детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Разработка часа общения "Вспомним всех поименно" : Внеклассная работа

Цели:

  • воспитание личностного, гражданского и нравственного становления подростка через образ участника Великой Отечественной войны;
  • составить у учащихся представление о масштабах трагедии нашего народа.

Задачи:

  • развить у учащихся гражданскую ответственность;
  • воспитать гуманное отношение к нашей истории;
  • формировать чувство уважения к людям, отдавшим свои жизни за нашу свободу.

Форма: час общения “Экскурсия в нашу историю”.

Участники: учащиеся десятого и одиннадцатого классов групп “Автослесарь”, классный руководитель.

Подготовительная работа:

  • создание творческих, инициативных групп по подготовке часа общения: поисковой, оформительской. Задание всем учащимся: узнать о своих родных, участниках ВОВ;
  • организационные встречи с инициативной группой по разработке и подготовке хода проведения часа общения;
  • оформление плакатов;
  • подбор фрагментов фильма о начале войны;
  • прослушивание песен о войне;
  • размещение фотографий на стенде;
  • подбор стихотворений и их чтецов.

Оформление, оснащение:

  • кабинет оформлен плакатами “Вспомним всех поименно, горем вспомним своим.... Это нужно –  не мертвым! Это надо –  живым” и
    “9 Мая – День Победы”;
  • около доски стоит стенд с фотографиями: РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ! СООБЩЕНИЕ СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА. БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ ВЕДЕТ БОЙ. ЗЕМЛЯКИ – ВОИНЫ ГЕРОИ;
  • на классной доске написана тема часа общения;
  • телевизор;
  • видеомагнитофон;
  • проигрыватель, пластинки (записи песен на военную тематику в исполнении В.Высоцкого и А. Розенбаума.);
  • видеофильм (отрывки) о начале и окончании войны;
  • видеозапись минуты молчания.

ПЛАН

1. Классный руководитель приветствует присутствующих и объявляет тему Часа общения.

2. Рассказ учителя о своём отце. Опрос ребят об их близких, родственниках, участвовавших в боевых действиях и работавших в тылу.

3. Учащийся читает стихотворение “Война” А. Твардовского.

4. Диалог с учащимися о начале войны.

5. Просмотр фрагмента видеофильма о начале войны.

6. Учащиеся читают стихотворение А. Твардовского “Я убит подо Ржевом”.

7. Классный руководитель читает “Заявления Советского правительства”.

8. Второй ведущий продолжает рассказ о первых днях войны, о первых защитниках Брестской крепости, о героях известных и безымянных.

9. Показ фотографий. В это время звучит песня В.Высоцкого “На братских могилах”.

10. Учащийся читает стихотворение С. Орлова “Его зарыли в шар земной”.

11. Видеофрагмент “Минута молчания”. Учащиеся стоя чтят память погибших.

12. Рассказ учителя о наших земляках, героях Великой Отечественной войны. Показ фотографий из архива музея.

13. Учащийся читает стихотворение М. Львова “Мужчины умирают, если нужно”.

14. В полной тишине учитель читает строки с плаката “Вспомним всех поименно…”

15. Учитель благодарит присутствующих за участие в часе общения.

Часть 1. Воспоминание

Классный руководитель. Мой отец родился в многодетной семье, в небольшой деревне Бобруйской области. Когда началась война, ему было десять лет. Поскольку семья жила в доме у дороги, немцы заняли его сразу, как вступили в деревню. Вся семья перебралась в хлев, где стояла корова и мелкий скот. Всех животных в последствии немцы зарезали и съели. Семья голодала, младшие дети стали умирать, старшие еще как-то держались.
Несмотря на всю тяжесть своего положения, папа помогал партизанам: снабжал их новостями о продвижении на фронтах наших войск, носил письма родных, живших в деревнях. Конечно, его помощь была мизерная, незаметная на первый взгляд, но, я думаю, нужная людям, жившим в лесу, делающим большое общие дело –  приближение Победы. А теперь я прошу вас ребята рассказать о своих близких, тех, кто был участником войны и работал в тылу. Первый ученик рассказал о своем дедушке, летчике, который погиб в неравном бою, сражаясь с немецкими лётчиками в небе над Украиной. Несколько человек вспомнили о близких им людях, трудившихся в тылу, делавших снаряды для нашей армии.

Часть 2. Начало войны

Первый чтец.

Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова.
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть, и нет!

Диалог с учащимися о начале войны: сколько погибло людей на фронте и в тылу, какой год мы встречаем мирную весну.

Первый ведущий. 59 лет назад отгремели последние орудийные залпы. Годы, отделяющие нас от победного дня, срок, равный жизни зрелого человека. 1418 дней и ночей на фронтах, в тылу врага, на заводах у станков, на фабриках, в полях сражался наш народ против фашисткой нечисти. Мы низко кланяемся живым и мертвым, бессмертным и бесстрашным, тем, кто принял бой на рассвете 22 июня 41 года и тем, кто добил врага в его логове.

Просмотр фрагмента видеофильма о начале войны. Звук убран, стучит монотонно метроном, и в создавшейся тишине слушаем стихотворение.

“Я убит подо Ржевом”

Первый чтец.

Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки –
Точно в пропасть с обрыва –
И не дна ни покрышки

И во всем этом мире,
До конца этих дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.
Я – где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я – где с облаком пыли
Ходит рожь на холме:
Где травинку к травинке
Речка травы прядет, –
Там куда на поминки
Даже мать не придет.

Второй чтец.

Я убит под Ржевом
Тот еще под Москвой.
Где-то, воины, где вы,
Кто остался живой?
В городах миллионных
В селах, дома в семье?
В боевых гарнизонах
На не нашей земле?
Ах, своя ли, чужая,
Вся в цветах иль в снегу…
Я вам жить завещаю,
Что я больше могу.
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой Отчизне
С честью дальше служить.
Горевать – горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать – не хвастливо
В час победы самой.
И беречь ее свято,
Братья, счастье свое –
В память воина – брата,
Что погиб за нее.

А.Твардовский

Классный руководитель. Заявления Советского правительства 22 июня 1941 года”. Сегодня, в четыре часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города – Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и другие… Красная армия и весь наш народ поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу…Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами! (Фотография “Родина-Мать зовет”) С тревогой за судьбу Родины трудящиеся слушали по радио заявление Советского правительства о нападении фашисткой Германии. (Фотография)

Второй ведущий. Один маленький эпизод большой войны. Противник наступал дерзко, сразу на всех участках нашей границы. Брестская крепость спала спокойно мирным сном, кроме пограничного дозора, который в четыре часа утра увидел яркую вспышку на темном небе, и в следующий миг грохот сотен рвущихся снарядов потряс землю. Страшное было пробуждение, многие погибли в первые минуты, не успев прийти в себя. Густая пелена дыма и пыли, заволокла всю крепость. Рушились и горели дома, гибли люди под развалинами от осколков рвущихся снарядов. Плотное кольцо огня отрезало крепость от города Бреста. Огневой вал артиллерии противника с неистовой силой прошел по островам. Упорное героическое сопротивление маленького гарнизона, его умелые, решительные действия заставили целый корпус германской армии оставаться перед крепостью в первый же день войны. 22 июня у подножья крепости германские войска получили первый приказ об отступлении. Они ни разу не отступали ни на западе, ни на севере, ни на юге Европы. А в районе Брестской крепости на востоке СССР немцы вынуждены были отступать. (Фотография “Крепость ведет бой”. Звучит песня в исполнении В.Высоцкого. “На братских могилах”.)

“Его зарыли в шар земной”

Первый чтец.

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдатом,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему, как мавзолей земля –
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей.
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей.

Сергей Орлов

Видеофрагмент “Минута молчания” со словами скорби, произносимыми Левитаном. Все встают. В память о погибших чтим их подвиг минутой молчания.

Классный руководитель.

Минута молчания,
Минута прощания.
И вспомнить все сразу,
Не в силах наш разум.
Минута молчания
На сердце печалью

Часть3. Наши земляки

Первый ведущий. В нашем современном городе живут прекрасные люди, которые сражались с врагом на многих фронтах. Виктор Васильевич Емелин в свои восемнадцать лет в 42-ом году освобождал город Ржев. Немцы держали этот город, как плацдарм для наступления на Москву. Воевал на Белорусском фронте, освобождал Вильнюс, Каунас. Был награжден орденом Славы III степени, орденом Красной Звезды и орденом войны II степени (фото). В поселке Чульман живет семья Александра и Александры Антоновых, которые сражались на Украинском фронте, в Болгарии, Югославии. Эти два прекрасных человека награждены медалями (фото). Сюгин Михаил Иванович встретил День Победы в сорока километрах от павшего Кенигсберга. Лучшая немецкая крепость оказывала сопротивление четверо суток. За боевые операции Михаил Иванович награжден орденом Славы III степени. Такие герои, уже пожилые и не чем не выделяющиеся люди, живут среди нас, ходят по тем же улицам, что и мы. Они совершили огромный подвиг, защищая нашу Землю.

Звучит песня в исполнении А. Розенбаума “А может, не было войны”.

Второй ведущий.

Чтоб стать мужчиной, мало им родиться,
Чтоб стать железом, мало быть рудой.
Ты должен перевоплотиться, Разбиться.
И, как руда, пожертвовать собой.
Какие бури душу захлестнули?
Но ты солдат и все сумей принять:
От поцелуя женского до пули,
И научись в бою не отступать.
Готовность к смерти – тоже ведь оружье.
И ты его однажды примени…
Мужчины умирают, если нужно,
И потому в веках живут они

Михаил Львов

Часть 4. Заключительная

Классный руководитель.

Вспомним всех поименно
Горем вспомним своим….
Это нужно – не мертвым,
Это надо – живым.

Используемая литература:

  1. Антология Советской фотографии 1941-1945г. Издательство “Планета” Москва 1987 г.
  2. Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2т.: Дрофа: Вече, 2002 г.
  3. Великая Отечественная. Стихотворения и поэмы. В 2т.: Издательство “Художественная литература” Москва, 1970 г.
  4. Газета Индустрия севера 2001 г.
  5. Документальный фильм “Война”
  6. Нерюнгринский городской музей (архивные фотографии и статьи)
  7. Твардовский А. Т. Стихотворения. Поэмы – М.: Дрофа: Вече, 2002 г. (Библиотека отечественной классической художественной литературы)
  8. Энциклопедия для детей Т.5. История России и её ближайших соседей. 4.3. XX век. 3-е изд.,  – М.: “Аванта +”, 2003 г.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Изображение праведницы в сказке Н.С. Лескова "Маланья — голова баранья" :: Методика групповой формы обучения математике с применением компьютеров :: Урок обобщения и систематизации знаний в 5-м классе по теме: "Обыкновенные дроби" :: Обобщающий урок в 11-м классе по теме: "Первообразная. Интеграл" :: Классный час по теме "Поговорим о доброте" :: Прощай, Кристофер Робин ( Goodbye Christopher Robin ), 2017 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

06.12.17: Ямагатский грипп, надвигающийся на Россию: чем страшен, а чем нет? (Спойлер: прививки в данном случае не помогут)

05.12.17: Травля в детских коллективах (да и не только детских): коротко и образно в изложении Валерия Воскобойникова

01.12.17: Напоминаем, что мы уже больше 10 лет отбираем для Вас самые лучшие сценарии новогодних праздников и утренников для детей!

02.11.17: «Стрепсилс» изымают из аптек: почему и что это для нас значит? (Спойлер: да, в общем-то, ничего)

30.10.17: Подробности об эпидемии пневмонии-2017

25.10.17: Что такое "внебольничная пневмония" 2017 года?

22.10.17: Особенности гриппа "Мичиган" (штамм сезона 2017-2018 гг.)

09.09.17: Чемпионский титул или смартфон? Выбор для подростка

26.08.17: Букеты из чая, кофе и конфет

11.08.17: Готовимся к 1 сентября: Модные букеты 2017

16.07.17: До какого возраста и на каком сиденье необходимо автокресло ребенку. Изменения в ПДД с июля 2017

09.07.17: Влияют ли позы партнеров на вероятность успешной беременности и если да, то как.

02.07.17: Режутся зубки у ребенка: чем снимать боль



Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Заключительный урок по теме "?нтеграл", 11-й класс
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru