отвечать за “Журнал замечаний по личному составу”;

и ряд других организационных моментов.

Жизнедеятельность классного коллектива кадет курирует заместитель директора по воспитательной работе Щеклеина Г.Г. и преподаватель по военной подготовке Демченко А.А.

Система дополнительного образования в 5-6 классах представлена спецкурсами, факультативами, кружковой деятельностью, которые проводятся во второй половине дня. Это - начальная военная подготовка как обязательная дисциплина, история русской армии и кадетских корпусов, история Отечества, прикладная физическая культура, бальный этикет, риторика, художественное творчество, театральная студия, бальный танец, отделение барабанщиков и горнистов.

Хочется остановиться на некоторых из них. Так, спецкурс по истории Отечества “История в лицах” предполагает изучение истории через деяния исторических личностей. В нем особое внимание уделяется, биографии, оценке личности по поведению в экстремальных для Отечества условиях и её вкладе в развитие цивилизованного процесса. Кроме того, дается представление о культуре прошлого: о книгопечатании, живописи, сведения о религии, архитектуре и музыке. В основу программы положены новые подходы к изучению истории.

Спецкурс “Основы начальной военной подготовки” является обязательной учебной дисциплиной. Он состоит из 2-х разделов: строевая и огневая подготовка. Строевые занятия вырабатывают у учащихся четкость и автоматизм действий, единое понимание и одновременность исполнения команд, строевую выправку и молодцеватость (красивая осанка и твердая походка), воспитываются коллективизм и товарищеская взаимопомощь, дисциплинированность, опрятность и подтянутость, быстрота реакции.

Огневая подготовка совершенствует мышление, воображение, внимание, способность ориентироваться в меняющейся обстановке.

Особенность проведения курса заключается в его практической направленности. Кроме уроков проводятся:

    • Экскурсии в воинскую часть для ознакомления с реальной жизнью военнослужащих;
    • Экскурсии на военные корабли Северного флота; по местам Боевой славы.

С большим интересом кадеты занимаются риторикой, где учатся правильно и красиво говорить, общаться. Особенно им нравится бальный этикет и бальные танцы. Ведь в наших кадетских классах учатся не только мальчики, но и девочки. Смешанный коллектив воспитывает в детях кадетского класса более уважительное отношение к противоположному полу. И даже командиром первого кадетского класса была единогласно избрана девочка, потому что, по мнению ребят, она самая справедливая, добрая, умная. Организуя кадетские классы на параллели 5-х классов, мы не ставили целью “привязать” их к какому-то определенному роду войск или Армии. Военная допрофессиональная подготовка планируется с 8-9 класса. Сейчас кадеты получают общее представление об армии, флоте, тем более, что у школы есть тесная взаимосвязь с различными войсковыми частями города: батальоном связи пограничников и в/ч внутренних войск МВД России.

Из истории жизни наших кадет…

Шефом кадет является командир ракетно-артиллерийского дивизиона авианесущего крейсера “Адмирал Кузнецов” Дмитрий Алексеевич Серебров.

Не многие кадеты города могут похвастать тем, что побывали на таком замечательном корабле, а вот Дмитрий Алексеевич предоставил ребятам такую возможность. Мальчишки и девчонки одинаково заинтересованно слушали рассказ шефа о военных походах, о летчиках и моряках, которые служат на крейсере, постояли дети на краю взлетной площадки, посмотрели и даже потрогали навигационные приборы в рубке командира. А мальчишки не удержались и заглянули в матросский кубрик, чтобы посмотреть – какова она, воинская служба. Ведь служба в армии – почетная обязанность, и исполнить её когда-то предстоит и им.

Ребята остались в восторге от этой экскурсии и, почувствовав себя уже чуточку военными, с азартом “сражались” на школьной игре “Зарничка”, в окружном и городском конкурсах. И вот уже долгие часы тренировок, волнение и страх позади. А в зале звонко и немного задиристо звучат знакомые слова: “Не умирать, а побеждать! Орлята учатся летать!”

И когда объявили результаты смотра, и оказалось, что 1-е место занял кадетский 5А класс школы № 28, радости не было предела. Мальчишки вовсю кричали: “Ура!”, а у девочек то ли от радости, то ли от пережитого волнения блестели слезы на щеках. Тем более было приятно слышать, что из трех классов, достойных призовых мест, наш класс выделялся не только четкостью выполнения заданий, но и солдатской выправкой, и боевым духом.

А в мае кадетский класс как победитель городского смотра строя и песни, получил приглашение губернатора области Ю.А. Евдокимова участвовать в параде, посвященном 65-летию образования Мурманской области. Приятно было слышать, как аплодировали люди стройным рядам кадет, марширующих с очень серьезными лицами.

Но не только с военными существуют у кадет прочные связи. Ведь патриотизм проявляется не только в гордости за достижения родной страны, но и в уважении к её историческому прошлому, и в бережном отношении к народной памяти.

Вот уже два года подряд школа организует в летний период оборонно-спортивный лагерь “Патриот” на базе войсковых частей (2002 г. – в г. Мурманске, а в 2003 г. – за пределами города, в п. Магнетиты Мурманской области).

Было организовано пятиразовое питание. 22 дня ребята жили на казарменном положении по распорядку дня, утвержденному директором школы и командиром в/ч, в условиях, приближенных к воинской службе.

За время лагерной смены были проведены следующие мероприятия:

    • походы в лес
    • соревнование “Школа безопасности”
    • первенство лагеря по футболу, пионерболу, настольному теннису
    • легкоатлетическое троеборье
    • строевая подготовка
    • огневая подготовка (АК-74)
    • спец. подготовка (связь)
    • прощальный костер

После того как смена заканчивается, сотрудничество с войсковыми частями еще более крепнет.

Год работы кадетского класса показал, насколько дети изменились в лучшую сторону, как сильно они отличаются от других школьников, с какой гордостью и честью они носят кадетскую форму.

Таким образом, для развития кадетского класса мы выстраиваем образовательный процесс и в учебный план вводим все необходимые области наук, которые и подкрепляют выполнение наших планов по урочной и внеурочной деятельности.

В результате мы хотим получить в нашем ученике важные для патриота и гражданина качества (т.е. прогнозируемую модель выпускника):

    • готовность любить и защищать свою Родину
    • умение управлять своим здоровьем
    • совершенствование нравственных качеств
    • активную гражданскую и социальную позицию

В дальнейшем мы думаем, что готовы в нашей школе объединить кадетские классы города, если нас поддержит городской комитет.

Развитие кадетского движения в одном отдельно взятом ОУ решит многие проблемы: кадровые, финансовые, воспитательные. У нашей школы есть все предпосылки для открытия на базе школы № 28 кадетского корпуса. И я надеюсь, что это, поможет нам глубже изучить передовой опыт России по кадетскому движению.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Методические разработки уроков изобразительного искусства :: Экологический проект как способ обеспечения преемственности начальной и средней школы :: Урок биологии в 7-м классе на тему: "Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений" :: Структурирование процесса обучения химии как средство формирования учебно-познавательной и креативной компетентности учащихся :: Тема урока: "Введение понятия "умножение"". 2-й класс :: Квадрат ( The Square ), 2017 :: /Прихожие/Адажио / Ангстрем / Прихожая Адажио 7 Ангстрем ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Тихое место (A Quiet Place), 2018

Мистический триллер о семье фермеров, которые жили в тишине и уединении, – пока не стали мишенью для незримого преследователя потусторонней природы.

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

?гра как средство обучения учащихся французскому языку на начальном этапе
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD